Определение состояния КШМ по зазорам в его сопряжениях
Заключение о состоянии КШМ можно сделать по величине зазоров в его сопряжениях. Суммарный зазор в верхней головке шатуна и шатунном подшипнике замеряют устройством КИ-11140 ГОСНИТИ.
Для измерения зазоров необходимо:
- установить поршень проверяемого цилиндра в ВМТ на такте сжатия и застопорить коленчатый вал
- закрепить устройство в головке цилиндров вместо форсунки, ослабив стопорный винт и приподняв направляющую с индикатором и штоком вверх
- опустить направляющую до упора штока в днище поршня (натягом) и зафиксировать ее винтом
- присоединить распределительный трубопровод компрессорно-вакуумной установки к штуцеру пневматического приемника
- включить установку и довести давление и разрежение в ее ресиверах соответственно до 0,06—0,1 МПа и 0,06—0,07 МПа
- выполнить два-три цикла подачи в надпоршневое пространство давления и разрежения переключением распределительного крана до получения стабильных показаний индикатора
- соединить краном ресивер сжатого воздуха с надпоршневым пространством и настроить индикатор на нуль
- плавно соединить ресивер разреженного воздуха с надпоршневым пространством и зафиксировать по индикатору сначала зазор в соединении поршневой палец — верхняя головка шатуна, затем суммарный зазор в верхней головке шатуна и шатунном подшипнике
Зазоры в КШМ измеряют 3-кратно и принимают среднее значение.
Если зазоры хотя бы у одного шатуна превышают допустимые значения, двигатель
Определение технического состояния деталей
Кривошипно-шатунного механизма двигателя ЗМЗ-402
Техническое состояние кривошипно-шатунного механизма оценивают различными способами. Качественную оценку проводят по результатам визуального наблюдения за работой двигателя и субъективных суждений, в частности по снижению тяговых свойств, уменьшению скорости движения, повышенному расходу топлива и масла, падению давления в системе смазки, цвету отработавших газов, дымлению из маслоналивного патрубка, шумам и стукам в двигателе и т. п.
Качественная оценка состояния кривошипно-шатунного механизма весьма проста и доступна, однако ее достоверность во многом зависит от уровня квалификации и опытности работника.
При количественной оценке определяют максимальную мощность двигателя, часовой расход топлива, угар (расход) масла, степень потери компрессии двигателя, величину прорыва газов в картер и др. Для этого вида оценки необходим комплекс приборов и устройств.
Оценку технического состояния кривошипно-шатунного механизма начинают с наблюдения за работой двигателя под нагрузкой. Затем в результате внешнего осмотра выявляют места подтекания жидкостей, трещины головок и блока цилиндров. Прослушиванием двигателя на разных скоростных режимах определяют стуки поршней и пальцев, стуки в шатунных и коренных подшипниках коленчатого вала.
Технологический процесс сборки кривошипно-шатунного
Механизма двигателя ЗМЗ-402
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА
на сборку механизмов двигателя мод. ЗМЗ – 402
№№ ПП | Содержание операции, технические условия и инструктивные указания. | Кол-во точек воздействия | Инструмент и приспособления |
Проверить установку фаз газораспределения. Инструктивные указания. Провернуть коленчатый вал совместив метку на ведущей шестерне привода механизма газораспределения на коленчатом валу с меткой на шестерне привода распределительного вала. | |||
Установить крышку первого коренного подшипника коленчатого вала. Инструктивные указания.
| Масло моторное, кисть волосяная. | ||
Завернуть гайки с шайбами крепления крышки первого коренного подшипника коленчатого вала Инструктивные указания.
| Головка сменная 19 мм, ключ-коловорот, ключ динамометрический с удлинителем. | ||
Повторить операции 2-3 для крышек 2,3,4 и 5 коренных подшипников коленчатого вала | |||
Установить держатель заднего сальника коленчатого вала в блок цилиндров | |||
Завернуть гайки крепления держателя заднего сальника коленчатого вала Инструктивные указания. Заворачивать гайки равномерно. | Ключ шестигранный 8 мм. | ||
Установить маслоотражательную шайбу на переднюю часть коленчатого вала Инструктивные указания. При установке – сферическая часть шайбы – к передней части коленчатого вала. | |||
Запрессовать призматическую шпонку в переднюю часть коленчатого вала Инструктивные указания. Запрессовывать осторожно. | Молоток 500 гр. | ||
Установить крышку привода механизма газораспределения | |||
Завернуть гайки с шайбами крепления крышки привода механизма газораспределения Инструктивные указания. Заворачивать гайки равномерно – «крест-накрест». | Головка сменная 13 мм, ключ-коловорот, вороток с удлинителем. | ||
Запрессовать ступицу на переднюю часть коленчатого вала Инструктивные указания.
