Сдвиг ветра - скрытая опасность при взлете и посадке самолетов

Сдвиг ветра — это разность скоростей и (или) направлений вет­ра на верхней и нижней границах определенного слоя атмосферы.

Для транспортных самолетов, обладающих относительно боль­шой массой и инертностью, при резком изменении направления и (или) скорости набегающего потока резко изменяется индикатор­ная (воздушная) скорость, а вместе с нею такие характеристики полета, как угол тангажа, вертикальная скорость и высота по­лета.

Наиболее опасен сдвиг ветра во время взлета и посадки, когда мала высота полета, самолет имеет относительно большое лобовое сопротивление, а избыток тяги для увеличения скорости полета минимален. Сдвиг ветра у поверхности земли относится к опасным метеоявлениям, если его значение достигает 5 м/с и более на 30 м высоты.

Сдвиг ветра меньшей величины также может представлять зна­чительную опасность для полетов в условиях ограниченной види­мости, ночью, в осадках, при вертикальных порывах воздушного потока, а также при неправильных и несвоевременных действиях экипажа.

Во время предполетной и предпосадочной подготовки при ана­лизе метеорологической обстановки на аэродромах взлета и по­садки экипаж обязан обратить внимание на возможные сдвиги ветра для исключения в полете фактора внезапности.

Наличие вблизи аэродромов атмосферных фронтов с большими разностями температур (более 5°) по обе стороны фронта, с боль­шими скоростями перемещения фронта (более 50 км/ч), а также грозовой деятельности и сильного ветра в приземном слое указы­вает на возможность значительного сдвига ветра.

Признаками попадания самолета в условия сдвига ветра явля­ются изменения потребной тяги, вертикальной и приборной скоро­стей полета.

Наиболее опасное воздействие на самолет оказывают измене­ния скорости встречного или попутного ветра, когда направление взлета или посадки совпадает с направлением ветра.

Если предполагается наличие сдвига ветра, рекомендуется:

— на взлете увеличить скорость отрыва и безопасную скорость взлета на 10—20 км/ч;

— на посадке увеличить скорость полета по глиссаде на 10— 20 км/ч, но порог ВПП проходить на расчетной скорости.

Если на взлете в результате сдвига ветра возникает большая скорость набора высоты (внезапный встречный ветер), не препят­ствовать «вспуханию» самолета значительным отклонением штур­вальной колонки и быть готовым к внезапному прекращению встречного ветра и возможной просадке самолета. При попадании в условия сдвига ветра не создавать слишком большой угол тан­гажа, чтобы не допустить скорости полета меньше безопасной ско­рости взлета.

Во время захода на посадку не допускать значительного умень­шения режима работы двигателей, чтобы всегда иметь возмож­ность быстро его увеличить.

О попадании в зону сдвига ветра сообщить диспетчеру службы движения, чтобы он мог своевременно предупредить другие эки­пажи.

Принята следующая оценка степени горизонтального сдвига ветра в зависимости от изменения его скорости на 100 м высоты:

до 6 м/с — слабый, 6—12 м/с — умеренный, 12—18 м/с — силь­ный, 18 м/с и более — очень сильный.

ГЛАВА 3

ПРЕДПОЛЕТНАЯ ПОДГОТОВКА

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Предполетную подготовку экипаж проводит в целях уточнения полетного задания и решения задач, которые возникают непосред­ственно перед вылетом в зависимости от сложившейся воздушной обстановки, метеорологических условий, состояния аэродромов и других особенностей предстоящего полета.

Четкая организация и совершенная технология предполетной подготовки экипажей позволяют:

— повысить уровень безопасности и регулярность полетов;

— сократить непроизводительные затраты рабочего времени;

— улучшить взаимодействие экипажа с наземными службами.

Предполетная подготовка экипажа проводится под руководст­вом командира ВС и начинается не позднее чем за 1 ч до наме­ченного времени вылета.

Каждый член экипажа должен подготовиться к полету психо­логически: сосредоточиться, продумать последовательность своих действий. Поэтому независимо от опыта летной работы все члены экипажа должны тщательно готовиться к каждому полету.

В итоге предполетной подготовки экипаж должен ясно пред­ставлять «образ» предстоящего полета с учетом возможных от­клонений в работе авиационной техники, изменений воздушной и метеорологической обстановки.

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРЕДПОЛЕТНОЙ ПОДГОТОВКИ В СЛУЖБАХ АЭРОПОРТА

Перед началом предполетной подготовки командир ВС должен убедиться, что все члены экипажа имеют при себе свидетельства и одеты по форме, установленной для летного состава граждан­ской авиации. В процессе предполетной подготовки члены экипа­жа под руководством командира ВС обязаны выполнить следую­щие операции.

Наименование службы Кто участвует * Операции
Медицинский пункт Экипаж в полном составе Прохождение медосмотра
АДП КВС, Б/м Доклад о начале предполетной подготовки экипажа. Получение исходных данных для подготовки
АМСГ КВС, 2/П Метеорологическая консульта­ция. Предварительное принятие решения на вылет. Получение ме­теодокументов
БАИ   КВС, 2/П Получение документов и кода опознавания
Штурманская комната КВС, 2/П Навигационная подготовка. Контроль готовности экипажа
Спецкомната Согласно специальной инструкции Спецподготовка
АДП КВС, 2/П Оформление решения на вылет

* Командир воздушного судна — КВС, второй пилот — 2/П, бортмеханик — Б/м.

Наши рекомендации