Что означает быть со-участником Вселенной?
В предыдущей главе я уже упоминал слова физика Джона Уилера о том, что мы, люди, не просто участники процесса, который он назвал «Вселенной со-участия», а главные его участники. Самое важное в этой мысли Уилера — слово со-участие. В такой Вселенной и вы, и я — части одного целого, находящегося в постоянном процессе становления. Мы создаем, катализируем события своей жизни и одновременно участвуем в них! Мы — крошечные фрагменты Универсума, глядящие на себя и сами себя создающие2.
И тут перед нами открываются большие возможности. Если сознание способно творить, тогда, может быть, именно оно и творит мироздание? Слова Уилера, сказанные в конце XX столетия, заставляют вспомнить прозвучавший в 1944 году тезис Макса Планка: все существует благодаря сознающему Разуму, который является матрицей материи. Остается только спросить: «Что это за Разум?»
Человек — существо, наблюдающее и изучающее окружающий мир. На что бы мы ни смотрели, наше сознание тут же создает объект наблюдения. Это значит, что Разум, о котором говорил Планк, и есть мы (или мы, по крайней мере, его часть).
Ключ5: Сознание творит! Фокусировка сознания есть акт творения.
Отсюда следует, что наши поиски мельчайших частиц материи и границ Вселенной, вероятно, так никогда и не увенчаются успехом. Неважно, смотрим ли мы в микроскоп, проникая вглубь квантового мира, или вглядываемся в самые отдаленные уголки космоса, сам акт нашего наблюдения и ожидание что-то увидеть будут порождать все новые и новые объекты.
Вселенная со-участия — что это значит? Если сознание действительно способно творить, то каковы наши реальные возможности изменять мир? Мой ответ вас удивит.
Пожалуй, лучше всего человеческую способность воплощать мечты в реальность охарактеризовал прорицатель, известный под именем Невилл, живший в XX веке на Барбадосе. В своих многочисленных книгах и лекциях он просто и точно говорил о секретах управления безграничными возможностями Божественной матрицы. С точки зрения Невилла, все, что человек испытывает в своей жизни, — буквально все, что с ним происходит, есть продукт его сознания, и не более того. Невилл был убежден: если по-настоящему осознать этот факт, то между нами и чудом не будет преград. По его мнению, если Божественная матрица служит вместилищем для всего мироздания, то сознание организует все пространство событий.
Начать мыслить иначе, чем прежде, совсем не сложно. После террористических актов 11 сентября повсюду и Нью-Йорке и Вашингтоне звучал один и тот же вопрос: «Зачем они так с нами поступили? Что мы им сделали?» Мы живем в такую историческую эпоху, когда очень просто думать о мире в терминах «мы» и «они», удивляясь, почему с хорошими людьми случаются плохиe пещи. Но если все связано единым энергетическим Полем Божественной матрицы, нет никаких мы и они, есть ТОЛЬКО МЫ.
Все люди — от чужеземных правителей, которых мы привыкли бояться и ненавидеть, до наших любимых и дорогих соотечественников — соединены между собой самым тесным образом посредством сознающей Божественной матрицы, которая служит инкубатором реальности. Совместными усилиями мы творим здоровье или болезни, мир или войну. Нелегко принять эти истины, открытые современной наукой. В этой простой истине мы можем почерпнуть силы для исцеления и выживания.
Работы Невилла обращают наше внимание на один важный момент: самая большая ошибка — искать причины наших жизненных успехов и неудач где-то вне нас самих. Невилл делится с нами большой тайной: «Великое заблуждение человека состоит в том, что он ищет причины чего бы то ни было вне сознания»3. Какой вывод мы можем из этого сделать? Ответ прост.
Ключ 6: У нас достаточно силы, чтобы произвести в мире любые изменения. Эта сила заключена в нашем сознании!
Мир подвластен нам настолько, насколько мы способны сфокусировать силу своего осознания в нужный момент в нужном месте. В своей книге «Сила осознания» Невилл подтверждает этот тезис множеством примеров из жизни.
Одна из приведенных в книге Невилла историй запомнилась мне на долгие годы. У двадцатилетнего молодого человека обнаружилось редкое сердечное заболевание.
Врачи говорили, что он скоро умрет. Молодой человек был женат и у него было двое маленьких детей, к нему с уважением и любовью относились окружающие, — словом, у него были все основания прожить долгую и счастливую жизнь. К тому моменту, когда Невилла попросили побеседовать с ним, он совсем исхудал и походил на скелет. Молодой человек был настолько слаб, что не мог говорить. Он лишь кивал головой, когда Невилл рассказывал ему о силе убеждений.
С точки зрения нашего участия в динамичном процессе мироздания, каждая проблема может решаться только одним способом — благодаря изменениям в сознании. Помня об этом, Невилл попросил молодого человека представить, что исцеление уже произошло. Как говорил поэт Уильям Блейк, грань между воображением и реальностью очень тонка: «Человек есть воображение». Подобно физику Дэвиду Бому, считавшему, что мир — это проекция событий с более глубоких уровней реальности, Блэйк писал: «Все, что принадлежит тебе, хотя и мнится внешним, находится внутри, в твоем воображении, слабой тенью которого предстает перед нами сей бренный мир»4.
