Формирование у детей с алалией субъективных ощущений пространства и пространственных представлений

Целью работы, направленной на формирование пространственных представлений, является развитие у учащихся пространственной ориентировки как особой целостной сенсорно-перцептивной способности, находящейся в непосредственной связи с мышлением, речью и деятельностью ребенка.

Начинать работу необходимо с коррекции самого элементарного уровня пространственных представлений (проприоцептивная система). Специальное обучение должно учитывать генезис освоения пространства детьми в раннем и дошкольном возрасте и ведущую роль в этом процессе двигательного анализатора. В формировании чувственной основы пространственной ориентировки особая роль принадлежит ощущениям и сигналам, поступающим от мышечно-суставного аппарата. А кинестетические сигналы, идущие от ведущей руки, придают окружающему пространству известную асимметричность. Нечеткая латеральная организация у детей с алалией препятствует полноценному развитию у них ориентировки в пространстве. Поэтому одной из первостепенных задач коррекционной работы является обогащение чувственного и двигательного опыта ребенка, опыта предметно-практической деятельности и на этой основе формирование представлений о схеме собственного тела и окружающем пространстве. По мере практического освоения ребенком пространства следует включать и словесные обозначения пространственных отношений, изучение пространственной терминологии.

Программа школ для детей с тяжелыми нарушениями речи не отводит времени для формирования исключительно пространственных представлений у детей, поэтому развитие пространственных отношений должно осуществляться как составная часть любого индивидуального и фронтального коррекционного занятия или путем включения в него отдельных приемов.

Формирование пространственных представлений у уча­щихся целесообразно разделить на несколько этапов:

I этап. Развитие соматогностических, тактильных и кинестетических процессов.

Цель: обогащение чувственного и двигательного опыта детей.

Задачи:

- уточнить местоположение и названия различных частей тела;

- учить повторять и самостоятельно создавать ручные позы и позы, в которых участвует все тело;

- развивать навыки узнавания фигур, букв, цифр, написанных пальцем на спине или на ладонях;

- вырабатывать ощущения и умения распознавать предметы с различной фактурой поверхности и разной формы.

Прежде чем развивать выше названные процессы необходимо стабилизировать общий мышечный тонус ребенка, устранить мышечные зажимы, и патологические ригидные установки. Данный вид работы подробно описан Б.А. Архиповым и А.В. Семенович. После этого можно использовать упражнения, основанные на опыте разнообразных телесных взаимодействий ребенка с трехмерным пространством, которое он будет познавать заново при помощи своего тела. Приемы работы по развитию соматогностических, тактильных и кинестетических процессов предложены А.В. Семенович. Они включают показ и называние частей тела, повторение и создание телесных поз, распознавание различных тактильных ощущений.

Игры и упражнения

♦♦♦ Попросить ребенка показать на себе, а потом и на других различные части тела.

♦♦♦ Взрослый, дотрагиваясь до какой-либо части тела ребенка, просит его вслепую показать ее на себе, затем, отрыв глаза, на педагоге и обязательно назвать ее.

♦♦♦ Педагог дотрагивается до своего тела и просит показать ребенка на себе этот участок и назвать его.

♦♦♦ Повторить за педагогом позы, в создании которых участвует все тело, а также ручные позы, игра «Зеркало».

♦♦♦ Самостоятельно придумать свои позы или с помощью своего тела изобразить разные фигуры, буквы и цифры.

♦♦♦ Школьнику предлагается узнать фигуру, букву, цифру, нарисованную педагогом пальцем на спине, на ладонях ребенка. На руках следует рисовать на правой и левой ладонях, а также на обеих сторонах кисти. Ребенок, узнав фигуру, должен нарисовать ее на листе бумаги и/или назвать ее.

♦♦♦ Показать, назвать и дать потрогать детям предметы с разной фактурой поверхности (гладкие, шершавые, ребристые, мягкие, колючие). Затем предложить ребенку вслепую найти предмет с такой же фактурой.

