Страх — это темный многогранный самоцвет
А сейчас давай внимательно изучим предмет нашего разговора. Большинство определений слова «страх» туманны и весьма зловещи. И нас это обычно вполне устраивает из-за того, что страх ассоциируется с сильными чувствами.
Он подобен темному многогранному самоцвету. Когда мы разглядываем его под разными углами, то видим отражения целого ряда различных чувств. Чуть поверни этот камень, и увидишь отблеск гнева, еще пару градусов — и вот она, вспышка вины. Все эти отражения более или менее болезненны. Чтобы ослабить боль, мы применяем анестетик бездумной жизни — автомыслие. Это шарлатанский бальзам иллюзии, лишь усугубляющий заболевание, а не исцеляющий от него.
Если в тот или иной момент мы обретаем покой и начинаем обращать внимание на происходящее вокруг, то обнаруживаем внутри более или менее сильный эмоциональный дискомфорт. Он и до этого тихо и упорно работал где-то на заднем плане сознания. Но мы привыкли к нему, как к жужжанию холодильника. А иногда мы отчетливо ощущаем его на переднем плане сознания с момента пробуждения и до погружения в сон. Большинство людей переходят от одной из этих крайностей к другой.
Есть люди, которые не осознают дискомфорта, потому что решили игнорировать его. Они очень заняты и сосредоточены на делах. Некоторые осознают, что они трудоголики, и гордятся этим. А другие притупляют неотступный страх алкоголем, наркотиками, сексом или потаканием другим привычкам.
Тени повседневной деятельности почти полностью затмевают фон страха, но рано или поздно он прорывается на поверхность гневом, виной, скукой, беспокойством и т. д.
А еще есть чувства удовольствия и счастья — они приходят к нам неохотно и никогда не задерживаются достаточно долго, чтобы мы могли почувствовать себя по-настоящему безмятежно. Удовольствие и счастье — как мы убедимся — суть коварные уловки эго, призванные убедить нас, что мы делаем успехи и продвигаемся вперед. Вопрос в том, куда именно вперед? И когда мы достигнем цели?
Независимо от того, кто ты, где находишься и какова твоя жизненная ситуация, ты можешь выйти за пределы удовольствий и счастья, чтобы жить безмятежно и радостно.
И выход находится не во внешнем мире, а в твоем уме. Он и твоем сознании здесь и сейчас.
Чувства и эйфо-чувства* Чем гнев, гордыня, беспокойство, грусть и другие чувства отличаются от таких эйфо-чувств, как безмятежность, радость и блаженство? Говоря просто, возникновение чувств обусловлено какими-то причинами, а эйфо-чувства — нет.
Если ты злишься, то злишься не просто так. Например, ты можешь злиться оттого, что твоя жена выдавливай пасту из тюбика, начиная сверху. Ты можешь грустить потому, что потерял близкого человека. Ты можешь беспокоиться из-за того, что тебе нечем заплатить за квартиру.
Все это — чувства (независимо от того, осознаны они или не осознаны).
Эйфо-чувства (от слова «эйфория») не обусловлены.
У них нет причины — она им не нужна. Они просто есть.
Например, безмятежность не зависит от места и времени.
Ты ощущаешь покой всегда, когда практикуешь внутримыслие, независимо от того, что ты думаешь и делаешь параллельно с этим. Ты можешь даже прийти к выводу, что это чувство было с тобой всегда, просто ты не обращал на него внимания. Безмятежность — естественное состояние бытия, когда ты не находишься в плену у обусловленных чувств.
Обусловленные чувства суть порождения ума, и они привязаны ко времени. Они служат потребностям эго в * Эйфо-чувства (в оригинале — Eu-feelings) — термин, созданный Фрэнком Кинслоу.
стремлении разделять и властвовать. У каждого обусловленного чувства есть противоположность: например, счастья — печаль, у любви — одиночество. И они всегда проецируются с прошльш или будущим. У эйфо-чувств нет противоположностей. Они приходят из-за пределов ума. Они являются проявлением нашей истинной природы.
