Тема 11. Биомеханика переместительных действий и прыжков.
1. Биомеханика бросков и метаний. Топография работающих мышц. Оптимальные режимы метаний.
2. Кинематика прыжков в высоту. Динамика прыжков в высоту. Прыжки в длину с разбега.
1. Для всех разновидностей бросков и метаний характерны общие закономерности.
В бросках и метаний выделяют основные четыре части:
- разбег, цель которого – придать телу возможно более высокую скорость относительно земли, к этой скорости добавляется скорость броска рукой;
- подготовка к броску – в конце этой фазы туловище отклонено в сторону, противоположную метанию; правая рука почти прямая; правая нога сильно согнута; левая нога согнута и опирается на внутренний свод стопы; левая рука полусогнута и находится впереди туловища;
- бросок, который начинается с разгибания правой ноги, затем происходит сгибание и поворот туловища вперёд, и наконец , рывок рукой;
- остановка после броска, которая имеет целью затормозить продвижение вперёд, что достигается переступанием правой ноги перед левой.
Основные мышечные группы участвующие в броске или метании включаются в работу последовательно. Причём перед сокращением мышцы предварительно растягиваются и при этом запасают энергию. Сегменты метающей руки вовлекаются в процесс метания начиная с проксимального – плеча. Затем активизируется предплечье, кисть, пальцы. Последними включаются в работу мышцы дистальных звеньев кисти метающей руки.
2. Прыжок в высоту состоит из разбега, отталкивания, перехода через планку и приземления.
При прыжке способом «перешагивание», или «ножницы», разбег выполняется под углом 30-45 градусов. Отталкивается спортсмен дальней от планки ногой в 70-80 см от проекции планки. Оттолкнувшись, он удерживает туловище в вертикальном положении. Маховая нога, слегка согнутая в колене, поднята как можно выше, толчковая опущена вниз. Достигнув уровня планки, маховая нога выпрямляется, а затем опускается за неё. Затем происходит «перешагивание», при этом туловище сильно наклоняется вперёд и к планке, одновременно опускаются руки, слегка согнутая толчковая нога переходит через планку дугообразным движением. Приземление происходит на маховую ногу.
При прыжке способом «перекат» разбег происходит под углом 30-40 градусов к планке, отталкивание выполняется ближней к планке ногой. В начале взлёта туловище занимает вертикальное положение боком к планке. В полёте спортсмен как бы ложится на планку, а толчковая нога проходит между планкой и маховой ногой.
Длина разбега обычно составляет 20-50 м. Результат бега сильно зависит от скорости в завершающей части разбега. Характерной особенностью техники разбега является увеличение времени контакта с опорой и резкое уменьшение времени полёта в последнем шаге разбега. Этим создаются предпосылки для быстрой и точной постановки ноги на брусок и активного отталкивания.
Тема 12 Биомеханические технологии формирования и совершенствования движений с заданной результативностью.
1. Внешняя система управления движениями человека.
2. Биологические обратные связи в практике физкультурно-спортивной работы.
3. Основные показатели спортивно-технического мастерства. Особенности двигательных возможностей человека.
| |||
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Дальневосточный федеральный университет»
(ДВФУ)
Школа искусства, культуры и спорта
МАТЕРИАЛЫ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ
по дисциплине «Биомеханика»
Направление — 032100.62 Физическая культура
Форма подготовки очная
г. Владивосток
Материалы для практических занятий
Тематика семинарских занятий
1. Биомеханика двигательного аппарата человека. Методы биомеханических исследований и контроля в физическом воспитании и спорте.
2. Биомеханика локомоций (движений) человека. Виды локомоций. Возрастная биомеханика.
3. Биодинамика (биомеханика) двигательных качеств.
Вопросы, рассматриваемые на семинарских занятиях
Тема 1. Биомеханика двигательного аппарата человека. Методы биомеханических исследований и контроля в физическом воспитании и спорте:
1. Биомеханические цепи. Биодинамика мышц.
2. Особенности структуры и биомеханика мышечной ткани.
3. Строение мышц. Механические свойства мышц.
4. Биомеханический контроль как элемент комплексного контроля.
5. Понятие об измерении, тестировании.
6. Тесты в биомеханике. Методы обследования.
Тема 2. Биомеханика локомоций (движений) человека. Виды локомоций. Возрастная биомеханика:
1. Понятие о локомоциях.
2. Развитие двигательной активности и координации движений.
3. Центральная регуляция движений. Кортикальный контроль двигательных реакций.
4. Биомеханика упражнений, тренировок, двигательных действий.
5. Биомеханика различных видов спорта.
Тема 3. Биодинамика (биомеханика) двигательных качеств:
1. Понятие о двигательных качествах.
2. Характеристика двигательных (локомоторных) качеств.
3. Сила. Силовые качества. Развитие силы и ее измерение.
4. Методика развития (тренировка) силы мышц.
5. Развитие быстроты, ловкости, выносливости, гибкости.
Варианты практических заданий для семинарских занятий
Тема 1. Биомеханика двигательного аппарата человека. Методы биомеханических исследований и контроля в физическом воспитании и спорте:
Практические задания:
Оценка гибкости тела.
Оборудование: линейка, небольшая скамейка.
Ход работы: Встаньте на скамеечку (или ступеньку) и, не сгибая колени, максимально наклонитесь вперед, пытаясь дотянуться пальцами рук до нижнего края опоры. Линейкой измерьте расстояние от кончиков пальцев до плоскости опоры. Если пальцы ниже ее, ставится знак «+», если до плоскости опоры не дотянулись – знак «-».
Результаты: «хорошие» - для юношей - + 6…+ 9 см; для девушек - + 7…+ 10 см.
«удовлетворительные» - более низкие положительные результаты;
«неудовлетворительные» - отрицательные значения (недостаточная гибкость).