А.1. Следит взглядом за движущимся объектом

ПЕРВЫЙ ГОД ЖИЗНИ

Полученные в ходе обследования результаты занесите в Таблицу:

x – если ребенок справляется с соответствующим заданием,

? – если ребенок справляется с заданием наполовину– лишь после тщательного контроля функций с помощью рекомендаций к Заданиям.

Два выполненных наполовину задания ?? соответствуют одному выполненному полностью x .

Если ребенок не справляется с тем или иным заданием, данное окошко пока остается пустым, но при этом мы имеем в виду, что при повторных выполнениях тех же самых заданий пустые и полупустые окошки будут заполнены окончательно.

Пункты 1-6 к 6 месяцам.

Пункты 7-12 к 12 месяцам.

  А. ЗРИТЕЛЬНОЕ ВОСПРИЯТИЕ   Б. МЕЛКАЯ МОТОРИКА   В. КРУПНАЯ МОТОРИКА   Г. РЕЧЬ   Д. СЛУХОВОЕ ВОСПРИЯТИЕ
  А.1. Следит взглядом за движущимся объектом.   Б.1. Сжимает предмет в руке.   В.1. Поднимает голову, лежа на животе; отталкивается ножками от опоры.   Г.1. Сосет, глотает, плачет.   Д.1. Пугается громких звуков.
  А.2. Смотрит в лицо.   Б.2. Сгибает и выпрямляет руки.   В.2. Контролирует положение головы, толкается ножками.   Г.2. Издает разные звуки (кроме плача.)   Д.2. Реагирует на звуки во сне.
  А.3. Следит взглядом за удаляющимся предметом.   Б.3. Тянет к себе предметы.   В.3. Опирается на локти в положении лежа на животе; проявляет активность во время купания.   Г.3. Издает звуки и сочетания звуков «ха», «грр», «ооо», «агу», «ррр», «ух», «гага».   Д.3. Замирает, услышав тихий звук.
  А.4. Рассматривает предмет в руке.   Б.4. Играет со своими руками.   В.4. В положении сидя держит спину прямо; выполняет плавательные движения, лежа на животе.   Г.4. Хихикает, смеется, визжит.   Д.4. Смотрит на говорящего.
  А.5. Смотрит на изюминку на столе.   Б.5. Тянется в направлении объекта.   В.5. Лежа на животе, приподнимается и переворачивается на спину.   Г.5. Держит рот закрытым, сглатывает слюну.   Д.5. Прислушивается к пению, музыке.
  А.6. Оба глаза смотрят на предмет прямо.   Б.6. Тянет предметы в рот.   В.6. Лежа на спине, приподнимает головку и пытается сесть.   Г.6. Издает звуки в ответ на реплику взрослого.   Д.6. Вертит головкой в поисках источника звука.
  А.7. Наблюдает за движущимся человеком.   Б.7. Хватает предмет и отпускает его.   В.7. Удерживает на ногах вес тела и притоптывает, отталкиваясь от пола.   Г.7. Тщательно облизывает ложку.   Д.7. Перестает плакать, когда взрослый говорит успокаивающим тоном.
  А.8. Следит взглядом за упавшим предметом.   Б.8. Берет два предмета со стола.   В.8. Опирается на 4 точки и переворачивается на живот.   Г.8. Пьет из чашки.   Д.8. Прислушивается к шагам.
  А.9. Трогает руками собственное отражение в зеркале.   Б.9. Перекладывает предмет из одной руки в другую.   В.9. Может сидеть без посторонней помощи.   Г.9. Выплевывает еду кончиком языка.   Д.9. Поворачивает голову, услышав шепот.
  А.10. Рассматривает свои руки.   Б.10. Исследует предметы.   В.10. Поднимается и стоит, удерживаясь за предмет.   Г.10. Выражает эмоции звуками.   Д.10. Реагирует на строгий тон.
  А.11. Узнает свою бутылочку.   Б.11. Трясет предмет.   В.11. Твердо сидит на стуле; может самостоятельно сесть.   Г.11. Подражает звукам.   Д.11. Поворачивает головку в сторону, откуда доносится звук.
  А.12. Находит накрытый предмет.   Б.12. Хватает предмет одновременно большим и указательным пальцами.   В.12. Стоит на коленях; самостоятельно ползает.   Г.12. Произносит четыре различных слога.   Д.12. Понимает смысл сказанного

Задания к Таблице сенсомоторного развития

А. ЗРИТЕЛЬНОЕ ВОСПРИЯТИЕ

А.1. Следит взглядом за движущимся объектом

Может ли ребенок, лежа на спине, проследить взглядом за движением игрушки ярко-красного цвета?

