Необратимость, энтропия и проблема зла
Когда все в Поднебесной узнают,
что прекрасное — это прекрасное,
тогда и возникает безобразное.
Когда все узнают,
что добро — это добро,
тогда и возникает зло.
(Дао Дэ Цзин)
Обсуждение понятия свободы естественно подводит к проблеме зла в мире. Попытки рассматривать этические вопросы с естественнонаучных позиций обычно основываются на втором начале термодинамики и связаны с отождествлением зла и энтропии (хаоса, беспорядка). Приведем две характерные цитаты из очень разных мыслителей, оказавших существенное влияние на интеллектуальную атмосферу второй половины XX века:
По целому ряду причин (и научных, и догматических) сегодня уже не представляется возможным рассматривать первородный грех как простое звено в цепи исторических фактов… Чтобы удовлетворять одновременно опытным данным и требованиям веры, грехопадение не может быть локализовано ни в определенном моменте времени, ни в определенном месте. Оно не вписано в наше прошлое как частное «событие». Но, выходя за пределы (и принимая вид всеобщего искривления) времени и пространства, оно «определяет» саму среду, в недрах которой разворачивается вся полнота нашего опыта.
…В самом общем и коренном значении слова смерть (т. е. распад) начинает обнаруживать себя практически уже в атоме . Входя в саму физико-химическую природу материи, она всего лишь выявляет на свой манер структуральную атомистичность Вселенной. Поэтому невозможно выйти из «смертного состояния» (и тем самым из сферы действия первородного греха), не выходя из самого мира… Если в мире есть первородный грех, то он может быть в нем только повсюду и всегда, от самых первых форм до самых отдаленных туманностей.
(П. Тейяр де Шарден . Божественная среда)
Все же в своем признании случая как основного элемента в строении самой вселенной эти ученые очень близки друг другу, а также традиции св. Августина. Ибо этот элемент случайности, это органическое несовершенство можно рассматривать, не прибегая к сильным выражениям, как зло — негативное зло, которое св. Августин охарактеризовал как несовершенство, а не как позитивное предумышленное зло.
(Н. Винер . Кибернетика и общество)
Для сопоставления приведем несколько цитат из трактата бл. Августина «О Граде Божием», которые по-видимому имеет в виду Н. Винер:
Ибо зло не есть какая-либо сущность; но потеря добра получила название зла (кн. 11, гл. 9).
Человеку, живущему по Богу, а не по человеку, надлежит быть любителем добра, и, следовательно, ненавидеть зло. Но так как никто не зол по природе … то живущий по Богу должен иметь правильную ненависть ко злу… (кн. 14, гл. 6)
Добро может существовать и без зла, как существует сам Бог, истинный и высочайший, как существует над этим мрачным воздухом всякая видимая и невидимая небесная тварь; но зло без добра существовать не может (кн. 14, гл. 11).
Эта тема развивается у многих отцов Церкви, как восточных, так и западных. Во многом следуя античным представлениям, они воспринимали бытие мира (космоса) как божественное совершенство и полноту блага, а зло и хаос — как пустоту и тень вокруг бытия (см., напр.: С. С. Аверинцев . Поэтика ранневизантийской литературы).
Итак, во всем сущем нет зла. В самом деле, если все сущее происходит из Блага, и Благо все сущее объемлет и пребывает в нем, то в сущем зла быть не может, в противном случае необходимо будет признать, что зло — в Благе … Зла как такового нет нигде и возникает оно не вследствие своего могущества, а в силу оскудения [добра].
(Дионисий Ареопагит . О божественных именах 4:21,34)
Зло есть не что иное, как отклонение от добра, а посему зло вторично по отношению к добру.
(Иоанн Златоуст )
Зло не является сущностью, добро же сущностью является.
(Фома Аквинский )
В Библии о вторичном происхождении зла и смерти говорится в неканонической книге Премудрости Соломона (1:13— 14), которая также написана в русле эллинистической традиции. С другой стороны, ветхозаветные пророческие книги постоянно напоминают о том, что зло, как и добро, посылается людям Богом (Ис. 45:7, Ам. 3:6, Плач 3:38).
В космосе нет понятий «право» и «лево». Точно так же награда и наказание есть лишь здесь, в нашем мире, но не в царстве Мессии.
(М. Бубер . Десять ступеней. Хасидские притчи)
Более того, Бог способен в своих целях превратить зло в добро (см., напр., Быт. 50:19— 20).