♦♦♦ Положить в мешочек знакомые ребенку предметы и попросить с закрытыми глазами узнать предмет на ощупь. При этом ребенок должен ощупывать предмет как двумя руками одновременно, так и каждой рукой по очереди.

Постепенно следует добиваться отражения впечатлений и ощущений ребенка в устной речи. Все задания необходимо отрабатывать в двух планах: в действиях, сопровождающихся речью взрослого (закрепляется понимание) и в действиях, оречевляемых самим ребенком.

II этап. Формирование представлений о «схеме собственного тела».

Цель: актуализация процесса самовыделения организма из окружающей среды и развитие осознанного восприятия детьми собственного тела. Задачи:

- формировать представления о «схеме собственного тела» на практике («схема» лица, верхние и нижние конечности, вентральные и дорсальные стороны);

- учить воспроизводить и самостоятельно выполнять серии движений.

Освоение ребенком «схемы собственного тела» должно подкрепляться различными маркерами, которые помогают ему убедиться, что существует верх и низ, (потолок, небо — пол, трава), перед — зад (пуговицы на рубашке — капюшон), правая и левая стороны (цветная тряпочка или часы на одной руке). Первоначально формирование пространственных направлений связывается с движением всего тела в определенную сторону. Далее движение всем телом заменяется показом названного направления рукой, поворотом головы, а затем только взглядом. Отрабатывается взаимное расположение частей всего тела (выше-ниже, спереди-сзади, справа-слева). Наиболее трудным для ребенка является понимание расположения правых и левых частей тела. Поэтому сначала следует проделать упражне­ния по соотнесению частей тела с правой и левой рукой. Важно, чтобы ребенок научился быстро и точно выполнять движения различными частями тела по словесной инструкции («подними вверх левое плечо», «прикрой левый глаз правой ладонью»). Следует использовать приемы, предлагаемые И.Н. Садовниковой и Л.А. Пепик. Например, игры-имитации:

- Гуси вытягивают шеи, поворачивают головы вправо-влево, заглядывают назад, не крадется ли к ним лиса.

- На спину медвежонка сел комар, он оборачивается, пытается дотянуться до него через правое, затем через левое плечо, наконец комар улетает, и медвежонок чешет спинку. - Буратино ушиб левое колено, растирает его, потом осторожно ступает, держась за колено рукой.

После формирования у ребенка правильного понимания расположения правых-левых, верхних-нижних, передних-задних частей его тела, следует закреплять использование этих слов в самостоятельной речи детей.

Игры и упражнения

♦♦♦ Логопед поворачивается спиной к детям и выполняет движения руками: левая рука вверх, правая рука в правую сторону, правая рука за голову, левая рука на голову, левая рука на левое плечо. Дети копируют движения взрослого (по одному движению) и называют, свои действия.

♦♦♦ Дети выполняют гимнастические упражнения под четверостишье, произносимое сначала педагогом, а затем и самими детьми:

«Правой ножкой топ, топ, топ,

Левой ножкой топ, топ, топ.

Левой ручкой хлоп, хлоп, хлоп (дети ударяют левой рукой о правую),

Правой ручкой хлоп, хлоп, хлоп» (дети ударяют правой рукой о левую).

♦♦♦ Ребенок придумывает и показывает любое движение и оречевляет свое действие.

В школах интернатного типа желательно закреплять полученные знания и в процессе общения ребенка с воспитателем во время организационных моментов и игр.

III этап. Развитие ориентировки в окружающем пространстве.

Цель: развитие осознанного восприятия собственной позиции в пространстве и свойств окружающего пространства. Задачи:

* закреплять умение пользоваться собственным телом как эталоном для изучения окружающего пространства;

* учить располагать объекты по отношению к собственному телу;

* знакомить детей со схемой тела человека, стоящего напротив;

* вырабатывать навыки расположения объектов в окружающем пространстве относительно друг друга.

