Оставаться влюбленным невозможно
Вопрос: «Возможны ли взаимоотношения, свободные от проблем?» Ответ: «Конечно, как только мы устраняем основную проблему». «Проблема», как ты уже знаешь, состоит в том, как ум воспринимает взаимоотношения. Твой ум создает образ того, кто ты есть, опираясь на воспоминания.
Черпая образ своего я в воспоминаниях, мы разделяем мир на друзей и врагов, на вещи, которые полезны для моего я, и те, которые угрожают образуя.
Когда мы «влюбляемся», это «светлое чувство» охватывает именно малое я. Большое Я и без того всегда исполнено Любви. У пребывающего в текущем моменте большого Я никогда нет потребности анализировать или защищать Себя. Между тем малое я постоянно ищет выгод и побед.
Поэтому, когда я встречает ее или его, оно начинает оценивать все за и против возможного альянса. Может ли этот человек дать то, что мне нужно? Не причинит ли он (или она) мне боль? Помни: все, что видит я, фильтруется через устаревшие воспоминания. После того как оценка завершена — а во многих случаях этот процесс занимает считанные секунды, — малое я дает ответ «да» или «нет». Или же может отложить вынесение суждения до тех пор, когда будет собрано больше данных.
Возможно, нарисованная картина кажется тебе слишком схематичной и циничной? Возможно, тебе кажется, что знакомство с новым человеком бывает совершенно непринужденным и он тебе просто либо нравится, либо нет. «Мы не ведем подсчет позитивных и негативных черт», — скажешь ты. Конечно, в режиме реального времени кажется, что не ведем. Но если бы мы могли воспроизвести ситуацию в замедленном режиме, то получили бы возможность изучить ментальные процессы более подробно.
Впечатления и ощущения пролетают со скоростью света.
Если мы не практикуем внимание к текущему моменту, то они и нас увлекают за собой Именно это происходит, когда мы влюбляемся.
Влюбляясь, мы попадаем в вихрь эмоций, возносящих нас с земли на небеса. Через призму любви мы видим партнера совершенным. Все, что он (или она) делает, — безупречно.
Все, что нас раньше огорчало — грубиян-начальник, холодный кофе или зануда-сосед, — теряет значение в сиянии любви В течение нескольких дней или даже месяцев мы словно летаем на крыльях. Но рано или поздно снова падаем на землю.
Почему? Почему? Почему так происходит? Сколь бы прочными потом ни оказались взаимоотношения, сумасшедшая энергия первых дней влюбленности к нам больше не возвращается.
Мы не можем сохранить интенсивную влюбленность надолго потому, что мы этого не заслуживаем. Когда я влюбляется, оно приобщается к пиршеству, которым Я наслаждается ежедневно. Разница в том, что у Я нет определенного объекта привязанности. Я любит всё без причин и без исключений. Это очень важное различие. Большое Я любит без условий, а малое я ищет причины для любви. Причины для любви генерируются в уме, который подвержен манипуляциям со стороны эго, занятого своими тщетными поисками совершенства.
Рано или поздно насильственно нацепленная на партнера маска совершенства начинает изнашиваться. И улыбка на пашем лице постепенно сменяется хмурым выражением — как будто комедийная маска (теперь уже на нашем лице) превращается в трагедийную. И мы, скорее всего, полагаем, что именно партнер виноват в том, что любовь блекнет. Да, мы по-прежнему любим, но не так, как прежде. Наша любовь приобретает интеллектуальный оттенок. Мы даже иногда ловим себя на том, что мысленно составляем список хороших черт своего партнера, стремясь убедить себя, что любим его так же, как и в былые дни. Чуть позже позитивные качества могут почти совсем исчезнуть из этого списка, уступив место негативным. Со временем мы можем признать, что «восторг угас», и смириться с бесцветной рутиной. Или же активно донимаем своего партнера в бессознательной попытке унять собственную боль. О том, как сохранить свою любовь, написаны тысячи книг. А правда в том, что у нас на это изначально нет никаких шансов.
Когда мы принимаем образ себя, сгенерированный эго, мы тем самым отделяем себя от всего того, что воспринимаем как образы других людей. Образ я взаимодействует с образом ты. И все прекрасно, пока образ ты поддерживает образ я. С другой стороны, Бом учил, что и сам образ ты создан мною.
