Существование — лишь видимость
5 января 1980 г.
Махарадж : То же самое сознание ребёнка продолжается сквозь всю жизнь вплоть до последнего дня. В теле и вокруг него происходит множество перемен, но сознание ребёнка остаётся тем же самым. Свидетельствование всей жизни происходит с сознанием ребёнка. Когда оно отделяется от тела, всё заканчивается.
Посетитель : Как концепции влияют на сознание ребёнка?
М : Поток концепций продолжается всю жизнь. Возникают новые концепции, остаются некоторое время и затем уходят, но сознание ребёнка остаётся неизменным. То, что мы называем смертью, — это закат сознания ребёнка. До тех пор жизненные соки остаются влажными. Когда они высыхают, сознание ребёнка заходит. Вся человеческая деятельность происходит в промежутке между восходом и закатом сознания ребёнка.
П : Можно ли избавиться от мыслей навсегда?
М : Нет. Только на время. Пока есть сознание и дыхание, мысли будут возникать. Вы называете их умом. Мысли мешают вам. Возникает вопрос: кто кого контролирует? Вы контролируете свой ум, или ваш ум контролирует вас? Ваш ум подобен слону, который везёт вас на спине куда пожелает. А у мудреца ум подобен мухе, которая сидит на спине слона.
П : Если мы на самом деле — Брахман , нам должно быть легко держаться за своё Истинное Я.
М : Легче держаться за то, чем вы не являетесь.
Как можно держаться за себя? Что именно вы собираетесь держать? Вы есть То (Истинное Я) всегда, и любое ваше действие уводит вас от него.
П : Если мы и мир — одно, откуда такая множественность?
М : Из-за того, что ваша преданность Сатгуру не полная.
П : Действительно ли во лбу есть третий глаз?
М : Третий глаз — это знание, которое вы получаете от своего Сатгуру .
П : Свободен ли мудрец даже тогда, когда бормочет бессвязные слова в бреду горячки?
М : Тот, кто освободился, свободен при любых обстоятельствах.
П : Старики погружены в мирские заботы до самого конца.
М : Они боятся смерти, и их жизнь — просто попытка забыть о ней. Духовный ищущий живёт только для того, чтобы реализовать своё бессмертие.
П : Зачем отказываться от комфорта и развлечений ради Самореализации, которая может никогда не наступить?
М : Вы есть сознание, и всё творение — это ваши формы и ваши рождения. Избегание духовного не будет чем-то новым, это для вас обычная практика. Так почему бы тогда не выбрать Высшее хотя бы в этой жизни? В человеке содержится потенциал быть Богом, и это стоит того, чтобы попытаться реализовать его любой ценой.
П : Ваша милость всегда действует, и нас часто почитают без всяких видимых причин.
М : Чувствуйте всегда, что через вас люди почитают вашего Сатгуру .
П : Должен ли я буду продолжать петь бхаджаны после познания Истинного Я?
М : Да. Это поможет жить достойно и спасёт вас от падения.
П : Стоит ли жизнь того, чтобы жить?
М : Самое лучшее её использование — продолжать быть преданным своему Сатгуру .
П : Насколько я смогу продвинуться без полной веры в Сатгуру?
М : Без неё вы не сможете реализовать своё единение с Абсолютом.
П : У нас в жизни так много гуру. В чём сила Сатгуру ?
М : Когда строится храм, в работе участвует много людей: архитектор, инженер-строитель, рабочие и чернорабочие. Скульптор тоже делает важную работу. Но окончательный штрих вносит священник-брахман, только он с помощью ритуала вдыхает жизнь в построенный образ. Точно так же только Сатгуру может пробудить вас к вашему Истинному Я.
П : Потеряла ли духовность свою важность в современном мире?
М : Ваши технологии развились, но ваши проблемы и страдания не изменились. В прошлом у вас были проблемы с воловьими повозками. Теперь — с вашими машинами и мотоциклами. Ваша зависть, ненависть, злость и печаль остались такими же. Вы будете смеяться над человеком, который, путешествуя на поезде или автобусе, держит свой чемодан на голове. Даже теперь вы продолжаете жить с воображаемыми проблемами и страхами. Кратковременные выгоды и счастье требуют огромных усилий, которые вы прикладываете, не сомневаясь. Но настоящее облегчение, продолжительный покой, счастье и естественная спонтанность вам неведомы. Редко кто становится исключением из этого. Обращение к духовному требует мудрости, чтобы понять ограниченность вашей обычной жизни. Такая мудрость есть лишь у немногих, и они — соль земли. Остальные живут для того, чтобы бороться и умереть.
Современный мир позволил человеку иметь достаточно, но всё это бесполезно для обретения покоя и счастья. Поэтому всё больше людей обращаются к духовному, чтобы попробовать, чего оно стоит.
П : Почему мудрецов не тревожат неприятные события?
М : Мудрецы есть не что иное, как Парабрахман , которого совершенно не затронули даже несколько разрушений Вселенной. Океан не тревожат несколько капель дождя, упавшие в него тут и там. Мудрецы ничего не делают, но люди рядом с ними получают пользу и их проблемы решаются. Мудрец Рамдас был гуру Чхатрапати Шиваджи Махараджа, который пытался спасти индуизм от тотального разрушения нашествиями мусульман и плохим управлением.
П : Большинству людей не хватает силы преданности.
М : Каждое живое существо предано жизни. Для этого им не требуется прилагать усилия.
П : Как убедиться, что я на верном духовном пути?
