БМП MCV-80 «Уорриор» (Великобритания)
Боевая и техническая характеристика БМП МСV-80
Боевая масса, т 24,5
Боевой расчет (экипаж + десант), человек3 + 7
Длина, мм 6340
Ширина, мм 3030
Высота по прицелу наводчика, мм 2980
Вооружение:
пушка, марка, тип, калибр, мм автоматическая «Рарден», 20
спаренный пулемет, калибр, мм 7,62
противотанковый комплекс, марка «Милан»
Боекомплект:
к пушке, выстрелов 250
к пулемету, патронов 2000
Броневая защита противопульная
Дымовые гранатометы, кол. * калибр, мм 8 * 66
Максимальная скорость, км/ч
по суше 75
Глубина брода, м
без подготовки 1,3
Запас хода по шоссе, км 660
Двигатель, марка дизель CV8 ТСА
Мощность двигателя кВт (л.с) 404 (550)
Трансмиссия автоматическая, гидромеханическая
Подвеска торсионная
Гусеница обрезиненная с РМШ
Машина была принята на вооружение английской армией в ноябре 1984 г. В январе 1986 г. началось серийное производство машин. В войска первые БМП MCV-80, поступили в мае 1987 г. Около 30% выпускаемых машин должны представлять собой модификации боевых машин различного назначения, собранных на базе БМП.
По состоянию на 1995 г. на вооружении армии Великобритании состояло около 789 БМП. Производство завершено в 1995 г.
Схема общей компоновки
МТО занимает правую переднюю часть корпуса. Механик-водитель размещен в отделении управления слева от МТО, а командир машины и наводчик в двухместной башне, несколько смещенной от продольной оси машины к левому борту. Первый находится справа, второй слева от пушки. Десантное отделение для пехотинцев расположено в кормовой части корпуса. Посадка десанта в машину и высадка из нее осуществляется через большую кормовую дверь с силовым приводом. В ней имеется стеклоблок для наблюдения. В крыше десантного отделения установлено два перископа (по одному с каждого борта), которыми пользуются десантники. Амбразуры для стрельбы из личного оружия пехотинцев отсутствуют, но по требованию заказчика они могут быть смонтированы, в частности, для экспортных поставок.
Спешиваемая часть боевого расчета БМП MCV-80 восемь человек, в том числе командир отделения (машины), место которого в башне. Остальные 7 посадочных мест расположены в десантном отделении (4 справа и 3 слева). Пехотинцы сидят спинами к бортам. Индивидуальные посадочные места оборудованы ремнями безопасности. Личные вещи бойцов могут быть уложены под сиденья или в надгусеничные ниши, в которых для этого имеются решетки. Машина имеет все необходимое оборудование для ведения боевых действий в течение 48 часов.
Подвижность
Машина развивает скорость до 75 км/ч на переднем и 48 км/ч на заднем ходу, с места до скорости 48 км/ч она разгоняется за 13,5 с, может преодолевать брод глубиной 1,3 м.
МCV-80 оснащена восьмицилиндровым V-образным дизелем «Кондор» CV8 ТCA мощностью 550 л.с., смонтированном в одном блоке с автоматической гидромеханической трансмиссией «Аллисон» Х-300-В, имеющей комплексную гидропередачу с блокировочным фрикционом, 4 передачи переднего и 2 заднего хода, механизмы поворота дифференциального типа с гидрообъемной передачей в дополнительном приводе. Планетарная коробка имеет автоматику переключения передач. Единая система охлаждения обеспечивает работу двигателя, трансмиссии, генератора, остановочных тормозов. Генератор масляного охлаждения имеет привод от трансмиссии, так же как и вентилятор системы охлаждения.
Ходовая часть содержит по 6 двухскатных обрезиненных опорных и по 3 поддерживающих катка на борт, передние ведущие и задние направляющие колеса, торсионную подвеску с лопастными гидроамортизаторами на 1, 2, и 6 узлах, гусеницы со стальными литыми траками шириной 490 мм, ОМШ и резиновыми башмаками. Вместимость топливных баков 770 л. При скорости 60 км/ч это обеспечивает запас хода 660 км.
БМП АМХ-10Р (Франция).
