Тема 10. Обусловленная душа. Перевоплощение. Эволюция души

Форма сознания живого существа в момент смерти определяет форму его следующего грубого тела (БГ 8.6; 15.8-10).

Сознание, благодаря ложному отождествлению, распространяется на тонкое тело (ум, разум) и грубое тело. И у человека в зрелые и поздние годы жизни может быть несоответствие между его грубым человеческим телом, предназначенным для совершения добровольных аскез и самоосознания (БГ 4.30-31), и тонким телом, на которое в процессе жизни наложили свой отпечаток последствия греховной деятельности, азартные игры, употребление опьяняющих средств, незаконные сексуальные отношения, злоба и насилие (БГЗ.12-14). Поскольку душа остается связанной с тонким телом до тех пор, пока не освободится от ложного представления о себе, постольку тот багаж, который она накопила в тонком теле, уже имеет определенные очертания (БГ 13.22; ШБ 3.26.34; 1.15.41; 3.26.38; 3.27.29; 4.12.4). Душа, обретшая стойкое сознание Кришны, и отстранившаяся как от грубого тела, так и от ложных представлений о себе и своих желаниях (ШБ 2.1.15; 3.27.29), в момент смерти выходит из материального тела в своем чистом состоянии, без каких-либо тонких материальных оболочек, покрывавших ее до этого. Она способна беспрепятственно преодолеть все оболочки вселенной и обрести вечное существование в обители Кришны (ШБ 3.27.29). Это стойкое сознание, лишенное связи с материей – есть полное сознание Кришны (БГ 13.24).

Живое существо в момент смерти скорбит обо всем том, что оно оставляет вместе с этим телом и о том, что оно не успело достичь и обрести в этом теле (ШБ 2.1.15). Все это – карма и кама – определяют его следующее рождение (ШБ 3.31.41-47 без. ком.). В новом теле Сверхдуша напомнит ему о его прошлых желаниях и будет способствовать их реализации (БГ 13.21; 13.23; 15.15).

Дарвин основывает свою теорию эволюции на факте изменения генотипа и прогрессе по линии наиболее жизнеспособных особей, что утверждает концепцию телесного существования, как единственного и абсолютного, поскольку всю информацию о живом существе несет лишь грубое тело.

В действительности, эволюцию проходит душа в своих желаниях наслаждаться материей (ШБ 1.12.19). Такое огромное разнообразие (8 400 000) форм тел демонстрирует тончайшие нюансы в смесях гун, влияющих на сознание души: чуть больше тамаса, меньше раджаса или добавляется капля благости и т.д. (БГ 13.21; 13.31; ШБ 2.9.2; 3.29.29; 3.28.43; 2.10.19). Душа, меняя набор своих желаний, склонностей, программирует свое новое тело. Поскольку, находясь в телах животных, она лишена возможности сознательно менять свои желания, то основную роль в процессе программирования тела играет полученный опыт, обстоятельства и страдания (БГ 8.6). Душа, имеющая развитый человеческий разум, но не использующая его в должной, полной мере для обретения освобождения, лишается возможности сознательно влиять на свою жизнь, получая после смерти тело животного и опять медленно двигаясь по эволюционной лестнице (ШБ 2.10.19). Это происходит медленно, поскольку опыт страданий и обстоятельств, то есть рефлексов, нарабатывается очень медленно и может идти не всегда по восходящей линии. Поэтому для души эффективнее воспользоваться доставшимся ей человеческим разумом, чтобы покончить с чередой рождений и смертей (ШБ 3.31.19; 5.5.21-22).

Когда душа отрешается от материального мира, разрывает привязанности, связывающие ее с ним, сосредоточив полностью свое сознание на Шри Кришне, Его качествах, играх, служении Ему и Его преданным, то ее тонкое тело растворяется (ШБ 3.25.33). Оно больше не подпитывается иллюзией, эгоизмом, греховными желаниями и действиями (БГ 2.40-41; БГ 13.24). Такая душа остается в материальном мире лишь до конца срока существования ее тела (догорающая карма) или, по желанию Господа, который поручает ей миссию освобождения живых существ в материальном мире и т.д. В результате полностью исчезает основа для формирования нового грубого тела (ШБ 1.15.41).

