Основные тезисы девятой главы

Память не разумна

•Память — это малое я.

•У тебя нет прошлого. Есть только воспоминания о прошлом. Воспоминания — это мысли о прошлом, которые ты думаешь в настоящем.

•Автомыслие позволяет мыслям из прошлого управлять твоими действиями в настоящем.

•Память не разумна.

•Память изменяется в соответствии с твоими нынешними потребностями и желаниями.

•Воспоминания всегда являются устаревшими.

•Когда ты осознаешь настоящее, память становится всего лишь инструментом; она предлагает тебе варианты решения, а ты решаешь, уместны ли они в текущий момент.

•Три преимущества внутримыслия: (1) оно гасит негативную энергию; (2) ослабляет влияние эго; (3) усиливает осознание Истинного Я.

•Наблюдение за Истинным Я ослабляет и в конечном счете устраняет эго.

Глава 10.

ПОЧИНИТЬ ИСПОРЧЕННЫЙ УМ.

С человечеством это происходит из века в век: оно замечает, что что-то не в порядке, но никак не может докопаться до настоящих причин.

Дэвид Бом.

Семья сумасшедших.

Мы — семья сумасшедших.

Спокойно, мама: я говорю о Семье Людей — обо всем человечестве.

В незапамятные времена, когда у нас были только копья и дубинки, мы не могли причинить очень большого вреда себе или планете. Если наш биологический вид исчезнет с лица Земли, то скорее всего это произойдет не под оглушительный грохот ядерных взрывов, которых мы так боялись в 50-е и 60-е годы XX столетия, а под монотонный скулеж. Если человечество не погибнет раньше от какой-нибудь глобальной, катастрофы — вроде столкновения Земли с астероидом или активизации вулканической деятельности, — то его непременно погубит вирус автомыслия Лекарство — во внутримыслии. Оно дешево — вернее, бесплатно — и доступно любому, у кого есть ум. Для начала мы уходим за пределы слышимости тревожных сирен ума — в опыт внутренней безмятежности. Ни у кого из нас нет никаких причин не наслаждаться безмятежностью и ощущением благополучия. Все, что для этого нужно, — спокойная перемена угла зрения.

Давай-ка подробно разберемся, каким образом ум, сам тоo не желая, предает наши жизненные интересы.

Дэвид Бом — один из любимейших моих философов, и он оказал глубочайшее влияние на мою жизнь. Он физиктеоретик первой величины, работавший в области квантовой механики. Эйнштейн называл себя его «духовным сыном» ибо в их образе мышления было очень много общего. В числе ученых, заложивших основание «новой физики» и первой половине XX столетия, особое место занимают Нильс Бор и Альберт Эйнштейн. Но, поскольку общение между этими двумя учеными не заладилось, они не оказывали друг другу активной поддержки и не обменивались наработками. Бом видел в этом обстоятельстве непростительную растрату таланта и считал, что человечество очень много потеряло в результате. Бом уделял большое внимание изучению ума, а также того, как ум соотносит себя с «внешним» миром. Он полагал, что если ему удастся выяснить, каким образом «откололись друга от друга» умы Эйнштейна и Бора, то можно будет избавить мир от подобного рода потерь в будущем.

Результаты исследований Бома были воистину гениальны — как и сам этот человек. Бом обнаружил, что ум порождает проблему собственным образом мышления, а затем обвиняет эту проблему в своих затруднениях. Затем он пытается проблему решить, хотя она является всего лишь симптомом его же (ума) заблуждений. Бом подчеркивает, что мы считаем, будто проблемы находятся вовне.

Ум полагает, что проблемы, требующие решения, — это коррумпированные политики, некачественное образование, зарязнение окружающей среды, безработица...

«Однако, — говорит Бом, — проблемы порождаются человеческим отношением, а отношение проистекает из образа мышления. Мы думаем, будто какой-то человек таков, каким мы его себе представляем. И мы не осознаем, что наши представления суть сконструированные нами же образы и они не реальны — или не более реальны, чем представления других людей. Решение состоит и том, чтобы проанализировать, как мы мыслим сейчас, — пронаблюдать работу собственного ума».

Бом открыл внутримыслие. Его подход к вопросу оригинален и глубок. И на протяжении всей этой главы я буду обращаться к идеям Бома, ища в них поддержку и дополнение собственным идеям.

Автомыслие — это мышление без осознания своего Истинного Я. Когда ты о чем-то думаешь, твой ум убеждает себя, будто глубоко знаком с объектом, о котором думаем Так что есть только твой ум и объект. И нет никакого наблюдателя, изучающего этот процесс мышления. Предположим, ты смотришь на камень и думаешь о камне. Твои мысли о камне не тождественны самому камню, верно? Твои мысли о камне суть всего лишь мысли в твоем уме. А самого камня в уме нет. Автомыслие же представляет собой такое мышление, которое настаивает, будто твои мысли отражают камень в точности таким, как он есть. Оно утверждает, что камень в твоем уме в точности такой же, как настоящий камень. Ты думаешь, будто твой мысленный образ камня ничем не отличается от него самого. Это — разновидность собственничества, поощряемого эго.

Но в реальности камень есть камень. Камень не есть твоя мысль о нем. И не нужно путать мысль с объектом. Это не сулит ничего, кроме неприятностей.

Замкнутый круг желания

Когда ты смотришь на камень или на человека, образ этого объекта переносится в ум посредством чувственных органов. После того как образ поступит в ум, он направляется в намять. Там он стимулирует ту часть памяти, которая как-то с ним ассоциируется.

Если, переходя через улицу, ты слышишь гудок клаксона, этот звук возбуждает те области памяти, которые связаны с гудками, автомобилями и т. д. Затем память побуждает тебя к реакции, которая соответствует данному образу. Вполне вероятно, что ты метнешься в сторону тротуара, погрозишь кулаком водителю и выкрикнешь ему вслед пару ласковых, после чего пойдешь домой и поменяешь подштанники.

В промежутке между моментами, когда образ стимулирует память и когда ты выполняешь соответствующее действие, память порождает желание. Правда, в приведенном выше примере твой бросок в сторону тротуара представляет собой всего лишь рефлекс, для такого действия желание не требуется. Здесь желание появилось несколько позже — когда тебе захотелось придушить водителя.

Рассмотрим другой пример. Если ты видишь на столе коробку с конфетами и чувствуешь запах шоколада, вероятно, у тебя возникнет желание съесть конфетку. Когда ты видишь шоколад и ощущаешь его запах, зрительный и обоятельный образы направляются от глаз и носа в память.

Затем твоя память создает желание, побуждающее тебя к действию.

Органы чувств -> Образ -» Память -> Желание -> Действие Действие, проистекающее из желания, создает новые образы, которые при поступлении в память порождают новые желания и действия и так далее. Как видишь, это автоматический процесс. Когда этот процесс не подвергается наблюдению со стороны, он порождает много проблем для владельца ума. В последнем примере вполне возможно, что ты слопаешь полкоробки конфет, прежде чем в тебе пробудиться желание остановиться. Выполнение действий с ориентацией исключительно на память — безумие. Осознaние всего этого процесса— противоположность безумию.

Уверен, именно это имел в виду Сократ, когда говорил: «Если ты не изучаешь жизнь, тогда и жить незачем».

Наши рекомендации