Назначение и устройство, кривошипно-шатунного механизма двигателя ЗМЗ-402

Введение

Основная часть

Назначение и устройство, кривошипно-шатунного механизма двигателя ЗМЗ-402

Кривошипно-шатунный механизм воспринимает давление газов при рабочем ходе и преобразует возвратно-поступательное движение поршня во вращательное движение колен вала.

Назначение и устройство, кривошипно-шатунного механизма двигателя ЗМЗ-402 - student2.ru

Рисунок 1 Двигатель ЗМЗ-402

Назначение и устройство, кривошипно-шатунного механизма двигателя ЗМЗ-402 - student2.ru

Рисунок 2Поперечныйразрез двигателя ЗМЗ-402

1 – пробка маслосливная; 2 – поддон картера; 3 – коленчатый вал; 4 – шатун; 5 – картер; 6 – поршневой палец; 7 – поршень; 8 – выпускной коллектор; 9 – гильза цилиндра; 10 – прокладка головки блока цилиндров; 11 – впускной трубопровод; 12 – головка блока цилиндров; 13 – клапан; 14 – крышка головки блока цилиндров; 15 – коромысло клапана; 16 – ось коромысел; 17 – штанга; 18 – датчик-распределитель; 19 – свеча зажигания; 20 – толкатель; 21 – распределительный вал; 22 – шестерня привода масляного насоса и датчика-распределителя; 23 – стартер; 24 – масломерный щуп; 25 – валик привода масляного насоса; 26 – масляный насос; 27 – маслозаборник.
;    

Назначение и устройство, кривошипно-шатунного механизма двигателя ЗМЗ-402 - student2.ru

Рисунок 3 Шатун и шатунные вкладыши:

а - шатун двигателя автомобиля; б - шатунные вкладыши; 1- гайка; 2- болт; 3 и 14- отверстия для масла; 4- стержень шатуна; 5- бронзовая втулка; 6- отверстие для подачи масла к поршневому пальцу; 7- верхняя головка шатуна; 8- номер шатуна; 9- нижняя головка шатуна; 10- крышка нижней головки шатуна; 11- стопорная шайба; 12- метка; 13- усик; 15- верхний вкладыш; 16- нижний вкладыш.

Назначение и устройство, кривошипно-шатунного механизма двигателя ЗМЗ-402 - student2.ru

Рисунок4Установка поршневых колец на поршень ЗМЗ 402:

1 — верхнее компрессионное кольцо; 2 — нижнее компрессионное кольцо; 3 — кольцевой диск; 4 — осевой расширитель; 5 — радиальный расширитель.

Ремонт кривошипно-шатунного механизма двигателя ЗМЗ-402

Диагностика кривошипно-шатунного механизма

Двигателя ЗМЗ-402

Признаки неисправного состояния двигателя ЗМЗ-402:

• Стуки при работе двигателя;

• Сизый дым выхлопных газов;

• Снижение мощности.

Таблица 1- Возможные неисправности двигателей ЗМЗ-4022..1я

Причина неисправности Метод устранения
Двигатель работает неустойчиво в режиме холостого хода
Неправильная регулировка зазоров в приводе клапанов Отрегулировать зазоры в приводе клапанов
   
