Характеристика нарушений зрения у детей

Дети с нарушением зрения представляют собой разнородную категорию:

1) слепые с полным отсутствием зрения и дети с остаточным зрением, при котором его острота равна 0,05 и ниже на лучше видящем глазу;

2) слабовидящие со снижением зрения от 0,05 до 0,2 на лучше видящем глазу с очковой коррекцией;

3) дети с косоглазием;

4) дети с амблиопией.

Характеристика слепоты

Слепота – это наиболее резко выраженная степень утраты зрения, при которой невозможно или сильно ограничено зрительное восприятие окружающей действительности вследствие глубокой потери остроты центрального зрения, или сужения поля зрения, или нарушения других зрительных функций.

Слепые дети – дети, у которых отсутствуют зрительные ощущения или имеется незначительная доля светоощущения.

Ранее наступление слепоты особенно неблагоприятно сказывается на психофизическом развитии слепоты.

По степени сохранности остаточного зрения различают абсолютную (тотальную) и практическую слепоту (см. таблицу 1).

Таблица 1

Виды слепоты по степени сохранности остаточного зрения

Виды слепоты Характеристика
абсолютная На оба глаза полностью выключены зрительные ощущения
практическая Наблюдается остаточное зрение, при котором сохраняется светоощущение или форменное видение. Светоощущение позволяет отличать свет от тьмы. При остаточном форменном зрении имеется возможность фиксировать пальцы вблизи лица, воспринимать свет, цвет, контуры, силуэты предметов на близком расстоянии

Остаточное зрение характеризуется:

- неравнозначностью взаимодействия различных зрительных функций и несоответствием их параметров;

- неустойчивостью зрительных возможностей и снижением скорости и качества переработки информации;

- наступлением быстрого утомления из-за снижения функциональных возможностей зрения.

Выделяют врожденную и приобретённую слепоту.

Причины слепоты. Врождённая слепота чаще является следствием повреждением или заболеваний плода в период внутриутробного развития. Преобладающей у детей является врождённая патология глаз, недоразвитие зрительной системы на фоне общего соматического ослабления здоровья. Причиной врождённой слепоты может быть наследственный фактор, обусловливающий появление катаракты, глаукомы, патологии сетчатки, атрофии зрительного нерва, близорукости и др.

Катаракта – помутнение хрусталика.

Глаукома – хроническое заболевание глаз, характеризующееся повышением внутриглазного давления, снижением зрительных функций, особой формой атрофии зрительного нерва.

Атрофия зрительного нерва – заболевание, при котором имеет место отёк, воспаление, сдавливание, повреждение, дегенерация волокон зрительного нерва или сосудов, питающих его.

В ряде случаев факторов, обуславливающих снижение зрения, может быть несколько.

Причинами врождённых заболеваний и аномалий развития органа зрения могут быть различные заболевания матери во время беременности (вирусные заболевания, обострение хронических болезней и др.). Другая причина - алкогольные и никотиновые интоксикации, авитаминозы. Среди детей с нарушением зрения выделяется группа недоношенных детей с ретинопатией, при которой чаще всего наступает тотальная слепота.

Ретинопатия - снижение чувствительности сетчатки.

Врождённая атрофия зрительного нерва наблюдается как самостоятельное заболевание, причина которого – наследственные или врождённые аномалии. При атрофии зрительного нерва нарушения произвольных и непроизвольных движений глаз могут быть связаны с поражением ЦНС. При атрофии зрительного нерва на лучше видящем глазу сохраняется форменное зрение.

Дети, имеющие остроту центрального зрения 0,05 – 0,08 и более высокую, в процессе обучения могут пользоваться зрением. Однако функциональные возможности зрения зависят от состояния зрения лучше видящего глаза и таких зрительных функций, как цветовое и периферическое зрение, и прежде всего от остроты центрального зрения. При атрофии зрительного нерва хуже видящий глаз не принимает участия в акте зрения.

Характеристика слабовидения

Слабовидение – это значительное снижение остроты зрения, при котором центральное зрение на лучше видящем глазу находится в пределах 0,05 – 0,2 или выше – 0,3, при использовании оптической коррекции (очков).