Бог всегда может обратить добро в зло, но это ни в коей мере не оправдывает злодеев. Поймите, это исключительно важно. Надобно прийти обидам, но горе тем, через кого они придут (Мф. 18:7). Когда умножается грех, действительно преизобилует благодать (Рим. 5:20) — но не дай нам Господи вывести отсюда, что следует побольше грешить. Крестный путь ведет к вершине земной истории, но для Иуды оправданий нет.
(К. С. Льюис . Страдание)
Иными словами, человек должен быть хорошим в смысле самой обычной, «земной» этики. Это условие необходимо, но недостаточно: дела Господни творятся не в этом мире и по иным, неведомым нам законам.
И не делать ли нам зло, чтобы вышло добро, как некоторые злословят нас и говорят, будто мы так учим? Праведен суд на таковых.
(К Римлянам 3:8)
Очень сложен вопрос, когда и при каких обстоятельствах человек способен встать «по ту сторону добра и зла», подняться над человеческой правдой. Никто не может разрешать такое сам себе . В первую очередь здесь, как всегда, важен личный смысл: человек должен превращать зло в себе в добро, а не выплескивать его во внешний мир.
Если говорим, что не имеем греха, — обманываем самих себя, и истины нет в нас.
(1 Иоанна 1:8)
По словам бл. Августина, «Возлюби Бога, и делай, что хочешь»; имеется в виду, что человек, любящий Бога, уже не способен захотеть ничего плохого.
Всякий, рожденный от Бога, не делает греха, потому что семя Его пребывает в нем; и он не может грешить, потому что рожден от Бога.
(1 Иоанна 3:9)
Для неспособных «возлюбить Бога» необходима этика (моральный Закон) как протез недоступной для них Любви:
Когда отходят от Великого Пути,
тогда и появляются «человеколюбие» и «справедливость».
Когда вокруг много умников,
тогда и появляется «великое заблуждение»
Когда в семье не ладят между собой,
тогда и появляются «сыновняя любовь» и
«почтительность к старшим».
Когда в государстве беспорядок и смута,
тогда и появляются преданные слуги.
(Дао Дэ Цзин 18)
Приведя все эти пояснения, мы можем повторить мысль, высказанную основоположником хасидизма:
Превращай плохое в хорошее, ибо плохое — подставка для хорошего.
(Бешт )
Или, переходя на язык восточных символов, «цветы лотоса растут из земной грязи» (такой язык использует тантрическая йога). Эту же идею можно найти и во многих других источниках:
И тогда я сказал себе: Ты должен сделать добро из зла, потому что больше его не из чего сделать.
(Р. П. Уоррен . Вся королевская рать)
Будучи замкнут сам на себя и на нижний мир, чисто научный подход не дает оснований для оптимистических выводов:
Таким образом, вопрос о том, толковать ли второй закон термодинамики пессимистически, зависит от того значения, которое мы придаем вселенной в целом, с одной стороны, и находящимся в ней местным островкам уменьшающейся энтропии — с другой. Запомним, что мы сами составляем такой островок уменьшающейся энтропии и живем среди других таких островков… Мы в самом прямом смысле являемся терпящими кораблекрушение пассажирами на обреченной планете. Все же даже во время кораблекрушения человеческая порядочность и человеческие ценности не обязательно исчезают, и мы должны создать их как можно больше.
(Н. Винер . Кибернетика и общество)
Главным этически-философским качеством этого мира является смерть (библейский князь мира сего, буддийский дьявол Мара…). В термодинамике ему сопоставляется необратимость процессов.
…По обычаю мира сего, по воле князя, господствующего в воздухе, духа, действующего ныне в сынах противления.
(К Ефесянам 2:2)
Однако в небесном («квантовом») мире все иначе.
Ибо Я — Господь, Я не изменяюсь; посему вы, сыны Иакова, не уничтожились.
(Малахия 3:6)
Есть две противоположные категории — изменения и уничтожения . Поскольку в своих проявлениях Бог неизменен и постоянен, то сохраняются и все процессы в мире, имеющие начало и конец. В этих процессах существа рождаются и умирают, но никогда не уничтожаются. «Этот» и «тот» мир связаны. Изменений по большому счету нет, хотя все время идут очень быстрые превращения, которые с высшей точки зрения ничем не связаны (безотносительны). В этом можно найти повод для оптимизма:
Снаружи — студеная ночь пустыни.