Повышенная токсичность отработавших газов
   
Нарушена регулировка зазоров в приводе клапанов Отрегулировать зазоры в приводе клапанов
Двигатель не развивает полную мощность и не обладает достаточной приемистостью
Нарушена регулировка зазоров в приводе клапанов Отрегулировать зазоры в приводе клапанов
Детонационные стуки в двигателе
Ранняя установка начального момента зажигания Отрегулировать начальный момент зажигания
Большой слой нагара на стенках камер сгорания и днищах поршней Очистить нагар
Применено низкооктановое топливо Применять топливо с соответствующим октановым числом
Недостаточное давление масла на прогретом двигателе
Большой износ вкладышей коренных подшипников Заменить вкладыши
Износ деталей масляного насоса Заменить прокладку между корпусом и крышкой тонкой бумажной прокладкой или заменить насос
Повышенный расход масла
Большой износ поршневых колец Заменить поршневые кольца
Засорение системы вентиляции картера Промыть неэтилированным бензином и продуть сжатым воздухом шланги и каналы вентиляции во впускной трубе и детали маслоотделителя в крышке коромысел
Течь масла через уплотнения двигателя Подтянуть соединения, при необходимости заменить прокладки или сальники
Большой износ или разрушение маслоотражательных колпачков клапанов Заменить колпачки
Стуки в двигателе
Износ шатунно-поршневой группы Отремонтировать двигатель
Большие зазоры между коромыслами и клапанами Отрегулировать зазоры в приводе клапанов
Большие зазоры между стержнями клапанов и направляющими втулками Заменить изношенные детали или головку с клапанами в сборе
Износ кулачков распределительного вала и толкателей Заменить изношенные детали
Большой зазор между упорными кольцами и коленчатым валом Заменить упорные кольца


Предварительная оценка состояния сопряжения КШМ по давлению масла и стукам

Предварительную оценку состояния сопряжений КШМ можно получить по величине давлении масла в главной магистрали и характеру стуков в определенных зонах двигателя.

Давление масла проверяют устройством КИ-5472 ГОСНИТИ, которое состоит из манометра, соединительного рукава с ниппелем и накидной гайкой, демпфера для сглаживания пульсации масла при измерении давления и сменных штуцеров. Чтобы измерить давление в главной магистрали дизеля, устройство подключают к корпусу масляного фильтра, отсоединив трубку штатного манометра.

Для проверки давления выполните следующие операции:

  • подсоедините к корпусу масляного фильтра КИ-5472
  • запустите и прогрейте до нормального теплового состояния двигатель
  • зафиксируйте давление масла в магистрали при номинальной и минимально устойчивой частоте вращения коленчатого вала на холостом ходу

Стуки в сопряжениях КШМ прослушивают при неработающем двигателе электронным автостетоскопом ТУ 14 МО.082.017, попеременно создавая в надпоршневом пространстве разрежение и давление с помощью компрессорно-вакуумной установки КИ-4912 ГОСНИТИ или КИ-13907 ГОСНИТИ. Прослушивают стуки в сопряжениях бобышки поршня — поршневой палец, поршневой палец — втулка верхней головки шатуна, шейка коленчатого вала — шатунный механизм.

Если давление масла ниже допустимых значений, при наличии стуков в сопряжениях коленчатого вала проверяют зазоры в указанных сопряжениях. При пониженном давлении масла и отсутствии стуков проверяют регулировку сливного клапана смазочной системы. Если это не даст положительных результатов, проверяют подачу масла насосом и состояние редукционного клапана смазочной системы на стенде.

