Использование более высоких состояний сознания для интерпретации сновидений
Арнольд Минделл
УЧЕНИК СОЗДАТЕЛЯ СНОВИДЕНИЙ
Использование более высоких состояний сознания для интерпретации сновидений
Arnold Mindell
Dreammaker’s Apprentice: Using Heightened States of Awareness to Interpret Dreams
Charlottesville, VA: Hampton Roads, 2002
Перевод с английского Александра Киселева
Научная редакция к. филос.н. Владимира Майкова
Предисловие
В этой книге я собрал воедино все мысли по поводу работы со сновидениями, появившиеся у меня за последние тридцать шесть лет практики. Она представляет собой дальнейшее развитие юнгианских, гештальтистских и процессуально-ориентированных методов работы со сновидениями, которые я использовал или разрабатывал сам. Основная идея книги состоит в том, что сновидения можно понять, тщательно наблюдая, как мы используем свое внимание, как мы движемся, и какой опыт мы переживаем в своих телах и в измененных состояниях сознания.
Новые методы, описанные в данной книге, основываются на моем исследовании взаимосвязей между психологией и физикой.[1]Моя последняя книга «Сновидение в бодрствовании» посвящена «Сновидению», то есть тонкому чувственному опыту,[2]из которого возникают все наши сновидения и переживания. В ней я показываю, что тонкие ощущения Сновидения предшествуют даже фантазии. Восприятие этих ощущений ведет к новым способам работы с телом и с проблемами отношений. В данной книге я рассказываю о том, как опыт этих тончайших ощущений приводит к новым теориям и методам работы со сновидениями.
Я благодарен своему учителю в области работы со сновидениями — К.Г. Юнгу — за его отважную способность видеть в сновидениях смысл. Я не был знаком с ним лично, но я регулярно вижу его в своих снах. Спасибо Барбаре Ханна, которая научила меня видеть мимолетные события сновидений. Она посоветовала мне обратиться за помощью в истолковании самого сновидения к Марии Луизе фон Франц, одной из главных учениц Юнга. Мария Луиза была выдающимся специалистом по работе со сновидениями. Доктор Франц Риклин помог мне понять живой смысл сновидений.
Эти и многие другие учителя из юнгианского сообщества развивали идеи Юнга и показывали мне, как применять их на практике. Значительная часть их идей, равно как и идей самого Юнга, так и не была опубликована. Возможно, я неосознанно объединил их и его идеи со своими собственными представлениями, изложенными в данной книге. Я хочу поблагодарить всех этих учителей за их уроки и то влияние, которое они на меня оказали.
Моя предыстория
Впервые я познакомился с работой со сновидениями в Цюрихе, где изучал юнгианскую психологию в 1969 г. в Институте К.Г. Юнга. После открытия собственной практики в Цюрихе я, со временем, стал психоаналитиком юнгианской ориентации.
После завершения изучения психологии Юнга, я поступил в аспирантуру в Союзный Институт в Цинцинати, штат Огайо. В свободное время после занятий, по вечерам, в моей комнате стала собираться группа преподавателей и студентов, чтобы задавать мне вопросы о сновидениях, поскольку я был единственным, кто обладал знаниями и опытом в этой области. Тогда, в начале 70-х, среди преподавателей и студентов царила атмосфера крайнего энтузиазма; мы считали, что можем исследовать все, что угодно. В разгар этих напряженных ночных дискуссий я сделал открытие, которое стало решающим для моего собственного развития.
К своему удивлению, я обнаружил, что для того, чтобы быть хорошим толкователем сновидений, вовсе не обязательна такая тщательная подготовка в области понимания сновидений и мифов, которую я получил. Я заметил, что сновидения можно понимать с помощью эмпирического подхода; то есть, обращая пристальное внимание на то, что переживает сновидящий, как он движется и говорит. Я обнаружил, что все время повторяю: «Замечайте, что делает процесс сновидения в теле в данный момент — как сновидящий сидит, что он говорит и какие чувства испытывает. Наблюдайте его тело, и вы поймете его сновидения!»
Вот это открытие! Сновидения случаются не только ночью. Даже когда человек не рассказывает сон, вы можете видеть, как сон пытается происходить прямо у вас на глазах в дневное время! Само тело сновидит! Я был так возбужден этой идеей, что написал книгу «Сновидящее тело», которая была опубликована в 1980 г.
