Подшипники быстроходного вала
Исходные данные для расчета: частота вращения вала n = 2900 мин-1; требуемый ресурс при вероятности безотказной работы 90%: L'10ah = 17520 ч.; диаметр посадочных поверхностей вала d = 20 мм; максимальные длительно действующие силы: Fr1max = Fr/2 = 275 Н, Fr2max = Fr/2 = 275 Н, FAmax = 178 Н; режим нагружения - 0 - постоянный; ожидаемая температура работы tраб = 50oC.
Для типового режима нагружения 0 коэффициент эквивалентности KE = 1. Вычисляем эквивалентные нагрузки:
Fr1 = KEFr1max = 1 ∙ 275 = 275 Н;
Fr2 = KEFr2max = 1 ∙ 275 = 275 Н;
FA = KEFAmax = 1 ∙ 178 = 178 Н.
Предварительно назначаем шариковые радиальные подшипники легкой серии 204. Схема установки подшипников - враспор.
Для выбранной схемы установки подшипников следует:
Fa1 = FA = 178 Н;
Fa2 = 0.
Дальнейший расчет производим для более нагруженной опоры 1.
1. Для принятых подшипников из табл. 24.10 [1] находим:
Cr = 12700 Н;
C0r = 6200 Н.
2. Отношение iFa/C0r = 1∙178/6200 = 0.029.
Из табл. выписываем, применяя линейную интерполяцию значений (т.к. значение iFa/C0r является промежуточным) X = 0.56, Y = 1.98, e = 0.22.
3. Отношение Fa/(VFr) = 178/(1∙275) = 0.646, что больше e = 0.22 (V=1 при вращении внутреннего кольца). Окончательно принимаем X = 0.56, Y = 1.98.
4. Эквивалентная динамическая радиальная нагрузка
Pr = (VXFr + YFa)KбKт.
Принимаем Kб; Kт = 1 (tраб < 100o).
Pr = (1 ∙ 0.56 ∙ 275 + 1.98 ∙ 178) ∙ 1.4 ∙ 1 =
= 707.25 Н.
5. Расчетный скорректированный ресурс подшипника при a1 = 1 (вероятность безотказной работы 90), a23 = 0.7 (обычные условия применения), k = 3 (шариковый подшипник):
L10ah = a1a23∙(Cr/Pr)k ∙ (106/60n) = 1 ∙ 0.7 ∙ (12700/707.25)3∙(106/60∙2909.42) = 23218 ч.
Изм. |
Лист |
№ документа |
Подпись |
Дата |
Лист |
Подшипники промежуточного вала
Для типового режима нагружения 0 коэффициент эквивалентности KE = 1. Вычисляем эквивалентные нагрузки:
Fr1 = KEFr1max = 1 ∙ 275 = 275 Н;
Fr2 = KEFr2max = 1 ∙ 275 = 275 Н;
FA = KEFAmax = 1 ∙ 178 = 178 Н.
Предварительно назначаем шариковые радиальные подшипники легкой серии 205. Схема установки подшипников - враспор.
Для выбранной схемы установки подшипников следует:
Fa1 = FA = 177.44 Н;
Fa2 = 0.
Дальнейший расчет производим для более нагруженной опоры 1.
1. Для принятых подшипников находим:
Cr = 14000 Н;
C0r = 6950 Н.
2. Отношение iFa/C0r = 1∙178/6950 = 0.026.
Из табл выписываем, применяя линейную интерполяцию значений X = 0.56, Y = 2.03, e = 0.22.
3. Отношение Fa/(VFr) = 177.44/(1∙274.73) = 0.646, что больше e = 0.22 (V=1 при вращении внутреннего кольца). Окончательно принимаем X = 0.56, Y = 2.03.
4. Эквивалентная динамическая радиальная нагрузка
Pr = (VXFr + YFa)KбKт.
Принимаем Kб; Kт = 1 (tраб < 100o).
Pr = (1 ∙ 0.56 ∙ 275 + 2.03 ∙ 178) ∙ 1.4 ∙ 1 =
= 719.66 Н.
5. Расчетный скорректированный ресурс подшипника при a1 = 1 (вероятность безотказной работы 90), a23 = 0.7 (обычные условия применения), k = 3 (шариковый подшипник):
L10ah = a1a23∙(Cr/Pr)k ∙ (106/60n) =
= 1 ∙ 0.7 ∙ (14000/719.67)3∙(106/60∙453.18) = 189522 ч.
6. Так как расчетный ресурс больше требуемого: L10ah > L'10ah (189522 > 17520), то предварительно назначенный подшипник 205 пригоден. При требуемом ресурсе 90%.
Подшипники выходного вала
Для типового режима нагружения 0 коэффициент эквивалентности KE = 1. Вычисляем эквивалентные нагрузки:
Fr1 = KEFr1max = 1 ∙ 958 = 958 Н;
Fr2 = KEFr2max = 1 ∙ 958 = 958 Н;
FA = KEFAmax = 1 ∙ 708 = 708 Н.
