Древнегреческие школы мистицизма

В Западном подходе исходные знания, относящиеся к начальному периоду Греческой философии в VI в. до н. э., не делали различия между материальными и духовными планами. Представители известной греческой Милетской школы в Ионии стремились постичь истинную природу вещей (физис) и их называли "гилозоистами" ("называющими материю живой"), т.к. они не видели различий между живой и не живой материей (все вещи наполнены божеством, а Вселенная является живым организмом, аналогичным человеческому). Представителям Милетской школы были близки взгляды древний индийских и китайских философов /289 с.30 1а/.

Следующим этапом развития Милетской школы была школа элеатов, отделяющих дух от материи и породивших дуализм. Дуализм лежит в основе миропонимания западных школ. Представители школы Элеатов (Перманид) породили понятие вещества – носителя изменяющихся свойств основного, уникального и неизменного Бытия. Дальнейшее развитие в этом направлении породило понятие атома /289 с.30 на/, что позволило провести чёткую границу между духом и материей (материя состоит из неживых кирпичиков, движущихся в пустоте) /289 с.31 1а/. Оба противоположных направления Милетское (монизм) и Элеатское (дуализм) в дальнейшем развивались параллельно /289 с.31 2а/.

На начальном этапе философов больше интересовало духовное, чем материальное (этап средневековья) и представители этих школ (Аристотель) считали, что изучение человеческой души и созерцание Бога гораздо важнее изучения материального. Затем началось более интенсивное изучение материального (эпоха Возрождения) и появилась наука в её понимании, близком современному, когда произошло объединение математики и эксперимента /289 с.31 3а/. Б. Спиноза продолжил развитие монического подхода (Милетская школа) и наделял атомы сознанием и по мере возникновения более сложных форм материи появляются, соответственно более сложные формы сознания /289 с.32 на/.

Восточная школа мистицизма

Восточные мистики смотрят на все чувствовоспринимаемые предметы и явления как на различные взаимосвязанные аспекты единой высшей реальности, а разделение мира на материю и дух считают иллюзией, невежеством, подчёркивая принципиальную целостность Вселенной. Основной целью является осоз­на­ние единства и взаимосвязи всех вещей, слияние с высшей реальностью, а раз­деление природы на отдельные предметы не считают изначальным /289 с.35 на/.

Развитие индийских религиозно-филососких традиций идет в основном под знаком индуизма, который сформировался к середине 1 тыс. до н. э. на основе более древней ведической религии и брахманизма. В основе индуизма лежат Веды (древнейшие священные книги, содержащие записанные в литературной форме ритуальные обряды и особенности практики жрецов древних арийских племён). В ведической литературе даётся систематический анализ различных методов познания, даётся детальное описание природы и происхождения Вселенной, описываются процессы эволюции, начинающиеся с возникновения тонких форм энергии, которые затем воплощаются в материю (обратная эволюция по отношению в Дарвину). Согласно Ведам душа человека вечна и неизменна, а чистое сознание является функцией души, воплощенной в теле человека и связанной с материальным миром. Самопознание рассматривается как высшая форма познания и достигается с помощью йоги /289 с.36 2а/. Слово йога происходит от санкритского корня "йуджи" и означает "связь, воссоединение, единение". Аналогом слова йога является латинское religare – религия /289 с.36 3а/.

В древнем Китае духовные знания в основном представлены Даосизмом и Буддизмом. В Даосизмен основой является концепция Дао – всеобщего закона, по которому развивается Вселенная. Дао везде и во всём, всегда и безгранично. Постигается оно чисто интуитивным образом и при соблюдении пяти заповедей: не убивай, не пей вина, не лги, не кради, не прелюбодействуй. Необходимо совершение добрых дел: почитание родителей, верность господину и наставнику, сострадание ко всем тварям, помощь страждущим даже во вред себе, освобождение на волю животных и птиц, возведение мостов, посадка деревьев, строительство жилищ и колодцев у дороги, наставление неразумных людей и пр. Высшей целью человечества считается познание Дао, следование ему и слияние с ним. Основной закон для человека на пути постижения Дао – недеяние, ненарушение естественного хода процессов, Вселенского порядка вещей, определяемого Дао /289 с.37 на/.

