Записанные повествования из Индии
Том Ка: Записанное повествование из тайной сердечной сути Великого Совершенства, самой глубокой квинтэссенции
Вималамитра
Хвала Славному Ваджрасаттве
Изначальное состояние, спонтанно совершенное двойное благо,
Природа, в которой кай неотделимы от мудрости,
Ты реализовал это бессмертное ваджрное тело,
Пандита пяти областей знания, известный как Джемала. Взгляни на меня с состраданием, Ньянг Бен.
Даруй своё благословение, чтобы мы были неотделимы.
Эма,
Эта земля Тибета, что в северной части континента Джамбу, по форме похожего на лезвие топора, Могла бы быть варварским приграничьем, не тронутым стопами Будды,
Но благословил её благородный Авалокитешвара, Сделавший её сферой своего влияния.
Воплощённый духовный правитель Дхармы Тото Ньяншел
Основал там Дхарму, только лишь произнеся её название.
Духовный правитель Сонгцен Гампо
Построил храмы и утвердил закон из десяти добродетелей.
Силой Авалокитешвары он заботился о существах.
Нынешний монарх, король Трисонг
Построил Великолепный Самье и другие храмы.
Он пригласил собрание учёных пандитов,
Которые с помощью многочисленных лоцав досконально перевели
Все священные духовные тексты, сутры и мантры,
Положив начало сангхе монахов и мирян.
В частности, великий пандита, второй будда,
Самантабхадра собственной персоной по имени Джемамудра,
Благодаря доброте короля взглянул на меня с состраданием
И оделил меня тайной Устной линией Великого Совершенства.
Боясь, что могу её позабыть, я написал эти слова для напоминания.
Пусть они достанутся нескольким
счастливым людям с кармическими связями.
Далее следует история квинтэссенции всех тантр
Великого Совершенства, апогея всех восьмидесяти четырёх тысяч разделов Дхармы.
В сфере дхармакаи, во дворце пятицветного света, главный из всех будд прославленный Самантабхадра проявил будд пяти семейств из эманаций своего тела, речи, ума и активностей, для того чтобы осуществлять безграничные деяния, воздействуя на всех тех, кто в этом нуждается, всеми необходимыми способами.
После этого в мире Тушита, сфере безупречного Изобильного Наслаждения, на цветке лотоса с тысячью лепестками великий Ваджрадхара шестого семейства преподал тантры Тайной Сердечной Сути, включая коренную тантру Пронизывающий Звук, одной тысяче будд Благой Эпохи, Славному Ваджрасаттве, владыке таинств Ваджрапани и другим.
Затем владыка таинств бхагаван Ваджрапани на великом кладбище поверх Горы, Пылающей Огнём, поворачивал денно и нощно колесо дхармы для держателей знания среди богов и людей, а также для четырёх классов дакинь.
В это время в стране Уддияна, что в западном направлении, у короля Упараджа и королевы Светоносной родилась дочь, которая стала монахиней, носящей имя Солнце Дхармы. Пока она практиковала медитацию в части мирского океана под названием Чаща Испытаний, ей приснилось, что белый хрустальный мальчик поставил ей на голову вазу, сделанную из пяти драгоценных субстанций и наполненную нектаром.
Через девять месяцев и десять дней без какого-либо физического неудобства у неё родился замечательный мальчик, но, устыдившись, она спрятала его в куче пепла. Когда она увидела, что дакини мудрости, а также молодые боги и богини пришли оказать почтение и стали делать ему подношения, она взмолилась о прощении и вытащила ребёнка из пепла. Поэтому ему дали имя Воскресший из Пепла. Когда он подрос до семи лет, ему стал понятен смысл большинства слов Будды.
На восьмой день последнего лунного месяца, когда он отправился в лес искупаться, перед ним предстал Будда Ваджрасаттва в сфере переливающихся пятицветных радуг посреди небесною пространства. Ваджрасаттва дал ему такой наказ:
Слушай, сын благородной семьи:
В просторном небе пустотности сияют радуги пустотного осознавания.
Самовозникшие звуки, звеня и хлопая, издают Али-Кали.
Запахи, вкусы и ощущения совершенны
и превосходны, когда свободны от цепляния.
Пробуждённое присутствие в этом пространстве невозникновения называется самосущей пробуждённостью, но она превосходит как символы, так и смысл.
Емахо!
Произнеся это, он принял мальчика в ученики.
Позже мать спросила его: «Где ты был?»