Предварительно назначаем шариковые радиальные подшипники легкой серии 210. Схема установки подшипников - враспор.
Для выбранной схемы установки подшипников следует:
Fa1 = FA = 708 Н;
Fa2 = 0.
Дальнейший расчет производим для более нагруженной опоры 1.
1. Для принятых подшипников находим:
Cr = 14000 Н;
C0r = 6950 Н.
2. Отношение iFa/C0r = 1∙708/6950 = 0.102.
Из табл. выписываем, применяя линейную интерполяцию значений
X = 0.56, Y = 1.48, e = 0.29.
3. Отношение Fa/(VFr) = 708/(1∙958.) = 0.739, что больше e = 0.29 (V=1 при вращении внутреннего кольца). Окончательно принимаем X = 0.56, Y = 1.48.
4. Эквивалентная динамическая радиальная нагрузка
Pr = (VXFr + YFa)KбKт.
Принимаем Kб ; Kт = 1 (tраб < 100o).
Pr = (1 ∙ 0.56 ∙ 958 + 1.48 ∙ 708) ∙ 1.4 ∙ 1 =
= 2218.5 Н.
5. Расчетный скорректированный ресурс подшипника при a1 = 1 (вероятность безотказной работы 90%), a23 = 0.7 (обычные условия применения), k = 3 (шариковый подшипник):
L10ah = a1a23∙(Cr/Pr)k ∙ (106/60n) =
Изм. |
Лист |
№ документа |
Подпись |
Дата |
Лист |
6. Так как расчетный ресурс меньше требуемого: L10ah < L'10ah (6469 < 17520), то назначенный подшипник 210 непригоден.
Проверим роликовые конические подшипники легкой серии.
1. Для принятых подшипников из табл. находим:
Cr = 29200 Н;
C0r = 21000 Н;
Y = 1.6;
e = 0.37
Изм. |
Лист |
№ документа |
Подпись |
Дата |
Лист |
3. Эквивалентная динамическая радиальная нагрузка
Pr = (VXFr + YFa)KбKт.
Принимаем Kб ; Kт = 1 (tраб < 100o).
Pr = (1 ∙ 0.4 ∙ 958 + 1.6 ∙ 708) ∙ 1.4 ∙ 1 =
= 2122.92 Н.
4. Расчетный скорректированный ресурс подшипника при a1 = 1 (вероятность безотказной работы 90%,), a23 = 0.7 (обычные условия применения), k = 3.33 (роликовый подшипник):
L10ah = a1a23∙(Cr/Pr)k ∙ (106/60n) =
= 1 ∙ 0.7 ∙ (29200/2122.92)3.33∙(106/60∙453.18) = 159115 ч.
5. Так как расчетный ресурс больше требуемого: L10ah > L'10ah (159115 > 17520), то предварительно назначенные подшипники 7205A пригодны. При требуемом ресурсе 90%.
Изм. |
Лист |
№ документа |
Подпись |
Дата |
Лист |
Призматические шпонки, применяемые в проектируемых редукторах, проверяют на смятие.
Выберем и проверим шпонку на тихоходном валу под зубчатым колесом. Диаметр вала под посадку колеса равен 80 мм, поэтому принимаем призматическую шпонку по ГОСТ 10748-79 с параметрами:
bxhxt1=22х14х9 и l=100 мм
Условие прочности:
Т – крутящий момент, передаваемый валом;
- площадь смятия;
-рабочая длина шпонки;
l - полная длина шпонки;
b,h.t- стандартные размеры.
;
;
условие прочности выполняется.
Проверим шпонку на конце тихоходного вала под звёздочкой. Диаметр вала под посадку равен 60 мм, поэтому принимаем призматическую шпонку по ГОСТ 10748-79 с параметрами:
bxhxt1=18х11х7 и l=80 мм
Условие прочности:
Т – крутящий момент, передаваемый валом;
- площадь смятия;
-рабочая длина шпонки;
l - полная длина шпонки;
b,h.t- стандартные размеры.
;
;
условие прочности выполняется.
Проверим шпонку на конце быстроходного вала под полумуфтой. Диаметр вала под посадку равен 32 мм, поэтому принимаем призматическую шпонку по ГОСТ 10748-79 с параметрами:
bxhxt1=10х8х5 и l=40 мм
Условие прочности:
Т – крутящий момент, передаваемый валом;
Изм. |
Лист |
№ документа |
Подпись |
Дата |
Лист |
-рабочая длина шпонки;
l - полная длина шпонки;
b,h.t- стандартные размеры.
;
;
условие прочности выполняется.
Изм. |
Лист |
№ документа |
Подпись |
Дата |
Лист |
bxhxt1=16х10х6 и l=70 мм
Условие прочности:
Т – крутящий момент, передаваемый валом;
- площадь смятия;
-рабочая длина шпонки;
l - полная длина шпонки;
b,h.t- стандартные размеры.