| Молоток 500 гр, выколотка бронзовая Ǿ30мм, масло моторное, кисть волосяная. | ||
Завернуть храповик с упорной шайбой в сборе Инструктивные указания. Установить упор под шатунную шейку коленчатого вала. | Ключ гаечный торцовый 46 мм, упор деревянный. | ||
Установить шкив на коленчатый вал Инструктивные указания. При установке, совместить отверстия в шкиве с отверстиями в ступице. | |||
Завернуть винты с шайбами крепления шкива коленчатого вала | Головка сменная 12 мм, ключ-коловорот, вороток с удлинителем. | ||
Установить вкладыши в крышку нижней головки шатуна и шатун первого цилиндра Инструктивные указания. Смазать вкладыши. | Масло моторное, кисть волосяная. | ||
Установить на поршне замки компрессионных и маслосъемного колец под углом 180 град. относительно друг к другу. Инструктивные указания. Для установки замков - проворачивать поршневые кольца вокруг своей оси. | |||
Установить поршень с шатуном в сборе в гильзу первого цилиндра Инструктивные указания.
| Приспособление для сжатия поршневых колец, ключ торцовый 55мм, выколотка деревянная, масло моторное, кисть волосяная. | ||
Установить крышку нижней головки шатуна с вкладышем в сборе на шатун первого цилиндра Инструктивные указания. При установке – стопорные усики вкладышей в крышке и в шатуне – на одной стороне. | |||
Завернуть предварительно гайки крепления крышки нижней головки шатуна первого цилиндра Инструктивные указания. Заворачивать гайки равномерно до упора. | Головка сменная 15 мм, ключ-коловорот. | ||
Повторить16-17 операции для установки поршня с шатуном 2,3 и 4 цилиндра. | |||
Завернуть окончательно гайки крепления крышек нижних головок шатунов первого и четвертого цилиндров Инструктивные указания.
| Головка сменная 15 мм, ключ динамометрический с удлинителем. | ||
Установить масляный насос | |||
Завернуть гайки с шайбами крепления масляного насоса Инструктивные указания. Заворачивать гайки равномерно. | Ключ гаечный накидной 13 мм. | ||
Установить уплотнительную прокладку масляного картера Инструктивные указания. Устанавливать осторожно, не повредив уплотнительную прокладку. | |||
Установить масляный картер Инструктивные указания. Устанавливать осторожно, не повредив уплотнительную прокладку. | |||
Завернуть гайкис шайбами крепления масляного картера Инструктивные указания. Заворачивать гайки равномерно – отсередины к краям «крест-накрест». | Головка сменная 13 мм, ключ-коловорот с удлинителем, вороток с удлинителем. | ||
Установить толкатели в блок цилиндров Инструктивные указания.
| Масло моторное, кисть волосяная | ||
Установить крышку коробки толкателей с уплотнительной прокладкой в сборе Инструктивные указания. При установке – крышка выпуклой сферической частью – к маховику. | |||
Завернуть гайки с шайбами крепления крышки коробки толкателей Инструктивные указания. Заворачивать гайки равномерно. | Головка сменная 13 мм, ключ-коловорот. | ||
Отвернуть гайки и снять втулки-прижимы с гильз цилиндров Инструктивные указания. Отворачивать гайки равномерно. | Головка сменная 19 мм, ключ-коловорот. | ||
Установить уплотнительную прокладку головки блока цилиндров Инструктивные указания. Устанавливать осторожно, не повредив уплотнительную прокладку. | |||
Установить головку блока цилиндров Инструктивные указания. Устанавливать осторожно, не повредив уплотнительную прокладку. | |||
Завернуть гайки с шайбами крепления головки блока цилиндров Технические условия. Момент затяжки– 85-90 Н м. (Последовательность затяжки приложение 1, рис. 1). | Головка сменная 19 мм, ключ-коловорот, ключ динамометрический с удлинителем. | ||
Установить штангив толкатели Инструктивные указания.
| Масло моторное, кисть волосяная. | ||
Установить ось со стойками и коромыслами в сборе Инструктивные указания. При установке – совместить наконечники штанг с регулировочными винтами. | |||
Завернуть гайки с шайбами крепления средних стоек оси с коромыслами Инструктивные указания. Заворачивать гайки равномерно – от середины к краям. Технические условия. Момент затяжки гаек – 35-40 Н м. | Головка сменная 17 мм, ключ-коловорот, ключ динамометрический с удлинителем. | ||
Завернуть гайки с шайбами крепления боковых стоекоси с коромыслами Инструктивные указания. Заворачивать гайки равномерно. | Головка сменная 13 мм, ключ-коловорот, вороток с удлинителем. | ||
Установить конец такта сжатия в первом цилиндре. Инструктивные указания. Провернуть коленчатый вал (по часовой стрелке) за маховик лопаткой монтажной на два оборота, совместив вторую метку на шкиве коленчатого вала с меткой на крышке привода механизма газораспределения. | |||
Установить привод датчика-распределителя в блок цилиндров Инструктивные указания. Схема установки привода - приложение | Отвертка шлицевая 8 мм. | ||
Завернуть гайки с шайбами крепления привода датчика-распределителя Инструктивные указания. Заворачивать гайки равномерно. | Ключ гаечный накидной 13 мм. | ||
Установить крышку коромысел с уплот-нительной прокладкой в сборе Инструктивные указания. Устанавливать осторожно, не повредив уплотнительную прокладку. | |||
Завернуть болты с шайбами крепления крышки коромысел Инструктивные указания. Заворачивать болты равномерно – от середины к краям – «крест-накрест». | Ключ гаечный торцовый 10 мм. |
Требования охраны труда и пожарной безопасности.