Проживание как сцепление событий
Мы читаем замечательные призывы и пожелания жить сознательной жизнью, проснуться, вспомнить, но ничего не происходит, это не становится событием нашей индивидуальной жизни. По одной простой причине, если принять эту концепцию, то уже ничего нельзя ляпнуть, если ляпнул, то придется принять последствия. Так встает с другой стороны все тот же вопрос: а хочет ли человек быть собою, а не прятаться в Мы ? Выясняется, что не очень хочет, потому что личная ответственность воспринимается как система наказания, не как личная, а как требуемая извне.
Посыл в том, чтобы быть ответственным, потому что это личное намерение, а не потому, что так велели, рекомендовали, или там шеф так сказал, господь бог так распорядился, – нет, просто потому что личное! Он может возникнуть только в связи с иным ви́дением своей собственной жизни.
Границы любой ситуации – это два события: исходное событие, которое породило эту ситуацию, и конечное событие, которое изменило эту ситуацию на другую. Вы родились – это породило ситуацию вашей жизни, вы умерли – закрылась ситуация. Дальше новая ситуация – мир без вас.
Также можно отнестись к внутренним ситуациям и к внутренним событиям. Возьмем знаменитый призыв: человек должен развиваться, совершенствоваться, самосовершенствоваться… Что это означает? Что такое «развиваться»? Это значит изменяться. А что означает измениться? Это значит изменить одну ситуацию на другую. А как изменить одну ситуацию на другую? Должно произойти определенное событие.
Теперь посмотрим на так называемый внутренний мир. У большинства цивилизованных людей внутри джунгли. Где там исходное событие? Теоретически исходное событие внутренней жизни – это ваше первое воспоминание о себе. Когда вы первый раз вспомнили себя, то есть «я – это не то, что другие; то, что во мне, – это не то, что снаружи», – когда вы это первый раз пережили, если это уже случилось, то это исходное событие внутренней жизни.
Но если это случилось один-единственный раз и пока больше вас не тревожило, то никакого развития за это время не произошло, ситуация все та же. Если вы за это время забыли про себя внутреннего, то это второе событие. Вы как внутренний человек уже умерли. Сейчас пока у вас фаза отсутствия, или, красиво говоря, вы заснули. В следующий раз, когда вы проснетесь, это будет следующее воплощение. А теперь представьте, что ваша внутренняя жизнь настолько незабываемая для вас, что каждое утро – это новое воплощение в мире внутренней жизни.
Внутренний мир гораздо пластичнее внешнего. Он менее достижим для давления внешних, особенно социальных обстоятельств. Внутренний мир подчинен вам гораздо больше, чем внешняя жизнь. Изменения, в нем происходящие, совсем не обязательно заметны для окружающих. А это означает, что время внутренней жизни и пространство внутренней жизни может быть действительно вашим временем бытия, индивидуальным временем проживания .
Мы имеем возможность заполнить свою внутреннюю жизнь таким количеством событий, которое наше внутреннее время может довести в пределе, сегодня известном, до десяти тысяч единиц по отношению к конвенциональному времени. Теоретически на базе сегодняшних знаний о деятельности мозга и на базе того, что мы можем прочитать в экспериментальной психологии древних и не совсем древних, десять тысяч событий с секунду – это наш ресурс времени проживания.
Повседневная жизнь настолько проста, что никаких таких особых способностей от человека не требует, поэтому время от времени всплывает эта тема в средствах массовой информации: «Что делать людям с выдающимися способностями?» Не нужны они. Ни человек, который умеет считать со скоростью компьютера, ни человек, который приклеивает себе на грудь двести килограммов, как живой магнит, – не нужны. В цирке и то уже вакансий нет на эту тему, так уже конкурс…
А для внутренней жизни все это нужно, чтобы жить максимально интересно и содержательно внутри себя.
Внешний и внутренний хронотопы могут принципиально не совпадать. И при этом адекватность не препятствует реализации, а реализация не препятствует адекватности. Это основа эффектологии, от слова «эффективность» а не «эффектно». Работая над пространством-временем своей внутренней, субъективной реальности, мы увеличиваем объем проживания, что, естественно, повышает мотивацию самореализации. Потому что внутри много, хочется это объективизировать, вынести наружу… Переполненность внутренняя совершенно не мешает адекватности самореализации, то есть ее внятности, членораздельности, дикции поведения и так далее.
