Ошибки чтения, встречающиеся у учеников ii класса.
1. В результате несформированности синтеза слогов в слово невозможность чтения слогов и слов при усвоении всех букв.
2. Побуквенное чтение с правильным слитным последующим повторением слов и с хорошим пониманием прочитанного.
3. При побуквенном чтении прочитанное слово в предложении не соотносится с его значением, при повторении заменяется другим словом, в какой-то степени сходным по звучанию (со скамейки повторяется как "хозяйки", слезть - "есть", под дождем - "костюм" и т. п.).
Таким образом, слово, которое зрительно воспринято правильно, искажается при воспроизведении.
4. Наблюдаются замены слов другими:
а) словами, не сходными по буквенному составу (дети - "домики");
б) словами, сходными по буквенному составу, родственными словами или формой одного и того же слова (шарф - "шкаф", не жми - "не жмись", следи -"сидит", зима - "зимняя", со скамейки - "со скамейкой" и т. п.).
5. Вставки согласных звуков (весь - "весть").
6. Добавление гласного звука между двумя согласными при стечении (птицы - "потицы", кормила - "коромила").
7. Опущение конечной гласной (за грибами - "за грибам").
8. Перестановки звуков (взяла - "звяла", ниточки - "ниточки", дверь - "древерь").
9. Замены гласных при чтении (рожок некоторые дети читают как "ружок", другие - как "рожук").
10. Взаимные замены оппозиционных звуков, например, звонких и глухих (т и "д"; ф и "в"; б и "п"; ц и "щ"; ш и "щ"; щ и "ч"; пальто - "пальдо", одевается - "отевается", форточку - "фордочку").
11. Пропуски букв при стечении согласных, в результате чего происходит замена слова бессмысленными звукосочетаниями (ослик читается иногда как "осик", кормила - как "комила").
12. Нарушение чтения пар слов, сходных по буквенному составу: слово со стечением согласных заменяется более простым фонетическим словом (ствол прочитывается как "стол", лампа - как "лапа").
Рассмотренные ошибки при чтении у учеников I - II классов вспомогательной школы, естественно, затрудняют или делают невозможным понимание прочитанного текста, предложения. Так, ученику I класса предлагалось в конце учебного года прочитать следующий текст:
Зайку бросила хозяйка,
Под дождем остался зайка,
Со скамейки слезть не мог,
Весь до ниточки промок.
Этот текст ребенок воспроизвел следующим образом:
"Зайку борстила хозаика,
Паде дождием соталась заик,
Сто стакамеики слезт е мого,
Бес до неточеки промояк".
Прочитанный текст не соотносился со смыслом.
Затруднения в осмыслении прочитанного наблюдаются также при побуквенном способе чтения.
Нарушения смысловой стороны чтения наблюдаются не только I в случаях искаженного воспроизведения печатного текста. В ряде случаев при довольно хорошем техническом уровне чтения, даже при усвоении способа чтения целыми словами, некоторые дети не осмысливают прочитанный текст. В этом случае правильно прочитанное слово не соотносится в процессе чтения со словом устной речи. Интересен тот факт, что тот же текст, прочитанный или пересказанный педагогом, усваивается довольно быстро и правильно.
Таким образом, нарушения чтения у учащихся I - II классов вспомогательной школы можно представить в виде следующих типичных проявлений: 1) неусвоения букв; 2) побуквенного чтения; 3) искажения звуковой и слоговой структуры слова; 4) нарушения понимания читаемого.
Остановимся на распространенности и особенностях указанных проявлений нарушений чтения у учеников I - II классов.
Неусвоение букв. У умственно отсталых детей это нарушение выражается в разной степени: от неусвоения нескольких букв до 20 - 25 букв. В последнем случае усваиваются лишь буквы, обозначающие гласные (преимущественно а, о, у) и длительные согласные (ш, р, с, х и др.).