Явления Господа в материальный мир в различных воплощениях не вызваны последствиями Его деятельности (кармы). Он свободен в своем решении прийти или нет в этот мир. Его также не привлекает этот мир как место для удовлетворения Своих желаний. Он самоудовлетворенный и связан лишь со Своей внутренней энергией. Чистые преданные Господа также приходят в этот мир не потому, что их вынуждает это делать карма и независимые от Господа желания. Наоборот, стремясь принести Господу наибольшее удовольствие, они приходят в этот мир с миссией Господа и никогда не забывают Его (БГ 4.23-24; 4.14.15; 4.6-9; 13.15; ШБ 1.2.16; 2.8.7; 2.9.4; 4.8.57).

Преданный, не достигший совершенства в духовной жизни (бхавы, премы), рождается в условиях, где он либо с раннего детства будет продолжать свое духовное развитие в семье преданных, либо будет свободен от борьбы за существование, родившись в обеспеченной семье. Вкус чистого преданного служения не позволит ему попасть в иллюзию материального удовлетворения, даже, если преданный получит возможность удовлетворить свои материальные желания на райских планетах (БГ 6.40-45; 8.27; ШБ 1.2.29; 1.5.19). Карми, достигающие райских планет, благодаря своему благочестию, но лишенные высшего вкуса, опьяняются вкусом райских наслаждений и, вернувшись на Землю, продолжают крутиться в бесконечном колесе самсары; вверх, вниз и т.д. (БГ 8.3; ШБ 3.32.20-21). Гьяни и йоги после многих рождений, посвященных аскезам и изучению Вед, достигают слияния с Брахманом, находясь в нем в течение многих миллионов лет, после чего они все же вновь падают в материальный мир (БГ 4.11; 8.24; ШБ 3.27.29). Участь же грешников – адские планеты и низшие формы жизни (ШБ 3.30.19; 3.30.34; 3.31.1)

Тема 11. Освобождение

Освобождение – это возвращение живого существа в свою неизменную форму, которую оно обретает, когда оставляет постоянно меняющиеся грубые и тонкие материальные тела (ШБ 2.10.6).

Живое существо, достигает освобождения тогда, когда оно отказывается от восприятия мира, основанного на ложном эго: «я наслаждаюсь; я контролирую; я действую; я тело; все, что ощущает это тело – мое». Душа, избавившаяся от ложного эго и осознавшая верховное положение Личности Бога и свое подчиненное положение слуги по отношению к Нему, которое ей присуще, освобождается из рабства материальной энергии и достигает трансцендентного положения (ШБ 3.27.13; 3.27.9; 3.27.29; БГ 7.5).

Имперсоналисты под освобождением понимают освобождение от страданий и беспокойств материального существования, что достижимо даже при осознании безличного Брахмана, самого первого аспекта Абсолюта.

Существует 5 видов освобождения: 4 из них для – персоналистов и одно – саюджъя – для имперсоналистов (ШБ 3.29.13; 2.10.6; НС с.4.10).

1. саюджья – растворение в сиянии Господа (или в Его теле)

2. салокья – возможность жить на одной планете с Господом

3. сарупья – получение духовного тела, подобного телу Господа

4. саришти – обретение тех же богатств, которыми владеет Господь.

5. самипья – обретение, личного общения с Господом.

Когда попытки живого существа наслаждаться в материальном мире терпят крах, оно, разочарованное, отрекается от мира и ищет освобождения от его влияния. При этом само желание наслаждаться независимо от Бога не исчезает, а становится со знаком минус, то есть переходит в желание освободиться от страданий (ШБ 3.27.24). При этом джива не склонна принять верховное положение Бога. Обозленная, она не желает признавать Его существование и подчиняться Его воле, а упрямо ищет способ освободиться от тех ограничений, которые мешают ей наслаждаться и обрести положение высшей власти. Это высшее проявление зависти. Такая душа (майявади) не может обрести даже саюджъя-мукти (ШБ 3.32.27). Но, если ей удастся очиститься от ложного эго (что возможно благодаря хотя бы тени преданности), она может войти в Брахман (брахмавади). Однако это положение неустойчиво. Из-за нереализованной склонности действовать и потребности во взаимообмене любовью с Господом, она вновь падает в материальный мир. То есть, ее освобождение мнимое, неполное (ШБ 2.2.31; 3.27.20; 3.25.41).