Например, одна женщина рассказывала мне, что ей снилось, будто луна превратилась в глаз, которым она могла видеть. Умом я полагал, что означает сон — ей следует смотреть глазами лунного мира, мира сновидения. Ей понравилась моя интерпретация сновидения, но она не могла действительно прочувствовать, о чем я говорю. Более того, я сам, как следует, не знал, о чем я говорю! Что действительно означает «видеть глазом луны или сновидений»?
Так или иначе, я заметил, что моя клиентка зевает, и спросил, как для нее выглядит эта зевота. Она ответила: «Она вызывает у меня сонливость и мне хочется прилечь». Поэтому я последовал за этими побуждениями к отдыху и предложил ей: «Прилягте, позвольте себе отдохнуть». Она прилегла и расслабилась, и затем сказала: «Я грежу… ага! Теперь я знаю, что означает видеть глазом луны». Она поняла свой сон, так как ощутила, как это мечтательное состояние превращается в «сновидный» способ смотреть на мир. Ее тело «сновидело»; оно, так сказать, пребывало в «ночном», «лунном» состоянии.
В моей первой группе изучения сновидений все восхищались этим новым подходом — все, кроме одной женщины, сидевшей в углу; ее лицо было настолько закрыто волосами, что она едва могла видеть поведение человека, рассказывавшего свой сон. Когда я спросил ее, что она делает, чтобы так хорошо интерпретировать сновидения даже без внимательного наблюдения за сновидцем, она просто ответила, что следила не только за опытом сновидца, но и за своим собственным . Хотя в течение моей аспирантуры она каждый вечер приходила ко мне вместе с другими членами группы, я так и не узнал ее имени, так что сегодня не могу ее в достаточной мере поблагодарить. К тому, что я уже узнал, она добавила: чтобы понять сновидения другого человека, нужно следить за своим собственным опытом и/или опытом этого человека!
После того, как я получил степень доктора философии, моя цюрихская — юнгианская практика работы со сновидениями стала «работой со сновидящим телом», поскольку я включил в нее собственный эмпирический метод установления связи между опытом телесных симптомов и ночными сновидениями. Из этого родились две книги: «Сновидящее тело», посвященная, главным образом, исследованию телесного опыта, стоящего за символами, и «Работа со сновидящим телом», где речь идет об использовании каналов восприятия и процессуального мышления в работе с телом и со сновидениями.
К 1980 году я почувствовал ограниченность работы со сновидящим телом, и начал замечать, что спонтанные движения (вроде дрожи и подергивания) и телесные сигналы (например жесты рук и интонации голоса), которые возникают у людей во взаимоотношениях и групповых взаимодействиях, могут наблюдаться и в сновидениях. Иными словами, сновидения не только отражаются в телесных симптомах, но могут проявляться в непроизвольных телесных сигналах. Это привело меня к написанию книги «Сновидящее тело во взаимоотношениях».
Я с радостью включил в свою работу, которую я сегодня называю процессуальной работой или процессуально ориентированной психологией, идеи буддистских учителей медитации, описанного Карлосом Кастанедой учения шамана Дона Хуана Матуса, а также таких мистиков, как Говард Турман. Эта работа имеет широкий спектр применений, внешние границы которого мы еще только исследуем.
Таким образом, данная книга основана на широкой практике установления связи между сновидениями отдельных людей и их телесными переживаниями, а также опытом взаимоотношений и групповых взаимодействий. Работа с людьми разных национальностей, сексуальных ориентаций, рас и религий, во всех вообразимых состояниях здоровья, помогла мне значительно расширить восприятие того, что следует считать «нормальным», по сравнению с моими первоначальными, более узкими представлениями, типичными для гетеросексуального белого американца, представителя среднего класса.
Выражение признательности
Помимо уже упомянутых учителей, друзей и клиентов, в то, что я знаю о сновидениях и работе с ними, внесли вклад и многие другие люди. Спасибо вам, тысячи сновидцев, за то, что вы помогаете мне учиться работе со сновидениями.
Я хочу поблагодарить Майка Мёрфи и Эсаленский Институт в Калифорнии, пригласивших нас с Эми в 1987 г. на роль «штатных» учителей. Моя подготовка в области гештальттерапии и интерес к ее практике в Эсалене чрезвычайно помогли мне в понимании сновидений.