Я не вижу тебя таким, какой ты есть в действительности.
Я вижу тебя таким, каким тебя хочет видеть мой ум. Мое малое я воспринимает тебя через фильтры ума, находящегося под влиянием эго. Вот почему мы говорим, что ты создан мною. Кто ты есть на самом деле — тайна. И настоящий ты не имеет ничего общего с тем образом, который я создал и назвал тобой. Покая создавал тебя, ты тоже создавал образ меня. Мы словно два кукловода, работающие своих кукол.
Каждый настолько занят ведением своей куклы, что ему некогда даже поинтересоваться, кто же дергает за ниточки его самого.
Кришнамурти говорил, что ты создаешь разделение между собой и другими людьми лишь тогда, когда у тебя есть образ самого себя. Он учил, что взаимоотношения строятся между двумя образами, которые порождены мыслью. А еще он обращает наше внимание на то, что у каждого образа есть собственные потребности и желания. Каждый преследует свои цели, и каждый фактически живет в изоляции, теша себя иллюзией согласия с другими людьми. Кришнамурти писал: «...эти образы параллельны друг другу, словно два рельса, и они никогда не встречаются — разве что иногда в постели... Это стало самой настоящей трагедией». Затем он задает яркий и сильный вопрос: «Мысль — это любовь?» Да, мысль — это любовь. Обусловленная любовь.
Мысль — это любовь, никогда не длящаяся долго. Мысль, рожденная погруженным в автомыслие умом, создала я и сформулировала условия, при выполнении которых я может любить. Обусловленная любовь подчинена условиям.
А условия постоянно изменяются. Поэтому и любовь все время изменяется. Иначе и быть не может. Ты не можешь любить долго. Это невозможно. Флирт с обусловленной любовью — это ложь. Нелепо жить иллюзией обусловленной любви, когда на расстоянии всего одного вздоха от тебя есть Вселенская Любовь. Твое Истинное Я этого не позволит.
В чем цель взаимоотношений?
«К чему все эти сложности? — скажешь ты. — Почему бы нам просто не оставаться самими собой?» Эта мысль порождена вну гренним конфликтом, возникающим, когда взаимоотношения приносят слишком много трудностей или боли. Хотя существуют немногочисленные индивидуумы, кому по-настоящему комфортно живется в одиночестве, большинству из нас требуется прикосновение, звук и тепло других людей. Почему? Почему нас так тянет к общению, которое в конечном счете приносит лишь боль и разочарования?
Задумайся над этим вопросом. Он очень важен, если ты стремишься к безмятежности. В чем цель взаимоотношений?
Почему они существуют?
Большинство из нас вступают во взаимоотношения в надежде получить что-то. Разве нет? В зависимости от типа взаимоотношений мы ищем дружбы, защиты, денег, возбуждения или опасности, интеллектуальной стимуляции или физического удовольствия. Список можно продолжать еще долго. Динамика отношений между двумя людьми в каждом случае уникальна. Так неужели мы общаемся исключительно ради выгоды?
Да! Ответ на вопрос «Для чего существуют взаимоотношения?» состоит в том, что они нужны исключительно ради извлечения пользы. Но они существуют отнюдь не только ради выгоды, понятной для эго. Наоборот. Ни деньги, ни власть, ни время не укрепляют взаимоотношения. И даже самая жаркая страсть не наполняет их смыслом. Толле очень точно сказал: «Взаимоотношения призваны принести тебе осознание, а не счастье».
Взаимоотношения существуют с единственной целью: пробудить нас к осознанию своего Истинного Я.
Если ты надеешься, что взаимоотношения принесут тебе счастье, или чувство безопасности, или научат глубже любить, — забудь. И хотя ты можешь временами переживать все эти чувства, однако они не станут твоими навсегда. После окончания взаимоотношений ты сможешь оглянуться назад и увидеть моменты, когда ты был счастлив или исполнен любви. Однако если ты будешь честен с собой, то осознаешь, что в эти моменты по большей части пребывал внутри собственного ума. И из глубин ума ты манипулировал партнером, чтобы получить то, что нужно тебе.
