Три важнейших преимущества внутримыслия
Внутримыслие означает наблюдение без вмешательства, и благодаря этому я получаю три очень важных преимущества.
Во-первых, воздерживаясь от участия, я не трачу свою нынешнюю ментальную энергию на работу с предрассудками из прошлого. Эти старые записи из хранилищ памяти обладают собственной энергией. В прошлом я легко шел на поводу у эго, веря, что оно поможет мне стать счастливее.
Коварное эго расходовало мою свежую ментальную энергию на укрепление иллюзий надежды и счастья. А когда я стал просто наблюдать деятельность эго, этот отток моей жизненной энергии прекратился.
Во-вторых, когда мы перекрываем поток своей жизненной энергии к эго, эго чахнет и утрачивает свое влияние на наш ум. В некоторых наших воспоминаниях запасена очень сильная эмоциональная энергия. Оказавшись во власти эмоций, мы теряем всякую власть над собой. Допустим, ты решил сесть на диету и больше не есть сладкого. Затем, когда приходит время обеда, твой ум начинает твердить, что не будет ничего страшного, если ты слопаешь аппетитный пончик, томно поглядывающий на тебя из блюда для сладостей. С другой стороны доносится голос: «Но мне действительно не следует есть сладкого». И в ответ: «Ты сегодня и так молодец! А один пончик тебе не навредит».
Две минуты спустя ты доедаешь третий пончик, хотя он и горчит чувством вины.
Эта ментальная война между «можно» и «нельзя» на самом деле идет между прошлым и будущим. В прошлом ты позволил себе слишком растолстеть, поэтому в будущем тебе стоит отказаться от сладкого, чтобы похудеть. Ты думаешь, что, если та часть мозга, которая хочет похудеть, одержит победу над той частью мозга, которая хочет сладкого, ты сбросишь вес и будешь счастливым. Не хотелось бы тебя разочаровывать, дружище. Это две стороны одной медали, и если ты победишь, то ты же и потерпишь поражение.
Это сражение между «добром» и «злом» — всего лишь спектакль, поставленный твоим старым врагом, эго. Сплошные сценические трюки. Они разработаны для того, чтобы вовлечь твое внимание от реального источника радости и любви — от настоящего. Даже если ты, обладая колоссальной силой воли, действительно избавишься от жира и станешь живым образцом красоты и здоровья, полярности ума все равно не дадут тебе покоя. Тебе придется бороться с такими ментальными механизмами, как гордыня и тщеславие. Теперь, когда ты обрел внешнюю красоту, тебе нужно сражаться за ее сохранение — а это, как все мы знаем, заведомо проигрышная битва.
Вступая в затеянную эго битву, ты даешь ему силу. По существу, эго — это фикция. Оно как тень. Эго существует лишь потому, что мы питаем его энергией. Если мы прекратим это делать, оно зачахнет и умрет. Чтобы уморить эго, нужно прекратить танцевать фанданго между прошлым и будущим. Когда мы просто наблюдаем, но не вовлекаемся в спектакль, эго не получает питания.
Приходилось ли тебе участвовать в скандале с одним участником? Нет, потому что это невозможно. Если кто-то хочет с тобой поругаться, а ты не участвуешь, скандала не получается. Твой «оппонент» старательно нажимает на все твои кнопки, но безрезультатно... Вначале он испытывает растерянность. Поняв, что ты присутствуешь в ситуации, но как наблюдатель, а не участник, он может удвоить свои усилия пытаясь втянуть тебя в противостояние. Его эго очень боится твоей отстраненности, поскольку для него это означает утрату контроля над ситуацией. Если бы «соперник» тоже стал сейчас наблюдать за происходящим, то и его эго исчезло бы... В конце концов без участия с твоей стороны скандалист устанет и оставит тебя в покое. Но стоит тебе ответить хоть одним обидным словом, жалобой или оправданием, как он набросится на тебя с удвоенными силами.
Точно так же и с эго. Чем больше ты питаешь его, тем сильнее оно становится. А когда ты наблюдаешь, не вмешиваясь, эго ослабевает и в конце концов умирает. Навсегда остается лишь призрак эго — бледное напоминание о том, как опасно вступать в танец с такого рода сущностями.
