Известно, что все раскрывается в своем истинном виде, только исходя из познания его противоположности.
Иначе говоря, раскрытие чего-либо невозможно без предварительного раскрытия его противоположной формы. Так построен мир.
Как сказано: «Преимущество света – из тьмы». Каждое явление указывает на свою противоположность. Это значит, что при помощи противоположности можно постичь истинную суть явления.
Таким образом, если я хочу прийти к правде, то я должен перед этим до конца понять, что такое ложь. Каждый раз, когда мне что-либо раскрывается, мое кли, то есть место получения раскрытия, является передо мной полной противоположностью получаемого раскрытия. И так всегда – вначале я обязан спуститься в самую глубь своих келим.
Исходя из вышесказанного, нельзя постичь в полном виде того, чему нет противоположного, указывающего на плохое, например: горькое – сладкое, ненависть – любовь, голод – насыщение, разлука – слияние, жажда – наполнение и т.д.
Абсолютно все, что мне раскрывается, заранее требует раскрытия противоположного в самой неприятной форме. Точно в той мере, в которой я в дальнейшем раскрою хорошую сторону объекта, перед этим я должен войти в плохое состояние, полностью противоположное тому хорошему, что мне приготовлено.
Отсюда понятно, что невозможно прийти к слиянию и любви иначе, как только через постижение ненависти к разлуке.
Мы должны ощутить разлуку, всю глубину страданий из-за того, что находимся в этом состоянии, понять, насколько это состояние плохо для меня.
И тогда из осознания зла и разлуки мы начинаем стремиться к соединению с Ним, начинаем приближаться к Нему.
Таким образом, посредством плохого ощущения и осознания зла мы приобретаем кли для осознания добра, хорошего.
День начинается с ночи
· Вопрос: Как можно знать, что я уже до конца все выяснил и провел анализ зла?
Нельзя знать. Но каждый раз мы осознаем немного зла и немного добра, немного плохого и немного хорошего. Из того, что мы чувствуем себя то плохо, то хорошо, можно извлечь большую пользу. Никто не показывает мне, что я сейчас спустился на самое «дно». Сейчас – темнота, смерть, безысходность. Но потом я выхожу из этого состояния, и все становится нормально – я все забываю… И так до следующего раза…
Следующее плохое состояние приходит еще худшим, чем прошлое. Необходимо понять, что, если я должен прийти к Цели творения через 6 000 ступеней, то на каждой ступени есть у меня как плохое, так и хорошее состояния, которые называются обратная, а затем и лицевая сторона ступени. Вначале опустошение, затем – наполнение сосуда… И так каждый раз…
Тогда возникает вопрос: «Так что, я должен все 6 000 лет страдать и наполняться, а потом опять страдать, и опять наполняться? И это называется правильный путь? Таким путем мы приходим к бесконечному наполнению?» Лицо ступени – это ее наполнение. Разве это наполнение?
Например, после того, как муж с женой поругались, рассорились, после всего этого они ведь все равно любят друг друга и говорят красивые слова. Разве не бывает такого?
Вопрос в том, что если я должен прийти к состоянию бесконечного наслаждения, то получается, что я должен до этого пройти все ситуации бесконечного страдания? Я должен пройти ужасные ощущения?… И это называется путь Каббалы в духовном?… Не может быть такого!
Скоро мы поймем, как мы можем пройти все это. Из этого следует, что, очевидно, есть что-то, с помощью чего мы можем «подсластить» такие состояния, когда находимся на обратной стороне ступени. Мы знаем, что день начинается с ночи. Каждая следующая ступень начинается с ее обратной стороны, с построения кли, с плохого, с осознания зла.
Преимущество света перед тьмой – в чем оно? Сначала тьма, чувство недостатка света, голод, аппетит, тяга, стремление к свету, а потом – свет приходит, открывается и наполняет. Если я знаю, что сначала должен войти глубоко во тьму, и только тогда получу свет, то я убегу от этого.
Это – и не работа, и не оплата. Но что можно сделать? Я должен каким-то образом исправить тьму, чтобы она стала в моих ощущениях, как состояние света… И это возможно! Тогда весь мой путь, со всеми его черными и белыми полосами, станет белым, как свет. И это именно то, что мы достигаем с помощью науки Каббалы. Без нее наш путь всегда будет черно-белый. И человек не сможет выдержать это.
· Вопрос: Если человек знает, что это плохое состояние, и что есть путь, ему легче будет продвигаться?
Нет, этого недостаточно. В тот момент, когда я нахожусь в светлой полосе, у меня хорошее настроение, и я думаю, что если придет ко мне сейчас что-то плохое, то я буду сильным, меня ничто не волнует, я на самом деле готов вынести любое состояние… А потом приходит плохое… И где же я? И где моя сила? Ничего не хочется…
Каждая ситуация проверяется определенным состоянием, которое приходит в данный момент. Если перед его приходом человек говорит, что хочет его, а когда входит в него, понимает, что не хочет, то он может убежать из этой системы. Когда человек входит в черные полосы, он может убежать от них. Как сделать так, чтобы человек не убегал, чтобы из темноты ощущалась подсветка? Мы увидим это в продолжение статьи.
Чтобы возненавидеть разлуку с Творцом, человек обязан прежде узнать, что значит, в общем, разлука, и от Кого он отдален. Только тогда можно будет сказать, что он желает не отдаления, а сближения с Ним.
