Полная дезориентация в пространстве (в хорошем смысле)

Может ли Я наблюдать Я? Конечно, может. Вспомни Я Есть — везде. Кто же тогда есть Я? Ч го за вопрос! Это Ты с большой буквы, это Истинное Я.

Я не имею в виду материально-умственного тебя со все ми твоими мыслями и чувствами, с телом и работой. Я имею в виду Тебя, который вне всего этого. Ты — Истинное Я, Ты — Я Есть, Ты — чистое осознание и вселенское присутствие. Ты хоть отчасти начал осознавать собственное величие?

Когда ты вошел в зазор между мыслями, Ты все равно продолжал осознавать происходящее. Однако мыслей в сфере Твоего осознания не было. Ты не осознавал ни движения, ни времени Был только Ты, наблюдающий Себя же, — Истинное Я, наблюдающее Истинное Я. Когда ладони прошли мимо твоих глаз и пространство расширилось до бесконечности, ты на миг узрел беспредельное пространство. Внепространственность — это тоже Истинное Я! Твой ум, скорее всего, противится самой мысли, что ты можешь быть пространством. Ведь в конце концов существует мой ум, заставляющий двигаться мое тело. Однако спроси себя: «Кто заставляет работать тело и ум?» Ты осонаешь,что они существуют, верно? Но кто именно осознает это? Что есть осознание?

Ты есть осознание, а осознание безгранично. Загвоздка в том, что, когда Ты сосредоточиваешься на мышлении и действии,ты тем самым привычно фокусируешься на формах, забывая об их вневременных и внепространственных корнях. Забываешь, что ты есть сознание, и отождествляешь себя с умом и телом.

Когда же ты осознаешь только свое Истинное Я, ты пребываешь в состоянии чистого бодрствования, осознания и присутствия. И когда ты так ощущаешь собственное чистое присутствие, ты свободен от таких форм, как мысли, чувства и тело, — ты пребываешь вне мира. Наблюдая чистое осознание, ты не думаешь. Ты просто осознаешь! Твое бытие исходит из-за пределов ума. Представляешь, насколько это может быть чудесно?

Ты забываешь о том, кто есть Я, лишь когда увязаешь в испытаниях и травмах повседневной жизни. Ты ведешь себя как человек, не знающий о существовании экрана и отождествляющий свою жизнь с кинофильмом. Симптом такой ложной самоидентификации — страдание. Оглянись вокруг. Считаешь ли ты, что наш биологический вид в целом знает что-то о чистом осознании? Нас всегда учили, что человек отличается от животных наличием самосознания. Но наше самосознание есть осознание малого я с его малыми нуждами, которые служат источником наших вредоносных желаний. Именно это осознание малого я пробуждает нашу разрушительную животную природу. С другой стороны, Я-осознание (то есть осознание Истинного Я) освобождает нас от ограниченного пространством-временем ума, который служит источником всех горестей и страдании, ассоциирующихся у нас с человеческой жизнью.

Хорошая новость состоит в том, что ты можешь в любой момент всё изменить.

А теперь внимание. Когда твои ладони исчезли из поля зрения, проплыв мимо висков, и заключенное между ними пространство расширилось до бесконечности, разве окружающие предметы исчезли? Разве в этом бесконечном пространстве растворилась стена, или письменный стол или далекий горизонт? Нет, конечно. Что же тогда случилось?

В тот момент, когда твои ладони исчезли из виду, твое сознание расширилось за пределы заключенного между ними пространства. Ограниченное пространство стало безграничным. Когда с тобой произошла эта вспышка озарения, все предметы в комнате оставались на своих местах, однако они имели второстепенное значение.

Ты-наблюдатель наблюдал беспредельное пространство, и при этом все явления и предметы окружающего мира оставались на своих местах — на заднем фоне. Эти предметы находились в своем маленьком пространстве, но твое сознание было везде. Чтобы осознавать беспредельность пространства, твое сознание должно быть беспредельным.

Может ли быть что-то более волнующее? Или, как я люблю говорить, «Ключ к прекращению страданий — у тебя в руках». (Хотя я опасаюсь, как бы мне не пострадать от рук моих читателей, задумавших этот ключ отнять.)