Вопрос «почему ты действуешь тем или иным способом» приведет лишь к новым «почему». Ответы на все эти «почему» — как гонка за собственным хвостом. Тебе кажется, что ты можешь куда-то попасть, но в результате только изматываешь себя и — в самом лучшем случае — зарабатываешь легкое головокружение. Даже если ты поймаешь свой хвост — что это за добыча? Хвост — продолжение собаки, которая является продолжением хвоста... Гоняясь за своими проблемами и даже поймав их,ты от них не избавишься.
И не найдешь окончательного решения. Выяснив, почему ты ведешь себя определенным образом, ты лишь еще глубже ныряешь в свои проблемы.
Помни, что твоя проблема не в проблемах. И изменение поведения не поможет покончить со страданиями. Но покончив со страданиями, ты тем самым изменишь свое поведение.
Когда что-то идет не так, мы от этого пробуждаемся. Стоит нам пробудиться для осознания факта, что что-то идет не так, как мы пытаемся исправить положение. Пробуждение — это хорошо. Попытка исправить ошибочна. Она ошибочна потому, что через полторы мысли после пробуждения в процесс вмешивается память и мы соскальзываем обратно в автомыслие. Ну да, мы пробуждаемся, поправляем свою подушку, переворачиваемся на другой бок и снова засыпаем.
В тепле и уюте мы досматриваем свой дивный сон о том, как два рельса однажды встречаются — и не на горизонте, а прямо у нас под ногами.
Меч и лист
Будь осторожен. Эти сны далеко не безобидны. Это кошмары. Если мы не проснемся сейчас же, нас ждет пробуждение от последних конвульсий умирающего мира — и мы обнаружим, что наши кошмары оказались реальными.
Мой отец был воином по духу и по ремеслу. Он участвовал во Второй мировой, в корейской войне и сражался в джунглях Вьетнама. Отец был не слишком религиозным, но глубоко духовным человеком. И в духовном плане ему был близок кодекс бусидо — кодекс чести, сформировавшийся в среде самураев (военного сословия Японии). Во время Второй мировой войны, когда папа сражался на Тихоокеанском фронте, ему досталась катана — самурайский меч. Когда я был совсем мальчишкой, он показывал мне меч и рассказывал, какое значение это оружие имело для солдата, который им владел. Он объяснил, что такой меч передавался от отца к сыну как символ моральных принципов, являющихся стержнем воина духа в военное и мирное время. Указав на рукоятку катаны, папа сказал, что под оплеткой из акульей кожи записана история всей семьи. Рассказывая о клинке — к которому мне было запрещено прикасаться, — отец говорил, что на момент, когда был сделан меч (около 250 лет назад), японские оружейники были лучшими в мире.
Отец говорил, что лезвие наполнено духовной мощью, которая питала хозяина меча и одновременно питалась от него. Согласно легенде, чтобы проверить духовную силу катаны, нужно окунуть острие в водный поток, в котором плывет лист. Если лист облепит лезвие, значит, меч духовно слаб. Если лезвие рассечет лист надвое, значит, меч весьма силен — богат духом бусидо. Однако если лист подплывет вплотную к острию, а затем непринужденно обогнет его, значит, меч обладает наивысшей духовной силой. Через двенадцать лет после атомной бомбардировки Хиросимы моя семья переехала в японский город Иокогама. Мы подружились со многими японцами и научились любить и уважать жителей и культуру этой страны. Все три года, пока мы жили в Японии, мой отец пытался разыскать семью, которой принадлежала катана. Однако ни моему отцу, ни нашим японским друзьям это не удалось. Много лет спустя, перед своей смертью, отец передал меч мне.
В человеческой жизни на всех уровнях всегда творились великие злодейства. Война идет постоянно. Страна против страны, клан против клана... но в конечном счете все сводится к тому, что человек сражается против человека. Война между странами — это иллюзия. Страны не могут воевать — только люди. Мы увлеченно упражняемся в антивоенной риторике. Подписываем мирные документы — как будто бумага обладает какой-то силой. Сокрушенно покачиваем головой, просматривая новости, удивляясь, почему люди не могут ладить друг с другом, — а потом грозим кулаком медлительному водителю, мешающему нам быстро добраться домой, где нас ждет скандал с женой и детьми.