Возьмите маленький красный мячик, кубик или клубок красной шерсти. Держите предмет на расстоянии 30–50 см от лица ребенка. Потряхивайте предметом до тех пор, пока ребенок не обратит на него внимание. Затем медленно перемещайте предмет в одной плоскости вправо и влево. Повторите данное движение несколько раз.

Задание выполнено успешно, если ребенок в течение 2–3 секунд заинтересованно смотрит на предмет и следит за ним взглядом.

Если ребенок проявляет слабую реакцию или реагирует подобным образом изредка, задание выполнено наполовину.

Если ребенок лишь на секунду обращает внимание на предмет и сразу отворачивается или вообще не смотрит на него, задание считается невыполненным.

Важно: Предмет не должен издавать звуков, и вам не следует разговаривать с ребенком, так как иначе он будет реагировать на слух.

А.2. Смотрит в лицо

Рассматривает ли ребенок, лежа на спине, медленно приближающееся к нему лицо?

Взрослый приближает свое лицо к лицу ребенка приблизительно на 30 см. Для успешного выполнения задания достаточно, если ребенок в течение 2–3 секунд рассматривает обращенное к нему лицо. Остальные оценки – как в задании А.1.

Важно: Не разговаривайте с ребенком.

А.11. Узнает свою бутылочку

Приходит ли ребенок в радостное возбуждение при виде своей бутылочки?

Медленно поместите бутылочку в поле зрения ребенка, не говоря при этом ни слова. Понаблюдайте, как он на это реагирует.

Задание выполнено успешно, если ребенок при виде бутылочки начинает болтать ручками и ножками, возбужденно открывать и закрывать рот и причмокивать.

Остальные оценки – как в задании А.1.

Важно: Не комментируйте свои действия («ам-ам», «ням-ням» и т. п.)

Б. МЕЛКАЯ МОТОРИКА

Б.1. Сжимает предмет в руке

Сжимает ли ребенок пальцы в кулак, чтобы удержать предмет? Коснитесь указательным пальцем или ручкой погремушки ладошки ребенка.

Ребенок должен на несколько секунд сжать пальцы в кулак и удерживать палец или предмет.

Если ребенок многократно проявляет сильную реакцию, задание выполнено успешно.

Если ребенок реагирует слабо или лишь изредка, считается, что задание выполнено наполовину.

Задание считается невыполненным при полном отсутствии реакции либо в случае ненаправленной и неадекватной реакции.

Б.3. Тянет к себе предметы

Дергает ли и тянет ли ребенок пальчиками одежду или одеяльце?

Здесь важно проследить, как ребенок реагирует на окружающие его предметы, начинает ли он их тянуть на себя, схватив их руками. Для успешного выполнения задания достаточно, если ребенок, лежа на спине, начинает тянуть на себя платок, лежащий рядом. Остальные оценки – как в задании Б.1.

Б.6. Тянет предметы в рот

Тянет ли ребенок предмет, данный ему в руки, в рот?

Ребенок справляется с заданием, если подносит ко рту погремушку, кольцо и т. п., и пытается их сосать или жевать. Остальные оценки – как в задании А.1.

Б.10. Исследует предметы

Исследует ли ребенок предмет, вертя его в руках и рассматривая с разных сторон? Дайте ребенку ложку, зеркальце или другой интересный незнакомый предмет. Проследите за тем, что конкретно ребенок делает для того, чтобы лучше рассмотреть его. Для выполнения задания достаточно, если ребенок многократно переворачивает предмет, чтобы рассмотреть его с разных сторон. Остальные оценки – как в задании А.1.

Б.11. Трясет предмет

Пытается ли ребенок трясти погремушку?

Дайте ребенку погремушку, трещотку, колокольчик, колечко или коробочку, в которой что-то гремит.

Ребенок справляется с заданием, если хватает предмет и энергично потряхивает им в разные стороны. Остальные оценки – как в задании А.1.

В. КРУПНАЯ МОТОРИКА

Примечание: На первом году жизни важно выполнение заданий сразу в двух аспектах. Первый касается статики, то есть стабильности тела. Второй касается динамики, т. е. быстроты реакции и направленности движения ребенка.