Я признателен шаманам Гериами и их племенному сообществу в Кении, показавшим мне живую жизнь сновидений, а также австралийским аборигенам и их целителям, которые работали со мной, за то, что они позволили мне пережить опыт Времени Сновидений. Такие группы коренных американцев, как племя хайда на острове Королевы Шарлотты в Канаде, помогали мне исследовать и понимать Великий Дух в сновидении.
Я очень многое узнал о сновидениях от мастера дзен Кейдо Фукушимы из Киото и из сочинений других буддийских учителей. На раннем этапе своей работы я получал огромную поддержку от Свами Муктанады. Кроме того, я многим обязан учениям Шри Рамана Махарши. Без этих учителей я бы чувствовал себя одиноким в своих исследованиях недвойственного опыта, скрытого за сновидениями.
Я благодарен Маргарет Райян за понимание и редакторскую работу, а также Мэри Макойли и Хайке Споддек за окончательную доводку книги. Многие полезные предложения исходили от Джулии Даймонд, Райни Хаузера, Джона Джонсона, Джорджа Мекоуча, Дона Менкена и Карла Минделла. Своей теперешней формой эта книга обязана поистине вдохновляющему влиянию Ричарда Левитона из издательства «Хэмптон Роадз».
Я с огромным удовольствием благодарю своего партнера во всем, Эми Минделл. Эми прорабатывала каждый абзац этой книги и вместе со мной вела курсы работы со сновидениями в различных странах мира. Что бы я не сказал о ней, этого будет недостаточно для того, чтобы передать, какое значение она имеет для меня вообще, и для обобщения идей в печатной форме, в частности. Материал, который изложен в этой книге, был результатом нашей долгой совместной работы над сновидениями и экспериментов друг с другом и с сотнями других людей.
Часть 1. Самостоятельная работа со сновидениями:
Тайна и смысл сновидений
Я хочу узнать мысли Бога, все остальное — детали.
Альберт Эйнштейн
Когда я был ребенком, мои родители брали меня на побережье, где я любил наблюдать, как океанские волны обрушиваются на пляж. Когда я спрашивал, что делает эти волны такими большими, никто не мог мне ответить. В возрасте пяти лет я думал, что движение волн должно быть вызвано ветром. Однако в тот день, когда я задавал этот вопрос, никакого ветра не было. Отец объяснил мне, что океанские волны, в основном, вызывает не ветер, а действие на Землю тяготения Луны. Что за мысль! Когда Луна движется вокруг Земли, она, так сказать, «тянет» воду и создает волны — даже когда нет никакого ветра!
Эта история о невидимом притяжении Земли Луной снова пришла мне на ум, когда я начал задумываться над тем, откуда берутся сновидения. Как и океанские волны, сновидения кажутся обусловленными преходящими проблемами обыденной реальности (вроде ветра) и односторонним поведением нашего повседневного мышления. Однако, сновидения происходят не только от нашего одностороннего поведения, но также испытывают «тягу» того, что некоторые коренные народности называют «Великим Духом», Создателем сновидений,[3]или Сновидением.[4]Создатель сновидений подобен Луне — тому небесному телу в космическом пространстве, что влияет на каждого из нас, хотя мы не часто это осознаем. В этой книге я покажу, что на сновидение влияют как повседневная жизнь, так и ум Создателя сновидений — точно так же, как на океанские волны воздействуют и ветер, и гравитационное притяжение Луны.
Я буду предлагать упражнения и эксперименты, дающие нам доступ к этому невидимому уму Создателя сновидений и «притяжению», которое мы испытываем от тонких, обычно забывающихся измененных состояний сознания и мистических переживаний, постоянно происходящих с нами в течение дня и ночи. В этой книге рассказывается о том, как научиться переживать эти измененные состояния и использовать их для понимания смысла сновидений. Так все мы, каждый по-своему, можем узнать мысли Бога и смысл сновидений — Создателя сновидений.
Точно так же, как я, будучи ребенком, спрашивал, чем обусловлены волны океана, и как все мы в то или иное время задумывались над тем, что скрывается за сновидениями, Альберт Эйнштейн хотел познать Бога, стоящего за всей вселенной. Эйнштейн умер в 1955 г., но я могу представить себе, что если бы он был жив сегодня, то сказал бы: «Я хочу знать ‘мысли Бога’; познание ума Бога важнее всего остального, включая интерпретацию сновидений».