Вимукта-манинах – в своем уме считать себя освобожденным. Это относится к представлению о себе имперсоналистов. Они считают, что просто отрекшись от деятельности и взаимоотношений, и, подавив в себе все желания, погрузившись умом в процесс отделения Брахмана от того, что им не является, они обретают освобождение (ШБ 3.27.20; 3.25.41).

Для преданного, имеющего всепоглощающую привязанность к Господу (асакти), обретение милости Господа, экстатической любви к Нему (бхавы) является горячо желанным. В то время, как сопутствующее ей освобождение даже не замечается им. Более того, преданный согласен добровольно страдать, если это принесет радость Господу. И даже преданный, находящийся на первых ступенях бхакти (бхаджана-крия), в то время, когда он поглощен служением Господу, незаметно для себя поднимается на уровень освобождения. В это время он соприкасается с внутренней энергией, и материальная энергия теряет власть над ним (ШБ 3.25.36; 1.2.15; 1.16.23).

Блаженство, испытываемое преданным во взаимоотношениях с Господом, в миллиарды раз превосходит счастье освобождения от страданий. Бхакти – естественная природа души, в то время как природа души, находящейся в брахмаджьоти, остается не реализованной (НП с.41).

Безукоризненно следуя наставлениям освобожденной души, преданный освобождается от ошибок, свойственных обусловленным душам, и в своих действиях поднимается до уровня освобождения. Освобожденные души, чистые преданные Господа, имеют единственную цель в жизни: служить Господу и доставлять Ему удовольствие. Тот, кто привязывается к такой личности и его наставлениям, также обретает отрешенность от всего материального и следует по пути восстановления своих вечных отношений с Господом. Даже неудачи и срывы не дисквалифицируют такого преданного, если он решительно ориентируется лишь на достижение этой цели (ШБ 3.25.20-26; БГ 18.57; БГ 3.31).

Религиозная деятельность (дхарма) ради экономического процветания (артха), необходимого для обеспечения неограниченного удовлетворения чувств (кама) – вот 3 цели материалистов. Но поскольку сам материальный мир, будучи обителью страданий – «дукхалая», не устроен для получения в нем удовлетворения, то после многих и многих попыток обрести его, обусловленная душа разочаровывается в них и начинает искать освобождение от тех бесчисленных страданий (мокша), которые несет этот мир. Таким образом, разочарование является для души толчком к поиску пути освобождения (УГЧ с. 270-271).

Однако, устойчиво встать на путь, ведущий к освобождению, могут лишь те, кто обрел высший вкус в общении с садху. Это позволяет им осознать, что истинное удовлетворение, действительно, невозможно найти в материальном. Без этого, человек, получив возможность реализовывать свои материальные желания, вновь с головой ныряет в материальную деятельность и не видит больше необходимости в освобождении (ШБ 3.32.24; ШБ 3.32.16-19; 3.22.36-37; 2.2.31; 2.3.11-12).

Преданный, занимаясь практикой преданного служения, очищается и достигает освобождения от материальных концепций жизни, и с этого момента (бхава) вся его жизнь и деятельность проходят на чисто духовном уровне, наполненном экстатическими переживаниями в обмене взаимоотношениями с Господом. На этом уровне, видя все исключительно в связи с Господом, он использует свое тело, ум, речь и всю окружающую его материальную энергию исключительно в служении Господу. Таким образом, даже находясь в самой гуще материальной энергии, он свободен от ее влияния, она не затрагивает его. Он освобожден, даже находясь в материальном теле (дживан-мукта) (ШБ 1.5.9; 4.8.61; 1.15.42;.


Наши рекомендации