Самоспасательный промышленный изолирующий противогаз спи-20.
СПИ-20 должен находиться в штабном вагоне в количестве не менее 2-х штук.
СПИ-20 является средством жизнеобеспечения человека в непригодной для дыхания атмосфере и предназначен для защиты органов дыхания и зрения людей при их эвакуации из помещений, вагонов и в другой аварийной ситуации.
Ответственным за хранение и эксплуатацию СПИ-20 в пассажирском поезде назначается начальник поезда, который должен изучить техническое описание и инструкцию по эксплуатации, обладать практическими навыками по включению самоспасателя, знать основные возможные неисправности и способы их устранения, меры безопасности при хранении СПИ-20, постоянно обучать работе с данным противогазом обслуживающий персонал вагонов.
Начальник поезда перед началом работы проверяет техническое состояние самоспасателя, особое внимание обращая на сохранность пломбировки, отсутствие механических повреждений коробки, наличие пиктограммы по правилам включения СПИ-20.
Устройство.СПИ-20 оснащен одноростовочной лицевой частью типа колпака, который предохраняет волосы от загорания при кратковременном действии пламени (при пробегании сквозь огонь), защищает голову от искр, полумаской со смотровым окном, гофрированной трубкой, патроном с колпачком пусковой ампулы, мешком дыхательным с клапаном избыточного давления, теплозащитным кожухом, ремнем с кольцом, резиновым обтюратором (горловина колпака) и пряжкой ремня.
Принцип действия. Основан на изоляции органов дыхания и зрения от окружающей среды с образованием замкнутого контура, в котором поддерживается состав дыхательной смеси, пригодной для дыхания. СПИ-20 является средством защиты органов дыхания и зрения изолирующего типа одноразового действия и может быть использован при низком содержании кислорода в воздухе. Выпускается готовым к немедленному использованию людьми старше 16 лет, в том числе имеющими бороду, усы, прически, очки. СПИ-20 обеспечивает ведение переговоров.
При пожаре необходимо открыть коробку, извлечь пакет с рабочей частью СПИ-20, а затем:
- Разорвать пакет в указанном месте и вынуть рабочую часть;
- Расправить колпак, растянуть руками резиновую горловину колпака, глубоко вдохнуть, задержать дыхание и быстро надеть колпак на голову так, чтобы полумаска закрыла нос и подбородок, одернуть колпак на затылке;
- Подтянуть вперед ремень с кольцом до тех пор, пока полумаска плотно приляжет к лицу, не перегибаясь;
- Нажать несколько раз большим пальцем на металлический колпачок пусковой ампулы, сделать выдох и продолжить дыхание.
При появлении затруднения дыхания во время движения необходимо остановиться, не снимая СПИ-20, сделать несколько глубоких вдохов, отдышаться и продолжать движение.
Для снятия СПИ-20 после выхода из зоны аварии необходимо ослабить ремень, оттянуть назад металлическую пряжку ремня.
Технические характеристики. Масса – 1,5 кг, время защитного действия при эвакуации из очага пожара не менее 20 мин., время защитного действия в ожидании помощи не менее 40 мин.. Температурный интервал эксплуатации от 0°C до +60°C и сохраняет работоспособность при кратковременном (до 30 с) воздействии на него температуры до 150°C. Температура вдыхаемого воздуха не более +45°C при температуре окружающей среды 20±5°C, в конце времени защитного действия не более +60°C. Гарантийный срок хранения – 2,5 года (плюс 2 года продлен заводом изготовителем).
Техника безопасности.
При попадании в патрон органических жидкостей (масел, спирта, ацетона, одеколона и др.) возможно возгорание или взрыв, при разрушении (вскрытии, разрезании) металлического корпуса патрона возможен химический ожог кожи щелочным продуктом, особенно опасно попадание пыли продукта даже в малых количествах в глаза, что может привести к слепоте.
Запрещается:
- Использовать СПИ-20 с разорванным пакетом и нарушенной пломбировкой;
- Снимать и вновь надевать колпак во время выхода из зоны аварии или ожидании помощи;
- Использовать СПИ-20 без плотного прилегания полумаски к лицу человека;
- Повторно использовать СПИ-20.
Возможные неисправности и способы их устранения.
Наименование неисправности | Вероятная причина | Способ устранения |
Нехватка воздуха на вдох. | Забыли нажать или слабо нажали на колпачок пусковой ампулы. Не сделали вдох перед одеванием. | Нажать несколько раз на колпачок. Ослабить ремень оттянув назад металлическую пряжку, оттянуть полумаску от лица, сделать вдох, задержать дыхание, затянуть ремень, возобновить дыхание. |
Полумаска не прижата к лицу. | Слабо затянут ремень. | Затянуть ремень. |
Полумаска перегнулась и имеется зазор между полумаской и лицом. | Перетянут ремень | Ослабить ремень оттянув назад металлическую пряжку, повторить затяжку ремня с меньшей силой. |
Смотровое окно не на уровне глаз. | Не одернули колпак на затылке | Задержать дыхание, ослабить ремень, оттянув назад металлическую пряжку, одернуть колпак на затылке, затянуть ремень и возобновить дыхание. |
СКРЫТЫЙ ОЧАГ ПОЖАРА.
При скрытом очаге пожара чувствуем запах гари и можем видеть дым. Самого очага возгорания не видно. Ощупываем тыльной стороной ладони обшивку, находим самое горячее место (чаще всего бывает под окнами). Вырубаем топором (ломом, шуровкой и т.п.) большую площадь, чем горячая и ликвидируем очаг загорания огнетушителем или заливаем водой.
СИГНАЛ ПОЖАРНОЙ ТРЕВОГИ
Сигнал пожарной тревоги – один длинный, два коротких звуковых сигнала ( — ◦◦ ).