Усвоение различных букв алфавита неодинаково. Одни буквы усваиваются быстро и прочно, другие - с трудом. Реже встречаются нарушения в усвоении а, у, о, ы, м, ф; чаще - к, х, н, п, ж, б, в, з, и. Особенно трудно усваиваются д, т, г, е, причем в одних случаях буквы совсем не называются, в других - заменяются. Наиболее часты следующие замены: д - "л", х - "к", ж -"з", г - "т", г - "к", д - "у", ж - "ш", т - "г", д - "т", р - "л".
Замены г - "к", ж - "з", ж - "ш", д - "т", р - "л" можно объяснить фонетическим сходством звуков, которые обозначают эти буквы; г - "т", т - "г", к - "л" - сходством по графическому признаку; д - "л", х - "к" - сходством по нескольким признакам; д - "л" сходны не только графически, но и по артикуляции. Сходные графически буквы х и к обозначают звуки, сходные по звучанию и артикуляции.
Одни дети, не усвоившие букв, умеют читать слоги, иногда простые фонетические слова, состоящие из знакомых букв, другие - нет.
Неусвоение букв обнаружено у 51% учеников I класса и лишь 1,5% - II класса. У учащихся II класса уже сформирован стойкий образ звуко-буквы и соотнесение графического образа буквы с акустико-кинестетическими образами звука не вызывают у этих детей затруднений, за очень немногими исключениями. Количество букв, не усвоенных учащимися II класса, сравнительно невелико, 2 - 3 буквы. Часто в процессе чтения эти буквы все же трансформируются в звуки. Слова с буквами, которые не называются изолированно, часто прочитываются.
Побуквенное чтение. У умственно отсталых детей отмечаются разнообразные варианты побуквенного чтения. В одних случаях дети произносят раздельно простые слоги, нанизывая буквы и называя их поочередно (са читается как с, а без последующего слияния). В других случаях изолированно называют буквы, затем произносят слог (с, а - са). В ряде случаев дети могут соотнести со значением прочитанные побуквенно слова. Часть детей осмысливает целые предложения и тексты, прочитанные побуквенно.
Среди учеников I класса побуквенное чтение, по нашим данным, наблюдается у 49% детей с нарушениями чтения, во II классе - лишь у 26% детей.
Искажения звуковой и слоговой структуры слова при чтении. У умственно отсталых детей в процессе чтения отмечаются многочисленные искажения звуко-слоговой структуры слова, разнообразные по характеру.
В I классе, по нашим данным, искажения читаемых слов отмечены у 38% учеников. Во II классе искажения звуко-слоговой структуры слова выявлены у 10% учеников.
Распространенность отдельных форм искажений слов в I и II классах различная.
В I классе:
1) замены звуков в словах (при правильном назывании изолированных букв) (лиса - "ниса");
2) перестановка звуков (утка - "тука", арбуз - "рабуз");
3) замены читаемого слова другим словом либо асемантичным звукосочетанием (шкаф - "шапка", марка - "рака");
4) пропуски согласных при стечении (кукла - "кула", лампа - "лапа", "лама");
5) вставки гласных в середине слова между согласными при их стечении (пасла - "пасала", кукла - "кукала");
во II классе:
1) замены слов другим словом или асемантичным звукосочетанием;
2) перестановка звуков;
3) замены звуков в словах;
4) пропуски согласных при стечении.
Количество искажений звуко-слоговой структуры слова в I классе гораздо больше, чем во II. Во II классе почти отсутствуют такие формы искажений, как пропуски согласных при отсутствии их стечения, пропуски гласных, перестановки слогов в слове. Меняются и количественные соотношения различных форм искажений слова, встречающихся и в I, и во II классе. Так, в I классе самыми распространенные являются замены звуков в словах. Во II классе - замены слов другими словами. Этот факт подтверждает в какой-то степени усиление роли догадки на более высоких этапах формирования навыка чтения. Ошибки искажений структуры читаемых слов являются наиболее распространенными среди всех других ошибок как в I, так и во II классе.