М : Верный путь — быть сосредоточенным на сознании, не используя его для других дел.
П : Мой ум мешает мне в процессе медитации.
М : Будьте искренним преданным Сатгуру . Тогда вы выйдете за пределы своего ума.
П : Я согласен, что мир сновидений ненастоящий, но как быть с миром бодрствования?
М : Оба они — содержимое вашего сознания, оба связаны временем. Как они могут быть настоящими?
П : Я хочу избавиться от этой любви к жизни.
М : Тогда познайте своё Истинное Я.
П : Что значит истинное служение Богу?
М : Истинное служение — знать, что в своём чистом виде вы есть Бог.
П : Говорится, что в Параматме нет чувства бытия, или чувства «я есть».
М : Знание «я есть» отсутствует в бесформенной Параматме . Это знание — качество телесной формы. Это чувство возникает благодаря телу и ошибочно принимается телом за свою форму. Этот мир существует в сознании, а сознание — в Параматме .
Словарь
Аджняна— неведение
Ананда— блаженство
Ануграха— инициация
Атма— Истинное Я
Атмананда— блаженство Я
Атмапракаш— свет Я
Бодхисаттва— суть сознания
Брахмасутра— Космический ум
Бытие — сознание, «я есть», знание того, что вы есть
Бхактимарга— путь преданности
Вайкунтха— обитель Вишну
Васудева— одно из имён Кришны
Веда — древний духовный индуистский текст
Видехи— пребывающий в бестелесном состоянии
Виджняна— источник чистого ума, за пределом знания (джняна )
Вишвамбхара— Вселенский Бог
Вишватма— Высшее Существо
Гуна— качество
Джагадатма— Высшее существо
Джагрути— состояние бодрствования
Джняна— знание, сознание
Джняни— мудрец
Дхьяна— медитация
Ишвара— Бог
Кайлаш — обитель Шивы, или Шанкары
Карма— действие
Майя— иллюзия, сила иллюзии Брахмана
Махасамадхи— оставление тела мудрецом
Маха-татва— Великая Реальность, Высшее Сознание
Мула майя— первичная иллюзия
Мумукшу— духовный ищущий
Ниргуна— непроявленное, лишённое качеств
Нирвикальпа— отсутствие изменений ума
Нисарга— природа
Парабрахман— Высшая Реальность
Параматма— Высшая Реальность
Парамананда— Высшее блаженство
Питамбара— дхоти жёлтого цвета
Пракрити— Космическая субстанция
Пранаяма— йогическое дыхание
Прарабдха— судьба, общая совокупность всех прошлых действий
Пуруша— Космический дух
Раджас— одно из трёх качеств, деятельность
Сагуна бхакти— поклонение идолу (сагуна означает «проявленное»)
Садананда— всегда в блаженстве
Садхака— продвинутый (искренний) ищущий
Сознание ребёнка — чистое сознание ребёнка
Самадхи— единение с Я
Сарватма— Я во всём, Космическое Я
Саттва— истинная эссенция, одно из трёх качеств
Сатчитананда— существование-сознание-блаженство
Сахаджа-авастха— естественное состояние
Сахаджа-йога— безусильная йога
Свавишайя — медитация на Я
Сиддха— совершенное существо
Состояние сахаджа— самое естественное состояние (джняни )
Тамас— одно из трёх качеств, притязание на делание
То-ананда /это-ананда— присоединение суффикса «ананда» к любому слову, имя нарицательное для носящих оранжевые одеяния
Хираньягарбха— Космический ум, Вселенское сознание
Чайтанья— сознание
Чакры— энергетические центры (муладхара, свадхистана, манипура, анахата, вишудха, аджна )
Читананда— сознание-блаженство
Шактипат— тип духовной йоги
[1]Азиатское эбеновое дерево. — Прим. перев.
[2]Правильно произносить дньяна. — Прим. англ. издания
[3]В традиционной индийской системе счисления один крор равен десяти миллионам, или ста лакхам . — Прим. перев.
[4]Один лакх равен 100 000, то есть восемьдесят четыре лакха — это 8,4 миллиона. — Прим. перев.
[5]Маркандея — ведический мудрец, упоминается в Махабхарате и Пуранах. — Прим. перев.
[6]Очищенное топлёное масло. — Прим. перев.
[7]Вайкхари — физическая, «грубая» речь; мадхьяма — мышление и концепции; пашьянти — состояние без мыслей, концепций и слов; пара — непроявленный чистый звук внутри Абсолюта. — Прим. перев.
[8]Знаменитый индийский алмаз Кохинур, который в данное время принадлежит королеве Великобритании; первые упоминания о нём датируются XII веком. По одной из легенд, был найден прямо на дороге. — Прим. перев.
[9]Джина Махавира, основатель джайнизма, современник Гаутамы Будды. — Прим. перев.
[10]Церемония священного шнура — традиционная церемония инициации ребёнка из касты брахманов, означает «второе рождение». — Прим. перев.
[11]«Дасбодх» — духовный текст XVII века, написанный на языке маратхи в форме наставлений святого Самартхи Рамдаса своему ученику Кальяну Свами. — Прим. перев.
[12]Последователи зороастризма в Индии, большинство сейчас проживает в штате Гуджарат, в Мумбае. — Прим. перев.
[13]Абу Абдуллах аль-Хусайн ибн Мансур аль-Халладж (858–922) — суфий из южного Ирана (Фарс). За своё высказывание «Я — Истина» был заключён в багдадскую тюрьму на 8 лет, а затем казнён особо зверским способом. — Прим. ред.