Вообще, человек должен сам решить, от кого и от чего он в отдалении. Только тогда он постарается исправить это состояние и соединить себя с Тем, с кем находится в разлуке поневоле. Если человек понимает при этом, что выиграет от сближения, то он может оценить возможный ущерб от того, что останется в отдалении.
Разлука с Hим или потеря Его приводят человека к требованию о соединении.
О чем здесь говорится? Суть проста. Мы находимся в стадии окончательного исправления, когда свет наполняет нас. Когда свет, наполняющий нас, светит в прямом виде, тогда кли чувствует недостаток света и страдает оттого, что не в состоянии его получить. Это называется ощущение тьмы.
Подобное ощущение кли получает в Йом Кипур (Судный день). В этот день действуют пять запретов (запрещенные виды действий), и кли чувствует себя очень плохо, поскольку оно ощущает себя полностью противоположным свету окончательного исправления.
А потом приходит наполнение…
Таким образом, сам свет приносит кли плохое ощущение, тьму, пустоту, недостаток. А потом, когда кли исправляет себя с намерением ради отдачи, свет наполняет его. Все делает свет. И плохое, и хорошее ощущение приходит от одного и того же света. Разница только в получающем кли: есть ли у него экран или нет. Мы должны понять, что ощущение обратной стороны – это та же лицевая сторона, только нами ощущаемая как обратная. Помните статью, где говорится об олене? Олень, убегая, смотрит назад. Также и Творец. По сути, Он не убегает, а строит в тебе кли. При этом у тебя возникает ощущение, что Он, якобы, не существует… В этом и заключается суть того, что один и тот же свет сначала строит кли, а затем его наполняет.
Степень выигрыша и проигрыша измеряется величиной наслаждения и страдания. Оттого, что человек ощущает страдания, он отдаляется и ненавидит это. И мера отдаления зависит от меры ощущения страданий, потому что человек по своей природе старается избегать страданий.
Отсюда ясно, что одно зависит от другого: в мере своих страданий человек старается и делает все возможное, чтобы отдалиться от того, что вызывает в нем страдания. Страдания вызывают у него ненависть к их источнику. И в этой мере он отдаляется от зла.
Например, я не могу сидеть спокойно. Как мне сделать так, чтобы я сидел спокойно? Я должен окружить себя такими обстоятельствами, чтобы я не прыгал. Делая так, я просто заставляю, дрессирую себя (как животное) быть таким: я не исправляю этот недостаток, я как бы приобретаю ранее не бывший у меня инстинкт не делать так. А как же можно по-другому?
Вся наша работа заключена в том, чтобы открыть зло того, что я сейчас делаю, причем не с точки зрения выгоды, которую я от этого получаю, а от самой сути этого, от понимания того, насколько это портит мой путь к Цели. И тогда постепенно я отдаляюсь от зла.
Если действия, которые я хочу произвести, не находятся в рамках моего исправления, то я должен прежде много раз подумать о том, что я собираюсь делать. Если я делаю что-то в течение дня, то дает ли мне это возможность духовного продвижения? Как мне узнать это? Для этого нужно проанализировать это с точки зрения Цели творения: кто получает от этого наслаждение? Творец дает тебе тысячи желаний, но это не значит, что ты их все должен использовать в той форме, в которой Он дает их тебе.
· Вопрос: Почему я не должен использовать свои желания в той форме, в которой Он дает их мне? Какова должна быть форма используемого желания?
В каждом желании, которое ты используешь, ты должен быть в соединении с Ним. Наша проблема в том, что мы не видим того, что происходит внутри человека, мы не чувствуем его душу. И сам человек не чувствует свою душу. Она находится под многими слоями…
· Вопрос: Мои товарищи из группы говорят мне, что любят меня, а я этого не чувствую.
Так почему же ты не требуешь от них этого ощущения? Если они хотят открыть свою любовь по отношению к тебе, то они должны позаботиться о том, чтобы ты это почувствовал. Как ты можешь почувствовать их любовь, если до этого не чувствовал разлуку с ними? Как можно этого добиться?
Как может открыться свет, если я не хочу его? А если я хочу его, и он мне открывается, то откуда я получу его желания? Какой же есть выход? Если я начну сейчас думать о каждом из 50-ти моих товарищей по группе, всматриваться в то, как он ко мне относится, как я к нему отношусь, то я никогда не смогу думать о Творце. Это в основе своей неправильный подход!
Ты должен удерживать только одну мысль: есть Творец! И мы все вместе по отношению к Нему представляем собой один общий сосуд. И именно по этой причине я люблю их всех. Никакая другая причина и никакой другой подход здесь неприемлем. Начинаем анализ всегда с «последней» точки: есть Творец и Цель. Он светит всем нам. Я в Его глазах – один из группы. Он относится ко мне, как к неотделимой от всей группы частице.
Мы все – одно общее кли по отношению к Творцу. Именно потому, что мы все (и я в том числе) по отношению к Творцу и в Его глазах представляем собой один общий сосуд, именно поэтому я люблю всех своих товарищей по группе. Нет другой причины для любви. И я не должен относиться к товарищу как к отдельной единице.
А если при определенных обстоятельствах я должен отнестись к кому-то лично, то тогда нужно следующим образом выстроить цепочку своего отношения к нему: сначала Творец, потом – кли. Мы – одно общее кли по отношению к Творцу. Так Он создал нас, и именно в такой форме Он нас воспринимает всех вместе.
Только после этого анализа я выхожу на личные отношения с кем-то из своих товарищей по группе. Но никак не наоборот! Всегда начинать с Творца!