В непроницаемой темноте слышится завывание метели.
В непроницаемой темноте слышится завывание метели.
В однообразном завывании устанавливается определенный ритм.
Этот ритм постепенно превращается в музыку, но не сразу, лишь после воя волков.
В рассеянном свете возникает белое пространство. Среди этой белой неподвижности неясными контурами проступают фигуры лежащих волков. Их пять.
К завыванию ветра и ритму примешивается иступленный волчий вой.
В центре, ближе к зрителям высвечивается фигура старого индейца. От его длинной трубки поднимается дым, но он не курит, кажется, что он дремлет.
Волки начинают свой танец.
ТАНЕЦ ВОЛКОВ.
Волки затихают и превращаются в неподвижные снежные контуры.
Тогда старый индеец поднимает голову. Остается только он один в слабом мерцающем свете, словно призрак. Все остальное пространство вновь погружается в темноту.
ЛЕДЯНОЕ БЕЗМОЛВИЕ. Бабам вабиска ип пит та! Бабам вабиска ип пит та! Так сказал человек, впервые увидев его. Смотрите, сказал он, какие белые клыки!
Старый индеец надолго затихает. Курит трубку. За его спиной неслышно возникает фигура Белого Клыка. Он озирается по сторонам, прислушивается, принюхивается. Ложиться чуть в стороне от старого индейца. Замирает. Индеец смотрит на волка.
ЛЕДЯНОЕ БЕЗМОЛВИЕ. Северная глушь не любит движения. Она ополчается на жизнь, ибо жизнь есть движение, а Северная глушь стремится остановить все то, что движется. Только они одни, волки и двигались в этой застывшей пустыне. Только в них была жизнь, и они рыскали в поисках других живых существ, чтобы растерзать их - и жить, жить! Цель жизни - добыча. Сущность жизни - добыча. Жизнь питается жизнью. Все живое в мире делится на тех, кто ест, и тех, кого едят. Это закон. И закон этот говорит: ешь, или съедят тебя самого.
За спиной старого индейца раздаются звуки борьбы, рычание, визг боли, выстрел, снова рычание и… внезапная тишина.
Откуда-то из темноты появляется Красавчик Смит. Он несет несколько деревянных изгородей с шипами на досках и расставляет их между Белым Клыком и зрителями.
ЛЕДЯНОЕ БЕЗМОЛВИЕ. Добро и зло воспринимаются простым существом очень просто. Добро есть все то, что прекращает боль, то, что несет с собой свободу и удовлетворение. Поэтому добро приятно. Зло ненавистно, потому что оно приносит беспокойство, опасность, страдание.
Свет со старого индейца убирается.
Слышится далекий гудок парохода.
1.
За изгородью лежит Белый Клык. Красавчик Смит осторожно перегибается через изгородь и протягивает руку, дразнит волка. Белый Клык рычит.
КРАСАВЧИК СМИТ. Чи! Чи! Тварь! Тихо у меня, волк! (Внезапно шепотом, как если бы рассказывал большую тайну.) Ты мой золотой…. Знаешь, Белый Клык, это хороший год, мой год. Одна тысяча восемьсот девяносто восьмой. Здесь много золота, гораздо больше, чем на Клондайке и ты мне поможешь его добыть… Меня прозвали Красавчиком Смитом и, скажу, меня многие здесь бояться. Как и тебя. Но ты должен бояться меня. Только меня. Солидная пара, а? Я восхищаюсь, волк, твоей отчаянной удалью, ты, прибежище силы и ярости. Ты моя душа… Я много за тебя отдал, много. И, надеюсь, ты вернешь мне все сполна… и даже чуточку больше! (Смеется.)
Белый Клык затихает. Ложится. Появляется Старый Индеец. Локальный свет на него и волка.
Серый Бобр уходит в темноту. Белый Клык вздрагивает во сне. Поскуливает.
Звуки ночи. Над Белым Клыком стоит старый индеец. Выходит из темноты Серый Бобр. В руках у него кусок мяса. Серый Бобр садится на корточки и спокойно ждет, пока Белый Клык подползет к нему извиваясь и опасаясь удара. Серый Бобр отламывает кусок мяса и протягивает Белому Клыку. Тот осторожно берет кусок, и ложиться у ног Серого Бобра.
СЕРЫЙ БОБР. Ты мог уйти в лес и остаться там. Ты сам подошел к теплу моего костра и взял мою пищу, Белый Клык. Отныне ты не дикий волк. Ты признал волю человека.
5.
ЛЕДЯНОЕ БЕЗМОЛВИЕ. Если где и было настоящее царство ненависти, так это здесь, в клети у Красавчика Смита.
Появляется Красавчик Смит. Он слегка пьян. В руках у него рогатина. Белый Клык при появлении человека немедленно вскакивает на ноги. Рычит.
КРАСАВЧИК СМИТ. Скоро молва о тебе достигнет самых дальних уголков Клондайка. И ты должен доказать всем, что ты бойцовский волк. Дьявол!
Показывает на него пальцем. Белый Клык немедленно приходит в ярость. Этот момент не ускользает от внимания Красавчика. Он проверяет его еще и еще раз. При этом добавляет смех.