Третье важное преимущество наблюдения совершение неожиданно. Когда ты практикуешь внутримыслие, энергия, запасенная в памяти, которая прежде использовалась для углубления иллюзии личного роста, идет на усиление чистого присутствия. Чем больше ты наблюдаешь, тем проще тебе наблюдать. Стоит трансформировать эту духовную энергию, и ты ее уже больше никогда не утратишь! Даже если ты снова заснешь и будешь видеть эго-сны, то, что ты обрел, никуда не денется. Это как в долгом путешествии: заснув, ты просыпаешься там, где лег спать, а не в исходной точке, Когда ты снова пробудишь свое Истинное Я, оно будет на прежнем уровне чистого осознания. Каждое новое пробуждение дается тебе легче, чем предыдущее, — до тех пор, пока ты не обретешь импульс. А тогда оно будет происходить вообще без усилий.
С мыслями о Колумбии
Несколько недель спустя мне представилась возможность пообедать в зале для курящих переполненного ресторана с той самой парикмахершей из Колумбии. Я терпеливо высушивал аргументы своего ума, почему мне не следует находиться в зале для курящих рядом с курильщицей, которая даже не говорит по-английски и с которой меня объединяют только мои остриженные волосы. А я все сидел за столиком, наблюдая за своими мыслями и заполняя улыбками долгие неловкие паузы. «Вот меню». «Да...» «Вкусно», «Si...» «Многовато тут людей». «Да...» Так оно и шло до самогo конца трапезы: сэндвич из исчезающе тонких слоев нашей жизни между толстыми ломтями тишины.
И все это время я созерцал, как устаревшие споры боролись за контроль над моим умом. Не вмешиваясь, я смотрел, как они всплывают откуда-то из глубин и лопаются на поверхности моего сознания. И тогда я увидел это. Когда пузырь лопается, он превращается в тишину! Что за дивное наблюдение. Воспоминание— это энергия из прошлого, плененная и застывшая. Когда стремящееся к манипулированию эго приводит эту энергию в движение, она может побудить меня к действию на основании вредоносных мыслей. Я мог бы отреагировать на злые мысли, струящиеся из памяти, и тем самым дал бы новый импульс разрушительному колесу негативности, переживая все новые и новые его обороты. Или же мог спокойно наблюдать, как эти мысли приходят и уходят. Итак, я сохранял состояние бодрствования и невинно наблюдал за ходом процесса — и тут вдруг началась чудесная трансформация. Поскольку я не реагировал на накопленную в памяти негативную энергию мыслей, она начала превращаться в тонкую целительную энергию, в которой я узнал свою внутреннюю сущность — мое всеприемлющее Истинное Я.
Это и есть сжигание семян кармы в огне внимания. Если ты принадлежишь к числу тех искателей, которые следуют наставлениям восточной философии, это знание может принести тебе освобождение. Жизнь в чистом присутствии освобождает человека от кармической иллюзии и от круговорота рождений и смертей. Возможно, ты слышал, как в отношении просветленного человека говорят, что он «разбил колесо кармы». Возможно, ты читал о том, что мудрец не подвержен влиянию звезд. Это означает, что описываемые астрологией силы больше не управляют его судьбой.
Наблюдение за происходящим освободит тебя. Возможно, ты давно стараешься допускать только «хорошие» мысли и делать только «добрые» дела в надежде нейтрализовать свою негативную карму позитивной. Возможно, ты практикуешь ненасилие и воздерживаешься даже от того, чтобы прихлопнуть комара, задумавшего отобедать тобой Но твои успехи на пути ахимсы* определяются не количеством зудящих волдырей на коже. Без чистого присутствия такого рода усилия тщетны. Разве все эти практики не cyть вариации танца фанданго между прошлым и будущим?
Разве не говорил Иисус, что одни только добрые дела не открывают нам путь на небеса?
Отсчитывая плату за обед и чаевые, я ощущал глубочайшее чувство покоя, как будто все шло именно так, как должно идти. Если бы я обращал внимание на отзвуки своих воспоминаний, то сейчас принюхивался бы к своей одежде — не воняет ли табаком — и перебирал бы в памяти моменты неловкости, отметившие эго в целом совершенно невинное приключение. Но я испытывал лишь безмятежность.
В следующие месяцы я еще больше узнал об этой колумбийской женщине, с которой мы преломили хлеб. В конце концов мы стали добрыми друзьями, и жизнь моя сделалась немного богаче, — а все потому, что я предпочел наблюдать, вместо того чтобы реагировать на параноидальный бред своей памяти.
Ахимса (санскр.) — непричинение вреда живому. Проявляется в воздержании от любых форм насилия. — Прим. перев.