Боевая и техническая характеристика БМП АМХ-10Р
Боевая масса, т 14,5
Боевой расчет (экипаж + десант), человек 3 + 8
Длина, мм 5900
Ширина, мм 2830
Высота, мм 2830
Вооружение:
пушка, марка, тип, калибр, мм М693, авт., 20
спаренный пулемет, калибр, мм 7,62
противотанковый комплекс, марка «Милан»
Боекомплект:
к пушке, выстрелов 760
к пулемету, патронов 2000
Броневая защита противопульная
Дымовые гранатометы, кол. * калибр, мм 4 * 80
Максимальная скорость, км/ч
по суше 65
на плаву 7
Запас хода по шоссе, км 600
Двигатель, марка дизель HS-115V-8
Мощность двигателя кВт (л.с) 221 (300)
Трансмиссия гидромеханическая
Подвеска торсионная
Гусеница с РМШ
Первый опытный образец машины был собран в 1968 г., а в следующем году первые машины АМХ-10Р поступили в войска, Кроме французской армии машины поставлялись в Грецию, Саудовскую Аравию, Индонезию, Катар, Объединенные Арабские Эмираты. Производство завершено в 1994 г. после выпуска 1810 машин. На вооружении армии Франции состоит 713 машин.
Схема общей компоновки
Машина выполнена по компоновочной схеме с размещением МТО справа, отделения управления слева в носовой части корпуса. Перед люком механика водителя установлены три перископических прибора, средний из которых может заменяться пассивным прибором ночного видения. В средней части корпуса установлена смещенная к левому борту двухместная башня. В ней место командира справа от пушки, а наводчика слева. У каждого из них свой люк. В корпусе правее башни размещены два пехотинца лицом друг к другу, причем передний сидит лицом к корме. Позади башни на индивидуальных сиденьях располагаются 6 пехотинцев (по 2 человека возле бортов и 2 человека – в корме машины). Посадка и высадка стрелков происходит через большую кормовую аппарель с электромеханическим приводом. В ней имеются 2 двери, в каждой из которой есть амбразура для стрельбы из личного оружия. В крыше десантного отделения размещены два больших люка, крышки которых при открытии фиксируются в вертикальном положении, а также 7 перископических приборов: один впереди справа, по два вдоль бортов справ и слева, 2 сзади.
Характерной особенностью компоновки является внешняя надбашенная установка вооружения.
Подвижность
Максимальная скорость движения по шоссе 65 км/ч, запас хода по шоссе 600 км (вместимость топливных баков 528 л), клиренс машины 450 мм, среднее давление на грунт 0,53 кгс/см², максимальная скорость на плаву 7 км/ч. Она может преодолевать вертикальную стенку высотой 0,7 м и траншею шириной 2,1 м.
В единую блочную моторно-трансмиссионную установку собраны V-образный восьмицилиндровый многотопливный дизель
HS-115 («Испано-Сюиза») жидкостного охлаждения с турбонаддувом и гидромеханическая трансмиссия. Двигатель развивает мощность
300 л.с. Пуск двигателя осуществляется сжатым воздухом или электростартером. Трансмиссия обеспечивает 4 передачи вперед и 1 передачу заднего хода. Она включает однореакторную комплексную гидропередачу с блокировочным фрикционом и двухпоточный МПП дифференциального типа, а также устройство отбора мощности на водометный движитель. Простая двухвальная коробка передач с синхронизаторами имеет преселекторный привод переключения передач. Забор мощности для питания двигателя и охлаждения МТУ производится через жалюзи в крыше корпуса, выброс отработавших газов и горячего воздуха – в правом борту.
Ходовая часть состоит из 5 односкатных обрезиненных опорных и 3 поддерживающих катков, передних ведущих и задних направляющих колес. Применена индивидуальная торсионная подвеска с рычажно- поршневыми гидравлическими амортизаторами на 1 и 5 узлах. Гусеница с РМШ имеет съемные резиновые подушки.
Машина плавающая, движение на ходу осуществляется с помощью 2 водометов, размещенных в корме корпуса по бокам от аппарели.
АМХ-10Р может выпускаться и в неплавающем варианте.
Боевые машины пехоты ВДВ
БМД-2
Боевая и техническая характеристика БМД-2
Боевая масса, т 8,225
Боевой расчет человек 7
Длина, мм 5920
Ширина, мм 2630
Высота в зависимости от клиренса, мм от 1760 до 2110
Вооружение:
пушка, марка, тип, калибр, мм 2А42, авт., 30
спаренный пулемет, калибр, мм 7,62
пулемет в установке, калибр, мм 7,62
противотанковый комплекс, марка ПТРК 9П135М
(9П135М-1)
Боекомплект:
к пушке, выстрелов 300
к пулемету, патронов 2940
к ПТРК, шт. 3
Броневая защита противопульная
Максимальная скорость, км/ч
по суше 65
на плаву 10
Запас хода по шоссе, км 500
Двигатель, марка дизель 5Д-20
Мощность двигателя кВт (л.с) 176 (240)
Трансмиссия механическая
Подвеска гидропневматическая
Гусеница с ОМШ
Машина принята на вооружение в 1985 г. и выпущена в небольшом количестве.