Если правильно выбрать, правильно, в смысле технологически удобно, единицу времени персональной жизни, то у вас появляется не фантом линии жизни, а динамика: событие порождает ситуацию, событие закрывает ситуацию, порождает новую ситуацию – сцепление событий. Воспринимая так пространство-время своей индивидуальной жизни, вы для себя самого становитесь провидцем и прорицателем. Вы не придумываете – вы видите, куда движется ваша жизнь, еще раньше, чем это произойдет, и поэтому можете влиять, изменив сцепление событий, изменив ситуацию, породить событие, которое изменит ситуацию, если она вас не устраивает.
Научившись видеть ситуации и сцепления событий, вы получаете возможность видеть структуру своего пребывания в мире и влиять на нее.
Интенсивность проживания
Мы имеем две ситуации. Одна ситуация – это отсутствие времени, когда ничего не происходит и в быту люди говорят: «Время тянется, тянется, тянется, тянется». Это время не тянется, это его просто нет. Поэтому для многих людей автоматическое взглядывание на часы – попытка заполнить отсутствие времени движением стрелочек по циферкам. Время может течь с одной скоростью, с другой скоростью – зависит от интенсивности проживания.
Интенсивность проживания – это время исчерпания наличной ситуации через переживания. Потому что в отличие от так называемого думания, когда можно ходить по кругу, бесконечно перебирая слова и мысли, переживание необратимо. Нельзя переживать, переживать, пережевывать, это только коровы так долго жуют траву, что в них из нее получается вкусное молоко. Человек переживает, пока есть материал для переживания. Ситуацию мы можем прожить быстро, медленно, если мы ее проживаем. Можем никогда ее не прожить, если механизм переживания, та часть сознания, которая связана с переживанием как способом познавательных взаимоотношений с реальностью, не включается.
Значит, либо человек полностью зависит от событийного ряда и ситуаций жизни, и тогда любое событие, как факт, меняющий линию нашего поведения, будет восприниматься нами как катастрофа, как происшествие, в основном со знаком минус. Либо человек может понять параллельность этих двух процессов – процесса внутренней жизни и внешней жизни – и увидеть, что внутренняя жизнь обладает собственным автономным существованием и собственной автономной ценностью. Что позволяет нам во внешней жизни быть эффективными. Не обязательно успешными, это зависит от конъюнктуры рынка, но обязательно эффективными. В результате развитой внутренней жизни, которая повышает эффективность реализации, возникает возможность сделать за конкретный отрезок внешней жизни в энное количество раз больше, но так же качественно. Если вас, как личность, интересует эффективность, вот вам совершенно конкретный путь к ней. Если ваша внутренняя самооценка для вас значительнее, значимее, чем внешняя.
Каким образом возникает эта эффективность? Принцип данной возможности быть эффективным состоит в восприятии пространства своей жизни, внешней и внутренней, как ситуации. Если вы воспринимаете ее как ситуацию, вы имеете возможность видеть ситуацию не как некую протяженность во времени, когда будущее в тумане, а ситуацию в целом, как некую структуру, которую собираетесь реализовать.
Мы живем. И мы воспринимаем процесс движения по линии из прошлого в будущее. Мы не знаем, чем кончится то, что начинается сейчас и здесь. Мы можем предполагать, гадать, но знать не можем. У человека существует специальный компенсаторный механизм для нейтрализации этого незнания, он называется «гарантированное будущее». На подсознательном уровне человек выстраивает «план», что гарантированно будет вот это, может быть, еще что-то, но это будет гарантированно. Если наличная ситуация умещается в этот отрезок, то это еще ничего. Но поскольку во внешней жизни длительность ситуаций достаточно велика, войдя в ситуацию и не мысля ситуационно, человек не может знать, чем кончится то, куда он вошел. Если он мыслит ситуационно, то может ориентироваться по характеру события, породившего ситуацию. Он помнит, что каждая ситуация имеет завязку, кульминацию и развязку. И после развязки произойдет новое событие, которое породит новую ситуацию.
Таким образом, в своем восприятии, в переживании ситуационном мы совмещаем начало и конец, сжимаем время, но не упрощаем, а, наоборот, разворачиваем ситуацию, реализуем ее в той степени интенсивности, которая нам доступна. Мы ее проживаем. Внутри себя мы эту длящуюся, возможно, очень долго во внешнем мире ситуацию сжимаем, пережив. И можем реализовать ее, тоже сжав.
Конечно, иногда для этого нужна особая тренировка инструментов, с помощью которых вы это реализуете. Инструмент должен быть готов к такой скорости реализации. Но в большинстве случаев сам факт ситуационного восприятия и проживания резко повышает эффективность реализации.