Освоение внешнего пространства нужно начинать с осознания ребенком того, что находится спереди, сзади, сверху, снизу, справа и слева от него. После выработки у учащихся навыка ориентации в пространстве относительно себя следует переходить к ориентации других объектов относительно друг друга и себя относительно других объектов. Это предполагает обучение ребенка соотносить взаимное расположение окружающих предметов, а также менять его по словесной инструкции. Важно научить детей правильно воспринимать пространственные характеристики человека, располагающегося напротив него, что вызывает у детей с алалией значительные затруднения. Необходимо закрепить у ребенка представления, что у человека, стоящего напротив, все наоборот: право — где у меня лево, а лево — где право. В итоге следует научить школьников мысленно ставить себя на место другого человека, видеть вещи его глазами и, главное, правильно называть их.

Форма работы может быть как групповая, так и индивидуальная. При индивидуальной форме работы логопед может использовать различные карточки и домашние задания. Важно, чтобы ребенок постоянно оречевлял свои ощущения и направления движения. После сопряженной с действием речи следует учить планирующим высказываниям: что я сейчас буду делать. Потом ребенок учится комментировать направления движения других детей, а позже рассказывать о пространственных отношениях по представлениям, не видя предметов (описать расположение мебели в своей комнате; расположение комнат в своей квартире; рассказать, как дойти до кабинета директора).

Игры и упражнения

❖ Ребенок располагает геометрические фигуры относительно сторон собственного тела: круг впереди себя (перед собой), квадрат позади себя (за собой), треугольник слева от себя, прямоугольник справа от себя. Затем ученик рассказывает, что где находится.

❖Ребенок раскладывает те же фигуры, только относительно сторон тела другого человека и говорит, что где лежит.

❖ Два ученика встают напротив друг друга. Один ребенок придумывает действия и просит ученика напротив сделать их и внимательно проверяет правильность выполнения. Например, подними вверх левую руку и т. д. После этого дети меняются ролями.

❖ Два ученика стоят напротив друг друга. Один из них совершает какое-либо действие, а другой оречевляет его действия. Например: «Ты сейчас дотронулся левой рукой до правого уха». Затем это делает другой ребенок.

IV этап. Развитие ориентировки в двумерном пространстве.

Цель: формирование восприятия, воспроизведения и самостоятельного отражения пространственных характеристик плоскостных объектов. Задачи — учить детей:

* ориентироваться на пустом листе бумаги (находить его стороны и углы);

* осваивать расположение плоскостных предметов на листе бумаги (вверху, внизу, справа, слева, в правом верхнем углу...);

* располагать плоскостные предметы на листе бумаги по отношению друг к другу;

* вычленять различно расположенные элементы плоскостной фигуры;

* копировать простые фигуры; анализировать серии фигур, расположенные в вертикальные и горизонтальные ряды, правильно их зрительно отслеживать в направлениях сверху вниз и слева направо; копировать ряд фигур;

* анализировать сложные пространственные фигуры, состоящие из нескольких других фигур и копировать их, используя правильную стратегию копирования;

* ориентироваться на листе бумаги, перевернутом на 180°, мысленно переворачивать лист бумаги на 180°.

Ориентировка в двумерном пространстве начинается со знакомства с чистым листом бумаги и освоения его сторон и углов. Затем ребенок помещает различные предметы в левом нижнем, в правом верхнем углах, определяет, какие углы остались незаполненными. Формируется понимание и вербализация расположения плоскостных предметов, букв и цифр на листе бумаги по отношению друг к другу.

Игры и упражнения

♦♦♦ На демонстрационном полотне с прорезями для карти­нок расположить по инструкции соответствующие картики слева и справа от елки.

♦♦♦ Сидя за столом, определить его правый и левый край.

♦♦♦ Положить кружок, справа от него — квадрат, слева от кружка — треугольник.

♦♦♦ Нарисовать точку, справа от точки — крестик, над точкой — круг, под точкой — квадрат, справа от квадрата — треугольник, над крестиком поставить галочку.

