Приветствие Бхагавату Архату Совершеннопросветленному
Буддхадатта
Трактат о подразделении RŪPA и ARŪPA
(Основное содержание трактата - объяснение психологических терминов Абхидхаммы)
RŪPARŪPA-VIBHĀGO
A Treatise on the Divisions of Rūpa and Arūpa
By Buddhadatta (5 век н.э.)
Translated by Prof.Dipak Kumar Barua
Maha Bodhi Journal, Centenary Volume (Calcutta, 1992)
(c) Русский перевод: В.Ю. Ирхин ([email protected])
Оглавление
Приветствие Бхагавату Архату Совершеннопросветленному
RŪPA-VIBHĀGO ИЛИ ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ RŪPA
I. Перечисление материальных качеств
II. Группы материальных качеств
III. Происхождение материальных явлений
IV. Аспекты материальных явлений
V. Способ проявления материальных качеств в Камалоке или группы в мире ощущений
Группы в рупалоке
Группы в арупалоке
ARŪPA-VIBHĀGO ИЛИ ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ ARŪPA
A. CITTA-VIBHĀGO ИЛИ ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ СОЗНАНИЯ
I. Восемь типов Kāmāvacara Kusala Citta или морального сознания, возникающего в камалоке
II. Пять типов Rūpāvacara-Kusala-Citta или морального сознания (на уровне) Rūpāvacara
III. Четыре типа Arūpacavara-Kusala-Citta или морального сознания (на уровне) Arūpacavara
IV. Четыре типа Lokuttara-Kusala-Citta или морального сверхмирского или трансцендентального сознания
V. Двенадцать типов Kāmāvacara-Kusala-Citta или внеморальное сознание на уровне Kāmāvacara
A. Восемь типов Lobha-sahagata-Citta или сознания, связанного с жадностью
B. Два типа Patigha-sampayutta-Citta или сознания, прочно связанного с отвращением или ненавистью
С. Два типа Momuha-Citta или смущенного или спутанного сознания
VI. Шестнадцать типов Kāmāvacara-Kusala-Vipāka-Citta или бескорневого морального результирующего сознания сферы чувств
А. Восемь типов Kāmāvacara-Ahetuka (Kusala) Vipāka Citta
В. Восемь типов Kāmāvacara Sahetuka-vipaka Citta
VII. Пять типов Rūpāvacara-Vipāka Citta или результирующего сознания сферы форм
VIII. Четыре типа Arūpacavara-Vipāka Citta или сознания в сфере без форм
IX. Четыре типа Lokuttara-Phala (Vipāka?) или сверхмирского результирующего сознания
X. Семь типов Kāmāvacara-Ahetuka-Akusala-Vipāka Citta или бескорневого внеморального результирующего сознания сферы чувств
XI. Одиннадцать типов Kāmāvacara-Kriya-Citta или бездеятельного сознания сферы чувств
A. Три типа Kāmāvacara-Ahetuka-Kriya-Citta или бескорневого бездеятельного сознания сферы чувств
B. Восемь типов Kāmāvacara-Sahetuka-Kriya-Citta или бездеятельного сознания сферы чувств с корнями
XII. Пять типов Rūpāvacara Kriya Citta или бездеятельного сознания сферы форм.
XIII. Четыре типа Arūpacavara Kriya Citta или бездеятельного сознания сферы без форм
B. CETASIKA VIBHĀGO ИЛИ ПОДРАЗДЕЛЕНИИ МЕНТАЛЬНЫХ СВОЙСТВ
C. CETASIKA SAMPAYOGA ИЛИ КОМБИНАЦИИ МЕНТАЛЬНЫХ СВОЙСТВ
(a) Комбинации моральных ментальных свойств в сфере чувств
(b) Комбинации внеморальных ментальных свойств в сфере чувств
(с) Комбинации моральных ментальных свойств в сферах форм и без форм
(d) Комбинации ментальных свойств в трансцендентной сфере
D. НИРВАНА
МОЛИТВА АВТОРА
Приветствие Бхагавату Архату Совершеннопросветленному
Приветствовав Будду, Просветленного, искусного (в знании) Rūpa или материального и Arūpa или нематериального, Мудрого, пересекшего материальное и нематериальное, я подробно разъясню подразделение материального и нематериального, т.е. трактат о подразделении Rūpa и Arūpa.
