Назначение и устройство, кривошипно-шатунного механизма двигателя ЗМЗ-402
Введение
Основная часть
Назначение и устройство, кривошипно-шатунного механизма двигателя ЗМЗ-402
Кривошипно-шатунный механизм воспринимает давление газов при рабочем ходе и преобразует возвратно-поступательное движение поршня во вращательное движение колен вала.
Рисунок 1 Двигатель ЗМЗ-402
Рисунок 2Поперечныйразрез двигателя ЗМЗ-402
1 – пробка маслосливная; 2 – поддон картера; 3 – коленчатый вал; 4 – шатун; 5 – картер; 6 – поршневой палец; 7 – поршень; 8 – выпускной коллектор; 9 – гильза цилиндра; 10 – прокладка головки блока цилиндров; 11 – впускной трубопровод; 12 – головка блока цилиндров; 13 – клапан; 14 – крышка головки блока цилиндров; 15 – коромысло клапана; 16 – ось коромысел; 17 – штанга; 18 – датчик-распределитель; 19 – свеча зажигания; 20 – толкатель; 21 – распределительный вал; 22 – шестерня привода масляного насоса и датчика-распределителя; 23 – стартер; 24 – масломерный щуп; 25 – валик привода масляного насоса; 26 – масляный насос; 27 – маслозаборник. | |
; |
Рисунок 3 Шатун и шатунные вкладыши:
а - шатун двигателя автомобиля; б - шатунные вкладыши; 1- гайка; 2- болт; 3 и 14- отверстия для масла; 4- стержень шатуна; 5- бронзовая втулка; 6- отверстие для подачи масла к поршневому пальцу; 7- верхняя головка шатуна; 8- номер шатуна; 9- нижняя головка шатуна; 10- крышка нижней головки шатуна; 11- стопорная шайба; 12- метка; 13- усик; 15- верхний вкладыш; 16- нижний вкладыш.
Рисунок4Установка поршневых колец на поршень ЗМЗ 402:
1 — верхнее компрессионное кольцо; 2 — нижнее компрессионное кольцо; 3 — кольцевой диск; 4 — осевой расширитель; 5 — радиальный расширитель.
Ремонт кривошипно-шатунного механизма двигателя ЗМЗ-402
Диагностика кривошипно-шатунного механизма
Двигателя ЗМЗ-402
Признаки неисправного состояния двигателя ЗМЗ-402:
• Стуки при работе двигателя;
• Сизый дым выхлопных газов;
• Снижение мощности.
Таблица 1- Возможные неисправности двигателей ЗМЗ-4022..1я
Причина неисправности | Метод устранения |
Двигатель работает неустойчиво в режиме холостого хода | |
Неправильная регулировка зазоров в приводе клапанов | Отрегулировать зазоры в приводе клапанов |
Повышенная токсичность отработавших газов | |
Нарушена регулировка зазоров в приводе клапанов | Отрегулировать зазоры в приводе клапанов |
Двигатель не развивает полную мощность и не обладает достаточной приемистостью | |
Нарушена регулировка зазоров в приводе клапанов | Отрегулировать зазоры в приводе клапанов |
Детонационные стуки в двигателе | |
Ранняя установка начального момента зажигания | Отрегулировать начальный момент зажигания |
Большой слой нагара на стенках камер сгорания и днищах поршней | Очистить нагар |
Применено низкооктановое топливо | Применять топливо с соответствующим октановым числом |
Недостаточное давление масла на прогретом двигателе | |
Большой износ вкладышей коренных подшипников | Заменить вкладыши |
Износ деталей масляного насоса | Заменить прокладку между корпусом и крышкой тонкой бумажной прокладкой или заменить насос |
Повышенный расход масла | |
Большой износ поршневых колец | Заменить поршневые кольца |
Засорение системы вентиляции картера | Промыть неэтилированным бензином и продуть сжатым воздухом шланги и каналы вентиляции во впускной трубе и детали маслоотделителя в крышке коромысел |
Течь масла через уплотнения двигателя | Подтянуть соединения, при необходимости заменить прокладки или сальники |
Большой износ или разрушение маслоотражательных колпачков клапанов | Заменить колпачки |
Стуки в двигателе | |
Износ шатунно-поршневой группы | Отремонтировать двигатель |
Большие зазоры между коромыслами и клапанами | Отрегулировать зазоры в приводе клапанов |
Большие зазоры между стержнями клапанов и направляющими втулками | Заменить изношенные детали или головку с клапанами в сборе |
Износ кулачков распределительного вала и толкателей | Заменить изношенные детали |
Большой зазор между упорными кольцами и коленчатым валом | Заменить упорные кольца |
Предварительная оценка состояния сопряжения КШМ по давлению масла и стукам
Предварительную оценку состояния сопряжений КШМ можно получить по величине давлении масла в главной магистрали и характеру стуков в определенных зонах двигателя.