Эта, другая ночь — внутри — разгорается все жарче.
Пусть ландшафт покрыла колючая корка, здесь у нас мягкий сад.
Континенты взорваны, города и селения — все
превращается в сожженный почерневший шар.
Услышанные нами новости
полны скорби об этом будущем,
но настоящая новость здесь, внутри,
состоит в том, что вообще нет никаких новостей.
(Руми . Диван)
В человеческих представлениях описание быстрых процессов имеет вид: родился— умер, родился— умер… и так до бесконечности. Мир — юдоль печали для живущих, где смерть — самое яркое проявление неизменности. Чтобы нечто родилось, что-то другое должно умереть. Смерть есть необходимый атрибут жизни и, как это ни парадоксально, источник величайшей надежды:
Всегда носим в теле мертвость Господа Иисуса, чтобы и жизнь Иисусова открылась в теле нашем. Ибо мы живые непрестанно предаемся на смерть ради Иисуса, чтобы и жизнь Иисусова открылась в смертной плоти нашей, так что смерть действует в нас, а жизнь в вас.
(2 Коринфянам 4:10— 12)
Квантовые состояния неизменяемы, хотя косвенно проявляются в классических законах — одно является продолжением другого. Так взаимодействуют непрерывное и дискретное, квантовое и классическое . Их невидимая и даже иллюзорная граница проходит через колеблющееся сознание человека, о чем и говорят процитированные тексты Библии. Нет квантовой или классической физики, а есть уровень понимания человеком каких-то процессов, которые существуют извечно. Доходя до предела классической физики, человек, который сам по себе находится по эту сторону границы, начинает говорить о квантовом мире и может перейти в иное состояние — запредельное. Для этого живая душа — дживатман (классическая механика) должна слиться с запредельным — Параматманом , перейти в абсолютно свободное квантовое состояние. На этическом языке — спасающийся сливается с Богом (Абсолютом, Брахманом, который тождествен Атману). Будда сказал: я увидел, что все живые существа будды, но никто из них этого не знает . Ученые лишь предполагают существование квантовой физики, но никто не понимает ее. Знание находится в каждом человеке, однако ему остается превратиться в такого, которому этот мир будет доступен. Переход осуществляется не классическими приборами и измерениями, которые теперь становятся обузой, а внутренним путем — через сознание, единственный инструмент квантовой физики. Вместо огромных лабораторий на первый план сейчас снова выходят одиночки в пиджаках, которые решают проблему лично для себя. Они приближаются к границе старого мира и пытаются просунуть через нее голову, как это изображено на известной средневековой гравюре. Но просунуть в запредельное только голову нельзя, туда можно прыгнуть только целиком, совершив кувырок, самоотрицание, скачкообразную инверсию . Для перехода действует закон — все или ничего. Отменяются все старые постулаты и идеи, принципы измерения и мышления, авторитеты ученых, накопленный багаж знаний.
О квантовом мире может хорошо написать не физик-интеллектуал, а поэт или пророк:
Пусть наша жизнь — облаков
тающих тени,
все же в основе основ
нет изменений.
(Р. Рильке )
Тающая тень облаков — образ суммы информации о системе. Эта программа (последовательность нулей и единиц), по которой и будут развиваться события, написана для какого-то периода и масштаба локальной системы . В противоположность Богу, у нее есть начало и конец, направление развития, в ней происходит необратимое исчезновение свободной энергии. Кроме локальной системы, есть квантовый мир, который изменениям не подвержен.
Кто и о чем, нелепом или умном,
Помыслить может, что ни у кого
В мозгу не появлялось до него?
(Гете . Фауст)
Работа мысли человека — это работа по прочитыванию написанного до него. Человек пишет свою судьбу (карму ) своими делами и мыслями и может прочитать лишь ранее записанное им же. Каждый пишет сценарий того спектакля, в котором сам же играет. Физик, изучая классическую механику, исследует историю этого вопроса, то есть знания, накопленные в прошлом. Большой взрыв — переход из квантового состояния в дискретное, начало классического мира. Образование черной дыры — конец классической физики. Этот конец — временный, а не бесповоротный: затем предстоит новое разворачивание, которое одновременно означает невидимый коллапс и уничтожение квантового мира. Взрыв каждый раз происходит на определенном масштабе времени, это конец и начало некого неопределимого периода. Такие процессы сосуществуют в разных шкалах измерения и имеют место не только в космологии, но и в жизни человеческих сообществ и отдельных людей.
