Гьяна – философский поиск Абсолютной Истины
Однажды наступает момент, когда после долгих жизней, проведенных в погоне за миражом чувственного удовлетворения, человек окончательно разочаровывается, и у него развивается отвращение к удовлетворению чувств. И тогда Кришна приводит его на путь гьяны.
Практика гъяна-йоги включает в себя: (БГ 6.10-14; 6.16; 6.35)
ü анализ окружающего мира с помощью логики, священных писаний, наблюдений;
ü удержание чувства от контакта с их объектами (вайрагъя);
ü упорядочение своих потребностей в еде и сне;
ü целибат;
ü уединение (обычно в горах);
ü медитация на единый, неделимый Брахман.
Понимание мира, достигаемое гьяни – это понимание имперсоналиста:
ü материальное разнообразие и весь материальный мир временны, и потому иллюзорны (ШБ 1.13.29; 1.15.42);
ü Абсолютная Истина не относится к материальному творению и имеет непреходящую природу (ШБ 2.10.34);
ü он сам не является частью материального мира с его временными формами, а принадлежит этой Абсолютной Истине (ШБ 3.27.16).
Путь гьяна-йоги – это: (БГ 3.4-6; 6.35; 8.11-12; ШБ 4.20.12):
· отречение от материального мира (санньяса);
· стремление к обретению освобождения (в Брахмане) (ШБ 3.29.13; 5.5.35 ком.);
Сложность процесса гьяна-канды состоит в том, что:
· небольшое послабление в контроле ума и чувств приводит к немедленному падению. А контролировать чувства очень трудно, т.к. они по своей природе деятельны. Более того, сама душа по природе деятельна, поэтому йогу чрезвычайно сложно удержаться в состоянии бездействия.
· живое существо, достигшее слияния с Абслолютом, будучи деятельным по своей природе, не находит в этом полного удовлетворения и возвращается в материальный мир. (БГ 4.11, 6.33-35; ШБ 3.27.20; 1.10.23, 1.18.22).
Развитие знания приводит к аштанга-йоге – пути медитации на Сверхдушу в сердце йога (БГ 12.3-4). Если, созерцая Параматму, йог не отождествляет себя с Ней и ему посчастливится встретить чистого преданного Господа – он выходит на путь бхакти-йоги.
Таким образом, путь гьяны – это путь философского постижения Абсолютной Истины и отречения от материальной деятельности. Но даже достигнув совершенства на этом сложном пути – безличного освобождения – гьяни не испытывает полного удовлетворения и, как правило, возвращается к благочестивой материальной деятельности.
Бхакти
Слово «бхакти» переводится на русский язык как «стремление к возвышенному», «любовь», «преданность» или «преданное служение Господу».
Бхакти – это не пассивная медитация, это деятельность, но ее мотивом является желание доставить удовольствие Кришне (ШБ 1.5.35). Также знание о Кришне и преданном служении Ему – это совершенство всего знания (бхакти-гъяна). И тот, кто доставляет удовольствие Кришне преданным служением Ему, получает недостающее знание непосредственно от Господа, находящегося в его сердце (ШБ 2.2.12; 3.25.43, БГ 10.10-11).
Бхакти – это служение высшему объекту любви – Кришне. Кришна любит своих слуг и заботится о них. Поэтому тот, кто служит Его слугам, ценится Кришной больше, чем тот, кто стремится служить Кришне непосредственно. Кроме того, дух служения противоположен настроению господства, превосходства, которое является основой материального мира. Поэтому тот, кто всегда стремится занимать незаметное положение слуги слуги слуги Господа, наиболее ярко проявляет истинный дух Вайкунтхи или преданного служения (бхакти) (ШБ 3.29.21; НП 134; НС 406-412).
Целью практики бхактиявляется развитие привязанности к Господу и обретение любви к Нему. Просто имитируя признаки чистого преданного служения, невозможно обрести любовь к Богу. Осознав цель и увидев свое реальное положение, необходимо научиться постепенно занимать свои склонности и привязанности в процессе, позволяющем увеличить вкус к слушанию о Кришне (БГ 3.7; 3.26; 3.31; 3.35; 8.7; ШБ 3.29.11-12).
Путь бхакти-йоги представляет собой постепенное очищение преданного от других мотивов деятельности кроме как доставить удовольствие Господу (БГ 7.19; 8.14; ШБ 1.5.35).
Знание о том, как доставить удовольствие Кришне, преданный может получить из 3-х источников (БГ 10.3. конец ком.; ШИ 18 М. ком.):
ü духовный учитель (гуру);
ü священные писания (шастры);
ü святые люди (садху).
Начав свой путь в преданном служении, которое поначалу прерывается кармой и гъяной, преданный, очистившись, достигает чистого, непрерывного и бескорыстного служения. Даже не завершив этот процесс за одну жизнь, он продолжает его в следующей жизни, благодаря тому, что он почувствовал ни с чем несравнимый вкус преданного служения и стремится ощутить его вновь и вновь, а также благодаря тому, что Господь всегда помогает Своему преданному (БГ 6.41-43; 8.15; ШБ 1.7.6).
Препятствия на пути бхакти:
· обусловленные живые существа в этом мире не свободны от эгоизма. Жизненный опыт каждого из нас подтверждает, что, как правило, изначально чистые и бескорыстные взаимоотношения с течением времени обращаются в своего рода сделку. Шрила Прабхупада говорил, что наиболее близким подобием бхакти в этом мире является любовь матери к своему маленькому ребенку. Но и такая любовь не лишена доли эгоизма – мать может думать, что ребенок вырастет, будет помогать ей, защищать в старости и т.д.;
· нам не только трудно действительно бескорыстно служить другим, но мы также не в состоянии должным образом ответить на любовь других.
Преимущества бхакти по сравнению с путями кармы и гьяны (ШИ 18 М. ком.; ШБ 3.32.23-24; БГ 9.2; 9.34; НП гл.5):
· единственная квалификация для бхакти – желание бескорыстно служить Господу (НС 410), в то время как для карма-йоги нужно благочестие (пунья), для гъяна-йоги – отречение (санньяса);
· бхакти – это единственный процесс, который одновременно является и средством, и целью, так как он вечен; в то время, как карма, где целью является наслаждение плодами деятельности, прекращается по достижении их, также и гъяна, приведя к освобождению, исчерпывает себя (БГ 9.2).
Итак, когда мы достигаем преданного служения высшего уровня (уттама-бхакти), мы должны быть свободны ото всех материальных желаний, стремления познать безличный Абсолют и деятельности, совершаемой ради материальных результатов. Мы должны постоянно и с желанием служить Кришне так, как Он того желает, оставаясь слугой слуги слуги.