Ребенок справляется с заданием, если в его действиях проявляется как статика, так и динамика. Ребенок справляется с заданием наполовину, если его действие проявляется лишь в одном аспекте.

Г. РЕЧЬ

Г.1. Сосет, глотает, плачет

Делает ли ребенок сосательные и глотательные движения и кричит ли, когда чем-то недоволен?

Если ребенку не удается пить из бутылочки, и когда он чем-то недоволен, он не кричит, а жалобно хнычет, с заданием он не справляется.

Г.2. Издает разные звуки (кроме плача)

Издает ли ребенок другие звуки, кроме плача и крика?

Если ребенок издает нечеткие звуки или делает это редко, с заданием он справляется наполовину.

Г.3. Издает звуки и сочетания звуков «ха», «грр», «ооо», «агу», «ррр», «ух», «гага» Издает ли ребенок радостные гортанные звуки? Оценка – как указано в задании Г.2.

Г.8. Пьет из чашки

В состоянии ли ребенок пить из чашки, если взрослый подносит ее, слегка наклонив, ко рту?

Если ребенок отпивает лишь немного предложенного молока, считается,

что он справляется с заданием лишь наполовину.

Если ребенок не отпивает ни глотка из поднесенной ко рту чашки,

с заданием он не справляется.

Г.11. Подражает звукам

Умеет ли ребенок имитировать кашель, рычание или сочетания слогов, к примеру «мамама»?

Произнесите различные звуки и сочетания слогов и проследите,

какие из них ребенок имитирует.

Если ребенок имитирует определенные звуки (звук мотора мотоцикла, кашель) и сочетания слогов («мама», «папа», «тата») или же имитирует два различных звука или два различных слога, считается, что он справляется с заданием. Если ребенок имитирует один звук или один слог, с заданием он справляется лишь наполовину.

Д. СЛУХОВОЕ ВОСПРИЯТИЕ

Д.4. Смотрит на говорящего

Смотрит ли ребенок в лицо маме или другому близкому человеку, когда тот начинает говорить?

Усадите ребенка к себе на колени так, чтобы он вас видел, но пока на заговаривайте с ним. Начните тихо говорить, когда ребенок отвлечен – сосет соску, пьет из бутылочки или трогает вашу одежду.

Если ребенок отвлекается от своих занятий, чтобы посмотреть Вам в лицо, с заданием он справляется.

Если реакция проявляется слабо, ребенок справляется с заданием лишь наполовину.

Если ребенок не реагирует совсем, с заданием он не справляется.

Д.8. Прислушивается к шагам

Показывает ли ребенок волнение, услышав приближающиеся шаги?

Подойдите к кроватке, громко ступая. Ребенок лежит на спине и не должен видеть вас. Проследите за его реакцией. Достаточно, если ребенок проявляет внутреннее волнение активностью движений или вращением головы. Остальные оценки – как в задании Д.5.

ПЕРВЫЙ ГОД ЖИЗНИ

Полученные в ходе обследования результаты занесите в Таблицу:

x – если ребенок справляется с соответствующим заданием,

? – если ребенок справляется с заданием наполовину– лишь после тщательного контроля функций с помощью рекомендаций к Заданиям.

Два выполненных наполовину задания ?? соответствуют одному выполненному полностью x .

Если ребенок не справляется с тем или иным заданием, данное окошко пока остается пустым, но при этом мы имеем в виду, что при повторных выполнениях тех же самых заданий пустые и полупустые окошки будут заполнены окончательно.

Пункты 1-6 к 6 месяцам.

Пункты 7-12 к 12 месяцам.