RŪPA-VIBHĀGO ИЛИ ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ RŪPA
I. Перечисление материальных качеств
Здесь, в трактате о подразделении Rūpa и Arūpa, Rūpa или материальные качества суть
(1) земля-элемент или элемент расширения
(2) вода-элемент или элемент сцепления
(3) огонь-элемент или элемент тепла
(4) воздух-элемент или элемент движения
(5) глаз-элемент
(6) ухо-элемент
(7) нос-элемент
(8) язык-элемент
(9) тело-элемент
(10) видение-элемент или видимая форма
(11) звук-элемент
(12) запах-элемент
(13) вкус или вкус-элемент
(14) осязание-элемент
(15) женский пол или женственность, мужской пол или мужественность
(16) витальность или жизнь
(17) сердце-основа
(18) пространство-элемент или элемент пространства
(19) сообщение телом
(20) сообщение речью
(21) легкость материи
(22) податливость материи
(23) приспособляемость материи
(24) объединение материи
(25) непрерывность материи
(26) распад материи
(27) непостоянство материи и
(28) материальная пища.
Группы в рупалоке
Но в рупалоке нос, язык, тело, запах, вкус, осязаемое, женственность и мужественность не возникают. (Перерождающиеся среди) бессознательных существ (даже) не получают (групп) глаза, уха, основы, звука.
Группы в арупалоке
Но в арупалоке не существует материальных качеств. В случае существ, принадлежащих к арупалоке, звук не определен в момент зачатия.
Подразделение rūpa или материальных качеств окончено.
ARŪPA-VIBHĀGO ИЛИ ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ ARŪPA
Но арупа или нематериальные качества существуют трех типов - сознание, ментальные свойства или факторы, нирвана.
A. CITTA-VIBHĀGO ИЛИ ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ СОЗНАНИЯ
В этом отношении сознание, коротко говоря, становится активным следующими десятью путями (dasadha-thitam):
(1) Patisandhi или перерождение или связывание нестоящего состояния существования с прошлым путем понятия
(2) Bhavanga или погружение в жизнь-непрерывность
(3) Avajjana или обращение к пяти вратам ощущений
(4) Dassanadi или определенное чувство зрения или видения или других ощущений
(5) Sampaticchana или восприятие объекта как предстоящего ощущениям
(6) Santirana способность исследования или мгновенное изучение воспринятого объекта
(7) Votthapana, т.е. Vyavasthapana упорядочение исследуемого материала таким образом, чтобы составить его как определенный объект путем разделения, различения и определения
(8) Javana или восприятие или полное распознание где объект, определенный или объединенный предыдущей активностью, воспринимается или правильно распознается
(9) Tadalambana или регистрация или отождествление в два этапа так воспринятого объекта, причем одиннадцать видов процесса различаются согласно природе объекта
(10) Cuti или отступление.
Но в деталях сознание принимает двадцать девять типов. Как?
I. Восемь типов Kāmāvacara Kusala Citta или морального сознания, возникающего в камалоке
1. Автоматический (тип) сознания, сопровождаемый приятным чувством с возбуждением и связанный со знанием.
2. Волевой (тип) сознания, сопровождаемый приятным чувством с возбуждением и связанный со знанием.
3. Автоматический (тип) сознания, сопровождаемый приятным чувством с возбуждением и отделенный от знания.
4. Волевой (тип) сознания, сопровождаемый приятным чувством с возбуждением и отделенный от знания.
5. Автоматический (тип) сознания, сопровождаемый (чувством) безразличия и связанный со знанием.
6. Волевой (тип) сознания, сопровождаемый (чувством) безразличия и связанный со знанием.