Согласно моей интерпретации математики квантовой физики,[5]повседневная реальность возникает из быстрых, воображаемых — виртуальных или сноподобных — взаимодействий между наблюдателем и наблюдаемым. Эти двусторонние сноподобные взаимодействия — я называю их «заигрываниями» (flirts) — необходимы для объяснения квантовой механики и того, как происходит наблюдение реального мира. Иными словами, то, что мы называем «вами» и «мной», отчасти представляет собой две взаимодействующих силы в невидимом мире. С точки зрения того мира нельзя с уверенностью сказать, кто кого наблюдает, как будто и наблюдаемый, и наблюдатель составляют часть ума Создателя сновидений, Ума Бога, мыслящего о Самом Себе.
Что означает эта интерпретация физики для работы со сновидениями? До сих пор, теории сновидений были по большей части независимыми от физических теорий. Теперь мы имеем начала теории и практики, которые связывают работу со сновидениями с повседневной физикой. Сновидения представляют собой описания виртуального мира, который так же, как квантовый мир, не поддается непосредственному измерению. Однако, мир сновидений можно переживать по опыту. Подобно невидимому миру математики квантовой механики, сновидения описывают взаимодействия между виртуальными сущностями, присутствующими всегда и повсюду. Все это можно сказать короче, используя научный жаргон: сновидения носят нелокальный и вневременной характер.
Что значит «нелокальный» и «вневременной»? Если мне снится медведь в лесу, то с точки зрения повседневной реальности, и медведь, и лес являются нелокальными и вневременными. Медведь и лес находятся повсюду и во все времена. Ранним утром, когда мне снится этот медведь, я нелокален и пребываю вне времени, однако, просыпаясь, я становлюсь Арни Минделлом в определенном месте и времени. Мой будильник говорит мне, что пора возвращаться из этой нелокальности и отправляться на работу в мой офис, находящийся в определенном месте.
Позднее в тот же день мой ночной сон о медведе внезапно может стать мне понятным, особенно, если я замечаю, как что-либо меня возбуждает. Когда я замечаю, что готов зареветь как медведь, то внезапно начинаю понимать: Ага! Этот медведь — аспект меня самого. Под пониманием сновидения я подразумеваю ощущение того, что его нелокальная природа вдруг становится локальной. В этот момент я понимаю, что нелокальный медведь из сна представляет собой часть моего повседневного «я».
Теория сновидений, связывающая психологию и квантовую физику, предполагает, что наши сновидения имеют нелокальную и вневременную природу. Когда мы их понимаем, бывший сновидец наблюдает сновидения в определенном месте и в определенное время в повседневной жизни. Понимание сновидений «реализует» их — например, тот медведь становится «реальной» частью меня.
Моя личная история
Позвольте мне рассказать вам часть моей личной истории, касающуюся того, как я заинтересовался работой со сновидениями. Моим первым опытом психотерапии был замечательный сеанс с Марией Луизой фон Франц, психоаналитиком юнгианской традиции из Цюриха. В то время я был двадцатилетним американским студентом, проводившим свой первый год обучения в Цюрихе. В свои первые недели там я каждую ночь просыпался от поразительных сновидений. Однажды утром один из моих однокашников посоветовал мне посетить «старую ведьму» — юнгианского аналитика — жившую вблизи Цюрихского озера. По его словам, она должна была знать, как быть с моими сновидениями.
Нервничая, я отправился на свой первый психотерапевтический сеанс, который должен был проходить в старом доме, казавшимся повисшим над озером. Я задавался вопросом, кто будет эта «ведьма», и был удивлен, увидев Марию Луизу фон Франц, которая тепло приветствовала меня в дверях. Она была вовсе не ведьмой, а дружелюбной женщиной средних лет, австрийско-швейцарского происхождения, одной из главных последовательниц Карла Густава Юнга.
Я сел и сразу же рассказал ей о своей проблеме: мне снилось слишком много удивительных и странных снов. Она выслушала меня и затем попросила рассказать ей один из моих снов. Не зная ничего о психологии Юнга, я нескромно спросил, зачем ей вообще думать о сновидениях. Разве нельзя выяснить, что со мной не так, просто путем физического обследования? Она терпеливо ответила на мой дерзкий вопрос, сказав, что метод, который лучше всего известен ей в настоящее время, состоит в том, чтобы задавать вопросы о самих сновидениях. Она объяснила, что в сновидениях может проявляться «бессознательное», подсказывая мне, как мне следует жить.