На Всевышнего Господа не влияет время.
(Бхагавата-пурана 7.1)
Бог сам является Временем в своем проявлении. Жизнью обладает лишь одна категория Бога — сагуна или бхутаман , проявленная материальная форма, которая, в отличие от самосуществующей йогамайи , выражает себя в виде махамайи — великой иллюзии, лжи и смерти в этом мире. В этом случае существа живут, а Бога в них нет. Материальные законы — комбинации дискретных состояний махамайи и диалектика их взаимоотношений, которая на самом деле определяется невидимым и неизмеряемым. Таким образом, нематериальное влияет на материальное через связи, которые также невидимы.
Господь побуждает время действовать многими способами, но Он никогда не пристрастен, даже когда убивает демонов.
(Там же)
Квантовая система постоянно присутствует в умирающей локальной системе , где главным качеством является время , дающее главный закон ее эволюции. Не пространство, а время — дискретное состояние проявленности непрерывного — определяет механическую систему. Демоны — различные состояния сложной системы, программы , набранные из дискретных команд. Все они существуют в категории времени, как определенные циклы — повороты мировых колес с разными диаметрами, которые задают масштабы локальной системы, от атомных времен до вселенских периодов (сам же Бог — «меньше меньшего и больше большего»). Чтобы в заданный момент изменить систему и обернуть ее вспять, нужно уничтожить этих носителей времени (смерти и жизни), а вместе с ними само время. Тогда колесо начнет крутиться в обратном направлении, время повернется, реализуется мечта многих физиков — машина времени . Бог, командуя всеми демонами, вызывает их к жизни на определенный период, а затем убивает; тело каждого цикла — тело некого демона-программы. Существует и главный распорядитель всей вселенной, предсуществующий Сын Человеческий, телом которого причащается весь мир; он являет невидимого Бога, принимая от Него власть. Будучи главным врачом этого мира, время-Христос лечит от всех болезней (Лк. 5:15): любой период заканчивается, а вместе с ним — судьба, и наступает новое существование. Проявленный мир как тело Вселенной называется также Адамом , ее энергия — Евой , прицип ее эгоизма — Авраамом .
Время — причина страха. Время — это Сам Господь. Проявляя Свою силу, Верховный Господь приводит в порядок эти элементы, проникая в них как Высшая Душа. После того, как Господь оплодотворяет материальную природу с помощью Своей внутренней энергии, материальная природа освобождает всеобщность космического разума (махат-таттва ), которая называется хиранмайя . Махат-таттва возникает в материальной природе, когда предопределение (дайва ) обусловленных душ нарушает равновесие гун природы.
(Бхагавата-пурана 3.26)
Страх — измерение своей жизни, оценка вектора однонаправленности, видение своего конца. Человек может предвидеть будущее, сам не понимая этого, но лишь исследуя определенный отрезок пути. Внутренняя энергия есть йогамайя ; квантовая механика позволяет вычислять принципы двойственности , жизни и смерти. Десять заповедей (законов) — механизм существования проявленного, выраженный в негативной форме (не убий, не укради…). Благодаря этим заповедям-ограничениям классический мир лежит в грехе, а без них мир стал бы квантовым (свободным). Исполняя заповеди, никакая плоть не может оправдаться (Гал. 2:16), то есть перейти в квантовый мир; для этого необходимо отрицание отрицания, отказ от закона, отбрасывание всех причин. В то же время в качестве исходной причины (предопределения) выступает Сам Бог. В результате в локальной термодинамической системе (в том числе во всей вселенной) включается механизм самоуничтожения. Как только отдельный человек (носитель времени) избавляется от своей греховной природы, эгоизма, совести, он оказывается готов к освобождению, а мир лишается причины своего существования.
В буддийских текстах, явно обращающихся к конкретному человеку, мы также найдем «психологический», а не онтологический поворот темы зла:
Когда мы учимся таким образом, дурные действия проявляются как сплошное пространство того, что никогда не было сделано. Воодушевленный этим проявлением, прозрев тот факт, что дурные действия не осуществлены, практикующий окончательно освобождается от них. Именно в такое время, когда начало, середина и конец проявляются как неосуществленные дурные действия. Дурные действия не порождаются условиями — они просто не осуществлены; дурные действия не погибают в силу условий — они только не осуществлены.
