Занятие 5. Большие и маленькие кубики
Цели.Обучать умению сравнивать предметы по величине методом зрительного соотнесения; сортировать предметы двух резко различающихся размеров; учить понимать и использовать в речи понятия: большой, маленький, такой же, одинаковый по величине.
Материалы. Разноцветные кубики, резко различающиеся по размеру; большое и маленькое ведерки.
Ход занятия
Перед началом занятия положите большие и маленькие кубики в соответствующие по размеру ведерки Покажите малышам ведро с большими кубиками, предложите достать их и поиграть с ними: «Какое большое ведро. А в ведре лежат большие кубики — вот такие».
Затем покажите детям маленькое ведерко, пусть они достанут маленькие кубики и поиграют с ними: «А вот маленькое ведерко. В нем лежат маленькие кубики — вот такие. Поиграйте с кубиками. Сравните маленький кубик с большим. Поставьте их рядом».
Когда дети поиграют с кубиками, предложите сложить их обратно в ведерки соответствующей величины. Раздайте малышам по одному или по два (большой и маленький) кубика и попросите положить их в нужное ведерко.
Подобную игру можно организовать и с другими игрушками: большим и маленьким грузовиками, большими и маленькими брусками, шариками и т. п.
Занятие 6. Две коробки
Цели.Закреплять знания о величине, умение сравнивать предметы по величине способом зрительного соотнесения.
Материалы.Две картонные коробки с прорезями для проталкивания предметов (в одной коробке большая прорезь, а в другой маленькая); большие и маленькие предметы (по 3—6 шт. каждого размера), соответствующие по размеру прорезям.
Ход занятия
Приведем пример игры с использованием шариков. Раздайте детям большие и маленькие шарики одного цвета и предложите протолкнуть их в соответствующие прорези в коробках: «У вас есть большие и маленькие шары. Сейчас мы их спрячем в коробки. Опустите шары в прорези!» Обратите внимание детей, что большие шары проталкиваются только в большие отверстия, а маленькие шарики можно протолкнуть в любое отверстие.
В следующий раз дайте детям более детальную инструкцию: «Спрячьте шары в коробки. Только будьте внимательны: размер шарика и отверстия должны быть одинаковыми.
Большой шар проталкивайте в большое отверстие, а маленький — в маленькое».
Когда все шары окажутся в коробках, откройте их и вместе с детьми проверьте результат. Возможно, кто-то из детей ошибся и в коробке с большим отверстием оказался маленький шарик. В этом случае проведите игру еще раз: «Ой. кажется, кто-то заблудился! Давайте поможем маленькому шарику добраться до дома!»
Занятие 7. Вкладыши и башенки
Цели. Знакомить детей с величиной в ходе практических действий со специальными игрушками; с понятием самый большой.
Материалы.Вкладыши-пирамидки.
Ход занятия
1-й вариант игры — «Башенка-пирамидка».Игра проводится индивидуально.
Покажите ребенку игрушку, попросите разобрать ее и построить высокую баш ню- пирамидку. Пусть малыш использует доступный ему способ действия — метод проб и ошибок, практическое примеривание или зрительное соотнесение. Если ребенок не может справиться с задачей или долго действует методом проб и ошибок, не переходя на следующий уровень действий, не понимает, что следует учитывать величину деталей, объясните ему, что все фигурки нужно поставить донышком вверх, и каждый раз выбирать самый большой вкладыш, ставя его на предыдущий.
2-й вариант игры— «Вкладыши».Когда ребенок построит башню несколько раз, попросите его собрать вкладыши — вложить их друг в друга. Если малыш не понял словесную инструкцию, объясните ему, что сначала надо перевернуть вес детали донышком вниз, затем выбрать самый большой вкладыш и вложить его в предыдущий.
Сначала малышам следует предлагать 2-4 вкладыша, постепенно увеличивая их количество.
Занятие 8. Где мое место?
Цели.Знакомить детей с величиной в ходе практических действий со специальными игрушками.
Материалы.Доска с углублений ми-трафаретами (по типу доски Сегена), в которые вставляются детали-вкладыши, различающиеся только размером (фигурки располагаются в ряд по возрастанию или убыванию величины (5-7 шт.)).
Ход занятия
Покажите ребенку игрушку и предложите достать все фигурки: «Утята пошли погулять. А теперь хотят вернуться домой. Найди каждой фигурке свой домик».
Длятого чтобы ребенок научился действовать не хаотически, а методом практических проб или зрительного соотнесения, необходимо повторить игру несколько раз.
Занятие 9. Пирамидки
Цели.Знакомить детей с величиной в ходе практических действий с игрушками, учить сравнивать предметы по величине способом наложения.
Материалы. Различные пирамидки.
Ход занятия
1-й вариант игры — «Красная пирамидка».Подберите одноцветные пирамидки с небольшим количеством колец (3 шт.), чтобы ребенок не отвлекался на цвет и обращал внимание на размер колец. Предложите ребенку собрать одну пирамидку. Поясните, что пирамидка должна получиться гладкой. Для этого надо каждый раз выбирать самое большое колечко и надевать его на стержень.
2-й вариант игры — «Разноцветная пирамидка».Подберите деревянные или пластмассовые пирамидки с разным количеством разноцветных колец. Предложите детям сначала снять колечки со стержня, затем собрать пирамидки, ориентируясь на признак величины.
Можно предложить детям собрать пирамидку без стержня, положив колечки одно на другое (это удобно делать с большими пластмассовыми пирамидками). В этом случае хорошо видно, что если пирамидка сложена неверно, то она получается неустойчивой и может рассыпаться.