Наставления умирающим практикующим

Эти наставления даются только тем достойным людям, которым посчастливилось практиковать это учение [Великого Совершенства]. Если наставления ясны умирающему, то в этот момент их достаточно лишь вспомнить.

Вы применяете на практике один из двух методов, а именно «внедрение в миры и сферы» или «внедрение в Каи и мудрость». Первый метод относится к переносу сознания. Когда последнее дыхание выходит наружу, вы представляете своё осознавание в форме радужного тела своего Ламы размером с дюйм или в виде белого слога «А», который поднимается из сердца через отверстие Брахмы [на макушке головы] и вылетает далеко вверх. Одновременно с этим вы произносите двадцать один раз слог «ХИК!». Посредством этого вы безусловно достигнете освобождения.

Что касается второго метода, «внедрения в Каи и мудрость», то он осуществляется в одной из трёх наблюдательных поз [Тогала] или в позе спящего льва. Ваши глаза должны быть внимательно сосредоточены на [единстве] основного пространства и осознавания. Оставаясь без мысленных проекций и концентраций в естественном состоянии изначальной чистоты, вы освободитесь в тот же момент. Если у вас отсутствует ясное [переживание] основного пространства и осознавания, вы должны поддерживать непоколебимую уверенность в возникающих видениях бардо природы явлений. Осознав природу явлений как свою собственную сущность, вы безусловно достигнете освобождения; также как доверив послание надёжному человеку, вы можете быть уверены, что он доставит его по назначению, пройдя любым путём в город или из города, вверх или вниз. Эти ключевые пункты описаны в тантре «Союз Солнца и Луны»: «В это время вы должны слить свой ум С устными наставлениями учителя И прояснить для себя их смысл. Если в тот момент у счастливого человека Имеется естественная ясность в [светоносных] видениях, То говорится, что «его сознание пребывает в собственном состоянии» Когда четыре ветра постепенно успокоились, Побудив одну великую прану, Вам следует полагаться на метод «внедрения в миры и сферы» Или «внедрение в Каи и мудрость». Что касается «внедрения в чистые миры и сферы», то в нём применяются Наставления по «переносу и вхождению в обитель». Для этого сознание должно оседлать прану, Что требует предварительной тренировки. Существенно важно сосредоточить и выпустить осознавание, Сопровождая его перенос слогом «ХИК». В этом вы должны полагаться на слова учителя. В отношении метода «внедрение в Каи и мудрость» Вам следует сосредоточить осознавание следующим образом: Расположив тело в позе спящего льва, Направьте осознавание в сферу взора И какое-то время используйте в практике пространство. Если [видение] основного пространства и осознавания неизменно, То человек не попадёт в посмертное состояние бардо, Без сомнений достигнув просветления [в тот же момент]. Даже его [последнее] дыхание выйдет легко и свободно. Если же нет ясности в [видении] основного пространства и осознавания, То для того, чтобы освоить видения осознавания В блаженном бардо природы явлений, Следует доверить свой ум тому свету, Который был продемонстрирован ранее Посредством этого будет достигнуто видение Истины.»

Если нет ясности и уверенности в этих наставлениях, то учитель или духовный друг с чистыми обетами должен прояснить их умирающему. Лама показывает очевидную манифестацию [природы явлений], направляя к ней взгляд умирающего со словами: «Это самое нынешнее осознавание предстанет пред тобой в бардо природы явлений в виде твоих собственных манифестаций. Осознай же их как свою сущность! Это обнажённое присутствие есть состояние освобождения изначальной чистоты, поэтому смотри в это состояние без отвлечении!»

Таким образом, ему следует прояснить смысл практик Трекчо и Тогал.

Если умирающий скончался во время передачи наставлений, то [ведущему Ламе] следует прижать свой рот и нос к ноздрям и рту умершего, которого только что покинуло дыхание, и сделать несколько мощных вдохов и выдохов. В этот момент его дыхание возобновится, а глаза умершего широко распахнутся. Когда это произойдёт, [Лама] демонстрирует ему видение лампы [мудрости] воочию и даёт последние наставления. Если умирающий человек обладает высшими способностями, то он освободится в тот же момент. Остальные достигнут освобождения в бардо природы явлений. Поскольку ясный свет, переживаемый в практике во время жизни, подобен эскорту, то он сопровождает [ум и в посмертном состоянии], где вас встречает ясный свет природы явлений, подобный встречающей делегации. Эти два измерения ясного света объединяются подобно восходящей луне, [встречающейся] с заходящим солнцем на пятнадцатый лунный день без сумерек между ними. Таким образом, у умирающего нет шанса где-то заблудиться между этими двумя переживаниями. Все эти положения описаны в тантре «Союз Солнца и Луны»: «Если эти наставления не ясны [умирающему], То их должен разъяснить собственный учитель. В случае отсутствия Ламы прояснить восприятие Может ваджрный брат. Когда вы делаете это для пользы другого, То можете поддержать его свои состраданием, Прижав трое врат к его вратам И сделав вдохи и выдохи. Для того, чтобы возобновить силу тела, речи и ума, Опытный эксперт совмещает с дыханием Рецитацию трёх слогов. Повторив это несколько раз, У [умирающего] могут появиться следующие переживания: Телу могут вернуться силы, И в этом случае ему следует передать все наставления. Если у него прояснится сознание, То поместите его в равностность медитации. Если все органы его чувств начнут функционировать, Поместите его глаза в видение таковости. Если его ум окажется в равностном состоянии, Он достигнет неконцептуальной медитативной стабильности.»



Наши рекомендации