(Догэн , традиция дзен)
Таким образом, если началом духовной практики является удаление от зла, то в ее результате зло оказывается несуществующим — человек просто не способен его совершать. Несмотря на кажущуюся «непрактичность» и «нереалистичность», эти положения очень важны как раз для реальной практической деятельности. М. К. Мамардашвили в «Психологической топологии пути» пишет о мужественном (мужском) подходе: «я должен быть хорошим, безотносительно к тому, хорош ли мир вокруг», и (приводя в пример А. Блока) о «женской» душе, мечтающей о «хорошем хозяине». Разумеется, мы употребляем, вслед за Мамардашвили, термины мужской и женский не с тем, чтобы разозлить феминистски настроенных читателей (или читательниц). Наша цель — еще раз напомнить то, что писалось выше, в главе 10, о символизме мужского и женского, в частности, о мужской природе Закона. Суть дела опять же в изоляции от «нечистого». В этой связи можно напомнить известные слова св. Серафима Саровского «Стяжи мир — и тысячи спасутся вокруг тебя», которые также ориентируют на «мужской» путь решения внешних проблем через внутренние, а не наоборот.
Такие представления противоположны дуалистическим (манихейским) взглядам, которые подчеркивают наличие некоторого внешнего источника зла. Главнейшим злом для нас является смерть , которая с естественнонаучной точки зрения представляет собой переход живого вещества из высокоорганизованного состояния в низкоорганизованное, с более высоким значением энтропии. Э. Шредингер в своей знаменитой книге «Что такое жизнь с точки зрения физика» пишет об избавлении от излишков энтропии как о самой сути жизненных процессов. Разумеется, противоречия со вторым началом термодинамики при этом не возникает, так как уменьшение энтропии живых организмов с лихвой перекрывается ее увеличением для остальной Вселенной. Тогда состояние, где нет зла, следует отождествить с состоянием с нулевой энтропией.
Как в классической, так и в квантовой физике второе начало термодинамики (рост энтропии) связывается с незамкнутостью системы. Согласно классической механике, эволюция изолированной системы является полностью обратимой: если в какой-то момент времени обратить скорости всех частиц, составляющих систему (возможность чего не противоречит никаким физическим законам), она в точности воспроизведет в обратной последовательности все свои предыдущие состояния. Рост энтропии связан с неустойчивостью движения динамических систем (в осознании этого фундаментального положения решающую роль сыграли работы А. Колмогорова, Я. Синая, Д. Аносова, В. Арнольда, С. Смейла и других математиков, выполненные во второй половине XX века). При этом сколь угодно малое взаимодействие с окружением или сколь угодно малый разброс значений координат и скоростей частиц в некоторый момент времени приводит к хаосу , то есть, грубо говоря, к состоянию, описываемому вторым началом термодинамики.
В квантовом случае изолированная система с нулевой энтропией находится, по фон Нейману, в чистом квантовом состоянии, которое может быть описано некоторым вектором состояния , или волновой функцией. «Квантовые» существа находятся по ту сторону жизни и смерти (добра и зла) — ведь чисто квантовая эволюция является обратимой . В этом еще нет принципиальной разницы с поведением изолированной классической системы. Разница, как обсуждалось выше, состоит в другом. Квантовые существа обладают абсолютной свободой, которая выше возможности выбора; они избавлены от необходимости выбора, ибо движутся по всем возможным путям сразу . Ассоциации с описанным в книге Бытия райским состоянием до грехопадения кажутся достаточно обоснованными. Тогда грехопадение оказывается аналогом некоего гигантского «процесса измерения», «запершего» Вселенную в одном-единственном состоянии. Такая Вселенная с неизбежностью будет «наполнена злом» — не позитивным злом манихеев, а негативным злом отцов Церкви, злом, понимаемым как несовершенство, как недостаток добра, как рост энтропии, то есть хаоса.
Пока не создал бог Эа людей, переполняли
земную твердь чудовищ племена,
исчадья Апсу — сердца бездн кромешного — и темной
Мумму Тиамат, хаоса пучин.
Безумствовали воины с крылатым птичьим телом,
плодились выводки полулюдей
враноголовых, и стада быков топтали землю
огромных, с человечьей головой,
и лаяли немолчно псы — свирепые созданья
четырехтелые, с хвостами рыб.