7. Автоматический (тип) сознания, сопровождаемый (чувством) безразличия и отделенный от знания.
8. Волевой (тип) сознания, сопровождаемый (чувством) безразличия и отделенный от знания - эти восемь (типов) называются моральным сознанием, принадлежащим миру ощущений или Kāmāvacara-Kusala Citta.
Они, т.е. эти типы сознания, основанные или не основанные на сердце, возникают непосредственно после элемента ума-сознания или элемента понимания и осознания впечатления, имея как опору видимый, слышимый, обоняемый, вкусовой, осязаемый или познаваемый объект, отождествляемый с щедростью, хорошим характером, медитацией и т.д.
II. Пять типов Rūpāvacara-Kusala-Citta или морального сознания (на уровне) Rūpāvacara
1. Моральное сознание (в сфере форм) первой стадии медитации, соединенное с начальным применением, подкрепленным применением, приятным интересом, удовольствием и индивидуализацией или однонаправленностью.
2. Моральное сознание (в сфере форм) второй стадии медитации, соединенное с подкрепленным применением, приятным интересом, удовольствием и индивидуализацией.
3. Моральное сознание (в сфере форм) третьей стадии медитации, соединенное с приятным интересом, удовольствием и индивидуализацией.
4. Моральное сознание (в сфере форм) четвертой стадии медитации, соединенное с удовольствием и индивидуализацией.
5. Моральное сознание (в сфере форм) пятой стадии медитации, соединенное с гедонистическим безразличием и индивидуализацией. Эти пять типов сознания называются моральным сознанием на уровне Rūpāvacara (сферы форм).
Абсолютно основываясь на сердце, возникают моральные типы сознания, правильно соединенные с знанием и поэтому являющиеся медитативными; они дают круг земли и т.д., т.е. десять кругов земли, воды, огня, воздуха, голубого, желтого, красного, белого, пространства и света. Но пятое (упомянутое выше) основано на шести объектах, т.е. соответствующем взгляде, звуке, запахе, вкусе, прикосновении и конкретном ментальном объекте Dhammarammana.
III. Четыре типа Arūpacavara-Kusala-Citta или морального сознания (на уровне) Arūpacavara
1. Моральное сознание (в сфере без форм), погруженное в бесконечность пространства (с великим) достижением.
2. Моральное сознание (в сфере без форм), погруженное в бесконечность сознания (с великим) достижением.
3. Моральное сознание (в сфере без форм), погруженное в Ничто (с великим) достижением.
4. Моральное сознание (в сфере без форм), где нет ни восприятия, ни (великого) достижения - это называется четырьмя типами морального сознания в сфере без форм (на уровне) Arūpavacara.
Основываясь или не основываясь на сердце, в сопровождении безразличия и в сочетании со знанием, будучи моральным, а также реально медитативным на первой Arūpa Jhāna, причем бесконечность пространства и сознания в пространстве происходит из кругов (земли, воды, огня, воздуха, голубого, желтого, красного, белого, пространства и света) объектов (в состоянии пустотности), возникает моральное сознание, пребывающее в пустотности.
D. НИРВАНА
Татхагата, Тот, кто пробился к истине, кто преодолел желание, провозгласил Нирвану вечной, благоухающей, спокойной, постоянной, мирной и необусловленной.
МОЛИТВА АВТОРА
Через это достойное деяние Буддхадатта (автор), будучи полностью свободен от страха пребывания и перехода, хотел бы послужить Великому, кто оставил страсть и желание, кто благ и свободен от четырех ядов (Kāmāsava или чувственность, Bhavāsava или перерождение или жажда жизни, Ditthi-asava или спекуляция, Avijjāsava или неведение).
Окончен RŪPARŪPA VIBHĀGO.
Буддхадатта
Трактат о подразделении RŪPA и ARŪPA
(Основное содержание трактата - объяснение психологических терминов Абхидхаммы)
RŪPARŪPA-VIBHĀGO
A Treatise on the Divisions of Rūpa and Arūpa
By Buddhadatta (5 век н.э.)
