С каких пор вы есть и благодаря чему?
30 ноября 1979 г.
Махарадж : Вы знаете, что вы есть, что вы существуете. Эта память — качество эссенции пищи вашего тела. Если эти пищевые соки высохнут, ваше бытие исчезнет. Эти пищевые соки называются саттвой , её качеством является сознание, или бытие. Слово саттва происходит от сат (существование) и тва (ты). Это означает, что вы в действительности являетесь существованием. В каждой живой форме сознание всегда сопровождается дыханием жизни. Все действия происходят благодаря этому дыханию жизни.
Человек знает, что он есть, благодаря телу пищи. Но кто именно это знает, невозможно выразить словами. Все наши мысли в этом отношении будут лишь представлениями или концепциями. Мистер или миссис Некто — это концепция.
Это относится ко всем вам. У вас нет ни имени, ни формы. Вы воображаете, что являетесь своим телом и что данное ему имя — это ваше имя. Если бы вам не дали имя, как бы вы себя называли?
П : Никак.
М : Вы приняли своё имя, потому что вам столько раз его повторяли. Имя может понадобиться для практических целей, например, чтобы обращаться к вам, в школе, в институте или для счёта в банке.
П : Я чувствую, что мой гнев и ненависть усиливаются, и моя способность не привязываться к телу становится слабее.
М : Гнев и ненависть теряют значение, если у вас нет тела. Ваше чувство бытия — это не вы, это качество тела пищи. Поймите это.
П : Но я беспокоюсь, потому что мой ментальный контроль ослабевает.
М : Истинное знание себя — это единственное решение вашей проблемы. Благодаря этому знанию исчезнут все ваши надежды, желания и стремления, а с ними уйдут гнев и ненависть. Когда вы увидите себя как бесформенное, все ваши проблемы улетучатся.
П : В чём разница между отождествлением с телом-умом и неотождествлением с сознанием?
М : Нет никакой разницы.
П : Я могу прийти к своему изначальному вопросу?
М : Может ли какой-то вопрос предшествовать вашему так называемому рождению? Когда ребёнок рождается, каков его изначальный вопрос? Наше знание того, что «мы есть» (наше сознание), — это материальное знание, верно? Разве не так?
У новорождённого ощущение бытия ещё спит, оно постепенно пробуждается в течение трёх-четырёх лет. Все вопросы, которые не смотрят в корень сознания ребёнка, в источник сознания, несущественны.
Вы думали об источнике сознания?
(Нет ответа.)
В течение нескольких месяцев тело младенца — это кусок мяса. Что в нём есть, кроме материи пищи? С каких пор вы есть и благодаря чему? Благодаря чему возник этот источник, или ребёнок? Какова причина сознания?
Жизнь длится, пока есть влага в тканях тела. Если влага уйдёт, жизнь закончится. Возможно, вы не сможете уловить то, о чём мы здесь говорим.
Сознание, первичная иллюзия
1 декабря 1979 г.
Махарадж : Ваше существование подобно появлению света, когда зажигается спичка. Нет ничего ни до этого, ни после.
С каким снаряжением вы собираетесь начать ваш поиск? Когда свет (сознание) гаснет, всё заканчивается — ни до, ни после ничего нет.
В настоящий момент то, что я переживаю, — это материальное знание. Бытие — это качество тела пищи. Я говорю это исходя из своего опыта. Я переживаю своё бытие. Каким контролем я обладаю, чтобы продлить его? У меня нет нужды продлить его даже на ещё одно мгновение. С этим чувством бытия я воспринимаю мир. Мне уже достаточно. Когда я начал свой поиск Бога, мне было достаточно посмотреть на источник меня самого, моего сознания. Было время, когда меня не существовало. Теперь я существую. Что всё это значит? Что означает моё небытие — моё небытие, которое предшествовало моему так называемому рождению? Это всё, что мне потребовалось исследовать. Мне показали моих родителей и так далее как сериал по телевидению. Я понял смысл этого. Говоря кратко, я исследовал переход от моего небытия к бытию. Для меня было важно узнать, как бытие возникает из моего состояния небытия. Если меня спросят, каким я был сто лет назад, что я смогу ответить? Моё бытие тогда отсутствовало.
Бог, возможно, велик, но для меня он был не столь важен, как моё появление из небытия к бытию.
Вчера я сказал посетителям, что наше восприятие мира полно борьбы, чрезмерной борьбы. Что вы можете сказать об этом? В прошлом прошли сотни войн, включая две мировые. Вы когда-нибудь видели мир на этой земле? Борьба идёт не только между странами, она идёт внутри каждой страны, внутри каждого человека. Разве нет? Я не боролся за своё благополучие и процветание, я боролся, только чтобы найти источник своего бытия. Моё бытие сковано временем — в любой момент оно может прерваться. В этих обстоятельствах чего мне ожидать от Бога, каким бы великим он ни был?
Если бы я мог хоть как-то контролировать своё бытие, я бы отдал ему должное. Бог может подарить мне процветание, но какая от него польза, если я могу потерять своё бытие в любой момент? Когда меня не было, не было и никаких проблем. Чувство бытия не нужно, ограничено временем и зависит от эссенции пищи.
Наше осознание сезонно, как сезон дождей. Сезон длится 60–100 лет. Это мои наблюдения. Вы вольны исследовать всё это сами.
Сколько времени моё существование будет мне полезно? Эти наблюдения не предназначены для обычного человека. Он может потерять свои надежды, желания и стремления. Жизнь — это борьба, требующая амбиций, смелости и энергии. Такое знание сделает человека неспособным к борьбе. У человека должна быть способность превращать пыль в золото. Эти мирские качества необходимы для жизни в мире. В противном случае вы будете жить так, будто мира не существует. С ослаблением надежд и желаний ваш мир также растворится в небытии.
