Знаки, определяющие следующее рождения умерших
В следующем подразделе текста Лонгченпы описываются знаки, по которым можно судить о месте и форме следующего перерождения умершего человека. Автор начинает это повествование с упоминания о том, что у практикующих, попавших в чистые миры Будд Нирманакаи, после смерти можно различить тепло в районе макушки. Прежде чем говорить о знаках неудачного перерождения обделённых заслугой, я хочу процитировать тантру «Светящиеся Мощи», отрывки из которой Лонгченпа приводит во многих текстах, описывая посмертные знаки пробудившихся практикующих.
О просветлении умерших практикующих можно судить по пяти типам знаков: 1) по изображениям божеств, появившихся из или на их костях после кремации, 2) по появившимся реликвиям, 3) по возникшему свету, 4) по раздававшимся звукам и 5) по землетрясениям.
В отношении первою типа знаков в тантре «Светящиеся Мощи» сказано: «В результате кремации опорных скандх загрязнённых останков Того благородного человека, который превзошёл страдания, Появляются изображения божеств В виде мирных и гневных форм. Если у йоги, имеющего такие знаки, Появятся сразу два вида Таких форм, то это значит, Что он обрёл уверенность в великой Изначально чистой сущности, Не проходя через посмертное бардо. Если у него появились изображения мирных божеств, Это значит, что он узрел истину на пятый день [бардо] И слился с просветлённым состоянием. Если у него появились изображения гневных Кай, То он освободился в бардо природы явлений За одну пятую долю мгновения, о Дакини.»
В отношении мощей-реликвий в той же тантре говорится: «Реликвии диаспоры Татхагаты называются Щарирам. Реликвии диаспоры Ваджра называются Варирам. Реликвии диаспоры Ратна называются Чурирам. Реликвии диаспоры Падма называются Сэрирам. Реликвии диаспоры Карма называются Ньярирам.
Те, что называются Щарирам, бывают размером с горошину Чистого белого цвета, гладкие и круглые. Они состоят из тонких квинтэссенций [крови внутри] костей, Которая, вызревая, приобретает круглую форму. При наличии методических условий они появляются из головы.
Так называемые Варирам бывают тёмно-синего цвета, Размером с горчичное зерно Или с маленькую горошину. Они формируются из квинтэссенции тепла И появляются из пространства между рёбрами, о Дакини.
Так называемые Чурирам бывают жёлтого цвета Размером с горчичное зерно, И формируются из крови. Они появляются из верхней части печени.
Так называемые Сэрирам красного цвета бывают как больше, так и меньше Горчичного зерна, и формируются из совокупности всех элементов. Они появляются из почек достойных людей, о Дакини.
А эти Ньярирам ясного изумрудного цвета, которые тоже бывают Размером с горчичное зерно, Образуются из квинтэссенции ментальной активности И появляются из лёгких. Все эти мощи имеют круглую форму, И обладают ясным глубинным цветом пяти видов. Аналогичным образом появляются Тонкие реликвии Рингсэл, которые имеют Размер кунжутного зерна или меньше, И подвержены разрушению элементами. Они означают перерождение в чистых мирах Нирманакаи. Что касается реликвий Дунг, то их ничто не способно разрушить, Ибо они очень твёрдые, прочные и нерушимые. Они означают достижение бесстрашного просветления.»
В тантре «Самовозникшее Осознавание» сказано: «Появление изображений божеств, реликвий и света Объясняется как знак достижения Нирваны.»
У многих читателей, наверное, возникнут вопросы о каких реликвиях идёт речь, а может даже и сомнения в их существовании. Я вам могу гарантировать, что такие реликвии существуют, так как у меня лично имеется белая реликвия Рингсэл, появившаяся из тела первого Кармапы, Дусум Кхьенпа (1110-1194). После кремации моего коренного Учителя, Тулку Ургьен Ринпоче, также появилось несколько реликвий Рингсэл, а на его черепе проявился слог «А», означающий перенос в Дхармакаю. Помимо этого я лично держал в руках реликвию, возникшую после кремации махасиддхи Тангтонг Гьялпо (XVI-XVII век н.э.), и не упустил случая её сфотографировать. Она представляет собой маленький кусочек бедренной кости этого великого тибетского мастера, на котором под лупой можно видеть отчётливое барельефное изображение тысячерукого Авалокитешвары. Это изображение настолько изящное, что напомнило мне историю о кузнеце Левша. Также есть фотография маленькой статуэтки Будды, сидящего на лотосе, образовавшейся из кости умершего в 1981 году в клинике в Чикаго, США, 16-го Кармалы, Рангджунг Дордже, после кремации в 1982 году в Индии. Среди его останков и пепла было найдено сразу несколько изображений Будд и множество мелких реликвий Рингсэл. Такие случаи среди тибетских мастеров вовсе не редкость, и их этим даже не удивишь. В тантрах описывается, каким образом следует проводить кремацию йогинов, чтобы из их тела появились реликвии. Эта традиция строго соблюдается по сей день.
В отношение света, возникающего в месте паранирваны пробудившегося мастера, в той же тантре сказано: «Свет бывает трёх видов. Если вокруг покинутого места Появилась сфера света, Это безусловно означает достижение плода [Будды] В первой стадии бардо. Если свет поднимается в верхнем направлении, Это означает уровень моментального пробуждения Без прохождения бардо. Если свет появляется в виде лучей или спиц, Это — знак полного пробуждения в завершающей фазе бардо.»