В мире так много насилия прежде всего потому, что мы утратили осознание своего Истинного Я в суетливой толпе других его искателей. В мире так много насилия потому, что мы с готовностью обнаруживаем причину своей боли в окружающих — тогда как в действительности боль эта порождена тем, что мы не видим свое Истинное Я. Моему отцу — как и другим мужчинам, женщинам и детям, которым выпало пережить войну, — довелось лицом к лицу столкнуться с неистовой враждой и жестокостью, а затем на тех или иных условиях заключить мир, чтобы жизнь обрела какой-то смысл. Кому-то удалось это лучше, кому-то хуже, но почти никто не смог до конца решить проблему войны на личном уровне. А ответом здесь служит притча о мече и листе. Мы можем сокрушить врага или уступить его натиску.
Особой разницы нет. До тех пор пока мы не преисполнимся внутренней силой Истинного Я, любое действие — пусть даже простой вдох или выдох — повлечет за собой лишь усугубление насилия.
Но ночью приходят тигры
И ведь нельзя сказать, что мы в этом отношении бессильны. У нас есть духовные технологии. Всегда были. Мы просто отказались от них ради более насущных вещей. Мы окунулись в мир снов. Разрушение природы, войны между народами и конфликты между индивидуумами — все это проистекает из одного и того же источника фантазий. Пока мы мечтаем о будущем и тешим себя надеждами, настоящее незаметно проходит мимо.
Наши взаимодействия с миром, со страной, с сотрудниками и родственниками в первую очередь представляют собой взаимоотношения. Они существуют не для того, чтобы сделать нас счастливыми, но для того, чтобы пробудить осознанность. Нравятся ли нам эти люди — вопрос второстепенный.
Ценность взаимодействия зависит от того, насколько нам удается пробудиться для осознания Истинного Я в других людях. Да, именно так. Взаимоотношения существуют для того, чтобы мы увидели свое Я в окружающих. Именно в этом проявляется осознание другого человека. Если мы считаем, что цель взаимодействия с другими состоит в том, чтобы принести нам счастье, значит, мы сосредоточены на своем малом я, а это верный рецепт неудачи.
Пробуждение может быть болезненным. Чем дольше мы спим, тем громче должен звенеть будильник. Проблемы в делах всемирных и во взаимоотношениях между людьми накаляются с каждым днем. Наш будильник — это на самом деле детектор дыма. Он предупреждает, что нам грозит большая опасность. И что мы делаем? Злимся на шум, нарушающий наш сон.
В пьесе «Отверженные» Фантин поет песню «Мне снился сон», написанную Аланом Бублилем и Клодом Мишелем Шёнбергом.
Вот мой любимый куплет из этой песни: Но ночью приходят тигры С голосами, кроткими, как гром, И рвут твои надежды в клочья, И тебе становится стыдно за свои сны.
Фантин потеряла мужчину своей мечты, и теперь ей очень больно. Тигры разорвали в клочья ее надежды, и ей стало стыдно за свои сны. Тигры — ее будильник. Вместо тогo чтобы натягивать одеяло на голову, ей бы следовало принять их и понять, что время снов прошло. Усевшись на кровати, ей следовало бы хорошенько потянуться, протереть глаза и поприветствовать новый день — сияние Истинного Я, пробивающееся через занавески.
Бог, вмороженный в форму
Все, кого я знаю, поддерживают взаимоотношения как минимум с одним человеком. (Если бы это было не так,то я бы их не знал.) Межличностные взаимоотношения — основная тема нашей беседы в этой главе. Чтобы вырваться из сети сна, сотканной нашим умом, нам нужно выйти за пределы ума и войти в чистое Истинное Я. Подобным же образом, для того чтобы в полной мере понять взаимоотношения между людьми, нам нужно отвлечься от них и посмотреть на другие взаимоотношения — между человеком и Богом.
Когда мы зрим Бога в явлениях повседневной жизни, наша индивидуальная борьба за вселенскую гармонию прекращается. Когда камешек на ладони отражает в себе гармонию сфер, страдание уходит за пределы твоего мира.
Многие из нас ожидают от Бога защиты и помощи. Если наше восприятие более традиционно (то есть опирается на устоявшиеся представления о причине и следствии), мы склонны считать, что Бог обладает тем или иным физическим обликом — как правило, человеческим. Очеловечивая Бога, мы получаем возможность общаться и взаимодействовать с Ним (с Ней) привычным для нас способом. Мы разговариваем с Богом приблизительно так, как разговаривали бы друг с другом. Когда дела идут не так, как хотелось бы, мы просим Бога вмешаться и все поправить. Из опыта нам известно, что некоторые люди защищают нас и помогают нам. Чаще всего это родители, супруги и немногие другие.