Механизма двигателя ЗМЗ-402

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

на сборку механизмов двигателя мод. ЗМЗ – 402

№№ ПП Содержание операции, технические условия и инструктивные указания. Кол-во точек воздействия Инструмент и приспособления
Проверить установку фаз газораспределения. Инструктивные указания. Провернуть коленчатый вал совместив метку на ведущей шестерне привода механизма газораспределения на коленчатом валу с меткой на шестерне привода распределительного вала.  
Установить крышку первого коренного подшипника коленчатого вала. Инструктивные указания.
  • Смазать коренную шейку коленчатого вала и вкладыш.
  • При установке – стопорные усики вкладышей в крышке и в блоке цилиндров – на одной стороне.
  • При установке, совместить крышку с пазом в передней и усиком на задней упорными шайбами коленчатого вала.
Масло моторное, кисть волосяная.  
Завернуть гайки с шайбами крепления крышки первого коренного подшипника коленчатого вала Инструктивные указания.
  • Заворачивать гайки равномерно.
  • После затяжки гаек провернуть коленчатый полный оборот, вал должен вращаться без заеданий.
Технические условия. Момент затяжки гаек – 100 -110 Н- м.
Головка сменная 19 мм, ключ-коловорот, ключ динамометрический с удлинителем.  
Повторить операции 2-3 для крышек 2,3,4 и 5 коренных подшипников коленчатого вала    
  Установить держатель заднего сальника коленчатого вала в блок цилиндров  
Завернуть гайки крепления держателя заднего сальника коленчатого вала Инструктивные указания. Заворачивать гайки равномерно. Ключ шестигранный 8 мм.  
Установить маслоотражательную шайбу на переднюю часть коленчатого вала Инструктивные указания. При установке – сферическая часть шайбы – к передней части коленчатого вала.  
Запрессовать призматическую шпонку в переднюю часть коленчатого вала Инструктивные указания. Запрессовывать осторожно. Молоток 500 гр.  
Установить крышку привода механизма газораспределения  
Завернуть гайки с шайбами крепления крышки привода механизма газораспределения Инструктивные указания. Заворачивать гайки равномерно – «крест-накрест». Головка сменная 13 мм, ключ-коловорот, вороток с удлинителем.  
Запрессовать ступицу на переднюю часть коленчатого вала Инструктивные указания.
  • Смазать переднюю часть коленчатого вала.
  • Запрессовывать осторожно.
Молоток 500 гр, выколотка бронзовая Ǿ30мм, масло моторное, кисть волосяная.  
Завернуть храповик с упорной шайбой в сборе Инструктивные указания. Установить упор под шатунную шейку коленчатого вала. Ключ гаечный торцовый 46 мм, упор деревянный.  
Установить шкив на коленчатый вал Инструктивные указания. При установке, совместить отверстия в шкиве с отверстиями в ступице.  
Завернуть винты с шайбами крепления шкива коленчатого вала Головка сменная 12 мм, ключ-коловорот, вороток с удлинителем.
Установить вкладыши в крышку нижней головки шатуна и шатун первого цилиндра Инструктивные указания. Смазать вкладыши. Масло моторное, кисть волосяная.  
Установить на поршне замки компрессионных и маслосъемного колец под углом 180 град. относительно друг к другу. Инструктивные указания. Для установки замков - проворачивать поршневые кольца вокруг своей оси.    
Установить поршень с шатуном в сборе в гильзу первого цилиндра Инструктивные указания.
  • Повернуть двигатель на 90 град. (цилиндры должны находиться в горизонтальном положении).
  • Провернуть коленчатый вал так, чтобы шатунная шейка первого цилиндра была в нижней мертвой точке.
  • Смазать шатунную шейку коленчатого вала, юбку поршня и кольца.
Технические условия. Поршень при установке в гильзу цилиндра меткой «ПЕРЕД» - на шкив коленчатого вала.
  Приспособление для сжатия поршневых колец, ключ торцовый 55мм, выколотка деревянная, масло моторное, кисть волосяная.  
Установить крышку нижней головки шатуна с вкладышем в сборе на шатун первого цилиндра Инструктивные указания. При установке – стопорные усики вкладышей в крышке и в шатуне – на одной стороне.  
Завернуть предварительно гайки крепления крышки нижней головки шатуна первого цилиндра Инструктивные указания. Заворачивать гайки равномерно до упора. Головка сменная 15 мм, ключ-коловорот.  