Я продолжал настаивать, что сновидения не могут быть единственным способом понять меня. Почему не обращаться прямо к самому «бессознательному»? Мои занятия прикладной физикой заставляли меня считать, что сосредоточиваться на сновидениях вовсе не обязательно. Разве она не может понять мою проблему, глядя на мое тело, на физического меня, сидящего перед ней? Она смиренно ответила, что не знает, как это сделать, и что подход к бессознательному с точки зрения физики — это то, что мне следует сделать частью своих исследований. Она сказала, что кое-кто по имени К.Г. Юнг заинтересовался бы подобным подходом, но он умер всего несколько недель назад.
Действительно К.Г. Юнг умер 7 июня 1961 г. Его чрезвычайно интересовало взаимоотношение между сновидениями и физической реальностью. На самом деле, он посвятил последние годы своей жизни исследованию связей между психологией и физикой вместе с лауреатом Нобелевской премии, физиком Вольфгангом Паули. Незадолго до смерти, Юнг просил фон Франц продолжать его исследования. После того, как я стал вести себя менее нескромно, она подробно говорила со мной о его и своих новых идеях относительно чисел, синхронности, психологии и физики. Со временем наши отношения стали многоуровневыми. Она была моим терапевтом, но, кроме того, я был ее другом и опорой в работе, которую она проводила. (В то время еще не было известно понятие «двойственных отношений» — то есть, отношений, включающих в себя множественные роли, как-то, терапевт, клиент, друг, помощник в исследованиях и т. д.). Так или иначе, она, в конце концов, написала книгу о единой основе психологии и физики под названием «Число и Время».[6]
Из этих ранних бесед с фон Франц выросли мои исследования в области процессуальной работы или, как ее также называют, процессуально-ориентированной психологии. Я отвечал на свой собственный вопрос — Зачем рассматривать сновидения для понимания бессознательного? — проводя исследований, которые легли в основу моей первой книги «Сновидящее тело», вышедшей в 1982 г.[7]В ней я показывал, как можно видеть телесные проявления сновидений.
Эксперимент со Сновидением
Выберите время, расслабьтесь, и если вы не испытываете неудобства, закрывая глаза, то закройте их, чтобы проделать этот небольшой эксперимент.
Отмечайте в своем теле малейшую, едва ощутимую тенденцию к движению. После того, как вы ее ощутите, подчинитесь ей и позвольте своему телу двигаться в направлении этой тенденции. Например, если вы чувствуете тенденцию расслабить шею и позволить голове упасть, то подчинитесь этой тенденции и дайте ей упасть. Если вы чувствуете, что ваши руки имеют тенденцию вытянуться, то подчинитесь этой тенденции, дайте ей «развернуться», то есть, выразить себя.
Замечайте, как и куда вы двигаетесь, и обращайте внимание на фантазии, связанные с движениями, которые вы совершаете. Например, если вы обнаруживаете тенденцию встать, то встаньте и отметьте, что вы переживаете и фантазируете относительно вставания, или «занятия позиции».
Я хочу сказать, что тенденция двигаться в том или ином направлении обусловлена силой Сновидения. Замечая Сновидение и Его тенденции, вы замечаете истоки своих сновидений. Иными словами, переживаемые вами тенденции, предшествующие вашим движениям (а также вашим словам и всему остальному, что вы думаете и делаете, включая ваши сновидения), могут прямо или косвенно обнаруживаться в рисунке ваших ночных снов. Сновидение лежит в основе снов и ваших тенденций двигаться. Сновидение лежит в основе самой жизни.
Помните женщину, о которой я упоминал в Предисловии — ту, что увидела во сне, как Луна стала глазом, и она могла им видеть? Вспомните, что она поняла свой сон, заметив тенденцию своего тела зевнуть и расслабиться. Другими словами, Сновидение, тенденции и побуждения расслабиться, вводили ее в ночной или «лунный» мир, из которого она могла наблюдать реальность. Затем она пережила смысл своего сновидения, где Луна стала глазом, которым она могла видеть. Смысл сна для нее состоял в том, чтобы смотреть на мир из расслабленных, сноподобных, туманных состояний сознания — глазом Луны.
