Невозможно контролировать счастье
Мне нравится история о ребенке, который решил стать миллионером. «Я стану самым богатым человеком в мире, — пообещал он себе. — Все будут меня уважать и завидовать мне. В мою честь воздвигнут памятник в центре города.
В общем, я добьюсь огромного успеха и после этого всегда буду счастливым». В тот же день он покинул город и принялся за осуществление своего плана. Он держал нос по ветру, руки — на руле, а взгляд — на цели. Наконец, к старости, ему удалось сколотить состояние в миллион долларов. Наш герой был горд тем, что сумел осуществить замысел всей своей жизни и теперь наконец получит заслуженное признание. Он отвернул нос от ветра, снял руки с руля, отвратил взгляд от цели и поехал в свой родной город. Вернувшись, старик узнал, что под землей, на которой стоял его маленький городок, обнаружили месторождение нефти и теперь всe его жители стали миллиардерами.
Большинство из нас заключают молчаливые договоры с самими собой. Эти договоры могут касаться чего угодно: какого партнера мы будем себе искать, какие булочки покупать или в каком темпе изучать испанский язык. Однако проще всего продемонстрировать, как работает такой договор, на примере денег. Его текст выглядит приблизительно так: «Если я на этой неделе заработаю 1000 долларов, то буду счастлив. Если заработаю 900, то буду менее счастлив. Если заработаю более 1000 долларов, то буду очень счастлив».
А почему ты остановился именно на сумме в 1000 долларов?
А что будет, если ты заработаешь 2000, но все эти деньги уйдут на налоги? Понимаешь? Твое счастье зависит от столь многих условий, что контролировать их все просто невозможно. Так что контролировать счастье ты не можешь, поскольку тут присутствует бесконечное число переменных.
Не так ли обстоят дела и в твоей жизни? Разве кто-то из твоих знакомых может контролировать счастье? Это неосуществимо.
Счастье нельзя контролировать, но причина страдания кроется не в самом этом обстоятельстве. Боль и сожаления порождаются верой в то, что счастье нужно контролировать.
Как только ты поверил в то, что ты можешь быть несчастлив, твоя игра проиграна. Если ты поверил, что у счастья есть противоположность — страдание, значит,у тебя уже появилось два объекта. Ты играешь в игру «двойственность» под руководством эго.
Когда у тебя имеется два объекта, тебе приходится решать, какой из них лучше для достижения твоих целей.'Тебе нужно сформировать суждение и выбрать один из них Итак, ты решаешь, что к одному ты будешь стремиться,а другой постараешься исключить из своей жизни. Затем ты формулируешь свой выбор, как описано в приведенном выше примере с заработком в 1000 долларов. Это замкнутый круг, который прокручивается снова и снова каждый миг твоей жизни... если только ты не практикуешь внутримыслие.
Врожденное стремление человека к целостности искажено потребностью эго оберегать собственное существование. Ум ощущает естественный порыв к единству, но под влиянием эго интерпретирует этот порыв как стремление к счастью. Руководствуясь логикой, он решает, что должен устранять все плохое и поощрять хорошее, тогда как на самом деле ему нужно только практиковать внутримыслие.
Эго живет за счет разнообразия. Для выживания ему необходим конфликт. Чем интенсивнее конфликтуем более живым чувствует себя эго. Поэтому оно постоянно подпитывает иллюзию двойственности: позитивные и негативные чувства, друзья, богатство, слава... Пока мы реализуем п жизни иллюзию двойственности, нам суждено страдать, а эго становится все сильнее. В тот самый миг, когда мы вспоминаем свое Я, все страдания прекращаются. Мы воистину способны сами выбирать между страданиями и свободой от них.
Вопреки всем нашим представлениям, в мутный водоворот событий нас затягивает именно иллюзия того, что счастье может каким-то образом вытащить нас из этого водоворота. И поверь мне, нет никакой разницы, в каком полушарии ты находишься и в какую сторону вращается этот водоворот — по часовой стрелке или против. Результат в обоиx случаях один и тот же: боль и страдания.
Даже тогда, когда нам кажется, что мы счастливы, на заднем фоне нашего сознания не утихает тихий голосок: "Это ненадолго. Готовься к тому, что счастье когда-то испарится. Страдание неизбежно. Скоро ты снова останешься в одиночестве». Неужели для этого мы оказались на этой планете? Чтобы прожить долгую, исполненную тягот жизнь, на какой-то шаткий миг оказаться на вершине удовольствия, а затем опять соскользнуть в пропасть бед? Я так не думаю.
И ты тоже.