Повторить16-17 операции для установки поршня с шатуном 2,3 и 4 цилиндра.    
Завернуть окончательно гайки крепления крышек нижних головок шатунов первого и четвертого цилиндров Инструктивные указания.
  • Повернуть двигатель на 90 град (коленчатый вал - вверху).
  • Заворачивать гайки равномерно.
  • После затяжки гаек каждого шатуна провернуть коленчатый полный оборот, вал должен вращаться без заеданий.
Технические условия. Момент затяжки– 68-75 Н м.
Головка сменная 15 мм, ключ динамометрический с удлинителем.  
Установить масляный насос  
Завернуть гайки с шайбами крепления масляного насоса Инструктивные указания. Заворачивать гайки равномерно. Ключ гаечный накидной 13 мм.  
  Установить уплотнительную прокладку масляного картера Инструктивные указания. Устанавливать осторожно, не повредив уплотнительную прокладку.  
Установить масляный картер Инструктивные указания. Устанавливать осторожно, не повредив уплотнительную прокладку.    
Завернуть гайкис шайбами крепления масляного картера Инструктивные указания. Заворачивать гайки равномерно – отсередины к краям «крест-накрест». Головка сменная 13 мм, ключ-коловорот с удлинителем, вороток с удлинителем.  
Установить толкатели в блок цилиндров Инструктивные указания.
  • Повернуть двигатель на 180 град (коленчатый вал - внизу).
  • Смазать толкатели.
  • Устанавливать толкатели в блок цилиндров осторожно, в соответствии с порядком цилиндров двигателя.
  Масло моторное, кисть волосяная  
Установить крышку коробки толкателей с уплотнительной прокладкой в сборе Инструктивные указания. При установке – крышка выпуклой сферической частью – к маховику.  
Завернуть гайки с шайбами крепления крышки коробки толкателей Инструктивные указания. Заворачивать гайки равномерно.   Головка сменная 13 мм, ключ-коловорот.  
Отвернуть гайки и снять втулки-прижимы с гильз цилиндров Инструктивные указания. Отворачивать гайки равномерно. Головка сменная 19 мм, ключ-коловорот.  
Установить уплотнительную прокладку головки блока цилиндров Инструктивные указания. Устанавливать осторожно, не повредив уплотнительную прокладку.  
Установить головку блока цилиндров Инструктивные указания. Устанавливать осторожно, не повредив уплотнительную прокладку.  
Завернуть гайки с шайбами крепления головки блока цилиндров Технические условия. Момент затяжки– 85-90 Н м. (Последовательность затяжки приложение 1, рис. 1). Головка сменная 19 мм, ключ-коловорот, ключ динамометрический с удлинителем.  
Установить штангив толкатели Инструктивные указания.
  • Смазать наконечники штанг.
  • Устанавливать штанги осторожно.
  • Штанги устанавливать в блок цилиндров в соответствии с порядком цилиндров двигателя
Масло моторное, кисть волосяная.
Установить ось со стойками и коромыслами в сборе Инструктивные указания. При установке – совместить наконечники штанг с регулировочными винтами.  
Завернуть гайки с шайбами крепления средних стоек оси с коромыслами Инструктивные указания. Заворачивать гайки равномерно – от середины к краям. Технические условия. Момент затяжки гаек – 35-40 Н м. Головка сменная 17 мм, ключ-коловорот, ключ динамометрический с удлинителем.  
Завернуть гайки с шайбами крепления боковых стоекоси с коромыслами Инструктивные указания. Заворачивать гайки равномерно. Головка сменная 13 мм, ключ-коловорот, вороток с удлинителем.  
Установить конец такта сжатия в первом цилиндре. Инструктивные указания. Провернуть коленчатый вал (по часовой стрелке) за маховик лопаткой монтажной на два оборота, совместив вторую метку на шкиве коленчатого вала с меткой на крышке привода механизма газораспределения.    
Установить привод датчика-распределителя в блок цилиндров Инструктивные указания. Схема установки привода - приложение Отвертка шлицевая 8 мм.  
Завернуть гайки с шайбами крепления привода датчика-распределителя Инструктивные указания. Заворачивать гайки равномерно. Ключ гаечный накидной 13 мм.  
Установить крышку коромысел с уплот-нительной прокладкой в сборе Инструктивные указания. Устанавливать осторожно, не повредив уплотнительную прокладку.  
Завернуть болты с шайбами крепления крышки коромысел Инструктивные указания. Заворачивать болты равномерно – от середины к краям – «крест-накрест». Ключ гаечный торцовый 10 мм.  

