Формирование собственно пространственных представлений

I этап. На этом этапе осуществляется работа по формирова­нию представлений о собственном лице, теле (уровень простран­ства собственного тела). Началом является работа непосред­ственно над схемой тела, а в дальнейшем она продолжается на объектах, расположенных по отношению к телу с точки зрения «вертикальной организации» его пространства (его вертикаль­ной оси).

На подэтапе 1А работа начинается перед зеркалом с анали­за расположения частей лицапо параметрам:

• выше всего:...; ниже всего: ...; выше, чем: ... ; ниже, чем: ....

В сопоставлении с этими представлениями в работу вво­дятся предлоги: над, под, между:

• что находится над ...?;

• что находится под ...?

Анализируются различия между этими представлениями (в отношении характеристик пространства лица).

формирование собственно пространственных представлений - student2.ru На подэтапе 1Бв аналогичном ключе анализируется поло­жение других частей тела:

• рук (пальцы, ладонь, запястье, локоть, плечо);

• туловища (шея, плечи, грудь, спина, живот);

• ног (стопа, голень, колено, бедро).

Работа точно так же проводится по вертикальной оси,вна­чале перед зеркалом, потом через этап движения, прощупыва­ния (на уровне тактильных и проприоцептивных ощущений), а затем с закрытыми глазами.

Предлоги и слова, обозначающие взаиморасположение час­тей, вводятся в указанном выше порядке.

На подэтапе 1В основным является отработка и анализ расположения объектов во внешнем пространстве (уровень расположения объектов по отношению к собственному телу), но также непосредственно по вертикальной оси.

Через представления выше, чем..., ниже, чем..., предлоги над, под и между анал'изируется взаиморасположение объек­тов, напоминается различие между выше и над, а также ниже и под.

IIэтап посвящен работе по формированию представлений о собственном теле (продолжение работы над схемой тела), объектах, расположенных по отношению к телу, и взаимоотно­шении объектов с точки зрения «горизонтальной организации» пространства (по горизонтальной оси)— вначале только по формированию пространства — «впереди».

На подэтапе 2А при активном участии детей анализируется, что «нельзя описать словами выше, ниже, над, под расположение частей тела, если оно находится в горизонтальной плоскости».

После этого возможен переход к объектам во вне и введе­ние представлений: ближе к..., дальше от.... В дальнейшей ра­боте на подэтапе 2А анализ расположения объектов в горизон­тальном пространстве производится только по отношению к себе (отсчет ведется от собственного тела).

Далее необходимо провести ряд упражнений по сопостав­лению вертикальной и горизонтальной организации объектов в

пространстве, включая собственное тело, и перенос понятий выше, ниже на горизонтальную плоскость (то есть «рабочую» плоскость стола, учебной парты).

На подэтапе 2Б по аналогии с переходом от понятий выше, ниже к понятиям над, под отрабатываются (вначале на уровне-тела — в первую очередь рук, и только после этого на уровне внешних объектов) предлоги перед и за.

Подэтап 2В заключается в переходе анализа от горизон­тального пространства «впереди» к «боковому» горизонтально­му положению. Работа происходит точно так же, начиная с собственного тела (рук, ног), с переходом на внешние объекты, расположенные в горизонтальной плоскости сбоку (в данном случае на этом этапе еще не важно, слева или справа), но ана­лизируемые с позиций близости: ближе, чем..., дальше, чем....

IIIэтап посвящен работе над дальнейшим совершенство­ванием схемы тела с упором на право-левую ориентировку (от­носительно основной вертикальной оси ребенка, то есть его по­звоночника), с последующей ориентацией на анализ взаимо­расположения объектов в пространстве с точки зрения «сторонности» по отношению, в первую очередь, к собственно­му телу.

Работа на подэтапе ЗА начинается с анализа расположе­ния объектов (окружающих ребенка предметов) вокруг его соб­ственного тела с формированием таких понятий, как слева, справа, левее, правее.

Продолжение подэтапа ЗА характеризуется работой над теми частями собственного тела, которые могут отражать метриче­ские соотношения по оси право-лево. На этом этапе использует­ся комплекс заданий, требующих анализа расположения от­дельных частей рук, а затем ног. В первую очередь, работа проводится с ведущей рукой ребенка (соответственно с веду­щей ногой):

• в отношении правой руки — то, что дальше, то правее;

• в отношении левой руки — то, что, дальше,, то, соответ­ственно, левее.

По аналогии с этим комплексом заданий указанные пред­ставления отрабатываются и закрепляются соответственно на правой и левой ногах.

Подэтап ЗБ формирования пространственных представ­лений заключается в переходе к анализу взаиморасположения объектов во внещнем пространстве с позиции «право-левой» ориентировки.

Отрабатываются представления: слева от ..., справа от ..., левее, чем ..., правее, чем ... . Необходимо постоянно возвращать­ся к уже усвоенным ранее представлениям: выше, ниже, над, под, перед, за, дальше, ближе, чередуя эти пространственные представления (и их вербальные обозначения) с осваиваемыми в этот момент.

РАЗДЕЛ 2

Наши рекомендации