КРАСАВЧИК СМИТ. Так! Так! Куси! Злее! Дьявол!Ты покоришься мне, клянусь своей красотой. Ты станешь скулить при виде меня…
В процессе травли волка Красавчик на секунду теряет контроль и подходит слишком близко к Белому Клыку. Тот сбивает с ног человека. В страшной панике, визжа, как ребенок, Красавчик отползает на животе на безопасное расстояние. Долго лежит не шевелясь.
КРАСАВЧИК СМИТ. Я тоже не выношу, когда надо мной смеются. Я могу убить. Могу. Я теряю всякую власть над собой, когда слышу смех в свою сторону. В глазах белеет…белеет! Тот, кто видел меня в ярости, тот уже не называл меня Красавчиком, тот называл меня Бешенным. Как я ненавижу их смех! Их всех! Как я ненавижу их всех за их оскаленные рты!
Красавчик вскакивает, хватает рогатину, прижимает ей Белого Клыка к полу и начинает бить ногами.
КРАСАВЧИК СМИТ. Я заставлю тебя также ненавидеть всех! В тебе должна жить одна ненависть, свирепая, всепоглощающая. Ты должен стать врагом всего, что видишь вокруг! Как я! Как я! Ненавидь свою цепь! Свою жизнь! Людей! Их собак! Их смех! Эти доски! Этот воздух! Одна ненависть должна жить в тебе! Или ты не будешь жить сам! Ты должен драться и побеждать!
Красавчик, обессилев, отходит в сторону.
6.
Красавчик Смит входит в клетку. В руках у него палка.
КРАСАВЧИК. Волк! Сегодня твой день. Не подведи меня. Ну, ну, тихо… Не то так отделаю палкой…
ПЕРВЫЙ ГОЛОС. Тим Кинет! Тим Кинен!
ВТОРОЙ ГОЛОС. Это тот, который привез с собой настоящего бульдога?
ТРЕТИЙ ГОЛОС. А разве есть не настоящие бульдоги?
ВТОРОЙ ГОЛОС. Есть. Так же, как и не настоящие волки.
В освещенное пространство входит ТИМ КИНЕН, рядом с ним простодушный Чероки. Белый Клык бросается на собаку, но внезапно останавливается.
ТИМ КИНЕН. Взять его, Чероки!
ГОЛОСА В ТОЛПЕ. Взять его, Чероки! Всыпь ему как следует! Взять, взять его!
КРАСАВЧИК. Что оробел, Клык? Перекуси этот бесхвостый обрубок!
ТИМ КИНЕН. Чероки просто не видит в вашем волке противника, он ищет настоящего бойца.
КРАСАВЧИК. Он нашел свою смерть. Вы хоть попрощались со своим уродцем?
Появляется старый индеец.
ЛЕДЯНОЕ БЕЗМОЛВИЕ. Добро и зло воспринимаются простым существом очень просто. Добро есть все то, что прекращает боль, то, что несет с собой свободу и удовлетворение. Поэтому добро приятно. Зло ненавистно, потому что оно приносит беспокойство, опасность, страдание.
СКОТТ. Я знаю, что ты здесь, Белый Клык. Я слышу тебя.
Рядом с индейцем возникает фигура волка. Он рычит.
СКОТТ. (Очень ласково.) Я знаю, Белый Клык, сколько тебе пришлось вынести, я спрашивал людей. Жизнь научила тебя многому. Драться. Ненавидеть. Бояться. Я бы очень хотел, чтобы ты забыл свою прежнюю жизнь. Ты умный пес, ты должен разобраться во всем сам. Ты дитя Северной Глуши, не знающей пощады и ненавидящей все вокруг. Чтобы жить, да. Верно. Но когда-то должно начаться все другое, нечто иное. И тоже, чтобы жить. Но… с любовью в сердце. Я говорю глупости, Белый Клык, какая может быть любовь в волчьем сердце… Но ведь это возможно…
Скотт встает и подходит к Белому Клыку. Протягивает руку. Белый Клык прижимается. Рука касается его и начинает гладить.
СКОТТ. Жизнь обработала тебя слишком усердно, она ожесточила тебя, превратила в свирепого бойцового волка. Этот волк никого не любил и никто не любил его. Ты не можешь выпрыгнуть из собственной шкуры и надеть другую. Я знаю. Только человек может помочь тебе. И если ты доверишься мне, то… Я хочу вознаградить тебя за все то, что тебе пришлось вынести. Я хочу искупить грех других. Это дело принципа и совести. Люди в долгу перед тобой, а долги надо отдавать.
СКОТТ. Принеси-ка, приятель, лучше хорошего мяса. Не мешало бы кое-кому подкрепиться.
Индеец уходит. Скотт склоняется над волком.
СКОТТ. Как это он тебя обозвал беспомощной рыбой, Белый Клык. Это не так, друг. Мы же с тобой взрослые ребята, верно. Нам не следует по щенячьи вилять хвостами. Знаешь, Клык, мне тоже иногда хочется спрятать голову кому-нибудь под руку. Но мы не дохлые рыбы на снегу.
Скотт уходит.
СЕВЕРНОЕ БЕЗМОЛВИЕ. Бабам вабиска ип пит та. Северная глушь отпускает тебя, волк. Я сказал.
8.
В непроницаемой темноте слышится завывание метели.