Они отражения Я-осознания в уме.
Другие эйфо-чувства — это покой, радость, блаженство (или необусловленная любовь), экстаз и восторг от единства со всем сущим. Хотя эйфо-чувства составляют совсем другую категорию, они могут порождать в сознании и обусловленные чувства. Взять, например, чистую радость, ожидающую тебя в опыте «Я Есть» за пределами ума. Когда ты ощутишь чистую радость, она может пробудить в твоем уме чувства удовольствия и счастья. В данном случае мы имеем такое обусловленное чувство, как «счастье», которому нужна какая-то причина, чтобы быть. Такой причиной и является эйфо-чувство радости. Такие обусловленные чувства, как гнев и страсть, тоже могут порождать другие обусловленные чувства. Однако они никогда не порождают эйфо-чувства.
А вот это уже важный момент, и на нем следует остановимся подробнее. Нужно различать чувства, порожденные умом для удовлетворения потребности эго в противостоянии, и эйфо-чувства, поддерживающие вселенскую гармонию и мир. Если мы не научимся различать их, то так и останемся привязанными к вертящемуся колесу эмоциональной неуравновешенности, которая уже привела наш мир на порог уничтожения.
Стоит осознать эту проблему — и решить ее не составляет труда. Достаточно просто обрести опыт вселенской гармонии безмятежности, радости и необусловленной любви — и исцеление придет спонтанно, изнутри.
Страх — волк
Страх— это чувство. Фактически, страх — это сумма всех обусловленных чувств, которые ты накопил в течение жизни. Именно потому так сложно идентифицировать это тягостное, гложущее чувство, следующее за тобой, как тень. Например, страх может состоять из одной части вины, двух частей разочарования и семи частей беспокойства. Все усложняется тем, что этот твой основной страх смешивается с другими его разновидностями, а те еще с другими — и в конце концов из этой мешанины кристаллизуется прародитель их всех, которого мы и называем собственно страхом, Итак, внутри нас бурлит эта адская смесь из чувств,— но поскольку мы склонны избегать некомфортных эмоций, нет ничего удивительного в том, что мы стали эмоциональными идиотами. Однако оставаться идиотами и впредь совсем ни к чему. Лекарство у нас под рукой. Оно ближе, чем твои следующий вдох. Ближе, чем следующая мысль.
Когда в уме зарождается время, оно обретает облик будущего или прошлого. Страхи, сопровождающие врем и, тоже можно поделить на прошлые и будущие. Экхарт Толле в своей книге «Сила Настоящего» распределил их для нас на категории. Если твои мысли зациклены на будущем, ты склонен переживать ту или иную форму беспокойства, тревогу, нервозность, напряжение, ужас, стресс или самодовольство. Ты постоянно спрашиваешь себя: «Что, если. ..?» Когда же мысли уходят в прошлое, то ты чувствуешь вину, сожаление, раскаяние, грусть, жалость к себе, горечь, скорбь, или неспособность простить.
«Погоди-ка, — скажешь ты, — думая о предстоящем визите моей дочери, я чувствую себя очень счастливым А ведь это мысль о будущем». Совершенно верно. Но если ты изучишь те мысли, которые идут в комплекте с этой счастливой мыслью, то обязательно найдешь среди них негативные. Возможно, ты очень рад ее предстоящему визиту, но беспокоишься по поводу того, удачно ли она доберется, или переживаешь из-за размолвки, которая произошла между вами в ее предыдущий приезд. А еще ты можешь с некоторым раздражением думать, не притащит ли дочь с собой того тупоголового парня, с которым она сейчас встречается. То же касается и мыслей о прошлом. Даже в самых чудесных воспоминаниях присутствуют грусть, сожаление или еще какие-нибудь негативные эмоции. Порой распознать их бывает непросто. Они могут быть неосознанными, но они есть.