Слабовидящие дети – это дети, острота зрения у которых находится в пределах от 0,05 до 0,2 при применении коррекции обычными очками. К слабовидящим относят и тех детей, острота зрения которых может быть более высокой, если при этом глазное заболевание прогрессирует.

Причины слабовидения. Слабовидение возникает вследствие глазных болезней на фоне общего заболевания организма. Чаще всего причиной слабовидения является аномалия рефракции. Наиболее распространённая её форма – миопия (близорукость), часты также гиперметропия (дальнозоркость) и астигматизм.

Рефракция – преломляющая способность глаза.

Миопия – вид аномалии рефракции, при котором параллельные лучи, идущие от расположенных вдали предметов, соединяются перед сетчаткой.

Гиперметропия - вид аномалии рефракции, при котором параллельные лучи, идущие от отдалённых предметов, соединяются за сетчаткой.

Астигматизм – сочетание в одном и том же глазу разных видов аномалий рефракции или разных степеней одной и той же рефракции.

Высокая степень аномалии рефракции (аметропия) наблюдается при изменениях размера глазного яблока. При миопии оно увеличено в осевом размере, при гиперметропии – уменьшено.

При близорукости изображение бывает расплывчатым, предметы видны неясно. Чем выше близорукость, тем ниже острота зрения. Иногда наблюдается осложнённая прогрессирующая близорукость, сопровождающаяся серьёзной патологией глаз.

При дальнозоркости изображение предметов неясное и расплывчатое. При большой степени дальнозоркости (8,0 D – 10,0 D и выше) значительная нагрузка ложится на функцию аккомодации. Результатом такого напряжения является зрительное утомление во время работы на близком расстоянии, из-за чего сливаются и становятся неясными буквы, начинаются головные боли.

Аккомодация – приспособляемость глаза, позволяющая ясно видеть предметы, находящиеся на различных расстояниях от него.

Одной из причин слабовидения является астигматизм, который не всегда корригируется очками, поэтому у ребёнка возникают трудности видения объёма, глубины, удалённости объектов, поскольку у детей чаще всего отсутствует бинокулярное видение.

Причиной слабовидения может быть альбинизм. Дети при этом нарушении испытывают светобоязнь, у них снижается острота зрения.

Альбинизм – врождённая аномалия, характеризующаяся отсутствием пигмента в коже, волосах, ресницах, бровях, оболочках глаза.

Часто причиной слабовидения является атрофия сетчатки, зрительного нерва, нистагм и др. глазные заболевания.

При слабовидении так же, как и при слепоте, дефекты зрения делятся на прогрессирующие и стационарные (см. таблицу 2).

Таблица 2

Дефекты зрения, относящиеся к прогрессирующим и стационарным

Дефекты зрения
прогрессирующие стационарные (пороки развития)
Глаукома, атрофия зрительного нерва, пигментная дегенерация сетчатки, злокачественные формы близорукости, отслойка сетчатки и др. Микрофтальм, альбинизм, дальнозоркость, астигматизм высоких степеней, непрогрессирующие последствия заболеваний и операций (стойкие помутнения роговицы, катаракта), послеоперационная афакия и др.

Микрофтальм – значительное уменьшение в размере глазного яблока.

Афакия – отсутствие в глазу хрусталика.

При слабовидении так же, как и при слепоте с остатком зрения, могут быть нарушения цветоразличения. Степени выраженности цветоаномалий неодинаковы и зависят от глазного заболевания. Например, близорукость характеризуется нормальным цветовосприятием; при врождённой атрофии зрительного нерва наблюдается снижение чувствительности красного, зелёного и синего цветов.

В отличие от остаточного зрения слабовидение даёт больше возможностей для использования зрительного анализатора как ведущего в познании окружающего мира. Это главная особенность, отличающая слабовидение от остаточного зрения.

Характеристика косоглазия

Косоглазие – заболевание, характеризующееся нарушением бинокулярного зрения в результате отклонения одного из глаз от совместимой точки фиксации.

Косоглазие не только приводит к расстройству бинокулярного видения, но и препятствует его формированию.

Причины косоглазия. Косоглазие возникает вследствие понижения остроты зрения одного или обоих глаз из-за нарушения рефракции, расстройства аккомодации и конвергенции.

Конвергенция – сведение зрительных осей глаз до их пересечения при рассматривании близких предметов.

