Бардо становления (СИ ПЕЙ БАРДО)
Часто переводится как «промежуточное состояние существования» или «перерождения» и означает этап, предваряющий вступление в новую жизнь. Также, как в бардо умирания и в посмертном состоянии природы явлений, это бардо предоставляет возможность достижения освобождения. Всё, что для этого требуется — это понять, что происходящие переживания являются проекцией собственного ума и осознать его природу, в результате чего наступает просветление на уровне Нирманакаи. Если индивид не имеет такого осознавания, но обладает твёрдой верой в Будду и своего Гуру, то такая вера может оказать неоценимую помощь на этом этапе. Обратив всю свою веру к Будде Амитабхе или другому Будде и, развив устремление попасть в его чистый мир, индивид оказывается там в мгновение ока, говорится в учении. Если упущена и эта последняя возможность достижения просветления, у индивидов с благой кармой, которым суждено переродиться людьми, есть шанс повлиять на условия своего рождения. Для того, чтобы родиться в семье и месте, сопутствующем духовной практике и достижению просветления в предстоящей жизни, следует визуализировать своих будущих родителейв виде божеств в союзе и создать соответствующее устремление родиться с драгоценным человеческим телом в месте, где практикуется учение Будды. Как сказано, такое благополучное перерождение создаст условия для достижения просветления этим индивидом в течение одной, трёх или семи следующих жизней.
Таким образом, все учения об умирании и посмертных переживаниях даны в связи с использованием этой информации для освобождения от страданий и достижения просветления, возможность которого присутствует на каждом этапе четырёх бардо, в первую очередь, в естественном бардо этой жизни. Каждый цикл ньингмапинских учений о смерти и умирании представляет собой более или менее подробный «путеводитель» по всем стадиям бардо, который написан не столько для покойников, (которым в тот момент не до чтения), сколько для практикующих и Лам, выполняющих ритуалы и церемонии для оказания помощи усопшему в его посмертных перипетиях. Согласно тибетской традиции, семья усопшего приглашает в дом Ламу или монахов, которые в течение нескольких дней проводят ритуалы и церемонии, помогая умершему в его загробном путешествии. То, что вам известно под названием 'Тибетская Книга Мёртвых», является лишь небольшой частью всего комплекса ритуалов, выполняемых для усопшего. Текст этой книги, который отличается от традиции к традиции, представляет собой своего рода лекцию усопшему, в которой описываются последовательные переживания посмертного состояния, сопровождающиеся периодическими напутствиями о том, как усопшему следует себя вести в этих переживаниях. Тем читателям, кто незнаком с учениями о смерти и «Тибетской Книгой Мёртвых», я хочу сказать, что эти учения не имеют ничего общего с христианским отпеванием и, без сомнений, являются самым интересным и интригующим жанром среди всей духовной литературы. «Тибетская Книга Мёртвых» одинаково известна как западным буддистам, так и простым тибетцам, и не является чем-то секретным. Однако, есть среди учений о смерти и такие наставления и ритуалы, которые недоступны ни западным практикующим, ни простым тибетцам, поскольку они содержатся в тайном разделе традиции Дзогчен и по некоторым причинам не выполняются и не передаются публично. Эти наставления и ритуалы связаны не только с посмертным состоянием, но и с процессом умирания, его предотвращением, определением условий перерождения и многими другими интригующими гранями смерти. Данную книгу я как раз и посвятил этим тайным наставлениям и ритуалам, взяв за основу монументальный труд Лонгчен Рабджама «Сокровищница Драгоценных Слов и Смысла».
Я хочу повторить, что большинство ритуалов, которые описаны в данной книге, могут осуществляться только квалифицированными Ламами. За исключением анализа знаков наступающей смерти и тренировки в Пхове, я не рекомендую читателям экспериментировать с этими ритуалами, особенно в отношении умирающих или умерших людей. При отсутствии знаний и опыта такие эксперименты могут принести больше вреда, чем пользы.