В самых ранних фазах тенденции зевать и расслабляться просто случались; она переживала их как простую усталость. Однако, когда подобные тонкие тенденции остаются незамеченными, они, судя по всему, усиливают сами себя и могут становиться телесными симптомами.
То, каким образом тенденции усиливают себя, по видимому, соответствует общему описанию квантовых феноменов (в физике), которые усиливают и отражают себя, становясь реальными, а также феномена Сновидения (в традициях аборигенов и личном опыте), которое стремится проявиться в реальности. Например, через несколько недель после сновидения о Луне, упомянутая женщина внезапно потеряла сознание и упала на пол, причинив себе легкие ушибы. Видение глазом Луны было символическим выражением тенденции, которая пыталась развиться в течение некоторого времени и, в конце концов, проявилась в виде обморока.
Суть здесь в том, что осознание тенденций позволяет вам переживать мысли Бога, силу Создателя сновидений, и разум, скрытый за снами и симптомами. Исходя из моего опыта, представляется, что осознание таких тенденций может помогать и избавлению от некоторых симптомов.
Узелки на память
1. Источником ваших снов и повседневной реальности может быть ум Бога, или Сновидение.
2. Чтобы переживать этот источник, вам нужно сосредоточиваться на самых неуловимых тенденциях в своей повседневной жизни. Тогда вы осознаете, что работа над сновидениями означает познание Создателя сновидений.
История монахини
Позвольте мне познакомить вас с еще одной моей клиенткой — деловой женщиной сорока с лишним лет, которая консультировалась со мной по поводу хронической усталости. Когда я спросил о ее сновидениях, она рассказала, что ей снилась монахиня по имени Энн. В сновидении моя клиентка была ребенком, и Энн была к ней очень чуткой и доброй.
По словам моей клиентки, Энн была очень скромной женщиной, «связанной с Богом». Моя клиентка поняла этот сон так, что ей следует быть менее экстравертной и более обращенной внутрь себя в обыденной жизни, что она должна быть больше похожа на Энн, которая представляет собой одну из ее «теневых» фигур. Она сказала, что чувствует в поведении Энн образец того, как ей следует заботиться о себе и относиться к себе по-матерински.
Эта интерпретация удовлетворила нас обоих, но чтобы проверить ее, я попросил свою клиентку заметить, что она переживает в данный момент нашего сеанса. Она сосредоточилась, немного помедлила, и затем сказала, что ощущает «нечто странное, нечто вроде легкого напряжения в челюстях и горле». Она сказала, что в действительности не замечала этого ощущения в горле до того момента, когда я задал ей вопрос. Она считала напряжение неважным, поскольку оно ей ни о чем не говорило. Она не могла уловить в этом напряжении содержание или смысл.
Я согласился, что напряжение, возможно, ничего не значит, но было бы забавно узнать о нем побольше, и потому предложил ей еще ненадолго сосредоточиться на этом напряжении. Тогда она сказала, что ощущает напряжение в горле так, будто ее челюсти «тянут что-то внутрь». Иными словами, она переживала это напряжение или спазм как ощущение втягивания в горле.
Проследив за этим ощущением втягивания, она сказала, что чувствует, как успокаивается и слышит «едва уловимый голос», который говорит: «Уйди в себя». Внезапно ее интеллектуальная интерпретация, что ей «следует быть менее экстравертной», обрела для нее то, что она назвала «телесным смыслом», поскольку, по ее словам, она «чувствовала и переживала взаимосвязанность со всем сущим». Она поняла смысл своего сна с точки зрения телесного процесса — напряженного горла — происходящего в данный момент.
(Рис. 4. Центральное место занимает Сновидение, а не конкретный сон . Надписи на рисунке, сверху вниз: Деловая и усталая; Энн, монахиня; Напряжение в горле; Ощущение втягивания).
Психологическая интерпретация сна о монахине сосредоточена на структуре повседневной жизни моей клиентки. Она была слишком деловой и эктравертированной, и нуждалась в установлении боле близкого, более преданного взаимоотношения с Богом. Согласно духовной интерпретации, ее «посетило» Сновидение, что «нечто странное, нечто вроде легкого напряжения» в ее челюстях или горле развертывает силу того, что американские индейцы, возможно, назвали бы «Великим Духом». С «Его» точки зрения, Оно выражает Себя и развертывается в этом мире как напряжение в горле моей клиентки, ее сон об Энн, и ее чувство усталости посреди деловой жизни.