Давление масла проверяют устройством КИ-5472 ГОСНИТИ, которое состоит из манометра, соединительного рукава с ниппелем и накидной гайкой, демпфера для сглаживания пульсации масла при измерении давления и сменных штуцеров. Чтобы измерить давление в главной магистрали дизеля, устройство подключают к корпусу масляного фильтра, отсоединив трубку штатного манометра.
Для проверки давления выполните следующие операции:
- подсоедините к корпусу масляного фильтра КИ-5472
- запустите и прогрейте до нормального теплового состояния двигатель
- зафиксируйте давление масла в магистрали при номинальной и минимально устойчивой частоте вращения коленчатого вала на холостом ходу
Стуки в сопряжениях КШМ прослушивают при неработающем двигателе электронным автостетоскопом ТУ 14 МО.082.017, попеременно создавая в надпоршневом пространстве разрежение и давление с помощью компрессорно-вакуумной установки КИ-4912 ГОСНИТИ или КИ-13907 ГОСНИТИ. Прослушивают стуки в сопряжениях бобышки поршня — поршневой палец, поршневой палец — втулка верхней головки шатуна, шейка коленчатого вала — шатунный механизм.
Если давление масла ниже допустимых значений, при наличии стуков в сопряжениях коленчатого вала проверяют зазоры в указанных сопряжениях. При пониженном давлении масла и отсутствии стуков проверяют регулировку сливного клапана смазочной системы. Если это не даст положительных результатов, проверяют подачу масла насосом и состояние редукционного клапана смазочной системы на стенде.
Механизма двигателя ЗМЗ-402
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА
на сборку механизмов двигателя мод. ЗМЗ – 402
№№ ПП | Содержание операции, технические условия и инструктивные указания. | Кол-во точек воздействия | Инструмент и приспособления |
Проверить установку фаз газораспределения. Инструктивные указания. Провернуть коленчатый вал совместив метку на ведущей шестерне привода механизма газораспределения на коленчатом валу с меткой на шестерне привода распределительного вала. | |||
Установить крышку первого коренного подшипника коленчатого вала. Инструктивные указания.
| Масло моторное, кисть волосяная. | ||
Завернуть гайки с шайбами крепления крышки первого коренного подшипника коленчатого вала Инструктивные указания.
| Головка сменная 19 мм, ключ-коловорот, ключ динамометрический с удлинителем. | ||
Повторить операции 2-3 для крышек 2,3,4 и 5 коренных подшипников коленчатого вала | |||
Установить держатель заднего сальника коленчатого вала в блок цилиндров | |||
Завернуть гайки крепления держателя заднего сальника коленчатого вала Инструктивные указания. Заворачивать гайки равномерно. | Ключ шестигранный 8 мм. | ||
Установить маслоотражательную шайбу на переднюю часть коленчатого вала Инструктивные указания. При установке – сферическая часть шайбы – к передней части коленчатого вала. | |||
Запрессовать призматическую шпонку в переднюю часть коленчатого вала Инструктивные указания. Запрессовывать осторожно. | Молоток 500 гр. | ||
Установить крышку привода механизма газораспределения | |||
Завернуть гайки с шайбами крепления крышки привода механизма газораспределения Инструктивные указания. Заворачивать гайки равномерно – «крест-накрест». | Головка сменная 13 мм, ключ-коловорот, вороток с удлинителем. | ||
Запрессовать ступицу на переднюю часть коленчатого вала Инструктивные указания.
| Молоток 500 гр, выколотка бронзовая Ǿ30мм, масло моторное, кисть волосяная. | ||
Завернуть храповик с упорной шайбой в сборе Инструктивные указания. Установить упор под шатунную шейку коленчатого вала. | Ключ гаечный торцовый 46 мм, упор деревянный. | ||
Установить шкив на коленчатый вал Инструктивные указания. При установке, совместить отверстия в шкиве с отверстиями в ступице. | |||
Завернуть винты с шайбами крепления шкива коленчатого вала | Головка сменная 12 мм, ключ-коловорот, вороток с удлинителем. | ||
Установить вкладыши в крышку нижней головки шатуна и шатун первого цилиндра Инструктивные указания. Смазать вкладыши. | Масло моторное, кисть волосяная. | ||
Установить на поршне замки компрессионных и маслосъемного колец под углом 180 град. относительно друг к другу. Инструктивные указания. Для установки замков - проворачивать поршневые кольца вокруг своей оси. | |||
Установить поршень с шатуном в сборе в гильзу первого цилиндра Инструктивные указания.