Translated by Prof.Dipak Kumar Barua
Maha Bodhi Journal, Centenary Volume (Calcutta, 1992)
(c) Русский перевод: В.Ю. Ирхин ([email protected])
Оглавление
Приветствие Бхагавату Архату Совершеннопросветленному
RŪPA-VIBHĀGO ИЛИ ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ RŪPA
I. Перечисление материальных качеств
II. Группы материальных качеств
III. Происхождение материальных явлений
IV. Аспекты материальных явлений
V. Способ проявления материальных качеств в Камалоке или группы в мире ощущений
Группы в рупалоке
Группы в арупалоке
ARŪPA-VIBHĀGO ИЛИ ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ ARŪPA
A. CITTA-VIBHĀGO ИЛИ ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ СОЗНАНИЯ
I. Восемь типов Kāmāvacara Kusala Citta или морального сознания, возникающего в камалоке
II. Пять типов Rūpāvacara-Kusala-Citta или морального сознания (на уровне) Rūpāvacara
III. Четыре типа Arūpacavara-Kusala-Citta или морального сознания (на уровне) Arūpacavara
IV. Четыре типа Lokuttara-Kusala-Citta или морального сверхмирского или трансцендентального сознания
V. Двенадцать типов Kāmāvacara-Kusala-Citta или внеморальное сознание на уровне Kāmāvacara
A. Восемь типов Lobha-sahagata-Citta или сознания, связанного с жадностью
B. Два типа Patigha-sampayutta-Citta или сознания, прочно связанного с отвращением или ненавистью
С. Два типа Momuha-Citta или смущенного или спутанного сознания
VI. Шестнадцать типов Kāmāvacara-Kusala-Vipāka-Citta или бескорневого морального результирующего сознания сферы чувств
А. Восемь типов Kāmāvacara-Ahetuka (Kusala) Vipāka Citta
В. Восемь типов Kāmāvacara Sahetuka-vipaka Citta
VII. Пять типов Rūpāvacara-Vipāka Citta или результирующего сознания сферы форм
VIII. Четыре типа Arūpacavara-Vipāka Citta или сознания в сфере без форм
IX. Четыре типа Lokuttara-Phala (Vipāka?) или сверхмирского результирующего сознания
X. Семь типов Kāmāvacara-Ahetuka-Akusala-Vipāka Citta или бескорневого внеморального результирующего сознания сферы чувств
XI. Одиннадцать типов Kāmāvacara-Kriya-Citta или бездеятельного сознания сферы чувств
A. Три типа Kāmāvacara-Ahetuka-Kriya-Citta или бескорневого бездеятельного сознания сферы чувств
B. Восемь типов Kāmāvacara-Sahetuka-Kriya-Citta или бездеятельного сознания сферы чувств с корнями
XII. Пять типов Rūpāvacara Kriya Citta или бездеятельного сознания сферы форм.
XIII. Четыре типа Arūpacavara Kriya Citta или бездеятельного сознания сферы без форм
B. CETASIKA VIBHĀGO ИЛИ ПОДРАЗДЕЛЕНИИ МЕНТАЛЬНЫХ СВОЙСТВ
C. CETASIKA SAMPAYOGA ИЛИ КОМБИНАЦИИ МЕНТАЛЬНЫХ СВОЙСТВ
(a) Комбинации моральных ментальных свойств в сфере чувств
(b) Комбинации внеморальных ментальных свойств в сфере чувств
(с) Комбинации моральных ментальных свойств в сферах форм и без форм
(d) Комбинации ментальных свойств в трансцендентной сфере
D. НИРВАНА
МОЛИТВА АВТОРА
Приветствие Бхагавату Архату Совершеннопросветленному
Приветствовав Будду, Просветленного, искусного (в знании) Rūpa или материального и Arūpa или нематериального, Мудрого, пересекшего материальное и нематериальное, я подробно разъясню подразделение материального и нематериального, т.е. трактат о подразделении Rūpa и Arūpa.
RŪPA-VIBHĀGO ИЛИ ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ RŪPA