«Я ходил слушать Дхарму от Славного Ваджрасаттвы. Поскольку мне теперь известны все учения, которые реализовал Ваджрасаттва, я пойду на дебаты с пандитами, служащими при дворе короля Уддияны. Мама, пожалуйста, спроси разрешения у своего отца, Его Величества».
Когда его мать спросила своего отца, тот ответил: «Негоже малому ребёнку заниматься дебатами. Однако я поговорю с придворными пандитами».
Во время обеда он отправился на собрание пандитов и сказал: «У монахини Солнце Дхармы есть смышлёный восьмилетний сын, который говорит, что хочет сразиться в дебатах со всеми придворными пандитами».
Пандиты ответили: «Великий король, позволь маленькому мальчику прийти и сразиться в дебатах. Если он победит, мы станем его последователями. Если же мы возьмём верх, королю стоит наказать его».
После этого мальчик Воскресший из Пепла сразился с пандитами в дебатах и победил. Король возрадовался и назвал его Прахе Ваджра (тиб. Гараб Дордже) — Ваджра Высшей Радости.
Позже, когда он находился в самадхи на Светоносной Горе, в небе перед ним опять предстал Ваджрасаттва и сказал: «Слушай, сын благородной семьи, отправляйся на великое кладбище Горы, Пылающей Огнём!»
Прахе Ваджра отправился на кладбище Горы, Пылающей Огнём, где встретил Великолепного Ваджрапани. От него он получил все шесть миллионов четыреста тысяч тантр Великого Совершенства во всей полноте, после чего перебрался на вершину горы Малайя. Там он записал все тантры, положения и устные наставления Великого Совершенства. Поручив дакиням мудрости охранять их, он пребывал в медитации на великой кладбищенской земле в Прохладной Роще.
В это время на западе Индии в городе Двойной Стадии у брахмина Удачливого и его жены Пылающая Лампа родился сын, которого назвали Манджушримитра и который стал пандитой, сведущим в пяти областях знания10. От Манджушри он получил такое предсказание: «Слушай, сын благородной семьи. Если ты хочешь достичь просветления в этой жизни и в этом теле, отправляйся в великую кладбищенскую землю Прохладной Рощи!»
Согласно этому предсказанию он отправился на великое кладбище в Прохладной Роще, где встретил мастера Прахе Ваджру (Гараба Дордже). Передав все учения Великого Совершенства, мастер Прахе Ваджра удалился в сферу пространства в облаке света. Манджушримитра упал на землю без сознания, после чего стал издавать отчаянный плач. И тут в его руки упала маленькая шкатулка из пяти драгоценных субстанций, в которой содержалось завещание под названием «Три Слова, Бьющие в Точку».
Мастер Манджушримитра записал все тантры, положения и устные наставления устной линии Тайной Сути, после чего спрятал их в виде сокровища — терма в Скале Перекрещенного Ваджра на северо-востоке Ваджрасаны (Бодхгаи) в Индии. После этого он остался медитировать в самадхи в великой кладбищенской земле Сосалинг.
Тем временем в китайском городе Чёрный Шокхьям у домовладельца Доброе Намерение и его жены Мудрый Свет родился сын Шри Сингха, который стал великим пандитой. Однажды он путешествовал в направлении города Серлинг и находился посреди большого поля, когда в небе перед ним появился могущественный Авалокитешвара и сказал: «Слушай, сын благородной семьи. Если ты хочешь достичь просветления в этом теле и этой жизни, отправляйся в великую кладбищенскую землю Сосалинг, что на западе от Ваджрного Трона в Индии!»
Согласно этому наказу Шри Сингха отправился туда с большой скоростью, не касаясь земли на расстояние локтя, и прибыл в великое кладбище Сосалинг через девять дней. Там он встретился с мастером Манджушримитрой и поднёс ему много мандал, многократно поклонился ему и сделал почтительные обхождения, попросив принять его в ученики. После этого ему были переданы целиком и полностью все наставления, а также указание: «Достань тексты, которые были скрыты в виде сокровища — терма в Скале Перекрещенного Ваджра на северо-востоке от Ваджрного Трона в Индии!»
Передав это указание, Манджушримитра удалился в сферу пространства в облаке света. Шри Сингха стал издавать отчаянный плач, вслед за чем из сферы света спустилась маленькая шкатулка размером с дюйм, сделанная из восьми драгоценных субстанций, в которой содержалось завещание под названием «Шесть Медитативных Переживаний».