Нам известно, что это такое, когда тебя любят необусловленно. Мы также знакомы с любовью, ограниченной теми или иными условиями, и знаем, что даже любящие нас люди способны причинить боль.
Эти человеческие качества мы переносим и на Бога.
Многие из нас считают, что наш Бог создал что-то вроде духовной полосы препятствий, где нам надлежит преодолевать боль, страдание и страх. Предполагается, что с их помощью мы должны научиться отличать добро от зла.
Теоретически, если мы справляемся хорошо, то получаем награду. А неправильные действия должны принести нам еще больше боли. Однако наш мир изобилует примерами обратного. Разве мы не читали о людях (а возможно, даже знаем их лично), которые ничего хорошего никогда не делали, но все равно процветают? Кто-то скажет, что рано или поздно они все равно получают свое, — но и это не всегда так. В попытках как-то устранить эту несостыковку родилась концепция кармы — вера в то, что добрые действия порождают добро, а злые — зло. Идея кармы подкрепляется и учением Христа: «Что посеешь, то и пожнешь». Такие идеи могут породить в человеке отношение к миру как в басне о лисе и винограде или, наоборот, пробудить уверенность в собственном нравственном превосходстве — в зависимости от личности и от обстоятельств жизни. Кармическая концепция подразумевает, что действия и вещи независимы от Бога и от Истинного Я. Она гласит, что мы можем контролировать свою жизнь посредством собственных поступков. И благие деяния обеспечат нам вхождение на Небеса. Однако в таком подходе к спасению есть серьезный изъян.
Да, это верно, что Христос говорил: «Что посеешь, то и пожнешь». Он же говорил: «Одни только добрые дела не откроют тебе путь на Небеса». В какой-то момент мы совершили индуктивный логический скачок с пресловутой сковороды в духовный огонь. Идея духовного роста, повидимому, согласуется с достижениями западной науки.
Подобным же образом, квантовая теория не отрицает замечательные достижения Ньютона и других светил классической физики. Она включает в себя и развивает их наработки. Оба взгляда на мир дополняют друг друга. Но переключая восприятие с локализованного ньютоновского взгляда на нелокализованный, ничем не ограниченный взгляд квантовой механики, мы тем самым расширяем свое мировоззрение далеко за пределы действия простых причинно-следственных связей.
Чтобы оценить этот сдвиг восприятия с духовной точки зрения, нам необходимо отказаться от формы Бога. Или, точнее, расширить эту форму за пределы бесконечности — за пределы формы. Именно наши «представления» о Боге вморозили Его в эту форму. Конечно, Бог в этой форме присутствует — я не утверждаю, что Его там нет. Но Он есть нечто гораздо большее. Он есть Это. А Это включает Его. По определению, Бог есть везде и во все времена. Любая форма — даже форма Бога — имеет определенные границы.
А если Бог пребывает везде и всегда, Он должен присутствовать не только в Своей форме, но и за ее пределами.
Если же это не так, значит, Он ограничен, а следовательно, не является Богом.
В этом проблема. Когда мы ограничиваем Бога формой, нам не удается осознать свое высшее величие и значение.
В результате мы в своем уме всегда остаемся отделены от Бога и от сотворенного Им мироздания. Но если Бог присутствует везде и всегда, значит, мы тоже — Бог. Как мы можем быть вне Бога? Когда мы отделяем себя от Бога, в глубине нашей души возникает ощущение изоляции и страха.
Это ощущение изоляции порождает эго.
Чем сильнее наше ощущение изоляции, тем больше усилий мы вкладываем в поиски Бога. Чем больше усилий вкладывается в поиски Бога, тем сложнее нам Его найти. Гаридас Чаудхури, философ и проповедник мудрости Востока, говорит о тщетности поисков совершенства: «Чем больше мы делаем ударение на совершенстве, тем дальше оно от нас уходит». До тех пор пока мы лелеем идею, что Бог обладает формой, нам не обрести покоя, ибо Бог не имеет формы и в то же время Он есть все формы.