В зависимости от того, куда отклонён глаз, наблюдается:

1. Внутреннее (сходящееся) косоглазие, при котором глаз косит в сторону носа. В 70-80% случаев сочетается с дальнозоркой рефракцией. Встречается в 10 раз чаще, чем расходящееся.

2. Наружное (расходящееся) косоглазие. Примерно в 60 % случаев сочетается с близорукой рефракцией.

3. Косоглазие кверху.

4. Косоглазие книзу.

Иногда может быть одновременно горизонтальное и вертикальное отклонение глаз.

Различают косоглазие

1) одностороннее (монолатеральное) – косит постоянно один глаз. Сложнее альтернирующего косоглазия, т.к. при одностороннем косоглазии быстро развивается амблиопия.

2) двустороннее (альтернирующее) – попеременно косят оба глаза, зрение обычно достаточно высокое и одинаковое в обоих глазах.

Выделяют аккомодационное и неаккомодационное косоглазие. Аккомодационным называют косоглазие, при котором отмечается нарушение слияния двух изображений в одно вследствие усиленной (при дальнозоркости) или ослабленной (при близорукости) аккомодации и связанной с ней конвергенции. Все другие формы содружественного косоглазия являются неаккомодационными. При аккомодационном косоглазии (встречается в 25 – 40 % случаев) ношение очков приводит к симметричному положению глаз. Неаккомодационное косоглазие требует длительного комплекса лечения, включая оперативное вмешательство. Успехов в этом случае зависит от времени выявления косоглазия, степени амблиопии и начала восстановительного лечения. Чем раньше оно начато, тем больше возможностей для получения положительных результатов.

Характеристика амблиопии

Амблиопия – это понижение зрения без видимых причин, выражающееся в снижении остроты центрального зрения.

Э.С. Аветистовым (1963) выделено 4 степени амблиопии (в зависимости от степени понижения остроты зрения), (см. таблицу 3).

Таблица 3

Степени амблиопии

амблиопия слабой степени острота зрения – 0,8 – 0,4
амблиопия средней степени острота зрения – 0,3 – 0,2
амблиопия высокой степени острота зрения – 0,1 – 0,05
амблиопия очень высокой степени острота зрения -0,04 и ниже

Причины возникновения амблиопии. Наиболее частой причиной амблиопии у детей бывает косоглазие или страбизм.

Страбизм – не параллельность оптических осей глаза. Различают 4 вида амблиопии, причины возникновения которых различны (см. таблицу 4).

Таблица 4

Причины возникновения различных видов амблиопии

Виды амблиопии Причины возникновения
Дисбинокулярная Возникает вследствие расстройств бинокулярного зрения. Понижение зрения развивается вследствие косоглазия.
С правильной (центральной) фиксацией. Фиксирующий участок - центральная ямка сетчатки. С неправильной (нецентральной) фиксацией. Фиксирующий – любой участок – сетчатки, кроме её центральной ямки.
Рефракционная(при ношении очков острота зрения может постепенно повыситься, вплоть до нормальной). Возникает вследствие аномалий рефракции, которые в данное время не поддаются коррекции. Причина возникновения этого вида амблиопии – постоянное и длительное проецирование на сетчатку глаза неясного изображения предметов внешнего мира при высокой дальнозоркости и астигматизме.
Обскурационная Развивается из-за помутнения оптических сред глаза (катаракты, помутнения роговицы), преимущественно врождённых или рано приобретённых.
Истерическая(встречается редко) Возникает внезапно, чаще после какого-либо аффекта. Функциональные расстройства на почве истерии могут принимать характер ослабления или потери зрения.
     

Иногда амблиопия может быть причиной косоглазия. Это происходит тогда, когда один глаз имеет значительное снижение остроты зрения (до 0,3 – 0,4 и ниже), при котором невозможно слияние изображений. В этом случае глаз с низкой остротой зрения не участвует в акте зрения, что приводит к косоглазию.

Осуществление коррекции амблиопии возможно при правильно организованной коррекционно-педагогической работе с использованием специальных оптических и технических средств коррекции и компенсации, а также упражнений и дидактических заданий, стимулирующих деятельность сетчатки глаза для повышения остроты зрения.

Наши рекомендации