Схема общей компоновки
Вместо штатной башни БМД-1 на машине установлена новая одноместная башня с 30-мм автоматической пушкой 2А42 и спаренным 7,62 пулеметом ПКТ. При этом несколько увеличилась масса машины. В башне БМД-2 место наводчика расположено слева от пушки. Над ним имеется люк с крышкой, открывающейся вперед. По периметру люка установлены 4 призменных прибора ТНПО-170А. Перед наводчиком размещены основной прицел БПК-1, пульт управления стабилизатором, и подъемный механизм пушки, а слева от основного прицела зенитный прицел ПЗУ-5.
В корпусе не произведено значительных изменений. На двух автономных пулеметных установок в носовой части корпуса оставлена одна (правая), изменено также размещение боекомплекта.
Подвижность
На машине установлен шестицилиндровый V-образный, четырехтактный, быстроходный, бескомпрессорный дизель жидкостного охлаждения со струйным распылением топлива. Его мощность 240 л.с. Для облегчения запуска двигателя в холодное время на машине устанавливается предпусковой форсуночный подогреватель с двухзаходовым котлом подогревателя. Основным является пуск двигателя с помощью электростартера, дополнительным – с помощью сжатого воздуха. Предусмотрен клапанный автоматический механизм защиты двигателя от попадания воды.
Трансмиссия механическая. Главный фрикцион – однодисковый, сухого трения стали по феродо, постоянно включен. Коробка передач простая. С постоянным зацеплением шестерен и независимым приводом к водометам, с синхронизаторами на 3 и 4 передачах. Обеспечивает 4 передачи переднего и 1 передачу заднего хода. В качестве механизма поворота применяются бортовые фрикционы и тормоза.
Гусеничный движитель с задним расположением ведущих колес. Гусеницы цевочного зацепления, с открытыми металлическими шарнирами. Ведущие колеса сварно-литые. Направляющие колеса – сдвоенные, с резиновыми бандажами. По конструкции направляющие колеса аналогичны опорным каткам и отличаются от них уменьшенным диаметром. Устанавливаются в носовой части машины на кривошипах механизма натяжения гусениц. Опорные и поддерживающие катки с наружной амортизацией.
Подвеска – независимая, пневматическая. Она состоит из 10 пневматических рессор, выполняющих также функции гидроамортизаторов и силовых цилиндров для изменения клиренса. Минимальный клиренс машины 100 мм, рабочий – 420 мм, максимальный – 450 мм.
Движение на плаву осуществляется с помощью водометного движителя. Два гидрореактивных водомета размещены в кормовой части корпуса по бортам машины. Для поворота машины используются заслонки водометного движителя. Отбор мощности на водометы осуществляется от шестерни 1 передачи.
БМД-3
Боевая и техническая характеристика БМД-3
Боевая масса, т 12,9
Боевой расчет (командир и механик-водитель + десант), человек 7
Авиатранспортирование:
самолет, тип ИЛ-76, АН-22, АН-124
вертолет, тип МИ-26
Длина с пушкой вперед, мм 6360
Ширина, мм 3134
Высота с выступающими частями,
не подлежащих демонтажу, мм 2450
Рабочий клиренс, мм 450
Вооружение:
пушка, марка, тип, калибр, мм 2А42, авт., 30
спаренный пулемет, калибр, мм 7,62
комплекс управляемого оружия:
индекс ракеты 9М113 (9М113М)
гранатомет, калибр, тип, марка 30 мм, авт., АГС-17
Основной боекомплект:
к пушке, выстрелов 500
к пулемету, патронов 2000
к гранатомету, выстрелов 290
к ПТРК, шт. 4
Дополнительный боекомплект:
к пушке, выстрелов 360
к ПТРК, шт. 2
Броневая защита противопульная
Максимальная скорость, км/ч
по шоссе 70
на плаву 10
Запас хода по шоссе, км 500
Двигатель, марка дизель 2В-06-2
Мощность двигателя кВт (л.с) 331 (450)
Трансмиссия гидромеханическая
Подвеска гидропневматическая
Гусеница с РМШ последовательного типа
Машина принята на вооружение в 1990 г. Конструкция машины позволяет десантировать ее с размещенным в ней боевым расчетом парашютным и посадочным способом с вертолетов. Машина имеет оригинальное шасси и унифицированную с БМП-2 башню с комплексом вооружения.
Схема общей компоновки
Внутренние пространство машины условно делится на 3 отделения. В носовой части корпуса расположено передние отделение, в котором оборудованы рабочие места: механика-водителя (посередине), у левого борта – гранатометчика и у правого борта – пулеметчика. Над каждым рабочим местом имеется свой люк с крышкой.