Мы держимся за представления о форме Бога потому, что боимся потерять то, что у нас есть. Уж лучше иметь Божественную формочку, чем вообще ничего. Но так ли это?
Чтобы объять Бога во всей Его полноте, нам нужно уподобиться мартышке, перелетающей с ветки на ветку. Нам нужно отказаться от всего, что у нас есть, ради движения вперед.
Сама мысль о том, чтобы разжать ладонь и полететь через пустоту, поначалу пугает. Но это лишь вопрос восприятия.
Стоит прекратить цепляться за свои представления о форме Бога, и мы обретаем свободу, не вмещающуюся в слова и превосходящую любые ожидания. Мы ничего не теряем.
Мы обретаем Вечность.
Высшие взаимоотношения
На первый взгляд кажется, что существует три основных типа взаимоотношений, в которых участвуют люди: взаимоотношения человека с человеком, взаимоотношения человека с природой и взаимоотношения человека с Богом.
Во всех трех сохраняется один общий элемент: человек.
И в каждом случае ключевым определяющим фактором является именно человек. Даже взаимоотношения между человеком и Богом определяются через ум человека. Но существуют взаимоотношения четвертого типа, и они выходят за пределы ума.
Этот четвертый тип — взаимоотношения Бога с Богом.
Возможно, последние слова вызвали у тебя неожиданную реакцию. Возможно, это было ощущение изоляции, или обделенности, или легкого раздражении, или грусти — пусть очень слабое ощущение, но все же. Ведь из взаимоотношений Бога с Богом человек исключен. А ты — человек.
Поэтому ты не можешь участвовать во взаимоотношениях Бога с Богом...
Неверно. На самом деле ты как человек обладаешь врожденным правом жить взаимоотношениями Бога с Богом.
Фактически, ты и живешь ими. Секрет в том, чтобы осознать это.
Возможно, ты думаешь, что у меня «не все дома». Спешу заверить, что я оказался в отличной компании. Ощущение, что человек тождествен Богу, возникает из века в век у пророков разных религиозных традиций.
Сам Христос сказал: «где Я, там и слуга Мой будет» (Иоанн 12:26). А Мейстер Экхарт растолковал эту фразу так: «Вот сколь полного единения с Богом достигает душа — не меньшего. И это так же верно, как то, что Бог является Богом».
В своей «A Song for Occupations» Уолт Уитмен писал: Мы считаем, что библии и религии божественны, — я и не отрицаю, Я лишь говорю, что все они проросли из тебя и могут прорасти новые, И источник жизни — не они, источник жизни — ты, Как листья растут на деревьях, а деревья растут из земли, Так они растут из тебя.
Писатель и профессор восточной философии Джон М.
Киллер очень убедительно показывает, почему человек не может существовать отдельно от Бога. Вот что он пишет: «Ноли все вещи и явления мира взаимозависимы, тогда любая «прямая» причинно-следственная связь исключается. Не существует никаких независимых сущностей, которые были бы ответственны за существование зависимых. Например, не имеет никакого смысла теистическое представление о том, что некая абсолютно независимая сущность — Бог — создала все, что есть в мире, и Вселенная всецело обязана своим существованием этому Богу... все, что она творит, было когда-то сотворено, и процесс творения не имеет ни начала, ни конца».
Взглянув на вопрос проницательным взглядом современной науки,Эрвин Шрёдингер пришел к выводу: «Субъект и объект суть одно. И нельзя сказать, что барьер между ними обрушился в результате последних достижений физической науки, ибо этого барьера просто не существует».
И наконец, вспомню сказанные сотни лет назад слова Шанкары, в которых отображены иллюзорные взаимоотношения между человеком и Богом, — слова, и ныне побуждающие нас ощутить беспредельность пространства и волнующее чувство непостоянства: Хотя различий между нами нет, я — часть Твоя.
О Господи, а не Ты — часть моя; Как Волна — часть Океана, Но океан — не часть волны.
Подобно тому как квантовая механика включает в себя ньютоновскую физику, так и взаимоотношения Бога с Богом включают в себя все остальные три формы взаимодействий, сориентированные на человека. Ты видишь, что возможны только одни взаимоотношения — Бога с Богом. Остальные три — лишь иллюзия, разделение, осуществленное для удобства. Взаимоотношения становятся человеческими, когда ими занимается человеческий ум. Они становятся Божественными, когда ум и весь остальной мир находятся под наблюдением. Кто осуществляет наблюдение? Истинное Я.
