Раздел 6. Духовный учитель и ученик

Тема 1. Гуру и гуру-парампара

Гуру-таттва – это истина о положении духовного учителя: с одной стороны он является уполномоченным представителем Верховной Личности Бога, а с другой стороны, сам по себе, он является близким спутником Господа.(ШБ 4.29.51; ЧЧ, Ади 1.44-47) В писаниях упоминаются 3 непостижимые таттвы: шива-таттва, шакти-таттва и гуру-таттва. Это говорит о том, что в совершенстве постичь гуру-таттву невозможно.

Гуру-шакти – способность действовать в роли духовного учителя. Является энергией, исходящей непосредственно от Самого Кришны. Кришна Сам проявляет ее через Своего чистого преданного и уполнамачивает его быть представителем Верховной Личности Бога. (ЧЧ, Антья, 5.71-74; Мадхья 25.9)

Гуру – любой, кто дает духовные наставления (шикшу), основанные на священных писаниях. Гуру – это, в первую очередь, вайшнав. Дословно «гуру» означает «тяжелый» (УГК, стр. 258) Он нагружен знанием (реализованным) о Кришне, то есть, гуру – это тот, кто знает Кришну и представляет Кришну.

Шикша – это процесс передачи знания. (ШБ 6.15.16).

Гуру также является ачарьей, то есть, тем, кто учит своим примером. (ЧЧ, Ади 146) Он также представляет Шрилу Вьясадеву, открывшего миру Ведическую мудрость. Поэтому гуру, давая наставления, сидит на возвышающемся сидении (вйаса-асана), а празднование явления духовного учителя по лунному календарю называют «Вьяса-пуджей», что дословно означает поклонение Вьясадеве. (ШБ 1.1.5).

Парампара – дословно «один за другим», то есть, это непрерывная цепь преемников духовного знания от учителя к ученику. Таким образом знание передается без искажений. Подобно тому, как спелое манго, находящееся на вершине дерева, остается целым, если его передают по цепочке вниз из рук в руки, а не бросают сверху на землю. (ШИ М.6; ЧЧ, Ади 7.28; ШБ 2.8.25; НС, стр. 97).

Сампрадайя – школа передачи духовного знания, включающая в себя многие ветви ученической преемственности (парампара).

Парам-гуру – это гуру нашего духовного учителя.

Сампрадайя-ачарья, или ади-гуру – основатель сампрадайи, занимает особое место среди всех наставляющих духовных учителей, является главным шикша-гуру для всех поколений преданных данной сампрадайи. Любой преданный может быть принят как наставляющий или инициирующий духовный учитель только в том случае, если его учение не отлично от учения сампрадайя-ачарьи.

Ачарья-основатель – великий преданный, который обладает особыми полномочиями для того, чтобы восстановить, возродить парампару, когда она слабеет, чтобы дать ей новое направление, приспособить согласно времени, месту и обстоятельствам. (ЧЧ, Ади 7.38) Находясь на самом высоком уровне духовной жизни, он берет на себя ответственность за всех своих последователей. Поэтому его наставления всегда остаются самым высшим и авторитетным словом для всех его последователей.

Гуру, садху и шастры всегда представляют Абсолютную Истину, поэтому мы должны сверять получаемое нами знание с этими источниками. (ШБ 4.26.12).

Чайтья-гуру – духовный учитель в сердце, то есть Параматма. (ЧЧ, Мадхья 22.47; ШБ 2.9.7; 4.28-44).

Вартма-прадаршака-гуру – тот, кто в этой жизни впервые знакомит нас с сознанием Кришны, «указывает путь». (ЧЧ, Мадхья 8.128).

Шикша-гуру – наставляющий духовный учитель. И шикша- и дикша-гуру относятся, в первую очередь, к категории наставляющих учителей. (ЧЧ, Мадхья 8.128).

Дикша-гуру – гуру, дающий посвящение. Через него ученик предлагает свое служение Кришне. Дикша-гуру берет на себя наибольшую ответственность за ученика, и обязанности ученика по отношению к нему являются самыми главными. После инициации ученик должен относиться ко всем шикша-гуру как к представителям дикша-гуру и принимать их наставления в той мере, в которой они согласуются с наставлениями дикша-гуру. (ШБ 4.12.32; 11.3.21; ННт.1;ЧЧ, Дни 1.47; 1.57; ИВН, стр. 630-631).

Истинный духовный учитель должен:

ü принадлежать к цепи истинной ученической преемственности; (ШБ 3.7.39; НС, стр. 77-83)

ü быть совершенным учеником, то есть строгим последователем своего духовного учителя; (ШБ 6.11.24; 7.9.26; 8.16.24)

ü знать Кришну и быть способным на основе священных писаний рассеять сомнения ученика. Он должен быть утвердившимся в чистом преданном служении; (ШБ 1.2.12; 1.18.18; 3.6.30; 2.8.7; НС, стр. 86-87)

ü принимать служение и поклонение ученика (которое зачастую несовершенно или даже вместо помощи причиняет одни беспокойства) и отвечать взаимностью, вдохновляя ученика на еще большуюпреданность гуру и Кришне; (УГЧ, стр. 175; 296)

ü быть лишенным эгоистических мотивов и рассматривать необходимость принимать служение от ученика как обязанность перед своим духовным учителем, направляя это служение все без остатка на Кришну, моля Его принять суть этого служения, не взирая на его недостатки. (Именно поэтому служить Кришне непосредственно – это смешная затея для нас. Смешно думать, что Кришна примет наше служение, которое, фактически, является сплошным оскорблением. Но сострадание духовного учителя столь велико, что он заступается за нас перед Кришной, и поэтому Кришна больше склонен смотреть не на оскорбления, а на наши искренние попытки удовлетворить Его);

ü обучать ученика своими наставлениями и личным примером науке и искусству преданного служения. Гуру принимает на себя ответственность привести ученика обратно к Богу (с условием, что тот будет неукоснительно следовать всем его наставлениям). (ШБ 2.9.40; 5.5.18; БГ 3.21).

Духовный учитель считает себя слугой своих учеников, принимая на себя твественность за их обучение, а также слугой своего духовного учителя, беря аскезу принимать и передавать служение и поклонение своих учеников Шри Шри Гуру и Гауранге. Он принимает на себя это бремя, следуя указаниям и желанию своего духовного учителя и возвышенных вайшнавов. (ШБ 4.18.5; НС, стр. 35; 419-420).


Наши рекомендации