Фокусируя сознание на объектах, порождаемых нашим воображением, мы тем самым даем этим объектам жизнь, позволяющий им прорваться из воображаемого мира в реальность. Невилл пишет: «Я предложил ему: вообрази удивленное лицо доктора, обнаружившего, что ты выздоравливаешь вопреки всем прогнозам и здравому смыслу, выкарабкиваешься из тяжелейшего заболевания. Представь, как он вновь и вновь осматривает тебя и бормочет: "Чудо, это настоящее чудо"»5. Думаю, вы уже догадались, к чему я веду. Молодой человек и вправдv пошел на поправку. Спустя месяц Невилл получил письмо, в котором говорилось, что тот выздоровел, и впоследствии встречал его в добром здравии, наслаждающегося жизнью и заботящегося о любимой семье. Секрет был прост: послушавшись Невилла, молодойчеловек, вместо того чтобы желать исцеления, стал жить так, будто он уже выздоровел. Вот способ переноса желаемого из воображения в повседневную реальность — нужно просто почувствовать, что наши мечты уже воплотились, желания исполнились и молитвы услышаны. Именно так мы оказываемся во Вселенной,которую Уилер называет «Вселенной со-участия».
Жить исходя из результата
Есть трудноуловимая, но очень существенная разница между тем, чтобы прилагать усилия для достижения результата и чувствовать результат. Стремиться к результату — значит двигаться по дороге к нему.
Мы видим на этой дороге верстовые столбы, последовательно решаем задачи, как будто приближающие нас к: цели, однако в нашем сознании она все время где-то впереди, а не здесь и уже. Вот почему так важны советы Невилла: «Войти в образ желаемого; мыслить, исходя из осуществленного желания».
Хороший пример того, как действие сознания реализуется в физическом мире, можно найти в древних школах боевых искусств. Думаю, вам приходилось видеть, как мастера этих школ разбивают бетонные блоки или стопки досок. В момент удара они сосредоточиваются на осуществленном результате — точно так же как исцелившийся с помощью Невилла молодой человек.
Конечно, некоторые на потеху публике демонстрируют подстроенные и не требующие духовной практики трюки, но если все делается всерьез, ключ к успеху лежит в точке приложения внимания. Когда мастер боевых искусств собирается разбить бетонный блок, он меньше всего думает о контакте собственной руки с его несокрушимой поверхностью и целиком сосредоточен на моменте совершенного действия — блок уже разломан, или, как в описанной Невиллом истории, — исцеление уже произошло.
Мастер концентрирует внимание на точке за бетонным блоком, и в результате твердость бетона становится вторичным фактором. Сознание мастера разворачивается от момента завершенного действия, а не вдоль сложности достижения результата. Этот простой пример раскрывает нам принцип эффективной работы сознания.
С чем-то подобным я столкнулся в юности. В возрасте двадцати лет мои жизненные интересы ограничивались работой на винном заводе и игрой в рок-группе. Но стоило мне отметить свой двадцать первый день рождения, как я неожиданно для себя начал заниматься йогой, медитацией, боевыми искусствами и бегом. И дальнейшем эти новые увлечения не раз выручали меня — когда моя жизнь давала изрядный крен. я хватался за них и они помогали мне обрести равновесие, Однажды в додзё (зал для занятий боевыми искусствами) я перед началом тренировки стал свидетелем такой СИЛЫ концентрации, какой не видел никогда за всю свою жизнь в Северном Миссури.
В тот день наставник вошел в зал и предложил нам попробовать нечто необычное — попытаться всем вместе,сдвинуть его с места, после того как он погрузится в глубокую медитацию. В нашей группе было вдвое больше парней, чем девушек. Мы окружили наставника и замерли в молчании. Он сел на татами, скрестив ноги, закрыл глаза, вытянул руки в стороны и изменил ритм дыхания. Помню, я внимательно наблюдал за тем, как его грудь поднималась и опускалась все медленнее, пока наконец не замерла, словно он вообще перестал дышать. Мы приблизились к наставнику и попытались сдвинуть его с места — поначалу довольно лениво, ведь задача казалась нам довольно простой. Потерпев неудачу, мы зашевелились и стали толкать и тянуть его как следует — безуспешно. Тогда мы изменили тактику, сгрудились с одной стороны и навалились на него всем весом. Но нам не удалось пошевелить даже его пальцы рук!
Спустя несколько мгновений он глубоко вздохнул, открыл глаза и улыбнулся нам: «Как? Я все еще сижу на этом месте?» Громкий взрыв смеха разрядил напряжение.
— Закрыв глаза, — рассказал нам наставник, — я погрузился в видение, похожее на сон, и оно стало реальностью. Я ярко представил себе, что сижу, зажатый двумя горами. Мои руки были прикованы к вершинам этих гор крепкими цепями. И вам, моим ученикам, это видение оказалось не по зубам, — добавил он иронично.
Слушая наставника, я понял, что он в тот момент каким-то образом распространил свое видение на нас. Этот замечательный человек дал нам ключ к силе, способной изменять мир. И чтобы овладеть этой силой, мы должны не просто реагировать на то, что с нами происходит, а осознанно выбирать все, что мы считаем нужным пережить.
Секрет в том, что наш наставник был прикован к вершинам гор в своем сознании. И пока он сам не снял с себя воображаемые цепи, ничто не могло сдвинуть его с места. Что ж, мы убедились в этом.
По мнению Невилла такое возможно только в том случае, если сделать «мечту фактом настоящего»6 и «почувствовать, что желание исполнено»7.
Итак, все просто. Но тогда почему мы испытываем трудности, когда пытаемся творить во Вселенной соучастия?