Развитие моторики, графомоторных навыков — функциональных возможностей кистей и пальцев рук
Развитие моторики, графомоторных навыков — функциональных возможностей кистей и пальцев рук
|
На всех этапах жизни ребенка движения рук играют важную роль в становлении общей моторики (реакции выпрямления и равновесия). Способность к захвату и удержанию предмета, манипуляциям и предметным действиям влияет на правильное восприятие окружающего мира и развитие познавательной деятельности. Тяжесть нарушений артикуляционной моторики обычно коррелирует с тяжестью нарушений функции рук. Таким образом, тренировка функциональных возможностей кистей и пальцев рук улучшает не только общую моторику ребенка, но и способствует развитию психики и речи.
В свою очередь, формирование движений кисти тесно связано с созреванием двигательного анализатора, развитием зрительного восприятия, различных видов чувствительности, гнозиса, праксиса, пространственной ориентации, координации движений. Почти у всех детей дошкольного возраста с ДЦП нарушены тонкие дифференцированные движения пальцев, что мешает формированию навыков самообслуживания, изобразительной деятельности, письма.
Содержание раздела. Развитие крупной моторики. Целенаправленность выполнения действий и движений по инструкции педагога (броски в цель, ходьба по терренкуру — маршруту лечебной хотьбы). Согласованность действий и движений разных частей тела. Развитие и отработка координации движений кисти рук и пальцев. Пальчиковая гимнастика. Упражнения для отработки навыков удержания письменных принадлежностей. Развитие согласованных движений руки и глаза. Обводка, штриховка по трафарету. Аппликация. Работа с бумагой и пластилином. Работа с мозаикой и конструктором.
К первому классу дети должны:
· отработать навыки удержания письменных принадлежностей;
· согласовывать движение руки и глаза, обеих рук;
· уметь проводить прямые вертикальные, горизонтальные и наклонные линии (с маркировкой листа и без), рисовать и обводить по трафарету, штриховать в заданном направлении;
· уметь изобразить ломаную линию;
· складывать картинки из 3 (4) частей;
· конструировать предметы из геометрических фигур.
Дошкольников с тяжелой двигательной патологией можно учить печатать с помощью специальной клавиатуры.
У многих детей с ДЦП отмечаются нарушения в двигательном, зрительном, тактильно-кинестетическом анализаторах. Поэтому в коррекционных играх необходимо максимально использовать все возможные анализаторы для формирования знаний о пространстве.
К первому классу дети должны научиться:
· различать правую и левую руку и другие части тела;
· определять середину, правую, левую, верхнюю и нижнюю стороны листа бумаги;
· воспроизводить на плоскости наблюдаемые пространственные отношения;
· объяснять с помощью соответствующей лексики расположение одного предмета по отношению к другим;
· выполнять различные задания на пространственное перемещение предметов, пространственно ориентировать собственные действия;
· действовать в границах листа бумаги;
· использовать в речи названия частей и сторон тела и лица, названия сторон предметов;
· анализировать, классифицировать и сравнивать предметы или их изображения по заданным признакам (например, по форме, величине или цвету) и делать простые обобщения;
· находить различия и сходство в двух аналогичных сюжетных картинках;
· различать и называть основные цвета, их оттенки и геометрические формы;
· знать временные эталоны и их характеристики.
Ознакомление с природой
Этот раздел тесно связан с предыдущим. В процессе ознакомления с природой у детей формируются образы-представления о живом и неживом мире, о взаимосвязи объектов и явлений природы, а также о жизни и деятельности человека. При этом необходимо уделять внимание вопросам экологического воспитания.
Содержание раздела. Неживая природа. Животный мир. Растительный мир.
К первому классу дети должны иметь представления:
· о сезонных изменениях в природе (в т. ч. уметь вести календарь с помощью взрослого);
· домашних и диких животных;
· перелетных и зимующих птицах;
· зависимости изменений в живой природе от изменений в неживой природе;
· об условиях, необходимых для роста растений;
· о лесных ягодах и грибах;
· об овощах и фруктах;
· о деревьях, кустарниках и цветах.
Рекомендации
Общую коррекционно-развивающую работу по программе подготовки детей с ДЦП к первому классу дополняйте занятиями с дефектологом, учителем-логопедом и педагогами дополнительного образования.