Внутримыслие

Давай посмотрим на все это с другой стороны. Когда ты останавливаешь мышление, задавая себе вопрос, откуда придет твоя следующая мысль, Ты-наблюдатель созерцаешь Тебя-вневременное-пространство, в котором перед этим находились мысли. И когда мысли снова появляются, Тынаблюдатель остаешься на своем месте. Просто теперь Ты созерцаешь мысли там, где только что было лишь пустое пространство. Это и есть внутримыслие. Внутримыслие — это наблюдение за своими мыслями, эмоциями, приемом пищи, работой и т. д. с сохранением отстраненного осознания того, что все эти действия выполняешь ты. Вначале ты остановил мышление, а затем осознал, что наблюдал не-мышление. В тот момент там присутствовал Ты и наблюдал, как мышление началось снова. И затем Ты продолжал наблюдение — наблюдение мышления. Это свидетельство того, что Ты не тождествен своим мыслям.

Лишь некоторое время спустя ты снова забыл о своем Истинном Я, и ум продолжил свое функционирование на автопилоте. Это состояние противоположно внутримыслию, и оно называется автомыслием.

Все это настолько просто, что мы склонны отмахиваться от этого процесса, считая, что в нем нет ничего ценного.

Это ошибка — не допусти ее! Этот ключ открывает небесные врата. И не стоит выбрасывать ключ, считая его бесполезным лишь из-за того, что он прост в использовании.

Испытай его в деле — и получишь награды, какие тебе и не снились.

Монетки с небес

Первые опыты внутримыслия — бесконечно маленькие порции небесного блаженства. Подобно колбасе в нищенском сэндвиче, они служат лишь тонюсенькой прослойкой между ломтями автомыслия — вот насколько они малы.

Большую часть времени тебя контролирует ум, и он твердит тебе (помни, что ты не ум), что эти крошечные точечки безмятежности и блаженства на твоем радаре вообще не заслуживают внимания. Но они заслуживают.

Крошечные точечки блаженства накапливаются. Они монетки в космической копилке. Этих разменных монет внутримыслия скоро набирается изрядная сумма — и безмятежность начинает играть все большую роль в твоей повседневной жизни. И ничего особенного для этого не нужно. Просто постоянно добавляй в копилку по денежке внутримыслия до тех пор, пока не окажется, что ты уже можешь жить на одни проценты. Именно это я и называю обретением импульса.

Хорошая новость (даже великолепная) состоит в том, что ты можешь в любой момент, когда захочешь, выйти из-под власти ума. Сделай это сейчас. Обращай внимание на свои мысли. Наблюдаешь ли ты за ними? Если да, значит, ты опять сделал это. Ты осуществляешь внутримыслие. Ты наблюдатель подобен родителю, а твой ум — шаловливому ребенку. Если не следить за ним хорошенько, он напроказничает.

От наблюдения за своими мыслями всего один шаг к наблюдению за своими действиями, а затем — и за чужими действиями. Как это делается? Просто будь внимателен. Отключи автопилот и будь внимателен. Проснувшись, нюхай розы. Буквально. Стань любознательным наблюдателем, нe просто смотри на облака, но наблюдай за ними. Воспринимай их так, как будто никогда раньше не видел облаков ощущай ладонями кору деревьев, смакуй запах воздуха и вкус зубной пасты.

Неужели все так просто? Ум не хочет, чтобы ты верил в эту простоту. Он попытается отговорить тебя. К счастью, ты не ум. Ты видишь картину мира в целом. Ты и есть эта картина. Картина в целом пребывает в мире сама с Собой (со своим Истинным Я). Когда ты снимаешь со своих глаз шоры, ты познаешь целостность, приносящую с собой внутреннее умиротворение. Да, вот как все просто.

В начале ты заметишь, что мысли спешат вернуться.

Секунда-вторая тишины и безмятежности — и мысли снова заполняют пустоту, словно стая вспугнутых птиц небесную синь. После того как ты ощутишь промежуток, твой ум может выдать мысли такого рода: «Ну и что это вообще было?

Ничего. А ничто и не стоит ничего. Согласен, что это было очень, мило. Однако я не слышал пения ангелов и не видел феерверков. Похоже, это всего лишь какая-то мистификация... Так, кажется, шпинат застрял между зубами. И куда я все-таки засунул сырный соус?» Мысли будут уводить тебя все дальше и дальше от тишины и неподвижности, которая есть Ты. Может пройти несколько часов или даже дней, прежде чем ты поймешь, какую шутку сыграл с тобой ум. Тысячи мыслей барабанят, словно дождь по железной крыше, и от их мерного шума ты сновa погружаешься в сон.

ОСНОВНЫЕ ТЕЗИСЫ ПЯТОЙ ГЛАВЫ

Внутримыслие

•Самое ценное, что у тебя есть, — сознание.

•Каждое состояние сознания характеризуется уникальными функциями ума и тела.

•Внутримыслие освобождает нас от иллюзии, что мы — только ум, и тем самым избавляет от страданий.

