Консультации для воспитателей
Примерные темы консультаций логопеда для педагогов ДОУ
1.Причины и виды отклонений в речевом развитии детей дошкольного возраста
2. Приемы педагогической работы по воспитанию у детей навыков правильного произношения звуков
3. Приемы обогащения словарного запаса детей дошкольного возраста
4. Приемы формирования грамматически правильной речи у детей дошкольного возраста
5. Виды работы педагога по развитию и совершенствованию связной речи детей дошкольного возраста
6. Организация индивидуальной коррекционно-речевой работы в процессе групповых (подгрупповых) занятий
7. Использование коррекционно-развивающего потенциала
8. Музыкальное воспитание детей с отклонениями в речевом развитии
9. Физическое воспитание дошкольников с нарушениями речевого развития
10. Приемы педагогической коррекции внеречевых процессов детей
11. Взаимосвязь развития речи и развития тонких дифференцированных движений пальцев и кисти рук детей.
- Фонематический слух - основа правильной речи.
13. Средства развития мелкой моторики рук у детей с нарушением речи.
- Развитие графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста.
- Правильно ли говорит ваш ребенок?
Примерные темы консультаций для родителей
1. Когда следует обратиться за помощью к детскому логопеду
2. Почему ребенок говорит неправильно
3. Как воспитать у ребенка навыки правильного звукопроизношения
4. Обогащаем словарь детей
5. Роль родителей в формировании грамматически правильной речи у дошкольников
6. Развитие связной речи детей в семье
7. Играем пальчиками и развиваем речь.
8. Совершенствуем внимание и память ребенка
9. Игровая школа мышления
10. Речевая подготовка детей к школе в семье
11. Профилактика речевых нарушений, стимуляция речевого развития в условиях семьи
Консультации для воспитателей
Когда следует обратиться за помощью к детскому логопеду
Проблема обращения к такому специалисту, как детский логопед, встает перед каждой мамой с малышом 2-6 лет – в период активного становления его речи. Ситуация осложняется тем, что логопед в детском саду, куда ходит ребенок, не всегда доступен, а возрастные проблемы с речью встречаются практически у каждого ребенка и требуют консультации со специалистом хотя бы ради успокоения мамочки.
Многие родители ищут специальные центры, где детский логопед мог бы позаниматься с ребенком, а некоторые доходят до того, что устраивают здорового ребенка в корректирующий логопедический детский сад, не задумываясь о возможном вреде для него в группе с нарушениями в развитии речи. Причем беспокойство у родителей может не успокаиваться, даже если логопед в детском саду присутствует, но, как кажется мамам и папам, оказывает их ребенку мало внимания.
Когда же действительно стоит к нему обратиться и чем он может быть полезен ребенку без явных нарушений?
На самом деле, логопед в детском саду должен, как минимум, наблюдать каждого ребенка, но, естественно, наибольшее внимание оказывается деткам с предрасположенностью к речевым дефектам (например, при некоторых заболеваниях), а также уже имеющим какие-то отклонения, хотя с малышами с серьезными нарушениями, как правило, детский логопед и дефектолог занимаются в специальных группах.
На что же обратить внимание у своего ребенка:
Если в 3-3,5 года
ребенок произносит только отдельные слова и совсем не строит фразы и предложения;
в его речи полностью отсутствуют союзы и местоимения;
он не повторяет за Вами слова,
или Вы совсем не понимаете его речь (при этом искаженное произношение шипящих и звонких согласных (р, л) звуков является нормой);
Если в 4 года
у ребенка очень скудный словарный запас (в норме – около 2000 слов),
не может запомнить четверостишье, совсем не рассказывает собственных историй (при этом отсутствие связной речи, ошибки в предложениях, все еще проблемы со «сложными» звуками – норма);
Если в 5-6 лет
все еще есть проблемы со звукопроизношением, в т.ч. с сонорными согласными (звуками «р» и «л»);
ребенок не способен описать своими словами сюжет на картинке,
допускает грубые ошибки при построении предложений (при этом допускаются ошибки в сложных предложениях, небольшая непоследовательность в повествовании).
Все это может быть поводом получить совет у такого специалиста, как логопед в детском саду или детский логопед в поликлинике.
Детский логопед поможет:
скорректировать произношение. В частности, детский логопед исправит проблемы с так называемыми «вибрантами» – твердой и мягкой «р» – одного из самых распространенных нарушений речи, сохраняющегося и во взрослом возрасте. Кроме того, логопед в детском саду увидит и предупредит и другие нарушения, например, баттаризм (нечеткость произношения, «проглатывание» слов), заикание и другие;
подготовить ребенка к школе, в частности, к освоению грамоты и чтению. Логопед в детском саду не только должен проконтролировать общую речевую подготовку малыша, но и предупредить, если будет такая необходимость, нарушения типа дислексии (неспособность к чтению) или дисграфии (к письму), вовремя направив ребенка с специалисту;
провести занятия, направленные на общее развитие речи, как групповые, так и индивидуальные. В том числе подобные занятия логопед в детском саду может проводить и с младшими группами по договоренности с заведующей и родителями. Они направлены на расширение словарного запаса, становление грамотной речи и т.д. Также подобные занятия проводит детский логопед в поликлинике или специальном центре, и их не лишним будет посетить с любом случае.
Практикум для педагогов
Цель: Развитие коммуникативной компетентности педагога в общении с родителями, детьми и коллегами.
