Общий обзор одиннадцати глав «Сокровищницы Драгоценных Слов и Смысла»

Этот труд Лонгченпы является одним из самых секретных текстов в тибетском буддизме, являясь ключевым произведением самого тайного цикла учений Великого Совершенства Дзогчен. Он входит в массивное собрание сочинений «Лонгчен Дзодун» («Семь Сокровищниц Лонгченпы»), которое многие мастера и учёные прошлого и настоящего считают кульминацией всей истории буддийской мысли. В «Лонгчен Дзодун» вошли следующие сочинения: «Всеисполняющая Сокровищница», «Сокровищница Устных Наставлений», «Сокровищница Философских Систем», «Сокровищница Дхармадхату» (переведеннаямной на русский язык), «Сокровищница Естественного Состояния», «Сокровищница Высшей Колесницы» и «Сокровищница Драгоценных Слов и Смысла». Последние две из них посвящены практике и теории самого сущностного раздела Менгак-дэ (санскр. Упадеша — «Раздел Устных Наставлений») учений Великого Совершенства Дзогчен. Эти два текста трудно отделить друг от друга, они во многом идентичны, и можно сказать, что среди них «Сокровищница Драгоценных Слов и Смысла» является коренным текстом. Этот труд представляет из себя детальный комментарий на семнадцать секретных тантр раздела Устных Наставлений Упадеша и содержит в себе все тайные положения и теоретический базис сущностного Дзогчена. Эти семнадцать тантр (рГЬЮд 6ЧУ БДУН) были переданы Буддой Ваджрасаттвой первому историческому патриарху Дзогчена, мастеру Гарабу Дордже, (санскр. Прахе Ваджра) в IV веке до нашей эры.

Читая эти тантры, можно периодически встречать сноски на то, что учение было дано тем или иным неисторическим Буддой тому или иному неисторическому Бодхисаттве или Дакини. Эта информация показывает, что все эти положения давались не для людей со средним интеллектом. Как следствие, язык тантр напоминает шифровку, которую обычным людям понять практически невозможно. Для того, чтобы эти учения стали доступными обычным людям, ранние патриархи Дзогчена создали несколько комментариев различной степени ясности, но, к сожалению, до наших дней дошёл лишь один комментарий Вималамитры на тантру «Мутик Тренгва» («Гирлянда Жемчуга»), а от остальных утерянных комментариев остались одни лишь названия. Поэтому для современных практикующих и исследователей Дзогчена эти тексты Лонгченпы просто бесценны, ибо они проливают свет на зашифрованные тантры, систематически разъясняя каждый теоретический и практический момент, закодированный в этих сложных для понимания манускриптах. Поскольку на многих наставлениях этого раздела лежит печать секретности, текст не переведён ни на один из западных языков, и я включил в данную книгу лишь одну из его одиннадцати глав, посвященную учениям о смерти, и не переводил засекреченные наставления.

«СокровищницаВысшей Колесницы» и «Сокровищница Драгоценных Слов и Смысла» дают полную информацию, которую нужно знать о себе и вселенной, жизни и смерти, а также о том, как достичь просветления за одну жизнь. В мои планы входит опубликовать полный перевод «Сокровищницы Драгоценных Слов и Смысла», который в печатном варианте занимает больше тысячи страниц; на данном этапе я дам лишь краткий обзор его одиннадцати глав, чтобы у вас имелось представление о структуре текста.

Эти одиннадцать глав соответствуют одиннадцати ваджрным положениям, к которым сводится суть теории и практики тайного раздела Дзогчена. Один за другим, они разъясняют процесс эволюции на микро- и макрокосмическом плане, начиная с самого начала эволюции бытия до появления вселенной, и заканчивая кульминацией эволюции в виде просветления. Характерной чертой этой доктрины является неделимая связь вселенной с любым индивидом.

1. Первая глава описывает состояние изначальной Основы бытия до возникновения вселенной, а также первоначальный переход этой потенциальной Основы в первичную форму проявленной вселенной. Также, в этой главе описывается процесс просветления на этом переходном этапе, показанный на символическом примере изначального Будды Самантабхадры.

2. Вторая глава описывает возникновение омрачённых миров самсары, как естественный процесс эволюции вселенной из её изначальной энергии Основы, а также движущие силы этого процесса, включая подробную информацию о динамике и потаённом смысле эмбрионного развития человеческого тела и ума.

3. В третьей главе даётся разъяснение того, как изначально чистая энергия Основы бытия присутствует в каждом существе в виде индивидуального потенциала просветления.

4. Расположение этого духовного потенциала в человеческом теле и уме, а также его связь с ментальной активностью объясняется в четвёртой главе текста.

5. Пятая глава посвящена теории «тонкого тела», показывающей путиканалы, по которым просветлённая энергия духовного потенциала движется в человеческом теле 6. В шестой главе описываются четыре «лампы» этой пробуждённой энергии, которые присутствуют в нашем теле как важнейшие эпицентры духовного потенциала просветления, позволяя этой энергии проявиться воочию через врата органов чувств при условии практической стимуляции ключевых пунктов.

7. Седьмая глава разъясняет связь между пространством Основы бытия и чистым осознаванием природы нашего ума.

8. В восьмой главе содержится обширный комплекс практических наставлений, позволяющих каждому индивиду пережить на своём опыте чистую энергию Основы и избавиться от нечистых элементов физического тела и омрачённого ума. Основные практики, описанные в этой главе, направлены на реализацию радужного тела.

9. Описание разнообразных умственных и физических показателей прогресса в практике этих наставлений содержится в девятой главе.

10. Десятая глава текста, полностью переведённая в этой книге, разъясняет промежуточные этапы посмертного состояния, смерти и начала нового существования, которые показаны в свете возможности достижения просветления на каждом из них.

11. Одиннадцатая глава включает описание природы полного просветления, как кульминации духовного пути и, в то же время, высшего уровня эволюции бытия. Состояние Будды показано как окончательная реализация своего духовного просветлённого потенциала, другими словами, как мастерство над чистой энергией Основы бытия.

Наши рекомендации