Подсчитайте, каких утверждений у Вас больше всего: А- аудиал, В- визуал, К- кинестетик.
Так, талант известного русского композитора Римского-Корсакова состоял в том, что у него музыкальное, т. е. слуховое, воображение сочеталось с необычным богатством зрительных образов. Сочиняя музыку, он мысленно видел картины природы со всем богатством красок и со всеми тончайшими оттенками света. Поэтому его произведения отличаются необычайной музыкальной выразительностью и «живописностью». |
Развитие представлений
Психологические эксперименты показывают, что яркость и точность представлений возрастают под влиянием упражнений. Например, если в эксперименте требуется сравнить два звука, отделенных друг от друга промежутком в 20-30 секунд, то сначала эта задача оказывается почти невыполнимой, так как к моменту появления второго звука образ первого уже исчезает или становится настолько тусклым и неясным, что не допускает точного сравнения. Но затем, постепенно, в результате упражнений, образы становятся ярче, точнее и задача оказывается выполнимой. Этот эксперимент доказывает, что представления развиваются в процессе деятельности, причем той деятельности, которая требует участия представлений определенного качества.
Важнейшим условием развития представлений является наличие богатого перцептивного материала. Например, большинство людей слова иностранного языка чаще представляют зрительно, а слова родного языка — слухо-двигательно. Это объясняется тем, что родной язык мы постоянно слышим и обучаемся речи в процессе общения с людьми, а иностранный язык, как правило, изучаем по книгам. В результате представления иностранных слов формируются в виде зрительных образов. По этой же причине представления о цифрах воспроизводятся в виде зрительных образов.
Тот факт, что представления формируются на основе перцептивных образов, необходимо учитывать в процессе обучения. Нецелесообразно ставить преждевременные задачи, требующие свободного, не имеющего опоры в восприятии, оперирования представлениями. Для того чтобы добиться такого оперирования представлениями, ученику необходимо сформировать на основе соответствующих перцептивных образов представления определенного типа и иметь практику оперирования этими представлениями. Например, если предложить ученикам представить мысленно расположение на карте городов Москва и Тверь, они вряд ли смогут это сделать, если плохо знают карту.
Важнейшим этапом развития представлений является переход от их непроизвольного возникновения к умению произвольно вызывать нужные представления. Многие исследования показали, что есть люди, которые совершенно не способны произвольно вызывать у себя представления. Поэтому основные усилия при формировании способности оперировать представлениями определенного вида должны быть направлены на выработку умения произвольно вызывать эти представления. При этом следует иметь в виду, что всякое представление содержит в себе элемент обобщения, а развитие представлений идет по пути увеличения в них элемента обобщения.
Увеличение обобщающего значения представлений может идти в двух направлениях. Один путь — это путь схематизации. В результате схематизации представление теряет ряд частных индивидуальных признаков и деталей, приближаясь к схеме. По этому пути идет, например, развитие пространственных геометрических представлений. Другой путь — путь развития типических образов. В этом случае представления, не теряя своей индивидуальности, наоборот, становятся все более конкретными и наглядными, и отображают целую группу предметов и явлений. Этот путь ведет к созданию художественных образов, которые, будучи в максимальной степени конкретными и индивидуальными, могут содержатьширокие обобщения.
Задание для форума:
Напишите эссе на одну из тем:
Ø Сравнительный анализ первичных и вторичных образов.
Ø Отличие образов представления от галлюцинаций.
Задания для самопроверки
1. Ответьте на вопрос: верно ли утверждение, которое приводится ниже:
А) Вторичные образы тесно связаны с текущей стимуляцией, а восприятие же невозможно без воображения (апперцепция).
Ответ: верно - образы тесно связаны с текущей стимуляцией
Б) Достройка перцептивного образа элементами воображения связана с механизмом поиска соответствия формируемых человеком гипотез о реальности.
Ответ: верно гипотезы о реальности необходимы для достройки перцептивного образа
В) Соотнесение перцептивного образа с эталонами памяти облегчает категоризацию и обобщение воспринятого материала
Ответ: верно - соотнесение перцептивного образа с эталонами памяти облегчает категоризацию и обобщение
Г) Образы-представления участвуют, в сличении результата восприятия с «акцептором действия» при антиципации
Ответ: верно - участвуют в акте сличения
Д) Возможны искажения восприятия при творческом озарении, вторжении в перцепцию сновидных и галлюцинаторноподобных эпизодов.
Ответ: верно искажения восприятия возможны
Опишите и объясните результаты экспериментальных исследований:
2. В экспериментах, Кюльпе и Перки исследовали интерференцию вторичных образов и перцепции. Испытуемых просили сообщать о любых объективных или субъективных событиях, которые они переживали во время релаксации в темной комнате. Время от времени на стены проецировался квадрат, который изменялся по размеру, яркости и локализации. Что сообщали испытуемые?
Ответ: наблюдалось смешение восприятия стимула с образом представлений, в зависимости от когнитивного стиля испытуемых, их установок, характера стимуляции, внутренний опыт, детерминированный преимущественно входной информацией, может переживаться и как вторичный образ, и как перцептивный. Материалом для любых образов является нейрофизиологически закодированная информация. Под «образом» понимается субъективный феномен, возникающий при различных сочетаниях внешней и внутренней стимуляции: при доминировании первой употребляется термин «перцептивный образ», при доминировании второй — «образ представлений».
2.Могут ли сильно желаемые или, наоборот, тревожные ожидания породить иллюзорный образ?
Ответ: да, особенно при снижении уровня бодрствования и в случаях патологии. Влияние желаний, страхов, пропущенных через фильтр защитных механизмов, на формирование вторичного образа может быть выборочным в связи с конкретной личностной проблемой. Особое значение в различении образных явлений имеют состояния сознания. Дремотные и сновидные состояния ослабляют контроль над влиянием мотивации и защитных механизмов на формирование вторичных образов. В случае психопатологии нарушается механизм различения реального и представляемого. Объяснение этому предлагает Хэбб. Перцепты и вторичные образы активируются подобными «клеточными ансамблями». При определенных условиях информация с «перцептивного источника» может быть представлена в матрице, обычно кодирующей информацию из «внутреннего источника», и наоборот. Важна роль контролирующих систем обратных связей, которые могут работать как согласованно, так и конфликтно. При параллельной переработке информации из внешнего и внутреннего источников содержание сознания определяется неким общим лимитированным «когнитивным фактором» (в связи с активацией одних и тех же нейронных структур). Это предполагает конкуренцию информационных каналов за представленность своей информации в сознании, что объясняет факты смешения в сознании (в определенных его состояниях) галлюцинаций, сновидений, гипнагогических и других образов с актуальным восприятием.
Вопрос на форум