•Внутренняя безмятежность порождается внутримыслием.

•Внутримыслие позволяет тебе выйти за пределы разладившегося ума на время ремонта.

•Идея пространства, как и идея времени, берет начало в уме.

•Беспредельное пространство и время тождественны безмятежности.

•Состояние, когда ты думаешь или действуешь без осознания своего Истинного Я, называется автомыслием. Оно противоположно внутримыслию.

•Практикуя внутримыслие, ты всякий раз усиливаешь осознание своего Истинного Я.

Глава 6.

КАК ОБУСТРОИТЬ БУДУЩЕЕ.

Глаза многих людей обозревают луг, но не видят цветов.

Ральф Уолдо Эмерсон.

Как преодолеть тревогу.

Не получается ли так, что твой ум всегда не там, где ты?

Не забываешь ли ты, что только что делал, лишь потому, что твой ум забежал куда-то далеко вперед? Не угнетают ли тебя «вещи», которые нужно сделать? Тебя раздражает медлительность дорожного движения? Ты заканчиваешь предложения за других людей? Расчищаешь завалы в своем уме во время беседы с сотрудником? Все это симптомы того, что я называю впередмыслием.

Есть два типа мыслей о будущем: продуктивные и непродуктивные. Продуктивные мысли о будущем повышают качество твоей жизни и приносят пользу твоим близким, знакомым и вообще всем окружающим. Продуктивная мысль фактически касается настоящего. Впередмыслие представляет собой непродуктивные мысли о будущем, и они приносят вред. Даже если результат оказывается позитивным, у нас всегда остается ощущение стресса и неудовлетворенности. Такие мысли порождают тревогу, беспокойство, напряженность, нервозность, страх и разного рода фобии.

Будущее никогда не наступает по определению. Единственное, о чем ты можешь знать наверняка, так это о том, что происходит сейчас. Представь себе свой ум в виде резиновой ленты. Чем дальше он вытягивается в будущее, тем больше напрягается. В какой-то момент резинка рвется — и бьет тебя высвободившимся концом. Эта отдача проявляется как приступы ярости, мигрени, инфаркты, инсульты и нервные срывы. Когда ты практикуешь внутримыслие, твой ум сосредоточен на настоящем; резинка не натянута — ты спокоен, продуктивен и бодр.

Помнишь ли ты, каково это — быть ребенком? Пусть твой ум вернется во времена, когда ты был очень мал. Отыщи раннее воспоминание о том, как ты играешь один. (Если не удается вспомнить собственное детство, тогда просто понаблюдай за играющим малышом.) Вспомни, насколько легко и плавно протекала игра. Вспомни, насколько полно ты был погружен в игру со своим пупсом или грузовичком, или в разглядывание божьей коровки, ползущей по пальцу, или как самозабвенно лежал на прохладной траве, а безмолвная сила земли несла тебя под белеющими наверху облаками.

Помнишь? Это было полное осознание и абсолютная удовлетворенность. Это ключ к обретению детского сердца в зрелости — научиться сосредоточивать свое внимание на том, что ты делаешь СЕЙЧАС! Давай выполним упражнение, призванное продемонстрировать ценность внутримыслия. Подумай о чем-то в будущем, что тебя огорчает. Это может касаться взаимоотношений, денег, работы или семьи. Выбери особенно неприятный сценарий и обрати внимание, насколько сильные чувства вызывают у тебя мысли о нем. Оцени силу этого беспокойства о будущем по десятибалльной шкале, где десятка обозначает самый худший сценарий. Теперь мы готовы начать.

Опыт третий

Как преодолеть тревогу

Расположи ладонь на уровне глаз и посмотри на нее.

Рассмотри ее как она есть: ладонь. Воздерживайся от суждений вроде: «Мои ладони слишком маленькие» — и от любых комментариев: «Помню, как я сломал вот этот палец». Просто разглядывай ладонь, словно видишь ее впервые или словно она принадлежит другому человеку. Обращай внимание на текстуру кожи, на то, как кожа обтекает сустав, на то, какой палец второй по длине.

Медленно сожми ладонь в кулак и проследи, какие суставы начнут сгибаться первыми. Ощути, как при этом работают мышцы и сухожилия. Помаши рукой и почувствуй, как воздух проходит между пальцев.

Погладь свое предплечье и ощути ладонью прикосновение кожи и волосков. Затем обрати внимание, что чувствует предплечье, когда его гладит ладонь.

Исследуй разные предметы (ручка, стакан или что там еще оказалось под рукой), ощупывая их ладонью и пальцами. Обращай внимание на живой мир чувств и ощущений — особенно на специфические особенности каждого объекта.