Поздравляю! Ты утратил последнюю надежду
Мне часто говорили, что надежда умирает последней, — дескать, после этого все пропало. На что я отвечаю: «Ты не сможешь обрести свободу от страданий, пока не утратишь последнюю надежду». Надежда— еще одна грандиозная фальшивка, сфабрикованная эго. Надежда— порождение времени. Я думаю, ты согласишься с этим, если потрудишься имеете со мной немного углубиться в данный вопрос.
Когда мы начинаем предложение словами: «Я надеюсь.» — что имеется в виду? Мы говорим о том, что в будущем станет лучше. То, чего мы хотим, но не имеем в настоящем, будет дано нам в будущем. Но что мы знаем о будущем? Его нет. И никогда не будет. Надежда, подобно счастью, представляет собой мерцающую звезду, до которой не может дотянуться никто и ничто, кроме подстрекаемого страхом воображения. В реальности она недостижима. Надежда и счастье существуют только среди дремучих сплетений психологического времени.
Человек, говорящий, что у него не осталось надежды, имеет в виду, что он отказался от попыток достичь намеченной цели. А для поисков Истинного Я это очень хороши В тот самый миг, когда он перестает прилагать усилия дни достижения желаемого, человек начинает получать необходимое. Он открывается для помощи источников, находи щихся за пределами его ограниченной личности, или эго.
Как только человек сдается, вся деятельность прекращается. Его ум обретает покой и неподвижность. Он открывается для всего, что может сформироваться из тишины. Он в тупике, но не отказался от дальнейшего движения. Он просто ждет, чтобы Вселенная сделала следующий ход. Он отдался в руки Вселенского Разума.
Арджуна и «Песнь жизни»
Бхагавадгиту часто называют «Песнью жизни». Это история о победе добра над злом. А по большому счету, эта история об успешных поисках своего Истинного Я. Сегодня мудрость этой книги так же актуальна, как и пять тысяч лет назад. История начинается с того, что на поле жизненной битвы встречаются две великие армии, одна из них представляет силы света, другая — силы тьмы. Армию света возглавляет Арджуна, главный герой повествования. Он вынужден вест» битву против нарастающего вала негативных сил. Арджуна — лучник, и его задача проста: искоренить зло, обретшее власть, чтобы праведники вновь обрели влияние на Земле. Однако Арджуну терзает серьезный внутренний конфликт. Чтобы выполнить свой воинский долг, ему нужно убивать родственников, учителей и друзей. Они попали под влияние могущественных негативных сил и подняли оружие против сил добра.
Этот сценарий знаком нам и ныне. Много хороших людей во все времена становились союзниками тиранов — то ли от отчаяния, то ли от страха, то ли из невежества. В моем сознании наиболее ярок пример нацистской военной маши1ны, когда миллионы людей с самыми благими намерениями творили безумства, подстрекаемые болью и пламенной иррациональной надеждой на лучший мир.
Так что же делать Арджуне? Если он станет сражаться за добро, то придется убивать родных. Если откажется от борьбы, негативные силы захватят Землю. Арджуна обладает мощнейшим интеллектом, который уравновешен истинно сострадательным сердцем. Сидя в своей боевой колеснице под собирающимися в небе грозовыми облаками, он просто не может принять решение, как ему поступить.
В полной растерянности Арджуна опускает свой лук и сдается на волю момента. Он понимает, что его ум не сможет самостоятельно разрешить дилемму. А еще он знает, что ее сможет разрешить Высший Разум, или Истинное Я.
Сдавшись текущему моменту, Арджуна создает зазор в мышлении. В этой тишине он даже и не пытается прорабатывать свои проблемы. Также он не питает никаких вредных отвлекающих эмоций вроде гнева или жалости к себe. В результате возникает некое внутреннее пространство, куда может проникнуть вселенский порядок, открыв созание Арджуны для решения. Именно это и происходит.
Истинное Я Арджуны принимает облик Господа Кришны и сострадательно помогает воину подняться над ситуацией и взглянуть на нее со стороны — откуда все терзающие его проблемы теряют значение.
Эта замечательная сцена описана в первой главе. Оставшаяся часть Бхагавадгиты посвящена решению проблем, создаваемых людьми. По существу, книга втолковывает нам, что проблема не в наших проблемах. Проблема — в ограниченности нашего ума, и нам необходимо остановить мышление достаточно надолго, чтобы свет Истинного Я озарил наши действия. И когда мы снова включаем мышление, оно уже осуществляется при поддержке вселенского порядка, пребывающего за пределами проблем.