Эмпирическое отношение к работе со сновидениями расширяет прежний психологический метод, который был готов довольствоваться интеллектуальным пониманием снов. Новая работа со сновидениями основывается на доступе к измененном состояниям сознании и их переживании. В прежних методах вы могли строить догадки или рассуждать об интерпретации сна. Одна интерпретация кажется правильной, но другая могла бы тоже быть верной. С новым методом мы имеем одну очевидную, не гипотетическую интерпретацию: ту, что вы воспринимаете и переживаете как происходящую в данный момент .
Определения
До сих пор я использовал несколько терминов. Чтобы гарантировать, что мы понимаем друг друга, позвольте мне сказать, что я имею в виду, употребляя определенные термины, в том числе, те, в которые входит слово «сновидение».
Сновидение— это источник снов; Сновидение для снов — это то же самое, что семя для растения. Сновидение налицо до того, как вырастает растение. Сновидение представляет собой чувственный, дословесный опыт. В то время как сон, происходящий из Сновидения, обладает частями и картинами, большинство из которых понятны и допускают описание, Сновидение гораздо менее дифференцировано. Это разновидность невербального знания, своего рода чувство или ощущение, которое имелось до образов или действий — чувство, выражающееся в терминах психологических частей и их взаимоотношений друг с другом.
Осознанное сновидение, или осознанностьимеет место, когда вы замечаете тенденции Сновидения, случающиеся в повседневной жизни. Вы ощущаете тенденции еще до того, как осознаете образ или вербализуемое содержание. В Сновидении нет никаких частей или картин; однако, если вы Его осознаете, то есть, если вы обладаете осознанностью, то можете развертывать Его ощущение или предрасположенности, или тенденции в картины, движение, танец или все что угодно еще.
Страна грез— это мир, где Сновидение в первый раз проявляется в конкретной форме, такой как дуалистический мир снов, движение, танец, образы, острая или тупая боль в теле, и так далее.
Сны(или сновидения) — это вербализуемые утверждения относительно запомнившегося, но обычно непреднамеренного опыта ночи или дня, как правило, содержащего конкретные образы, звуки, телесные ощущения, запахи и т. п. Сны представляют собой первые, поддающиеся формулировке, размышления вашего повседневного ума о почти не формулируемом опыте Сновидения. Сны включают в себя образы, снившиеся вам ночью, или те первые утренние воспоминания о ночи, песню, настроение, фразу, или фантазию, которые у вас были утром при пробуждении. К снам (или грезам) также относятся внезапные страхи, чувства и идеи, беспокоящие ваше внимание в течение дня.
Работа со сновидениямисоотносит воспоминания Страны грез — а именно, картины, образы, фантазии и телесные переживания — со всем остальным вашим опытом, то есть, с повседневной реальностью и Сновидением.
Работа со сновидениями соотносит сны с обыденной реальностью . Работа со сновидениями связывает образы сновидений с вашей личностью, с вашим возрастом, здоровьем, финансовым и общественным положением, и так далее.
Работа со сновидениями соотносит сны с другими событиями в Стране грез . Работа со сновидениями связывает сны со спонтанными, непреднамеренными картинами, чувствами и мыслями. Например, она связывала воспоминание сна об Энн с (непроизвольным) напряжением в горле.
Работа со сновидением соотносит сны со Сновидением . Например, в предыдущем обсуждении сна о монахине работа со сновидением состояла в соотнесении ночных картин, как то, образа Энн, с восприятиями ощущений и невербальных чувств, имевших место в момент настоящего.
Процессуальная работа— более общий термин, чем работа со сновидениями. В то время как работа со сновидениями сосредоточивается на ночных снах, процессуальная работа сосредоточена на процессе сновидения, который происходит день и ночь в отдельных людях, парах, больших группах, а также в людях, находящихся в коме, в околосмертных, психотических или других крайних состояниях. Процессуальная работа — это уважительное отношение к непреднамеренному и неизвестному во всех каналах.[16]
Сновидят все
Включение сферы Сновидения даст мне возможность в последующих главах распространить применение работы со сновидениями на людей, которые не помнят снов или не интересуются тем, что им снилось прошлой ночью.