Время выполнения упражнения три-пять минут.

Когда ты обращаешь внимание на то, что есть прямо здесь и сейчас, происходит удивительная трансформация.

Подумай об опыте, который ты только что провел. Испытывал ли ты тревогу, огорчение, гнев или страх при выполнении этого упражнения? Посещали ли тебя мысли о неоплаченных счетах или о каких-нибудь твоих обидчиках?

А сразу после окончания упражнения не возникло ли у тебя ощущение ясности ума, физической расслабленности и вообще благополучия? Когда ты полностью погружен в то, что есть, иначе и быть не может.

Теперь мысленно вернись в будущее событие, кото рое ты перед выполнением третьего опыта оценил по десятибалльной шкале тревоги. Оцени его снова.

Если ты был погружен в исследование своей руки, как ребенок погружен в игру, то ты обнаружишь, что твой уровень тревожности значительно снизился или вообще упал до нуля! Невозможно беспокоиться о будущем, когда твое внимание обращено на то, что ты делаешь сейчас. Это не самообман и не отрицание реальности. Ты вовсе не убегаешь от своих проблем — совсем наоборот. Крайняя форма отрицания реальности — зацикленность на будущем и пренебрежение настоящим; это — безотказная формула тревоги и дискомфорта.

При выполнении упражнения произошло еще одно важное событие, которого ты мог даже и не заметить. Ты был чистым наблюдателем. Ты-Истинное Я присутствовал и вел наблюдение, твой ум в то же время думал, а тело и чувства взаимодействовали с окружающей средой. Ты был спокойным свидетелем всего происходящего. Это ключ к жизни без напряжения, беспокойства и чувства вины, Это внутримыслие Сосредоточивая внимание на «здесь и сейчас», ты вдыхаешь жизнь в свой ум и тело. Внимание — волшебный бальзам, который исцелит бесчисленные хвори человечества.

Всякий раз, когда ты встревожен, обеспокоен, разочарован или напряжен, ты практикуешь впередмыслие. Противоядие против впередмыслия — внутримыслие, возвращающее твой ум в настоящее.

Обращай внимание на то, что происходит вокруг, и пусть твои ощущения дают тебе силу. Выйди на улицу и посмотри вверх. Посмотри, как небо держит облака и птиц. Не просто смотри на небо — проникни в него взглядом. Ощути его глубинy и широту. Обрати внимание на то, как оно делает и тебя глубже и шире. Закрой глаза и прислушайся к звукам, доносящимся со всех сторон. Обращай внимание на все — целый день. И в конце дня у тебя будет больше энергии, чем обычно, поскольку внутримыслие сберегает энергию. Ты будешь потрясен тем, сколько силы, красоты и радости расцветет в твоей жизни лишь благодаря осознанию.

Скука исключена

Все предложенные упражнения возвращали твое мышление в настоящий момент, чтобы ты мог ощутить свое чистое Истинное Я. Они напоминали тебе, что ты не ум и не тело, по некое присутствие за пределами мыслей и вещей.

Благодаря вниманию ты смог взять наилучшее от обоих миров — внешнего и внутреннего. Твое Истинное Я является наблюдателем, спокойным свидетелем, наблюдающим, как разворачивается хрупкая красота жизни. Я не вовлечено в делание. Оно просто наслаждается путешествием. Истинное Я — твоя сущностная природа — очень старо и мудро.

Оно знает, что делание свершится само собой без всяких усилий с Его стороны.

Утрачивая связь с Истинным Я и вновь погрязая в суете зримого мира, ты начинаешь страдать. А простое наблюдение нейтрализует вредные для психики последствия бездумной деятельности. Наблюдение не просто снимает тревогу и стресс — оно делает тебя более эффективным на работе, дома и в игре.

Практикуя внутримыслие, ты получаешь поддержку от всего, что связано с Истинным Я Поскольку твое Истинное Я бесконечно и безгранично, оно связано со всем.

Наблюдая, ты обращаешь внимание на то, что происходит прямо сейчас. Ты не думаешь о том, который час, не забыл ли ты выключить свет дома и что ты будешь есть на ужин суши или крабовые палочки. Твои мысли отражают то, что происходит сию секунду. Практикуя внутримыслие, ты видишь то, что обретает форму непосредственно в текущий момент, и наблюдаешь, как оно становится неотъемлемой и функциональной частью целого. Это красиво, воодушевляюще и совершенно естественно. Внутримыслие вдыхает новизну в обыденность и исключает возможность скуки.

Наши рекомендации