Древнегреческая натурфилософия (Аристотель, Демокрит, Пифагор и др.).
Первой в истории человечества формой существования естествознания была так называемая натурфилософия (от лат. - natura — природа), или философия природы. Древнегреческая натурфилософия подразделяется на 3 периода.
1. Ионийский период (VI-V века до н.э.).
Господствует учение о первоначалах мира (огонь, вода, воздух, земля). Фалес Милетский (640-564 до н.э.) – древнегреческий философ, считал, что первоначалом всех вещей является вода, и всё произошедшее от неё наделено свойствами жизни, одушевлено. Анаксимандр (640-547 до н.э.) – ученик Фалеса, представлял себе первовещество более абстрактным, более неопределенным, бесконечным, или «апейроном», породившим и воздух и воду, в которой возникла жизнь.
Первая научная программа древности – математическая программа Пифагора (580-500 до н.э.). Помимо известной «теоремы Пифагора» на счету этого античного ученого имеется и ряд других научных достижений. К их числу относится, например, введение понятия иррациональности. Превыше всего ставил Число. Считая, что мир состоит из пяти элементов (земли, огня, воздуха, воды и эфира), Пифагор увязал их с пятью видами правильных многогранников с тем или иным числом граней. Пифагор заложил основы развития естествознания, опираясь на числовые закономерности, на законы бытия.
2. Афинский период (V-IV века до н.э.).
Автором второй научной программы древности – физической программы был Демокрит (ок. 460-370 до н.э.). Его атомистическое учение объясняло целое как сумму отдельно составляющих его идей. Основные принципы атомизма Демокрита:
- вся Вселенная состоит из мельчайших материальных частиц — атомов и незаполненного пространства — пустоты. Наличие последней является обязательным условием для осуществления перемещения атомов в пространстве;
- атомы неуничтожимы, вечны, а потому и вся Вселенная, из них состоящая, существует вечно;
- атомы представляют собой мельчайшие, неизменные, непроницаемые и абсолютно неделимые частицы — последние, образно говоря, «кирпичики мироздания»;
- атомы находятся в постоянном движении, изменяют свое положение в пространстве;
- различаются атомы по форме и величине;
- все предметы материального мира образуются из атомов различных форм и различного порядка их сочетаний.
Третьей научной программой древности было учение Аристотеля (384-322 до н.э.). Он представил мир как целое, естественно возникшее образование, имеющее причины развития в себе самом. В истории науки Аристотель известен также как автор космологического учения, которое оказало огромное влияние на миропонимание многих последующих столетий. Космология Аристотеля — геоцентристическое воззрение. Аристотель рассматривает Бога как разум мирового масштаба, дающий энергию «перводвигатель».
3. Эллинистский период (330 г. до н.э. – 30 г. н.э.).
Одним из крупнейших ученых-математиков этого периода был Евклид (III век до н.э.). В своём труде «Начала» систематизировал все математические достижения того времени. В «Началах» были заложены основы античной математики. Созданный Евклидом метод аксиом позволил ему построить здание геометрии, носящей по сей день его имя. В этот период были также немалые достижения в области механики. Архимед (287-212 до н.э.) – первоклассный ученый, математик и механик эллинистского периода, решил ряд задач по вычислению площадей поверхностей и объемов, определил значение числа π (пи), ввёл понятие центра тяжести и разработал методы его определения для различных тел, дал математический вывод законов рычага. Широчайшую известность получил закон Архимеда, касающийся плавучести тел. Согласно этому закону, на всякое тело, погруженное в жидкость, действует поддерживающая сила, равная весу вытесненной телом жидкости, направленная вверх и приложенная к центру тяжести вытесненного объема.
В этот период получили своё развитие идеи атомистики в учении Эпикура (341-270 до н.э.). Он внёс в описание атомов, сделанное Демокритом, некоторые поправки:
- атомы не могут превышать известной величины;
- число форм атомов ограничено;
- атомы обладают тяжестью и т. д.
Но самое главное в атомистическом учении Эпикура – это попытка найти какие-то внутренние источники жизни атомов. Он высказал мысль, что изменение направления их движения может быть обусловлено причинами, содержащимися внутри самих атомов.