Требования охраны труда и пожарной безопасности.

Требования техники безопасности и пожарной безопасности на рабочем месте.

Все работники автомастерской должны допускаться к работе только после прохождения противопожарного инструктажа.

В автомастерской на видном месте должны быть вывешена табличка с указанием номера телефона вызова пожарной охраны.

В автомастерской инструкцией должен быть установлен противопожарный режим, в том числе:

  • определены и оборудованы места для курения;
  • установлен порядок уборки горючих отходов и пыли, хранения промасленной спецодежды;
  • определен порядок обесточивания электрооборудования в случае пожара и по окончании рабочего дня;
  • регламентированы: порядок проведения временных огневых и других пожароопасных работ; порядок осмотра и закрытия помещений после окончания работы; действия работников при обнаружении пожара;
  • определены порядок и сроки прохождения противопожарного инструктажа и занятий по пожарно-техническому минимуму, а также назначены ответственные за их проведение.

Горючие отходы, мусор и т.п. следует собирать на специально выделенных площадках в контейнеры или ящики, а затем вывозить.

Для сбора использованных обдирочных материалов необходимо устанавливать металлические ящики с плотно закрывающимися крышками.

При аренде автомастерской арендаторами должны выполняться противопожарные требования норм для данного типа зданий.

В автомастерской при эксплуатации электроустановок запрещается пользоваться поврежденными розетками, рубильниками, другими электроустановочными изделиями, нельзя применять нестандартные (самодельные) электронагревательные приборы, использовать некалиброванные плавкие вставки или другие самодельные аппараты защиты от перегрузки и короткого замыкания.

Переносные электрические светильники должны быть выполнены с применением гибких электропроводок, оборудованы стеклянными колпаками, а также защищены предохранительными сетками и снабжены крючками для подвески.

При эксплуатации систем вентиляции и кондиционирования воздуха запрещается подключать к воздуховодам газовые отопительные приборы.

 

Места проведения огневых работ в автомастерской следует обеспечивать первичными средствами пожаротушения (огнетушитель, ящик с песком и лопатой, ведро с водой).

Введение

Основная часть

Назначение и устройство, кривошипно-шатунного механизма двигателя ЗМЗ-402

Кривошипно-шатунный механизм воспринимает давление газов при рабочем ходе и преобразует возвратно-поступательное движение поршня во вращательное движение колен вала.

Назначение и устройство, кривошипно-шатунного механизма двигателя ЗМЗ-402 - student2.ru

Рисунок 1 Двигатель ЗМЗ-402

Назначение и устройство, кривошипно-шатунного механизма двигателя ЗМЗ-402 - student2.ru

Рисунок 2Поперечныйразрез двигателя ЗМЗ-402

1 – пробка маслосливная; 2 – поддон картера; 3 – коленчатый вал; 4 – шатун; 5 – картер; 6 – поршневой палец; 7 – поршень; 8 – выпускной коллектор; 9 – гильза цилиндра; 10 – прокладка головки блока цилиндров; 11 – впускной трубопровод; 12 – головка блока цилиндров; 13 – клапан; 14 – крышка головки блока цилиндров; 15 – коромысло клапана; 16 – ось коромысел; 17 – штанга; 18 – датчик-распределитель; 19 – свеча зажигания; 20 – толкатель; 21 – распределительный вал; 22 – шестерня привода масляного насоса и датчика-распределителя; 23 – стартер; 24 – масломерный щуп; 25 – валик привода масляного насоса; 26 – масляный насос; 27 – маслозаборник.
;    

Назначение и устройство, кривошипно-шатунного механизма двигателя ЗМЗ-402 - student2.ru

Рисунок 3 Шатун и шатунные вкладыши:

а - шатун двигателя автомобиля; б - шатунные вкладыши; 1- гайка; 2- болт; 3 и 14- отверстия для масла; 4- стержень шатуна; 5- бронзовая втулка; 6- отверстие для подачи масла к поршневому пальцу; 7- верхняя головка шатуна; 8- номер шатуна; 9- нижняя головка шатуна; 10- крышка нижней головки шатуна; 11- стопорная шайба; 12- метка; 13- усик; 15- верхний вкладыш; 16- нижний вкладыш.

Назначение и устройство, кривошипно-шатунного механизма двигателя ЗМЗ-402 - student2.ru

Рисунок4Установка поршневых колец на поршень ЗМЗ 402:

1 — верхнее компрессионное кольцо; 2 — нижнее компрессионное кольцо; 3 — кольцевой диск; 4 — осевой расширитель; 5 — радиальный расширитель.

Наши рекомендации