Та же тантра «Светящиеся Мощи» описывает появление звуков: «Если неподалёку от места, где жил почивший [мастер], Раздаются очень громкие звуки в восточном направлении, Значит он попал в просветлённую диаспору Ваджра. Точно также, если звуки появились В южном направлении, То он явился в диаспору Ратна. Таким же образом, если [звуки раздались] на западе, То [он стал Буддой диаспоры] Падма, А если на севере, то попал в диаспору Карма Если звуки раздавались вверху, Он попал в просветлённую диаспору Татхагата.
Природа звуков такова: Продолжительные звуки с сильным, Нарастающим шумом свойственны гневным [Буддам], Тогда как долгие, плавные и спокойные звуки Являются особенностью мирных [божеств]. Тот, у кого появились подобные звуки, Достиг плода Самбхогакаи.»
В той же тантре описаны знаки землетрясения в случае нирваны реализованного йоги: «Если в момент прекращения дыхания того человека Появится землетрясение, то значит, Он достиг уровня Шраваки. Если землетрясение произойдёт через три дня, То он достиг уровня Пратьекабудды.
Если землетрясение произойдёт через шесть дней, То он достиг уровня Бодхисаттвы, о Дакини.
Если же землетрясение произошло на девятый день, То он сможет наслаждаться уровнем Видьядхары.
Тот счастливец, [после смерти которого] Произошло землетрясение, Не проявилплода [полного] просветления. Ему предстоит оставаться и тренироваться На этих уровнях и путях немало времени.»
Если вам интересно знать о знаках, сопровождавших смерть автора этих текстов Лонгчен Рабджама (1363 год), то я приведу краткое повествование Видьядхары Джигме Лингпа из текста «Йеше Лама»: «Владыка Победоносных, Дримей Озэр [Лонгченпа], мгновенно проявил знаки полного очевидного просветления в лесном кладбище на [горе] Чимпху. Он удалился в обитель изначальной чистоты в сопровождении всех знаков без исключения. Из двух видов света в момент его смерти появился сферический свет, из двух типов звуков — мощный раскатистый звук, из двух типов божеств — изображения гневных [Будд]Также из его тела появились оба типа реликвий, нерушимые элементами мощи Дунг и реликвии Рингсэл. В тот момент возникло великое землетрясение с рёвом и грохотом, так что земля шаталась, тряслась и гудела. Эти шесть знаков наблюдались семь раз.»
По словам моего коренного учителя, Тулку Ургьен Ринпоче (1920-1996), являвшегося принципиальным держателем линии Дзогчена, Лонгченпа реализовал радужное тело, оставив после себя много реликвий. В частности, мозг Лонгченпы превратился в одну неделимую реликвию Щарирам, описанную выше. Это была большая реликвия цвета слоновой кости, которую никто не мог расколоть. Когда высокие Ламы того времени попросили кусок этой реликвии, её пришлось дробить с помощью молотка и долото. После того, как кусок всё-таки откололи, реликвия в течение короткого срока приняла свою прежнюю форму, сама собой восстановив отколотый фрагмент. После этого её начали нещадно эксплуатировать, регулярно откалывая по куску, до тех пор, пока тибетское правительство не конфисковало реликвию в государственную собственность.
Лонгчен Рабджам был одним из самых реализованных мастеров за всю историю Тибета, и этот факт не оспаривается никем. Таких великих мастеров было действительно немного, а многие из тех, кого называли «великими», скромно считали себя низшими учениками Лонгченпы. И всё же, Тибет произвёл тысячи реализованных йогинов, которые демонстрировалиневероятные знаки пробуждения как при жизни, так и в момент смерти. Но далеко не всем практикующим повезло достичь реализации, — многие неудачники после смерти перерождались как обычные люди, а некоторые и того хуже О месте перерождения таких несчастных людей судят по специфическим знакам, которые Лонгчен Рабджам описывает в этом подразделе. Автор очень доступно описывает знаки, характерные для перерождения среди шести типов существ в самсаре, — среди самсарных богов, полубогов, людей, животных, голодных духов и адских мучеников. Эти знаки проявляются в поведении умирающих, а также различаются по месту сосредоточения тепла в их теле.
О будущем месте перерождения умершего человека можно судить также по погодным условиям. Они описаны в тантре «Светящиеся Мощи»: «Если во время смерти индивида Небо потемнело и приобрело тёмно-коричневую окраску, А также, если пошёл дождь и появился пар, Ветер, снежная буря или град, То такие знаки говорят О перерождении в аду, о Дакини.
Если в затуманенном небе Солнце и луна утопают в жёлтых лучах света, Так, что солнца даже не видно, И в то же время нет ни ветра, ни града, Или ближе к ночи идёт дождь в покинутом месте, То тот человек переродился в мире голодных духов.
Если в мрачном небе нет ни ветра, Ни просвета в облаках, И стоит туманная, тёмная и неприятная погода, То умершая в таких условиях переродится животным. Если бушует штормовой ветер, И во всех направлениях мечутся Тёмно-коричневые облака устрашающей формы, А также когда гремит гром, сопровождаемый языками молний, Не давая появиться ни солнцу, ни луне, То умерший переродился враждующим полубогом.
Если в ясном и прозрачном небе Сияет солнце или луна, И не наблюдается ни ветра, ни урагана, То это означает рождение в мире [самсарных] богов.
Также, если по ясному и прозрачному небу Тихо и свободно плывут лёгкие облака, Подобные белому шёлку, Или же, если солнце и луна сияют ореолом света, То умерший при таких [погодных условиях] Достиг рождения в мире людей.»