Тогда благой творец Эа и остальные боги
нещадно эту нечисть извели
и поселили в Рай свое творенье — Человека
(но он, увы! недолго пробыл там).
(К. Кавафис )
Здесь очень важно понимать разницу между классическим хаосом как движением по единственной , но чрезвычайно запутанной траекторией, и квантовым индетерминизмом, который как раз и означает высшую свободу (см. главу 13).
Эмоционально вывод о неизбежности зла в тварном мире принять очень трудно; он кажется чуть ли не оправданием тех зверств, которые творят люди и чересчур многочисленные примеры которых дал только что закончившийся век.
Я потому ищу причины нашего поражения в нас самих, что так меня воспитали с детства. Только вместо «вины человека» я вижу стохастический [случайный] процесс, который завел нас в безнадежный тупик. Вы же, беглец из страны расстрелянных, слишком сильно ощущаете свою безвинность перед лицом катастрофы и ищете ее источник не в нас… Дескать, не мы тому виной — так решили Другие.
(С. Лем . Глас Господа)
В исключительно глубокой повести этого же автора «Повторение» рассказывается о неудавшейся попытке всемогущих Конструкторов сознательно построить Вселенную, свободную от зла.
Ясно, что в мире, развивающемся эргодически, то есть в соответствии с законами статистической механики и термодинамики, будут достигаться любые состояния, в том числе и те, что соответствуют пределу переносимости нервной системы у живых существ этого мира. Это и будет предельным злом для данной конкретной материальной Вселенной. Если система находится в смешанном (то есть не в чистом квантовом) состоянии, она эволюционирует в соответствии со вторым началом термодинамики; при этом неизбежен рост энтропии, неизбежна, следовательно, смерть, неизбежно зло — как несовершенство, как энтропия, как хаос. Метафизический смысл зла в мире очень остро чувствуют многие поэты:
Пространство, Время и Число
Упали тихо с тверди черной
В морей безлунное жерло.
Немым обломком, тяжело
Дух погружается покорно
В морей безлунное жерло.
И с ним все гибнет, все ушло,
Мысль, память, гений животворный,
Пространство, Время и Число
В морей безлунное жерло.
(Ш. Де Лилль . Виланелла)
Слова Христа «Будьте как дети» также могут пониматься как призыв к внутренней свободе: в детстве происходит утрата «квантового» рая в результате «грехопадения».
Когда я вспоминаю самую раннюю свою пору, мне кажется, что тогда внутренний и внешний миры почти не были разделены. Когда я к чему-то полз, это летело ко мне на крыльях. А когда происходило что-то для нас важное, то не только мы волновались из-за этого, но даже вещи начинали кипеть. Не хочу утверждать, что при этом мы были счастливее, чем позднее. Мы ведь еще не обладали самими собой. Нас, по сути, вообще еще не было, наши личные состояния не были отделены от состояний мира . Это звучит странно, и все-таки это правда, если я скажу, что наши чувства, наши побуждения, да и мы сами не были еще целиком внутри нас. Еще более странно, что с таким же правом я мог бы сказать: еще не целиком отдалились от нас. Ведь если ты сегодня, когда считаешь, что целиком обладаешь собой, в виде исключения спросишь себя, кто ты на самом деле, ты сделаешь именно это открытие. Ты будешь видеть себя всегда со стороны, как предмет. Ты заметишь, что в одном случае злишься, в другом — грустишь, подобно тому как твое пальто иной раз мокро, а иной — тепловато. Сколько ни наблюдай, тебе удастся проникнуть разве что к тому, что за тобой, но никак не в себя самое. Ты остаешься вне себя, что бы ты ни предпринимал, и исключение из этого составляют как раз те немногие мгновения, когда о тебе сказали бы, что ты вне себя. Правда, мы вознаграждаем себя, повзрослев, тем, что по каждому поводу можем думать: «Я есмь», если это доставляет нам удовольствие.
(Р. Музиль . Человек без свойств)
В результате взаимодействия с «диссипативным окружением» (социальная среда, общество) происходит редукция «многомировой» квантовой картины к усредненной, восприятие богатства взаимосвязей (корреляций всего со всем) в мире теряется. На математическом языке (точнее, на жаргоне физиков-теоретиков) имеет место сокращение, огрубление описания, переход от «истинно многочастичного» описания к так называемому приближению среднего поля . Вместо уникальных индивидуальных вещей с их неповторимыми связями, которые формируют целый мир, мы начинаем работать с усредненными понятиями, типами (см. книги М. К. Мамардашвили «Психологическая топология пути» и «Стрела познания»).