Ведающий Шри Сингха отправился к Ваджрному Трону в Индии, где он открыл из терма драгоценные тексты, которые были скрыты в Скале Перекрещенного Ваджра. После этого он вернулся в Китай, к Открывающему Дереву Бодхи, где составил все тексты. Он скрыл их в боковой части колонны Благоприятного Храма Десяти Тысяч Врат и остался в Прохладной кладбищенской земле.
Примерно в это же время в городе Камала на востоке Индии у низкосословного Шанти и его жены Доброе Сердце родился сын, которому было суждено стать великим Джнянасутрой. А на Слоновом Хребте в Кашмире, что на западе Индии, у домовладельца Колесо Блаженства и его жены Ясный Ум родился сын, который стал известен как великий пандита Джемаламудра11. Когда они (Джнянасутра и Вималамитра, — прим. пер.) находились около Ваджрного Трона, в один день они отправились искупаться в Тростниковую Рощу. В это время посреди неба появился славный Ваджрасаттва, произнеся такое предсказание: «Слушайте, два сына благородных семей. В течение пятисот жизней без перерыва вы рождались и становились пандитами, но так и не достигли сущностного плода. Поэтому, если вам хочется достичь просветления в этой самой жизни и в этом теле, отправляйтесь в Прохладную кладбищенскую землю!»
Джемаламудра отправился туда и встретил ведающего Шри Сингху, который передал ему полный цикл Великого Совершенства. Когда он вернулся в Индию, он встретился с Джнянасутрой вновь. Джнянасутра, помня о недавнем предсказании, спросил его: «Джемаламудра, повстречал ли ты Шри Сингху?»
«Я встретил его», — ответил Джемаламудра. Рассказав все подробности, он остался медитировать в самадхи в Маленькой кладбищенской земле.
Вслед за этим возвышенный Джнянасутра также отправился в Прохладную кладбищенскую землю, где встретил Шри Сингху. Сделав простирания и почтительные обхождения, он попросил его: «Пожалуйста, прими меня!» Затем Шри Сингха даровал ему Устную Линию и все наставления, относящиеся к разделу «Тайная Сердечная Суть Самой Сущностной Квинтэссенции». Шри Сингха дал ему ещё такое указание: «Тексты с этим (учением) скрыты как сокровище — терма в колонне Благоприятного Храма Десяти Тысяч Врат. Достань их оттуда и применяй их».
Передав это указание и пророчество, Шри Сингха удалился в сферу пространства, растворив своё материальное тело в массе света. В этот же миг возвышенный Джнянасутра упал на землю без сознания, после чего стал издавать отчаянный плач. Следом за этим (в его руки) упала маленькая шкатулка из драгоценного белого кристалла, в которой содержалось завещание под названием «Семь Спиц».
Как и было наказано, он извлёк тексты из отверстия в колонне Благоприятного Храма Десяти Тысяч Врат, после чего остался медитировать на кладбище Бхасинг.
Тем временем дакиня Сияющая Мудрость проявилась воочию перед Джемаламудрой и сказала: «Слушай, сын благородной семьи. Если ты хочешь получить ещё более глубокие наставления, отправляйся на кладбище Бхасинг!»
Согласно этому пророчеству Джемаламудра отправился на кладбище Бхасинг, где встретился с возвышенным Джнянасутрой. Сделав многочисленные простирания и почтительные обхождения, он поднёс ему безграничное пиршество и бесчисленные мандалы. После этого он попросил: «Внемли мне, самый милосердный защитник. Пожалуйста, прими меня!»
После таких молитв, которые Джемаламудра воздал с глубокой преданностью, Джнянасутра даровал ему все
наставления без единого исключения. Вверив ему все тексты, он удалился в сферу пространства в облаке света. В этот миг Джемаламудра упал на землю и стал издавать отчаянный плач. В ответ на это (в его руки) упала маленькая шкатулка из драгоценного соча, украшенная пятью видами драгоценных камней, в которой содержалось завещание под названием «Четыре Способа Погружения».
Впоследствии Джемаламудра был приглашён королём Сингхабхадрой12 в город Камала на востоке Индии, где он восседал в качестве главного духовного наставника при дворе. В дневные часы он поворачивал колесо Дхармы для короля, королев, их детей, министров, свиты и всех подданных. По ночам он пребывал на кладбище Спонтанно Присутствующего Сокровища, где учил дакиней дхарме.
Этими подробностями завершается краткая история передачи линии ума будды и символической линии видьядхара.