Основой Буддизма является учение о страдании ("четыре благородных истины") и главной целью является достижение состояния Нирваны (состояние несвязанности личности с внешним миром, полный душевный покой и блаженство). Понятие Нирваны включает и высший мир в космической беспредельности, попав куда после смерти, душа обретает вечное блаженство и не возрождается больше в других людях и таким образом не испытывает страдания в "колесе перерождений". "Четыре благородные истины" Буддизма сводятся к: жизнь есть страдание; желание – причина страданий; страдание мождно прекратить; существуют способы прекращения страданий, приводящие к Нирване. Путь к Нирване требует соблюдения восьми условий /289 с.38 1а/:

1. Правильные представления (принятие четырех истин) /289 с.38 2а/;

2. Правильные стремления (желание достигнуть Нирваны) /289 с.38 3а/;

3. Воздержание от лжи /289 с.38 4а/;

4. Воздержание от насилия по отношению к любым живым существам, отказ от зла в любой форме /289 с.38 5а/;

5. Праведный образ жизни, состоящий в добывании средств к существованию честным способом /289 с.38 6а/;

6. Правильные условия, которые состоят в преодолении соблазнов и плохих качеств; создание благ, которые ранее не существовало, увеличение благ, которые уже имелись /289 с.38 7а/;

7. Правильные мысли – не рассматривать тело, чувства и эмоции как "Я", не считать предметы, с которыми связана жизнь, своей вечной собственностью, не отождествлять книжные истины с теми, которые реально познаны на собственном опыте, понимание преходящего всего /289 с.38 8а/;

8. Правильное сосредоточение и медитация, т.е. размышление о пагубности страстей, источником которых является тело, о страданиях, которые порождаются чувствами, о непостоянстве наших представлений и условий существования, выработка отрешённости от всего того, что привязывает Человека к жизни, от привязанности к телу, уму и чувствам /289 с.38 на/.

Новое направление Буддизма – Чань-Буддизм или в японском варианте дзэн акцентирует основное внимание на внезапном озарении в результате интуитивного толчка и объявляет обрядовость, храмы и культы святых канонического буддизма пустой тратой времени. Истинна и Будда всегда с нами и вокруг нас их только надо уметь найти, увидеть, узнать и понять. Истинна и Будда всегда вокруг – в пении птиц, в шелесте листвы, в тиши лесов. Кто этого не понимает, того не спасут статуи, храмы, рай, небо, он не сможет найти настоящего покоя ни сегодня, ни завтра, ни в отдалённом будущем. Истина состоит в озарении, возникает внезапно, как внутренний интуитивный толчёк, его нельзя выразить или передать словами /289 с.39 1а/.

Тантризм (буквально – "тайная доктрина") своими истоками восходит к древним культам плодородия и соответствующим обрядам индо-тибетских племён и является самой неразгаданной из всех эзотерических школ древнего Востока. Тантризм совмещает в себе принципы ведийской йоги с положениями буддизма. Основной тезис тантризма – признание каждой части триады (мысль – слово – действие) нераздельными гранями всеобъемлющего единства Вселенной. Путями постижения Единого и слияния с Великой Пустотой является чтение тантр и размышления на темы тантр, произнесение мантр и воспроизведение жестов (т.е. "мудр", или символов). Последователи тантризма медитируют над мандалами (магические круги, схематично изображающие Вселенную), читают особые заклинания (Мантры), совершают многочисленные тайные обряды, которые понятны только очень узкому кругу посвященных. Основные положения тантризма подчинены идее теснейшей связи макро- и микрокосмоса, которые унаследованы ещё от традиций ведийской йоги. Отсюда идут и приёмы магии, гипноза, врачевания и укрепления духовных и физических сил. Звучание мантр вызывает вибрации, обуславливающие те или иные состояния сознания /289 с.39 на/. Истинное значение каждой мантры познаётся в процессе медитации над ними, причём, включенные в состав магические звуки "звуки-семена прорастают", вызывая особенно сильный эффект. Тем самым устанавливается единство мысли и слова. В практике тантризма большое внимание уделяется сверхъестественным способностям ("сиддхи"). Главная религия Тибета – ламаизм, связана с тантрическими философско-религиозными воззрениями /289 с.40 1а/.

Наши рекомендации