Не случайно для человека XX века, в котором диктат общества превзошел любые мыслимые границы, столь привлекательной оказалась мифология, в чем-то близкая детскому сознанию. Мифологические существа оказываются вне противоположностей, неизбежных для «эмпирических» живых существ.
Был он смертен и был он бессмертен. То одно в нем умирало, то другое, испаряясь, как облако, на небе, а он жив: ржет, и скачет, и хохочет, и листвой шелестят его хвост и грива. Прозвали это чудище кентавром. Не похож он был на лесных собратьев, непохож был ни на что земное. Только облако порой на небе примет вдруг его образ и исчезнет.
(Я. Э. Голосовкер . Мифы о титанах)
Поэт должен любой ценой добиться социальной и духовной независимости, научиться и мифологическому, и рациональному мышлению и не удивляться даже самым фантастическим созданиям, что появляются в его магическом круге: они приходят для того, чтобы им задавали вопросы, а не для того, чтобы вызвать страх.
(Р. Грейвс . Белая богиня)
Пока человеческое сознание находится в мире первых двух состояний — частиц и волн — оно не может пользоваться категорией недетерминированного, свободными состояниями, их просто не существует. Чтобы плодотворно работать в квантовой физике, нужно составлять новый словарь, выдумывать новые сказочные определения «несуществующих» полей и их взаимоотношений. Этот словарь и называется мифом , который рассказывает о жизненных смыслах происходящих процессов; что-то понять здесь можно только через мифологию. Религия пишет такой словарь человеческих судеб и грехов, наука — аналогичный справочник физических законов. Когда старые термины уже не действуют, нужно сотворить новую сказку и грезу. Плерома — квантовое состояние от первого до последнего, которое количественно измеряется только на новом техническом языке мифов. В мифах нет ни начала, ни конца; каждый эпизод может иметь много исходов, соответствующих разным судьбам и системам нравственных оценок. Нравственная оценка в классической физике — практическая польза, выгода от конкретного измерения и применение его в технологии. В квантовой физике такой однозначности нет, завершающие точки здесь никогда не расставляются, все выводы непрерывно переходят друг в друга.
Чисто мифологическая картина мира оказывается «правополушарной», то есть волновой, женской. Связи явлений здесь далеко выходят за рамки обычных пространства, времени и причинности: К. Леви-Стросс писал, что миф — машина для уничтожения времени. Именно поэтому мифы, содержащие в себе наиболее общие и устойчивые законы (паттерны) жизни человека, оказываются вечными, по-разному преломляясь на разных этапах человеческой истории и вдыхая в нее жизнь.
Первобытный человек не в состоянии связывать логически, причинно предметы своего опыта. Он не рассматривает их ни как цепь причин и следствий, ни вообще как отдельные феномены, но как некую взаимоувязанность, при которой ничего не может сдвинуться с места, не потревожив чего-нибудь. Иными словами, задев что-то, мы на него влияем.
(Л. Леви-Брюль )
Разумеется, в абсолютизации такой картины мира кроются серьезные опасности; не случайно одна из самых вредоносных книг прошедшего столетия называлась «Миф XX века». Все дело в том, что миф не должен и не может превращаться в систему , в учение . Волновая картина мира всего лишь дополняет (в боровском смысле) корпускулярную; она не глубже последней, она просто другая. Система, «запертая» в волновом представлении, тоже «декогерирована» и лишена квантовой свободы (волновая картина играет роль pointer state , см. главу 11). Для полноценной духовной жизни необходим именно синтез волнового и корпускулярного, мужского и женского, мифологического и логического, «детского» и «взрослого»:
Будьте мудры как змии и просты, как голуби.
(От Матфея 10:16)
Желаю, чтобы вы были мудры на добро и просты на зло.
(К Римлянам 16:19)
На злое будьте младенцы, а по уму будьте совершеннолетни.