Разрабатывая структуру занятий, сочетайте разные виды деятельности: игровую, музыкальную, изобразительную, конструктивную.
Занятия проводите 2 раза в неделю в индивидуальной или групповой форме. Оптимальное число дошкольников в группе — 4–6.
В помещении для занятий должны быть столы, выделена игровая зона.
Проводите работу с родителями для повышения их педагогической компетентности — это обеспечит преемственность и поможет закрепить, автоматизировать полученные на занятиях знания и умения.
Используйте дополнительную литературу.
Список литературы 1. Винокурова Н.К. Развиваем познавательные возможности учащихся / Практические рекомендации. — М.: ООО «Центральное издательство», 2005. 2. Крупенчук О.И. Научите меня говорить правильно! Комплексная методика подготовки ребенка к школе. — СПб.: Литера, 2013. 3. Коноваленко С.В. Конструирование против ДЦП. — М.: Издательство ГНОМ и Д, 2005. 4. Кузнецова Г.В. Изобразительная деятельность как средство коррекции движений руки у детей дошкольного возраста с церебральным параличом // Монография. М., 2010. 5. Левченко И.Ю., Приходько О.Г. Технологии обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата: учебное пособие. — М.: Издательский центр «Академия», 2001. 6. Левченко И.Ю., Приходько О.Г., Гусейнова А.А. Коррекционно-развивающая работа с дошкольниками. — М.: Издательство «Книголюб», 2008. 7. Метиева Л.А., Удалова Э.Я. Сенсорное воспитание детей с отклонениями в развитии: сборник игр и игровых упражнений. — М.: Издательство «Книголюб», 2008. 7. Ольшанская Е.В. Развитие мышления, внимания, памяти, восприятия, воображения, речи: игровые задания. — М.: Издательство «Первое сентября», 2004. 8. Полянская Т.Б. Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста: учебно-методическое пособие. — СПб.: ООО «Издательство “ДЕТСТВО-ПРЕСС”», 2009. 9. Тарабарина Т.И., Соколова Е.И. Что необходимо знать к 1 классу. — Ярославль: Академия развития, 2002. |
Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените эту статью,
выбрав один из пяти смайликов внизу страницы
(сервис доступен на сайте www.e.psihologsad.ru)
Развитие моторики, графомоторных навыков — функциональных возможностей кистей и пальцев рук
|
На всех этапах жизни ребенка движения рук играют важную роль в становлении общей моторики (реакции выпрямления и равновесия). Способность к захвату и удержанию предмета, манипуляциям и предметным действиям влияет на правильное восприятие окружающего мира и развитие познавательной деятельности. Тяжесть нарушений артикуляционной моторики обычно коррелирует с тяжестью нарушений функции рук. Таким образом, тренировка функциональных возможностей кистей и пальцев рук улучшает не только общую моторику ребенка, но и способствует развитию психики и речи.
В свою очередь, формирование движений кисти тесно связано с созреванием двигательного анализатора, развитием зрительного восприятия, различных видов чувствительности, гнозиса, праксиса, пространственной ориентации, координации движений. Почти у всех детей дошкольного возраста с ДЦП нарушены тонкие дифференцированные движения пальцев, что мешает формированию навыков самообслуживания, изобразительной деятельности, письма.
Содержание раздела. Развитие крупной моторики. Целенаправленность выполнения действий и движений по инструкции педагога (броски в цель, ходьба по терренкуру — маршруту лечебной хотьбы). Согласованность действий и движений разных частей тела. Развитие и отработка координации движений кисти рук и пальцев. Пальчиковая гимнастика. Упражнения для отработки навыков удержания письменных принадлежностей. Развитие согласованных движений руки и глаза. Обводка, штриховка по трафарету. Аппликация. Работа с бумагой и пластилином. Работа с мозаикой и конструктором.
К первому классу дети должны:
· отработать навыки удержания письменных принадлежностей;
· согласовывать движение руки и глаза, обеих рук;
· уметь проводить прямые вертикальные, горизонтальные и наклонные линии (с маркировкой листа и без), рисовать и обводить по трафарету, штриховать в заданном направлении;
· уметь изобразить ломаную линию;
· складывать картинки из 3 (4) частей;
· конструировать предметы из геометрических фигур.
Дошкольников с тяжелой двигательной патологией можно учить печатать с помощью специальной клавиатуры.