По речевой инструкции двигать фишку по доске, расчерченной на клетки, а потом сказать, где остановилась фишка (наглядно, а затем мысленно). Ходы: 2 влево, 2 вниз, 1 вправо, 2 вверх, 1 влево, 1 вниз.

♦♦♦ Написать буквы справа или слева от вертикальной линии.

Затем задания усложняются, то есть лист бумаги переворачивается на 180° и ребенок должен сказать, где же теперь будут правая и левая стороны.

♦♦♦ Определить правый и левый рукава у блузки, лежащей а) спинкой вверх; б) спинкой вниз. Точно так же можно определить левый и правый карманы на брюках, джинсах и т. д.

Целесообразно использовать задания на узнавание нарисованных геометрических фигур путем сличения двух заданных образцов. Анализ фигур, направленный на развитие умения находить одинаковые и неодинаковые в пространственном отношении элементы фигуры, помогает направить внимание ребенка на осознанное восприятие отношений предметов в пространстве. От узнавания пространственных отношений переходят к заданиям, в которых требуется воспроизведение заданных фигур по образцу, сначала с помощью метода рисования (срисовывания), а позже методом активного конструирования заданных фигур из данных элементов (палочек, кубиков).

Следует также развивать такое умение, как вычленение одного из звеньев в цепи однородных предметов, изображений, графических знаков. Сначала ребенок овладевает ориентацией в линейной последовательности предметного ряда. Затем предлагаются задания на определение последовательности цифрового ряда на примере чисел первого десятка

♦♦♦ Назовите первое число слева; первое число справа. Какое из них больше? В каком направлении возрастают числа в ряду? (Слева направо).

♦♦♦ Покажите число 4. Какое число стоит слева от 4? Больше или меньше оно, чем 4? Назовите соседа числа 4 справа, сравните по величине (вправо числа возрастают).

Анализ серий фигур, расположенных в вертикальных и горизонтальных рядах, правильное их зрительное отслеживание в направлениях сверху вниз и слева направо, а также дальнейшее развитие содружественных движений глаз и руки можно осуществлять при помощи существующих пособий по развитию зрительно-моторной координации. Можно предлагать детям задания по копированию серии фигур, соблюдая правильное направление и порядок копирования. На первом этапе процесс копирования целесообразно осуществлять при помощи кальки и только затем переходить к обычному срисовыванию. Следующий шаг — копирование сложных пространственных фигур, которые сначала анализируются вместе с ребенком, разбиваются на части и обсуждается удобная последовательность ее воспроизведения.

V этап. Развитие понимания и употребления логико-грамматических конструкций, выражающих пространственные отношения.

Цель: формирование квазипространственных представ­лений.

Задачи:

* учить детей понимать слова и конструкции, пере­дающие пространственные характеристики окружающего мира;

* формировать навыки самостоятельного использования слов и конструкций, выражающих пространственные отношения в устной речи.

Коррекционная работа начинается с уточнения предлогов и закрепления сначала понимания, а затем употребления детьми различных предлогов и предложно-падежных конструкций. Прежде всего, ребенок выполняет всевозможные движения и манипуляции с предметами по инструкции педагога. Затем он учится комментировать свои действия, четко проговаривая все предлоги.

Игры и упражнения

♦♦♦ На столе стоит коробка с крышкой. Ребенку дается кружок из картона и предлагается положить кружок на коробку, в коробку, под коробку, за коробку, перед коробкой.

♦♦♦ На столе стоит коробка с крышкой. Педагог раскладывает кружочки (в коробку, под коробку и т. д.) и просит ребенка взять кружочки по инструкции: Возь­ми кружок с коробки, возьми кружок из коробки, возьми кружок из-под коробки, достань кружок, который лежит в коробке, достань кружок, который лежит под коробкой, достань кружок из-за коробки и т. д.

♦♦♦ Педагог на глазах у детей раскладывает кружочки в две коробки, произнося начало фразы, а школьники договаривают конец этой фразы: Я кладу кружок... (в коробку, за коробку, на коробку, под коробку, между коробками, перед коробкой). Я беру кружок... (из коробки, из-под коробки, из-за коробки, с короб­ки и т. д.).

