Формирование собственно пространственных представлений
I этап. На этом этапе осуществляется работа по формированию представлений о собственном лице, теле (уровень пространства собственного тела). Началом является работа непосредственно над схемой тела, а в дальнейшем она продолжается на объектах, расположенных по отношению к телу с точки зрения «вертикальной организации» его пространства (его вертикальной оси).
На подэтапе 1А работа начинается перед зеркалом с анализа расположения частей лицапо параметрам:
• выше всего:...; ниже всего: ...; выше, чем: ... ; ниже, чем: ....
В сопоставлении с этими представлениями в работу вводятся предлоги: над, под, между:
• что находится над ...?;
• что находится под ...?
Анализируются различия между этими представлениями (в отношении характеристик пространства лица).
На подэтапе 1Бв аналогичном ключе анализируется положение других частей тела:
• рук (пальцы, ладонь, запястье, локоть, плечо);
• туловища (шея, плечи, грудь, спина, живот);
• ног (стопа, голень, колено, бедро).
Работа точно так же проводится по вертикальной оси,вначале перед зеркалом, потом через этап движения, прощупывания (на уровне тактильных и проприоцептивных ощущений), а затем с закрытыми глазами.
Предлоги и слова, обозначающие взаиморасположение частей, вводятся в указанном выше порядке.
На подэтапе 1В основным является отработка и анализ расположения объектов во внешнем пространстве (уровень расположения объектов по отношению к собственному телу), но также непосредственно по вертикальной оси.
Через представления выше, чем..., ниже, чем..., предлоги над, под и между анал'изируется взаиморасположение объектов, напоминается различие между выше и над, а также ниже и под.
IIэтап посвящен работе по формированию представлений о собственном теле (продолжение работы над схемой тела), объектах, расположенных по отношению к телу, и взаимоотношении объектов с точки зрения «горизонтальной организации» пространства (по горизонтальной оси)— вначале только по формированию пространства — «впереди».
На подэтапе 2А при активном участии детей анализируется, что «нельзя описать словами выше, ниже, над, под расположение частей тела, если оно находится в горизонтальной плоскости».
После этого возможен переход к объектам во вне и введение представлений: ближе к..., дальше от.... В дальнейшей работе на подэтапе 2А анализ расположения объектов в горизонтальном пространстве производится только по отношению к себе (отсчет ведется от собственного тела).
Далее необходимо провести ряд упражнений по сопоставлению вертикальной и горизонтальной организации объектов в
пространстве, включая собственное тело, и перенос понятий выше, ниже на горизонтальную плоскость (то есть «рабочую» плоскость стола, учебной парты).
На подэтапе 2Б по аналогии с переходом от понятий выше, ниже к понятиям над, под отрабатываются (вначале на уровне-тела — в первую очередь рук, и только после этого на уровне внешних объектов) предлоги перед и за.
Подэтап 2В заключается в переходе анализа от горизонтального пространства «впереди» к «боковому» горизонтальному положению. Работа происходит точно так же, начиная с собственного тела (рук, ног), с переходом на внешние объекты, расположенные в горизонтальной плоскости сбоку (в данном случае на этом этапе еще не важно, слева или справа), но анализируемые с позиций близости: ближе, чем..., дальше, чем....
IIIэтап посвящен работе над дальнейшим совершенствованием схемы тела с упором на право-левую ориентировку (относительно основной вертикальной оси ребенка, то есть его позвоночника), с последующей ориентацией на анализ взаиморасположения объектов в пространстве с точки зрения «сторонности» по отношению, в первую очередь, к собственному телу.
Работа на подэтапе ЗА начинается с анализа расположения объектов (окружающих ребенка предметов) вокруг его собственного тела с формированием таких понятий, как слева, справа, левее, правее.
Продолжение подэтапа ЗА характеризуется работой над теми частями собственного тела, которые могут отражать метрические соотношения по оси право-лево. На этом этапе используется комплекс заданий, требующих анализа расположения отдельных частей рук, а затем ног. В первую очередь, работа проводится с ведущей рукой ребенка (соответственно с ведущей ногой):
• в отношении правой руки — то, что дальше, то правее;
• в отношении левой руки — то, что, дальше,, то, соответственно, левее.
По аналогии с этим комплексом заданий указанные представления отрабатываются и закрепляются соответственно на правой и левой ногах.
Подэтап ЗБ формирования пространственных представлений заключается в переходе к анализу взаиморасположения объектов во внещнем пространстве с позиции «право-левой» ориентировки.
Отрабатываются представления: слева от ..., справа от ..., левее, чем ..., правее, чем ... . Необходимо постоянно возвращаться к уже усвоенным ранее представлениям: выше, ниже, над, под, перед, за, дальше, ближе, чередуя эти пространственные представления (и их вербальные обозначения) с осваиваемыми в этот момент.
РАЗДЕЛ 2