(1 Коринфянам 14:20)
Если отождествить райское состояние с квантовым (не волновым!), то роль процесса измерения, разрушившего квантовую когерентность, должно играть грехопадение . Физическая Вселенная уже «отягощена злом», роль которого играет энтропия. Согласно современным космологическим представлениям, она (Вселенная) появилась в результате Большого взрыва . Некоторые современные православные авторы, ссылаясь на учение св. Василия Великого, Григория Богослова и Григория Нисского, действительно отождествляют Большой взрыв не с сотворением мира (что характерно для католических авторов), а с грехопадением. Согласно этим взглядам, наша Вселенная есть результат распада первоначального безгрешного мира:
Мир сей, в котором мы живем, не был сотворен Богом: Бог зла не творил, а в мире сем, как все мы знаем, зла хоть отбавляй. Его источник не Бог, а «князь мира сего» (Иоан. 12:31, 16:11). Но есть Мир Истинный — подлинный мир Божий, вышедший из его «рук» в Божественном творческом акте, в самом начале Всего, в том истинном творческом действии, после которого сказал Бог: «Хорошо весьма». Так откуда же взялся тот «смешанный» мир, в котором доброе и злое, жизнь и смерть так переплелись? Из Св. Писания мы знаем о грехопадении и об изгнании из Рая первых людей. Трагическое событие это с естественнонаучной точки зрения может быть помещено в контекст принятой современной наукой теории «большого взрыва»… Что было до «большого взрыва», какой мир существовал до этого толчка — науке не известно… Ответ на этот вопрос нам, христианам, дает Библия: был прекрасный мир, сотворенный Богом — место обитания первых людей.
(Еп. Василий (Родзянко) . Теория распада Вселенной и вера отцов. М., 1996)
С этой точки зрения, грехопадение есть гигантский акт «измерения», заперший Вселенную и человека в одном-единственном состоянии. Это единственное состояние и есть «личность», противопоставляемая в индуизме Атману (Самости), который тождествен Брахману, то есть Богу.
Понимание грехопадения как измерения естественно подводит нас к обсуждению путей спасения , то есть возврата в райское состояние полноты . После восстановления плеромы мир в привычном нам смысле перестает существовать.
Место, в котором существуют зависть и разлад, и есть Изъян, но место, которое Единство, и есть Изобилие. Ибо Изъян возник из-за того, что они не знали Отца, и потому, когда они узнали Отца, Изъян исчез в то же мгновение… Посему с этого момента Форма больше не видима, но исчезает в слиянии с Единством — и теперь их деяния стали равны друг другу — в то мгновение, когда Единство завершило пространства.
(Евангелие истины 24— 25)
Когда Херувим с пламенеющим мечом оставит стражу у древа жизни, все творение испепелится и станет святым и вечным, как ныне греховно и тленно.
(У. Блейк . Бракосочетание рая и ада)
Согласно квантовой механике, когерентность может быть в принципе восстановлена внешними полями, подавляющими взаимодействие с окружением. На ассоциативном уровне здесь уместно вспомнить христианское учение о спасении через веру и благодать:
Бог, богатый милостью, по Своей великой любви, которую возлюбил нас, и нас, мертвых по преступлениям, оживотворил со Христом, — благодатью вы спасены, — и воскресил с Ним, и посадил на небесах во Христе Иисусе, дабы явить в грядущих веках преизобильное богатство благодати Своей в благости к нам во Христе Иисусе. Ибо благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар.
(К Ефесянам 2:4— 8)
В классической физике нет разницы между законами космологии и микромира, мир является квантовым только в своем начале (или конце). Однако эти «начало и конец» (альфа и омега) происходят вместе с эволюцией сознания и познающего ума человека, в частности, физика.
Все то, что дух из хаоса берет,
когда-нибудь живущим пригодится;
пусть это будет нашей мысли взлет, —
и та в крови всеобщей растворится,
чтоб дальше течь…
(Р. Рильке )
Хаос — сила, движущая систему после того, как в ней был утвержден первоначальный закон ; в данном случае хаос — сокровищница знаний, квантовая механика мира. Еще раз напомним об отличии от классической концепции хаоса: оно — в интерференции разных путей, в полноте квантовой картины мира, в плероме .
Горе! Приближается время, когда человек не пустит более стрелы желания своего выше человека и тетива лука его разучится дрожать !
Я говорю вам: нужно носить в себе еще хаос, чтобы быть в состоянии родить танцующую звезду. Я говорю вам: в вас есть еще хаос.
(Ф. Ницше . Так говорил Заратустра)
Дух — человеческое познающее начало физика-измерителя, который определяет законы классической механики, создает технологии и строит на их основе машины. Развитие человеческого общества определяется скрытой квант<