Пространственные представления у учащихся школ для детей с тяжелыми нарушениями речи желательно развивать на каждом уроке. Например, на уроке произношения, при изучении темы дифференциация звуков «ш» и «ж», можно использовать следующие приемы:

— «Поднимите левую руку, когда услышите звук «ж».

— «Поднимите правую руку, когда услышите звук «ш».

— «К нам прилетел попугай Кеша, и он не знает, куда какие картинки поставить. Давайте ему поможем. Слева должны стоять картинки со звуком «ж», а справа — картинки со звуком «ш».

— «Вспомните, какие слова стояли слева».

— «Разделите пять строчек пополам вертикальной линией. Слева пишем букву «же», а справа букву «ша». Я буду называть слова, а вы будете записывать их в два столбика».

— «Со звуком «ш» будет читать слова тот, кто сидит слева от Марины».

— «Со звуком «ж» будет читать слова тот, кто сидит справа от Юры и слева от Димы».

— «Посмотрите на картинку, в какой руке я ее держу? А в какой руке на картинке девочка держит шарик?»

На уроке русского языка можно давать детям следующие задания:

♦♦♦ Найдите на плакате (Рис. 3) рыб, которые плывут в правую сторону. Составьте слова из слогов, которые написаны на этих рыбах. Какое правило помогают вспомнить эти слова? Теперь найдите рыб, которые плывут в левую сторону. Составьте слова из слогов, которые написаны на этих рыбах. Какое правило помогают вспомнить эти слова?

 
  Формирование у детей с алалией субъективных ощущений пространства и пространственных представлений - student2.ru

Это дуб. Посмотрите на листья под дубом. В них вписаны слоги. Составьте из этих слогов слова и запишите их. Где находятся остальные листья? На дубе. В них так же вписаны слоги. Составьте и запишите слова из этих слогов (Рис. 4.).

Формирование у детей с алалией субъективных ощущений пространства и пространственных представлений - student2.ru Рис. 4

На уроках рисования необходимо формировать у учащихся понятие о точке наблюдения за предметами. Известно, что мы видим предметы по-разному, либо когда поворачиваем предмет перед собой, либо, когда сами движемся вокруг него. Поэтому следует рассматривать предметы, поворачивая их в разных направлениях. Для этого учитель предлагает детям взять в руки яблоко и рассмотреть его со всех сторон, обращая внимание учащихся на то, что оно выглядит по-разному. Вот так — виден черенок, а так — черенка совсем не видно. Затем детям предлагается нарисовать 4-6 разных положений яблока.

Формирование у детей с алалией субъективных ощущений пространства и пространственных представлений - student2.ru

Такое же упражнение можно сделать и с грушей. Перед рисованием надо предложить детям рассмотреть модель в разных поворотах, подводя их к мысли, что в одних положениях груша видна хорошо, и сразу понятно, что это груша, а в других — груша кажется круглой, похожей на яблоко. Дети выполняют 4-5 различных рисунков.

Формирование у детей с алалией субъективных ощущений пространства и пространственных представлений - student2.ru

Данные упражнения постепенно формируют навыки разглядывания натуры, понимания разных точек зрения и осознания зрительных восприятий. Обычно для рисования с натуры рекомендуют ставить в классе две или три модели, в зависимости от количества рядов парт. Детям предлагают рисовать предмет, поставленный учителем для их ряда. Работа проходит гораздо лучше, если предложить учащимся рассмотреть все три модели и решить и обсудить, какой предмет лучше всего виден и, почему его удобнее рисовать. Это заставит детей рассматривать натуру, сравнивать разные положения и сделать выбор, то есть в какой-то мере осознать увиденное и проделать сложные мыслительные операции, которые обеспечивают всесторонний анализ формы предмета и развитие зрительно-пространственных представлений.

Наши рекомендации