В середине машины находится боевое отделение. В нем установлено основное оружие машины и оборудованы рабочие места командира (справа от пушки) и наводчика-оператора (слева). Их сиденья смонтированы на вращающемся полу башни.
У моторной перегородки на универсальных индивидуальных сиденьях располагаются 3 десантника. У каждого из них есть амбразура с шаровой установкой для стрельбы из автоматов (по 1 в борту и 1 – в крыше кормового люка). Последний предназначен для спешивания стрелков и их посадки в машину. Всего в машине установлено 7 универсальных сидений (4 в переднем и 3 в боевом отделениях). Эти сиденья предназначены для десантирования членов боевого расчета с машиной. В эксплуатации обычно используются 4 сиденья.
В корме машины в МТО размещены двигатель и трансмиссия с обслуживающими их системами, 2 водомета, элементы системы управления движением, топливные баки, водооткачивающий насос и другое оборудование. Сверху МТО закрывается съемными листами и баком-крышей, установленным над двигателем.
Для обогрева внутреннего объема и питания электроэнергией различных потребителей на машине установлен автономный агрегат ГТА-18.
Подвижность
Обладая высокой удельной мощностью (32 л.с./т), машина имеет высокие показатели подвижности. Ее средняя скорость движения по сухой грунтовой дороге составляет 47 км/ч, машина преодолевает подъем 35 град и крен 25 град, ров шириной до полутора метров, может входить в воду с берега крутизной 30 град, а выходить из воды на берег крутизной 25 град.
На машине установлен четырехтактный многотопливный дизель
2В-06-2 с газотурбинным наддувом и промежуточным охлаждением наддувочного воздуха, с оппозитным расположением цилиндров. Его мощность 450 л.с. В системе питания воздухом используется двухступенчатый воздухоочиститель с автоматическим эжекционным удалением пыли из пылесборника. Его первая ступень представляет собой циклонный блок, вторая ступень – промасленные кассеты. Система охлаждения двигателя жидкостная, высокотемпературная, закрытого типа с принудительной циркуляцией охлаждающей жидкости и эжекционным просасыванием воздуха через радиаторы. Форсуночный подогреватель с жаротрубным котлом и теплообменником обеспечивает предварительный подогрев двигателя в холодную погоду. Обычно пуск двигателя производится сжатым воздухом. Дополнительная система пуска – электростартером.
Двухпоточная гидромеханическая трансмиссия машины содержит гидродинамическую передачу, коробку передач с шестернями постоянного зацепления и фрикционным включением, дифференциальный механизм поворота с гидрообъемной передачей, бортовые редуктора, остановочные тормоза и приводы управления. Трансмиссия обеспечивает по 5 передач переднего и заднего хода и бесступенчатое регулирование радиусов поворота. Остановочные тормоза дисковые, двухстороннего действия. Бортовые редукторы соосные, планетарные. Приводы управления трансмиссией электрогидравлические с электронным блоком автоматики и гидравлическими исполнительными механизмами. Имеется также ручной привод с механическими и гидравлическими исполнительными механизмами.
Гусеничный движитель имеет заднее расположение ведущих и передние – направляющих колес. Ведущие колеса со съемными зубчатыми венцами, направляющие колеса сварные, с обрезиненными ободами. Опорные катки (по 5 на борт) односкатные, с массивными резиновыми шинами, поддерживающие катки (по 4 на борт) также обрезиненные односкатные. На машине может использоваться 2 типа гусениц – основные (скоростные) и уширенные (снегоболотоходные). Первые – с последовательными РМШ; вторые – с ОМШ и сочлененными двойными траками, установленными на удлиненных пальцах. Ширина трака, соответственно, составляет 380 и 600 мм. Механизм натяжения гусениц гидравлический с регулировкой степени натяжения.
Подвеска машины – индивидуальная, пневматическая. Она состоит из 10 пневматических рессор, выполняющих также функции гидроамортизатора и силовых цилиндров для изменения клиренса. Минимальный клиренс машины 130, рабочий – 450, максимальный –
530 мм.
Движение на плаву осуществляется с помощью водометного движителя. Два гидрореактивных водомета размещены в кормовой части корпуса по бортам машины. Для поворота машины один из водометов отключается. Отбор мощности на водометы выполнен от промежуточного вала МПП через редуктор. Полости разрежения водометов используются в аварийной водооткачивающей системе, обеспечивая общую производительность 1500 л/мин. Имеется вспомогательная водооткачивающая система (центробежный насос с электроприводом) производительностью 60 л/мин.
К машине разработано съемное бульдозерное оборудование для самоокапывания, устанавливаемое лишь на время отрытия окопа. Масса съемной части этого оборудования около 190 кг. На отрывку окопа требуется полтора часа.