;
;
условие прочности выполняется.
Изм. |
Лист |
№ документа |
Подпись |
Дата |
Лист |
Редуктор по своим характеристикам сходен с 1ц2у-160-26
Имеется 4 болта крепления.
Tт=915.2 Нм; U=31.5; nб=92. dотв= 24, болт М22.
Tб=31.5Нм; Тт=915.2 Нм
dвн=19.294
Расстояние от промежуточного вала до оси отверстия С=130мм
Между отверстий вдоль С1=425мм, поперек С2= 140 мм
δ=1.5dотв=36
lб=С1+δ=425+36=461мм
lт=δ+C2=36+140=176мм
Твх=3Fбlб
Fб=Твх/2lб=31500/922=34.164Н
Твых=3Fтlт
Fт=Твых/2lт=915200/352=2600Н
Fвн=2634.164Н
Fмах=1.3К Fвн(1-х)+Fвнх=1.3*2*2634.164(1-0.25)+2634.164*0.25=5795.16Н
σ= =5795.16/292.222=19.8мПа
[σ]=σт/[s]=200/4=50мПа.
Так как σ<[σ], то прочность обеспечена.
Изм. |
Лист |
№ документа |
Подпись |
Дата |
Лист |
Для уменьшения потерь мощности на трение, снижение интенсивности изнашивания трущихся поверхностей, их охлаждения и очистки от продуктов износа, а также для предохранения от заедания, задиров, коррозии должно быть обеспечено надежное смазывание трущихся поверхностей.
Для смазывания передач широко применяют картерную систему. В корпус редуктора или коробки передач заливают масло так, чтобы венцы колес были в него погружены.
Картерная система смазывания подходит для проектируемой передачи.
Для предельного контактного напряжения 482.81 МПа и окружной скорости 1.59 м/с выбираем рекомендованное значение кинематической вязкости масла 34 мм2/c.
Для рекомендуемой вязкости 34 мм2/c выбираем масло индустриальное
И-Г-А-32.
Уровень погружения должен быть таким, чтобы в масло был погружен венец только колеса второй ступени, т.к скорость зацепления второй ступени более 1 м/с.
Изм. |
Лист |
№ документа |
Подпись |
Дата |
Лист |
Исходные данные:
Передаточное число 3.54
Частота вращения шестерни n1=92 об/мин
Частота вращения колеса n2=26 об/мин
Вращающий момент на шестерни Т1= 915.2 Нм
Определяем шаг цепи:
мм
где - вращающий момент на промежуточном валу;
- коэффициент эксплуатации;
- число рядов цепи;
- число зубьев ведущей звездочки;
=29-2U=29-2*3.54=21.92. Принимаем нечётное число зубьев z1=21;
=35 Н/мм2- допускаемое давление в шарнирах цепи
где =1 – коэффициент, зависящий от динамичности нагрузки;
= 1,3 – коэффициент, зависящий от способа смазки;
= 1 – коэффициент, зависящий от положения передачи;
= 1.25 – коэффициент, зависящий от способа регулировки межосевого
расстояния;
=1 – коэффициент, зависящий от режима работы
(мм)
Принимаем большее значение шага цепи для получения необходимого запаса
прочности цепи (мм)
Принимаем однорядную роликовую цепь ПР-38.1-12700 ГОСТ 13568 –75.
Число зубьев ведомой звездочки:
Изм. |
Лист |
№ документа |
Подпись |
Дата |
Лист |
,
Оптимальное межосевое расстояние:
где - стандартный шаг цепи
(мм)
Межосевое расстояние в шагах:
где - межосевое расстояние;
Число звеньев цепи:
где -межосевое расстояние в шагах;
- число зубьев ведущей звездочки;
- число зубьев ведомой звездочки;
Уточняем межосевое расстояние в шагах:
Определяем фактическое межосевое расстояние:
(мм)
Так как ведомая ветвь цепи должна провисать примерно на 0,01 ,то для этого при монтаже предусматриваем возможность уменьшения действительного межосевого расстояния на 0,005 .
Определим длину цепи:
(мм)
Определяем диаметры звёздочек:
Диаметр делительной окружности ведущей звёздочки:
(мм)
Диаметр делительной окружности ведомой звёздочки:
(мм)
Диаметр окружности выступов ведущей звёздочки:
где =0,7 – коэффициент высоты зуба; – коэффициент числа зубьев;
– геометрическая характеристика зацепления
Изм. |
Лист |
№ документа |
Подпись |
Дата |
Лист |
Коэффициент числа зубьев ведущей звёздочки:
Коэффициент числа зубьев ведомой звёздочки:
Диаметр окружности выступов ведущей звёздочки:
(мм)
Диаметр окружности выступов ведомой звёздочки:
(мм)
Диаметр окружности впадин ведущей звёздочки:
(мм)
Диаметр окружности впадин ведомой звёздочки:
(мм)