Чтобы поддерживать жизнь, человек должен быть готов сделать всё, что требует время. Для этого кому-то нужно управлять своей страной, кому-то — чистить туалеты, а кому-то — просить подаяние. Человек должен делать всё это, чтобы продлить сознание.
Сознание также даёт надежды на лучшее будущее, это мотивирующая сила всех действий. В конце концов, человек хочет продолжаться, быть, существовать. Это любовь к себе, любовь к бытию, она не может исчезнуть.
Бхагаван Шри Кришна объяснял суть Упанишад Арджуне в Бхагавадгите. Она была переведена на маратхи мудрецом Джнянешваром. Эта книга называется «Джнянешвари». Но его старший брат гуру Нивритти Натх заметил, что это всего лишь перевод, не оригинальный текст. «А теперь напиши что-нибудь от себя». Тогда Джнянешвар написал книгу под названием «Амританубхава». Реализовав Бессмертное, Джнянешвар выразил Его в словах. Нет никакой смерти. Осознав это, он совершил маха самадхи (отбросил тело), когда ему был всего двадцать один год. Что всё это значит? Кто-нибудь думал об этом? Что такое бессмертие? Означает ли это стать свидетелем так называемой смерти? Джнянешвар не испытывал смерть. То же самое здесь (в моём случае). Если я вообще не рождался, как я могу умереть? Если не было никакого рождения, как возникла эта форма? Это всё просто было показано по телевизору. Я называю это химией. Вон там фотография гуру нашего гуру, Шри Бхаусахеба Махараджа. Что поймало и что удерживает там эту картинку? На нём надето одно только дхоти , но картинка такая живая. Что сохраняет эту картинку уже в течение ста лет? Я называю это «химия».
В этом мире всё видимое возникает благодаря «химии», а все действия — благодаря «механике». Нет ни Бога, ни преданного, ни майи , ни Брахмана .
Что вы можете сказать обо всём этом? Как живая форма может порождать такую же живую форму? Как человек рождается от человека, лев — ото льва, а осёл — от осла? Химическая энергия, обладающая умом, запечатлевает эти фотографии, и сама энергия принимает такую же форму. Все умения и рост формы происходят благодаря «механике».
Мы думаем, что всякое развитие требует тренировки. Возьмём, к примеру, историю очень злого бедного мальчика. Он поднялся до звания мудреца, и люди стали поклоняться ему. Древних королей быстро забыли, но люди помнят и почитают этого мудреца. Как такое случилось? Кто-нибудь сделал это, кто-нибудь помог этому случиться? В его честь построили храм, на вершине которого золотой купол весом в тонну. В Пуне жил мудрец по имени Джангли Махарадж, то есть мудрец из джунглей.
Так называемое рождение — это появление состояния бодрствования, состояния сна и сознания. Пока есть эти три состояния, жажда, голод и действия для их удовлетворения будут продолжаться.
Много перерождений случилось в прошлом, но кто может остановить созидание, поддержание и разрушение? Я вовсе не горжусь своим знанием. Могу ли я чем-то управлять? Даже Брахма, Вишну и Махеш (Шива) не могут сделать ничего, что продлилось бы достаточно долго. То, что я называю «химической силой», есть Высшее Сознание, или первичная иллюзия (мула майя ). Все действия и поведение определяются саттвой, раджасом и тамасом, приводящим к изменениям сознания. Свидетельствование деятельности происходит благодаря саттве — качеству «я есть». Всё происходящее вызвано тремя качествами, и в этом нет ни «тебя», ни «меня». Отпущенное время определяется маха таттвой , или Великой Реальностью. Брахма, Вишну и Махеш существуют миллионы лет. Это долго, но не бесконечно. Это показатель того, сколько длится качество саттвы для этих божеств. Совокупная длительность жизней всех божеств — миллиарды лет — равняется мгновению изначальной иллюзии, а это означает, что всё это было нереальным.
Продолжительность жизней Брахмы, Вишну и Махеша различается. Я называю их часами. Сколько тикают часы по имени Брахма? Часы по имени Вишну тикают в десять раз дольше, а часы по имени Махеш — в десять раз дольше Вишну. Часы по имени мула майя тикнули только раз, и это равнялось общему времени всех трёх. Так что случилось со всеми ими? Ничего, всё это было лишь иллюзией.
Я провожу беседы в течение последних сорока лет. Приходило столько посетителей. Что они делают сейчас? Они все заняты своими семейными делами. Это их главная обязанность, которую они должны исполнять. Так записано на киноленте, так должно происходить.
Должен ли я продолжать излагать духовное знание? Когда я говорю, что́ передо мной? Другие тоже говорят, но что перед ними? Чью информацию они дают? Когда кто-то говорит, это должно относиться к чему-то.
Моё бытие, каким бы долгим оно ни было, однажды исчезнет. В чём смысл всего этого? Бытие возникло из состояния небытия. Если бы я осознавал это, я бы не позволил своему бытию появиться. Я бы держался от него подальше. Но оно возникло без моего ведома. Я должен был узнать, почему и как. Сначала мне пришло в голову, что я должен спросить Бога о появлении моего бытия. Но где Бог в состоянии моего небытия?
Многие приходят ко мне и предлагают помощь. Но я говорю им, что того, что у меня есть, мне достаточно. В моём случае мне подвластно всё, кроме моего бытия, которое на самом деле — небытие. У меня нет ни рождения, ни смерти. Меня не затрагивают никакие действия. Что это значит? Люди думают об этом? Везде мы видим лишь слепое повторение. Учитывая всё это, я устраиваю бхаджаны четыре раза в день.