  А. ЗРИТЕЛЬНОЕ ВОСПРИЯТИЕ   Б. МЕЛКАЯ МОТОРИКА   В. КРУПНАЯ МОТОРИКА   Г. РЕЧЬ   Д. СЛУХОВОЕ ВОСПРИЯТИЕ
  А.1. Следит взглядом за движущимся объектом.   Б.1. Сжимает предмет в руке.   В.1. Поднимает голову, лежа на животе; отталкивается ножками от опоры.   Г.1. Сосет, глотает, плачет.   Д.1. Пугается громких звуков.
  А.2. Смотрит в лицо.   Б.2. Сгибает и выпрямляет руки.   В.2. Контролирует положение головы, толкается ножками.   Г.2. Издает разные звуки (кроме плача.)   Д.2. Реагирует на звуки во сне.
  А.3. Следит взглядом за удаляющимся предметом.   Б.3. Тянет к себе предметы.   В.3. Опирается на локти в положении лежа на животе; проявляет активность во время купания.   Г.3. Издает звуки и сочетания звуков «ха», «грр», «ооо», «агу», «ррр», «ух», «гага».   Д.3. Замирает, услышав тихий звук.
  А.4. Рассматривает предмет в руке.   Б.4. Играет со своими руками.   В.4. В положении сидя держит спину прямо; выполняет плавательные движения, лежа на животе.   Г.4. Хихикает, смеется, визжит.   Д.4. Смотрит на говорящего.
  А.5. Смотрит на изюминку на столе.   Б.5. Тянется в направлении объекта.   В.5. Лежа на животе, приподнимается и переворачивается на спину.   Г.5. Держит рот закрытым, сглатывает слюну.   Д.5. Прислушивается к пению, музыке.
  А.6. Оба глаза смотрят на предмет прямо.   Б.6. Тянет предметы в рот.   В.6. Лежа на спине, приподнимает головку и пытается сесть.   Г.6. Издает звуки в ответ на реплику взрослого.   Д.6. Вертит головкой в поисках источника звука.
  А.7. Наблюдает за движущимся человеком.   Б.7. Хватает предмет и отпускает его.   В.7. Удерживает на ногах вес тела и притоптывает, отталкиваясь от пола.   Г.7. Тщательно облизывает ложку.   Д.7. Перестает плакать, когда взрослый говорит успокаивающим тоном.
  А.8. Следит взглядом за упавшим предметом.   Б.8. Берет два предмета со стола.   В.8. Опирается на 4 точки и переворачивается на живот.   Г.8. Пьет из чашки.   Д.8. Прислушивается к шагам.
  А.9. Трогает руками собственное отражение в зеркале.   Б.9. Перекладывает предмет из одной руки в другую.   В.9. Может сидеть без посторонней помощи.   Г.9. Выплевывает еду кончиком языка.   Д.9. Поворачивает голову, услышав шепот.
  А.10. Рассматривает свои руки.   Б.10. Исследует предметы.   В.10. Поднимается и стоит, удерживаясь за предмет.   Г.10. Выражает эмоции звуками.   Д.10. Реагирует на строгий тон.
  А.11. Узнает свою бутылочку.   Б.11. Трясет предмет.   В.11. Твердо сидит на стуле; может самостоятельно сесть.   Г.11. Подражает звукам.   Д.11. Поворачивает головку в сторону, откуда доносится звук.
  А.12. Находит накрытый предмет.   Б.12. Хватает предмет одновременно большим и указательным пальцами.   В.12. Стоит на коленях; самостоятельно ползает.   Г.12. Произносит четыре различных слога.   Д.12. Понимает смысл сказанного

Задания к Таблице сенсомоторного развития

А. ЗРИТЕЛЬНОЕ ВОСПРИЯТИЕ

А.1. Следит взглядом за движущимся объектом

Может ли ребенок, лежа на спине, проследить взглядом за движением игрушки ярко-красного цвета?

Возьмите маленький красный мячик, кубик или клубок красной шерсти. Держите предмет на расстоянии 30–50 см от лица ребенка. Потряхивайте предметом до тех пор, пока ребенок не обратит на него внимание. Затем медленно перемещайте предмет в одной плоскости вправо и влево. Повторите данное движение несколько раз.

Задание выполнено успешно, если ребенок в течение 2–3 секунд заинтересованно смотрит на предмет и следит за ним взглядом.

Если ребенок проявляет слабую реакцию или реагирует подобным образом изредка, задание выполнено наполовину.

Если ребенок лишь на секунду обращает внимание на предмет и сразу отворачивается или вообще не смотрит на него, задание считается невыполненным.

Важно: Предмет не должен издавать звуков, и вам не следует разговаривать с ребенком, так как иначе он будет реагировать на слух.

А.2. Смотрит в лицо

Рассматривает ли ребенок, лежа на спине, медленно приближающееся к нему лицо?

Взрослый приближает свое лицо к лицу ребенка приблизительно на 30 см. Для успешного выполнения задания достаточно, если ребенок в течение 2–3 секунд рассматривает обращенное к нему лицо. Остальные оценки – как в задании А.1.

Важно: Не разговаривайте с ребенком.

Наши рекомендации