| Приспособление для сжатия поршневых колец, ключ торцовый 55мм, выколотка деревянная, масло моторное, кисть волосяная. | ||
Установить крышку нижней головки шатуна с вкладышем в сборе на шатун первого цилиндра Инструктивные указания. При установке – стопорные усики вкладышей в крышке и в шатуне – на одной стороне. | |||
Завернуть предварительно гайки крепления крышки нижней головки шатуна первого цилиндра Инструктивные указания. Заворачивать гайки равномерно до упора. | Головка сменная 15 мм, ключ-коловорот. | ||
Повторить16-17 операции для установки поршня с шатуном 2,3 и 4 цилиндра. | |||
Завернуть окончательно гайки крепления крышек нижних головок шатунов первого и четвертого цилиндров Инструктивные указания.
| Головка сменная 15 мм, ключ динамометрический с удлинителем. | ||
Установить масляный насос | |||
Завернуть гайки с шайбами крепления масляного насоса Инструктивные указания. Заворачивать гайки равномерно. | Ключ гаечный накидной 13 мм. | ||
Установить уплотнительную прокладку масляного картера Инструктивные указания. Устанавливать осторожно, не повредив уплотнительную прокладку. | |||
Установить масляный картер Инструктивные указания. Устанавливать осторожно, не повредив уплотнительную прокладку. | |||
Завернуть гайкис шайбами крепления масляного картера Инструктивные указания. Заворачивать гайки равномерно – отсередины к краям «крест-накрест». | Головка сменная 13 мм, ключ-коловорот с удлинителем, вороток с удлинителем. | ||
Установить толкатели в блок цилиндров Инструктивные указания.
| Масло моторное, кисть волосяная | ||
Установить крышку коробки толкателей с уплотнительной прокладкой в сборе Инструктивные указания. При установке – крышка выпуклой сферической частью – к маховику. | |||
Завернуть гайки с шайбами крепления крышки коробки толкателей Инструктивные указания. Заворачивать гайки равномерно. | Головка сменная 13 мм, ключ-коловорот. | ||
Отвернуть гайки и снять втулки-прижимы с гильз цилиндров Инструктивные указания. Отворачивать гайки равномерно. | Головка сменная 19 мм, ключ-коловорот. | ||
Установить уплотнительную прокладку головки блока цилиндров Инструктивные указания. Устанавливать осторожно, не повредив уплотнительную прокладку. | |||
Установить головку блока цилиндров Инструктивные указания. Устанавливать осторожно, не повредив уплотнительную прокладку. | |||
Завернуть гайки с шайбами крепления головки блока цилиндров Технические условия. Момент затяжки– 85-90 Н м. (Последовательность затяжки приложение 1, рис. 1). | Головка сменная 19 мм, ключ-коловорот, ключ динамометрический с удлинителем. | ||
Установить штангив толкатели Инструктивные указания.
| Масло моторное, кисть волосяная. | ||
Установить ось со стойками и коромыслами в сборе Инструктивные указания. При установке – совместить наконечники штанг с регулировочными винтами. | |||
Завернуть гайки с шайбами крепления средних стоек оси с коромыслами Инструктивные указания. Заворачивать гайки равномерно – от середины к краям. Технические условия. Момент затяжки гаек – 35-40 Н м. | Головка сменная 17 мм, ключ-коловорот, ключ динамометрический с удлинителем. | ||
Завернуть гайки с шайбами крепления боковых стоекоси с коромыслами Инструктивные указания. Заворачивать гайки равномерно. | Головка сменная 13 мм, ключ-коловорот, вороток с удлинителем. | ||
Установить конец такта сжатия в первом цилиндре. Инструктивные указания. Провернуть коленчатый вал (по часовой стрелке) за маховик лопаткой монтажной на два оборота, совместив вторую метку на шкиве коленчатого вала с меткой на крышке привода механизма газораспределения. | |||
Установить привод датчика-распределителя в блок цилиндров Инструктивные указания. Схема установки привода - приложение | Отвертка шлицевая 8 мм. | ||
Завернуть гайки с шайбами крепления привода датчика-распределителя Инструктивные указания. Заворачивать гайки равномерно. | Ключ гаечный накидной 13 мм. | ||
Установить крышку коромысел с уплот-нительной прокладкой в сборе Инструктивные указания. Устанавливать осторожно, не повредив уплотнительную прокладку. | |||
Завернуть болты с шайбами крепления крышки коромысел Инструктивные указания. Заворачивать болты равномерно – от середины к краям – «крест-накрест». | Ключ гаечный торцовый 10 мм. |
Требования охраны труда и пожарной безопасности.