Теперь мы знаем, что сновидят все. Исследования людей в состоянии сна показали наличие «быстрых движений глаз» (REM или БДГ): мелких движений глазных яблок, возникающих когда человеку снится сон. Когда людей будил в период таких БДГ, они сообщали, что видели сны. Судя по всему, младенцы и люди в околосмертных состояниях также сновидят, поскольку у них, как и у всех остальных, проявляется БДГ-активность. В той же мере нам известно, что сны снятся собакам. Моя собака обычно облизывала губы, когда видела сон; проснувшись, она выскакивала наружу, чтобы схватить косточку, которую я для нее оставил. Кошки тоже видят сны. Возможно, сновидят все животные. Я полагаю, почти все, что дышит, является Сновидением и имеет сны.
По видимому, для сновидения не существует возрастных ограничений; мы сновидим на протяжении всей жизни.
Еще никто не сумел точно сказать, что такое сны. Я потратил много сил, пытаясь найти удовлетворительное определение снов или работы со сновидениями в литературе. В крупном книжном магазине большого города можно купить около 150 книг о сновидениях. Но оказывается, что ни в одной из них не говорится о том, что такое сновидение. Для меня было большой неожиданностью, зайдя в книжный магазин Пауэлла (самый большой в Портленде, штат Орегон) обнаружить, что некоторые книги по работе со сновидениями ссылаются на мое определение того, что такое сны. До сих пор я не мог дать такого определения, и потому был удивлен, что меня цитируют как авторитет в этой области. На мой взгляд, это служит указанием на то, что несмотря на древность работы со сновидениями, о ней все еще мало что известно. У нас есть разнообразные методы работы со сновидениями, но мало фундаментальных знаний об их психофизической природе.
Как я говорил в главе 1, непознанное можно рассматривать с многих точек зрения — с позиций даосизма, буддизма, индуизма, представлений коренных народностей, иудео-христианской и мусульманской традиций, и мистических традиций, имеющих параллели в квантовой физике и современной психологии.
В жизни наших предков Сновидение и непознанное занимали центральное место. Для большинства из нас, живущих сегодня, центральное место в жизни принадлежит нашей обычной личности в повседневной реальности консенсуса. Наша обыденная самотождественность имеет огромное значение, но она неразрывно связана со всем, что мы делаем, с успехами и неудачами, и с нашими повседневными мыслями и убеждениями. Интерпретация сновидений с этой повседневной точки зрения — это очень ценная работа, которая создает и находит смысл, поддерживая наш обычный способ понимания мира.
Понимание снов, основывающееся на восприятии едва уловимых тенденций, возникающем в измененных состояниях сознания, дает еще одну точку зрения относительно Ума Создателя сновидений. Эта точка зрения признает, что некая сущность или какой-то первоначальный туман спонтанно создает все остальные наши переживания, наблюдения и действия.
Теперь у нас есть как минимум две токи зрения на сновидения. Мы можем смотреть на вещи с нашей обычной точки зрения или с точки зрения Сновидения. Нам необходимо знать, какую точку зрения мы используем, на какую реальность мы настраиваемся. Отождествляться только с реальностью консенсуса утомительно и, в конечном счете, даже угнетает, поскольку в этом случае присутствует только половина нас. По мере дальнейшей тренировки осознания в нашем внимании будет происходить сдвиг, в результате которого оно постепенно отстраняется от повседневной реальности. Вы начинаете отождествляться с тем сверхъестественным и вызывающим благоговение источником — Сновидением — который делает жизнь все более стоящей, а сны — более понятными.
Узелки на память
1. Повседневная реальность, Страна грез и Сновидение представляют собой взаимопересекающиеся миры. Работа со сновидениями сосредоточивается на всех трех мирах.
2. Вы можете видеть мир со своей обыденной точки зрения или с точки зрения сущности Создателя сновидений.
Буддизм как процесс
Когда вы исследуете основные элементы своего осознания в медитации, то можете видеть, что ваш первичный процесс — то есть, ваша обычная личность, или «маленькое я» — в действительности представляет собой продукт осознания, а не его источник. Процесс осознания открывает, что Создатель сновидений создает множество видов выражений, одна из которых — это ваше «маленькое я», другая — ваша собака; к числу прочих относятся птицы на вашем заднем дворе и лужайка перед домом. Все, что вы называете своими способностями и своими проблемами, создается Им — внушающей благоговение внутренней творческой силой, которую я назвал «Создателем сновидений».
Возьмем следующий пример восприятия, которое происходило со мной в процессе пробуждения однажды утром в Портле<