Формирование пространственных представлений и оптико-пространственной
Ориентации
Коррекционная работа по развитию ориентации в собственном теле
Направления работы:
- практическое осознание схемы собственного тела и тела другого субъекта (верхних и нижних частей тела, вентральных и дорзальных сторон тела), асимметрии конечностей;
- освоение пространственных отношений между предметами и собственным телом / телом другого субъекта и их вербализация («Кукла позади меня, мишка впереди меня», «Кошка позади <Светы>, Чебурашка впереди <Светы>»);
- определение степени удаленности предмета от собственного тела / тела другого субъекта («Мишка сидит далеко от меня», «Мишка сидит близко от <Светы>»);
- выполнение, удержание, изменение, самостоятельное построение пространственно организованных движений и двигательных серий;
- использование соответствующих вербальных эквивалентов для обозначения пространственных понятий и ориентиров.
Игры и игровые упражнения
Задачи: создать условия для освоения детьми асимметрии собственного тела, научить пользоваться предметами одежды и обуви с учетом их асимметрии; уточнить и дифференцировать пространственные понятия «впереди», «позади», «наверху», «внизу», «далеко», «близко»; развивать оптико-пространственное восприятие, координацию движений, пространственную организацию движений.
Вот какие мы
Ход игры. Дети выстраиваются в два ряда напротив друг друга и выполняют действия по инструкциям.
Инструкции: «Покажите свой живот, свою спинку. Живот — впереди, спинка - сзади. Где животик? Где спинка?»; «Что у <Лены> впереди, что сзади?»
Наводим порядок
Ход игры. Перед детьми в произвольном порядке разложены варежки, перчатки, расставлены тапочки, чешки, сандалии, туфли и т.д.
Дети слушают инструкции и выполняют соответствующие действия.
Инструкции: «Найдите пару»; «Правильно поставьте тапочки (туфли, чешки)» (с учетом лево-правых положений); «Правильно наденьте чешки». И др.
Одеваем куклу
Ход игры. Перед детьми — кукла и предметы одежды для нее. Дети слушают инструкции и выполняют соответствующие действия. j
Инструкции: «Застегните пуговицы спереди (сзади)»; «Завяжите шарф спереди (сзади)»; «Наденьте шапку, приколите цветок впереди (позади, сбоку)». И др.
Ладошки и следы
Вариант 1
Ход игры. У каждого ребенка - парные изображения вырезанных по контуру ладоней или ступней. На бумажной дорожке - отпечатки пар следов и пар ладоней.
Дети слушают инструкцию и выполняют соответствующие действия.
Инструкция: «Правильно приложите ладошки/ступни к рисунку».
Вариант 2
Ход игры. У каждого ребенка - по одному изображению вырезанной по контуру ладошки или ступни. На бумажной дорожке — несколько левых и правых отпечатков ладоней и ступней.
Дети слушают инструкцию и выполняют соответствующие действия.
Инструкция: «Найдите свою пару».
Вариант 3
Ход игры. На ковре в произвольном порядке разложены изображения вырезанных по контуру ладоней и ступней.
Дети слушают инструкцию и выполняют соответствующие действия.
Инструкция: «Найдите пару ладошек/ступней».
Вариант 4
Ход игры. Наполу выложена дорожка из «следов». В конце дорожки сидит игрушечный медведь. Задача ребенка добраться до мишки, ступая по дорожке с учетом асимметрии отпечатков следов. По мере усложнения игры предлагаются разные варианты дорожек: прямая, перекрестная, круговая.
Инструкция: «Доберись до мишки по следам».
Вариант 5
Ход игры. На полу выложено несколько дорожек из «следов». В конце каждой дорожки - муляжи фруктов, овощей, ягод.
Дети слушают инструкцию и выполняют соответствующие действия.
Инструкция: «Пройдите по той дорожке, где соберете фрукты (овощи, ягоды)».
Обезьянки
Вариант 1. Копирование движений руки.
Ход игры. Логопед поворачивается спиной к детям и выполняет движения рукой: вверх, в сторону, вперед, за спину, за голову, на голову, на плечо, на пояс.
Дети выполняют инструкцию.
Инструкция: «Сделайте как я».
Вариант 2. Копирование движений ноги.
Ход игры. Логопед поворачивается спиной к детям и выполняет движения ногой: вперед, назад, в сторону, сгибание в колене.
Дети выполняют инструкцию.
Инструкция: «Сделайте как я».
Вариант 3. Копирование движений обеих рук.
Ход игры. Логопед поворачивается спиной к детям и выполняет движения:
а) симметричные - обе руки в стороны, обе руки на пояс, обе руки за голову. И т.д.;
б) несимметричные - одна рука в сторону, другая -на пояс; одна рука на плечо, другая - вперед; одна рука вниз, другая - в сторону; одна рука на плечо, другая - на пояс. И т.д.
Дети выполняют инструкцию.
Инструкция: «Сделайте как я».
Вариант 4. Копирование движений рук и ног.
Ход игры. Логопед поворачивается спиной к детям и выполняет движения: обе руки на пояс, нога назад; одна рука опущена вниз, другая - на поясе, нога вперед; одна рука на поясе, другая - на плече, нога назад; одна рука на поясе, другая - в сторону, нога согнута в колене. И т.д.
Дети выполняют инструкцию.
Инструкция: «Сделайте как я».
Зарядка для кукол
Ход игры. Перед детьми - куклы, например: Буратино, Незнайка и др.
Дети выполняют инструкции.
Инструкции: «Подними руку Буратино вверх, отставь ногу Незнайки назад»; «Расскажи, что ты сделал». И др.
Кто где находится
Вариант 1. Освоение пространственного расположения предметов относительно сторон собственного тела.
Ход игры. Перед детьми - игрушки, например: мишка, кукла и др.
Дети выполняют инструкции.
Инструкции: «Возьми мишку, посади его впереди себя. Возьми куклу, посади ее позади себя»; «Расскажи, кто где находится». И т.д.
Вариант 2. Освоение пространственных отношений между предметами и телом другого субъекта.
Ход игры. Перед детьми - игрушки, например: мишка, кукла и др.
Дети выполняют инструкции.
Инструкции: «Посади мишку впереди <Светы>, куклу - позади <Светы>»; «Расскажи, кто где находится».
Далеко-близко
Ход игры. Два ребенка становятся напротив друг друга. Логопед расставляет игрушки между ними (далеко и близко).
Дети выполняют инструкцию.
Инструкция: «Скажи, где мишка». (Образец ответа: «Мишка далеко от меня. Мишка близко от <Светы>».)