Гриан медленно приближался к подъезду.
«Лица молодых женщин – забытый кинофильм славный. Вспоминается все нездешней, что и я был героем главным…»
Он входит в пустынный освещенный подъезд старинного – его дома! и не знает, как ему подняться на десятый этаж. Он все забыл! Это потом, потом изобрели омоложение, бессмертие, покорили время и гравитацию. Цивилизация изменилась и дома стали совсем другими… Ну да, да, это называется «лифт». Нажать кнопку. Работает. Сердце бьется как у первоживого… «… лица молодых женщин – новых песен начала. Мне бы десяток вечностей, но и этого мало!»
Десятый этаж. Дверь. «На Фелии не осталось ничего. Снесены тысячу лет назад. Свое прошлое? Нет, макет прошлого…»
Кнопка. Нажать! Сигнал. Дверь не открывается. Гриан монополяризуется и проходит через стену в квартиру.
Он бродит по освещенным комнатам, пытается вспомнить назначение вещей. «Светильники. Они светят. Откуда энергия? Автоматическая термоядерная станция?»
Он входит в одну из комнат и… Дыхание его прерывается. На стене – фотографии! Отец, мать, он сам! Фото молодой девушки. Миэла… Гриан протягивает руку, хочет снять со стены фотографии. И вдруг…
– Гриан, мой руки и садись ужинать.
Голос, забытый, давно-давно забытый, у него не было даже записи… Голос матери!
Гриан бежит, бежит по комнатам. Никого. Это? «Санузлы». Никого! Это.. «кухня». Никого!
– Гриан, Гриан, Гриан… – голос блуждает в пространстве квартиры.
Гриан монополяризуется и гравитирует через стену на улицу. Ему жутко. Он опускается на землю. И слышит фантомы детских голосов возле освещенных мертвых домов:
– Ферик! Люсина! Гриан, иди к нам, к нам!
Гриан бежит от возбужденной «энергии памяти», сохранившейся в этих мертвых стенах.
«… Я иду по родному городу, в нем промчался конвеер лет. Я бреду в любую сторону, но как будто меня здесь нет…»
– Ан, ты все видел?
– Да.
– Ужасно! Ан, были ли прецеденты?
– Гриан, ты же знаешь – в нашей работе прецедентов практически не бывает. Все и всегда – впервые. Мы первые потерпели аварию на Полосе. Конечно, было просчитано, что энергия Биона, сошедшего с Полосы, может образовать целую планетную систему. Но кто же знал, что она обязательно станет копией нашей системы и что наша память и «энергия памяти» будут задействованы в ней до такой степени? А вообще, как говаривал Нгирд: «Смотрите на мир философски – не рассуждайте».
– Да-да, ты прав. Там, где кончается юмор, начинается черт знает что… Ну, привет, отключаюсь, пошел дальше, – Гриан двинулся к ярко освещенной витрине.
Он смотрит на старинную аппаратуру, выставленную за прозрачным пластиком. «Телеглайзеры», – вспоминает он. «Включить? Попробовать наудачу?» – на секунду сосредоточивает взгляд, левое полушарие его мозга слегка напрягается, конструируя поле четвертого измерения в необходимом радиусе. Гриан визуализирует схему, включает нужный контакт, зажигается экран телеглайзера. Пусто. Канал, канал, еще канал, еще… Есть! Пошла движущаяся проекция! Лица… Лица людей! Внешне – гуманоиды по органическому типу!
Гриан входит в обратную связь, увеличивая до более крупных размеров кадры глайзерокамер там, откуда предается изображение.
– … Всепланетный бал! Цвет наций! Выступления поэтов и философов, артистов и ученых! Мы полны энергии и жизни! Спешите посетить Дворец Избранников! – молодая женщина с идеально-красивым, но малоподвижным, похожим на маску лицом, обращается с экрана. Вторичный фон – танцующие пары в голубом хрустале зала…
«Органическая жизнь, конечно, иллюзия, но все-таки лучше, когда это красивая иллюзия», – думает Гриан.
Но так не хочется ошибаться! О н и могут быть чем угодно – той же «энергией памяти» или другим новым необъяснимым феноменом. Анализатор, конечно, может кое-что растолковать – на уровне своих возможностей. Но где истина? И кто поручится за ее «истинность»?
Вечная истина состоит в том, что вечных истин не существует? Так же, как любая философия – литературная гимнастика для умных, но не более. Разумная Вселенная не допускает к фундаментальным своим тайнам. Он, мгновенник, пролетел ни одну бесконечность по Полосам – реликтовым остаткам от Струи холодной плазмы, образовавшей когда-то Вселенную, но никогда Полосы не приводили его к Центру, к Мозгу Бесконечности. Вселенная забавляется с органической жизнью. Потому ли, что жизнь – игра, и выигрывает в ней тот, кто придумывает правила? Или потому, что Вселенная еще слишком юная и сама не знает в с е г о?
Впрочем, грех, грех обижаться. С тех пор, как появилась возможность уходить в почти беспредельное будущее – относительно своей системы времени и пространства, тайны открываются одна за одной, лавинообразно. И тем более осознаешь, как далек от истины.
Вечность вечна своей изменчивостью…
– Гриан! Внимание! У тебя пик интуиции! Включаю интуиограф! – Ан вошел в телепатосвязь. – Будь максимально осторожен, увеличь поле защиты! Сейчас что-то произойдет…
Гриан монополяризировался, погрузился в грунт, усилив визуализацию на оба полушария мозга, наблюдая окружающее пространство внутренним биозрением. «Ах, вот оно что! «Тарелки»! И здесь они! Уже разнюхали…,» – и тем не менее, не взирая на непроизвольное раздражение, которое у него всегда появилялось при встрече с Супер Разумом, сердце его забилось учащенно. «Может быть, помогут вернуться на Полосу?»
– Ан, с каким они измерением?
– Ты же знаешь, здесь я почти бессилен. И не могу их ничем пощупать. Боюсь. Вдруг – это Темные? Я сейчас анализирую, но это невозможно… Они все время меняют конфигурацию симплиэнтности! Но может быть, если у них пятое, помогут. Но скорее всего, шестое или седьмое, а это, сам понимаешь, бесполезно. Там только их пси-энергия… Связь заканчиваю, в контакт с ними пока не пытайся… Я еще поанализирую.
Одна из «тарелок» зависла в ста метрах над Грианом. Он усилил защиту до предела. Из «тарелки» скользнул зеленый луч и нашел под грунтом Гриана. Защита рассыпалась… Гриана извлекли на поверхность словно личинку из-под коры.
Гриан отключил бесполезную защиту, напряг биоцентры мозга и перешел в четвертое измерение – показать этим космическим извращенцам, что он тоже кое-что умеет. Кроме того, войдя в обратную связь – а зеленый луч «тарелки» не ожидал, видимо, такой наглости и был довольно расслаблен, Гриан телепатировал: «Каждый достоин таких космических пришельцев, каких он в данный момент достоин?»