Что такое Истинное Я? Это ничем не ограниченная Энергия, Разум и Любовь. Истинное Я — это Бог. Наблюдение — это внутримыслие. Бог осознает Бога. Иными словами, Бог осознает, что все вещи суть не что иное, как Его Истинное Я! Когда ты смотришь на цветок, то относишься к нему либо как человек к природе, либо как Бог к Богу. Вся разница в том, бодрствуешь ли ты в этот момент. Если твой ум пребывает в состоянии автомыслия, имеют место взаимоотношения человека с природой. Однако если твое внимание сосредоточено на текущем моменте, тогда это Бог воспринимает Бога посредством Бога. Вот и все.
Помнишь опыт первый из первой главы, когда ты останавливал мышление? Вначале ты увидел паузу — промежуток между мыслями. Ум опустел, осталось только осознание.
При повторении упражнения пауза стала больше, и ты осознал, что пространство между мыслями не мертво, но исполнено жизни. В тот момент перед тобой встал парадокс.
Если ты не думаешь и ум твой опустел, тогда каким образом ты осознаешь отсутствие мыслей? Ты, Чистое Осознание, наблюдал себя же, Чистое Бытие. Истинное Я осознало Истинное Я. В этом едином невинном опыте Бог обнаружил Бога! Когда мысли прекратились, ты осознал Истинное Я.
Когда они начались снова, ты смог продолжать наблюдение.
До появления мыслей Истинное Я наблюдало Истинное Я.
После появления мыслей Истинное Я по-прежнему наблюдало Истинное Я, только теперь оно обрело форму мыслей.
Мысли сформировались из Тишины — из безмолвного Истинного Я. Мысли — это вещи. Другие вещи — деревья, звезды, автомобили — тоже обретшее форму Истинное Я. Когда гы наблюдаешь любую форму с полной осознанностью, ты обнаруживаешь, что ее мерцающая сущность есть не что иное, как Ты — Истинное Я. Это взаимоотношения между Богом, и Богом. Не имеет значения, что именно ты наблюда ешь — другого человека, природу или Бога, воплощенного и твоем же образе. Когда ты практикуешь внутримыслие, Бог осознает Бога.
Ангелы смотрят на людей и только качают головами.
«Эти «низшие» существа с замутненными заблудшими ума ми и вульгарными телами, которые наполнены мокротами и газами, способны выйти за пределы даже наивысших небесных сфер и познать непознаваемое». В этом отношении человек уникален. Он способен в течение одной жизни опуститься на самое дно ада и вознестись над раем. Этот дар крайностей открывает его сознание для наиболее полного опыта мироздания. В конце концов, что знают ангелы о страдании? Стоя ногами в грязи, а головой касаясь облаков, человек пробуждается для всей полноты мироздания.
Просветленная душа движется среди нас, облегчая наше бремя, но при этом не обременяется сама. Она словно легчайшая мысль, парящая над тяготами человеческого бытия.
Да, просветленная душа свободна от страдания, но за расширение осознания приходится платить определенную цену. После того как страдание уходит, остается своего рода космическая грусть. Ее мир за пределами всех других миров, и все же он слегка окрашен нашим страданием. Все в ней совершенно, помимо того уголка сердца, где живет любовь к человечеству. Она строит взаимоотношения с целым, а не с частями. И она не может полностью освободиться, пока другие страдают. С ее точки зрения совершенные взаимоотношения не могут полностью расправить крылья и отправиться в полет до тех пор, пока бабочка не родится из каждого кокона.
Наша задача во взаимоотношениях состоит в том, чтобы взять на себя ответственность за собственное осознание.
Все остальное утрясется само. Для большинства поверить в такое — огромный скачок... Между тем для многих это реальность. Нет нужды, чтобы наш партнер начал выдавливать пасту, начиная с нижней части тюбика. Это нам самим нужно научиться осознавать происходящее. Только и всего. Вот так все просто. Совершенные взаимоотношения начинаются с осознания своего Истинного Я и этим же осознанием заканчиваются. Как только пробуждается Я осознание, путы нашего кокона ослабевают и падают, выпуская в мир полностью осознающую душу.