Требования техники безопасности и пожарной безопасности на рабочем месте.
Все работники автомастерской должны допускаться к работе только после прохождения противопожарного инструктажа.
В автомастерской на видном месте должны быть вывешена табличка с указанием номера телефона вызова пожарной охраны.
В автомастерской инструкцией должен быть установлен противопожарный режим, в том числе:
- определены и оборудованы места для курения;
- установлен порядок уборки горючих отходов и пыли, хранения промасленной спецодежды;
- определен порядок обесточивания электрооборудования в случае пожара и по окончании рабочего дня;
- регламентированы: порядок проведения временных огневых и других пожароопасных работ; порядок осмотра и закрытия помещений после окончания работы; действия работников при обнаружении пожара;
- определены порядок и сроки прохождения противопожарного инструктажа и занятий по пожарно-техническому минимуму, а также назначены ответственные за их проведение.
Горючие отходы, мусор и т.п. следует собирать на специально выделенных площадках в контейнеры или ящики, а затем вывозить.
Для сбора использованных обдирочных материалов необходимо устанавливать металлические ящики с плотно закрывающимися крышками.
При аренде автомастерской арендаторами должны выполняться противопожарные требования норм для данного типа зданий.
В автомастерской при эксплуатации электроустановок запрещается пользоваться поврежденными розетками, рубильниками, другими электроустановочными изделиями, нельзя применять нестандартные (самодельные) электронагревательные приборы, использовать некалиброванные плавкие вставки или другие самодельные аппараты защиты от перегрузки и короткого замыкания.
Переносные электрические светильники должны быть выполнены с применением гибких электропроводок, оборудованы стеклянными колпаками, а также защищены предохранительными сетками и снабжены крючками для подвески.
При эксплуатации систем вентиляции и кондиционирования воздуха запрещается подключать к воздуховодам газовые отопительные приборы.
Места проведения огневых работ в автомастерской следует обеспечивать первичными средствами пожаротушения (огнетушитель, ящик с песком и лопатой, ведро с водой).
Введение
Основная часть
Назначение и устройство, кривошипно-шатунного механизма двигателя ЗМЗ-402
Кривошипно-шатунный механизм воспринимает давление газов при рабочем ходе и преобразует возвратно-поступательное движение поршня во вращательное движение колен вала.
Рисунок 1 Двигатель ЗМЗ-402
Рисунок 2Поперечныйразрез двигателя ЗМЗ-402
1 – пробка маслосливная; 2 – поддон картера; 3 – коленчатый вал; 4 – шатун; 5 – картер; 6 – поршневой палец; 7 – поршень; 8 – выпускной коллектор; 9 – гильза цилиндра; 10 – прокладка головки блока цилиндров; 11 – впускной трубопровод; 12 – головка блока цилиндров; 13 – клапан; 14 – крышка головки блока цилиндров; 15 – коромысло клапана; 16 – ось коромысел; 17 – штанга; 18 – датчик-распределитель; 19 – свеча зажигания; 20 – толкатель; 21 – распределительный вал; 22 – шестерня привода масляного насоса и датчика-распределителя; 23 – стартер; 24 – масломерный щуп; 25 – валик привода масляного насоса; 26 – масляный насос; 27 – маслозаборник. | |
; |
Рисунок 3 Шатун и шатунные вкладыши:
а - шатун двигателя автомобиля; б - шатунные вкладыши; 1- гайка; 2- болт; 3 и 14- отверстия для масла; 4- стержень шатуна; 5- бронзовая втулка; 6- отверстие для подачи масла к поршневому пальцу; 7- верхняя головка шатуна; 8- номер шатуна; 9- нижняя головка шатуна; 10- крышка нижней головки шатуна; 11- стопорная шайба; 12- метка; 13- усик; 15- верхний вкладыш; 16- нижний вкладыш.
Рисунок4Установка поршневых колец на поршень ЗМЗ 402:
1 — верхнее компрессионное кольцо; 2 — нижнее компрессионное кольцо; 3 — кольцевой диск; 4 — осевой расширитель; 5 — радиальный расширитель.