Задачи:
- Осознание педагогами собственных достижений и проблем в общении;
- развитие способности педагога адекватно, безоценочно, с позиции партнера воспринимать родителей воспитанников.
Сегодня мы с вами проведем занятие на овладение практическими элементами педагогической компетентности в ситуации общения с родителями, игры и упражнения с элементами рефлексии.
- В начале давайте возьмемся за руки и с поклоном произнесем «Добрый день!, Здравствуйте!», желая друг другу в первую очередь здоровья. Древние утверждали, что во время поклона часть энергии как бы стекает с головы человека, т.е., кланяясь, мы по доброй воле обмениваемся энергией.
Разминка
Я предлагаю следующую игру в круге, чтобы настроиться на позитивное общение.
1.«Вы еще не знаете, что я…» и продолжаете фразу, любым высказыванием о себе.
(научилась кататься на коньках, или люблю путешествовать…) и т.д.
Основная часть
Сегодня мы собрались, чтобы понять, каковы мы сами, на каком языке говорим с окружающими людьми и миром. Мы сделаем попытку проверить наши души на доброту, радость, понимание и неравнодушие.
3. Составим письменный портрет.
- 1подгруппа «Самый приятный родитель в общении» (описать качества)
-2подгруппа «Самый трудный родитель в общении»
4. Упражнение «Спокойствие, только спокойствие…»
Нам приходится всегда быть в творческом поиске. И я вам предлагаю сейчас проявить свою фантазию, воображение. Раздаются листочки с началом стихотворения. Вы должны продолжить в положительном ключе, смысле (работа малых группах)
- Все любят послушных, приветливых деток.
Капризных, упрямых – не любит никто…
- Утром настроение плохое,
Глаз накрасить не могу никак…
- Родители часто сердясь и бронясь,
С ребенком теряют душевную связь…
-Генетику можно во всем обвинять,
На зеркало даже не стоит пенять…
- Чтобы значимость другому показать,
Щеки вовсе и не стоит надувать…
Прочитайте стихи коллегам.
5. Тест «Важней всего погода в ДОУ»
Примите результаты теста без обид и задумайтесь …
Вы заходите в магазин и покупаете булочки с повидлом. Но когда вы приходите домой и кушаете, то обнаруживаете, что отсутствует один существенный ингредиент – повидло внутри. Ваша реакция на эту мелкую неудачу?
Относите бракованные булочки назад в магазин и требуете взамен другие.
Говорите себе: «Бывает» - и съедаете пустой пончик. Или съедаете что-то другое.
Съедаете что-то другое.
Намазываете булочку вареньем или маслом, чтобы было вкуснее.
Если Вы выбрали первый вариант, значит это человек, не поддающийся панике, знающий, что к его советам чаще всего прислушиваются. Такой сотрудник оценивает себя как рассудительную, организованную личность. Как правило, люди, выбирающие первый вариант ответа, не рвутся в лидеры, но если их выбирают на командную должность, стараются оправдать доверие. Иногда такой сотрудник относится к коллегам с некоторым превосходством – уж он-то не позволит застать себя врасплох.
Если кто-то выбирает второй вариант действий, это мягкий, терпимый и гибкий человек. С ним легко наладить отношения и коллеги могут найти у него утешение и поддержку. Такой сотрудник не любит шума и суеты, готов уступить главную роль и оказать поддержку лидеру. Всегда оказывается в нужное время в нужном месте. Иногда кажется нерешительным, но способен отстаивать убеждения, в которых уверен.
Выбор третьего варианта свидетельствует об умении данного сотрудника быстро принимать решения и быстро (хотя и не всегда правильно) действовать.
Готов принять на себя главную роль в любом деле, авторитарен. В отношениях с коллегами может быть настойчив и резок, требуя четкости и ответственности. Поручая такому сотруднику подготовку и проведение серьезных мероприятий, нужно проследить, чтобы не было конфликтов.
Выбор четвертого варианта ответа говорит о способности данного сотрудника к нестандартному мышлении, новаторским идеям, некоторой эксцентричности. К коллегам такой сотрудник относится как к партнерам по игре и может обижаться, если играют не по его правилам. Всегда готов предложить несколько оригинальных идей для решения той или иной проблемы.
Зная об особенностях сотрудников, можно грамотно использовать их сильные стороны и не дать проявиться слабым.
Итоговая часть
Рефлексивно-оценочная игра «Найди плюсы и минусы».
Из прочитанной фразы нужно найти положительные и отрицательные моменты для себя как педагога.
(раздаются листочки с фразами)
- Коллеги отозвались не лестно о вас…
-Родители группы воспринимают вас как не опытного педагога…
-Вы сегодня поздно встали и не успели накраситься и попить кофе...
-Администрация сада предложила участвовать в районном конкурсе другому педагогу… и т.д.
Примерные темы консультаций логопеда для педагогов ДОУ
1.Причины и виды отклонений в речевом развитии детей дошкольного возраста
2. Приемы педагогической работы по воспитанию у детей навыков правильного произношения звуков
3. Приемы обогащения словарного запаса детей дошкольного возраста
4. Приемы формирования грамматически правильной речи у детей дошкольного возраста
5. Виды работы педагога по развитию и совершенствованию связной речи детей дошкольного возраста
6. Организация индивидуальной коррекционно-речевой работы в процессе групповых (подгрупповых) занятий
7. Использование коррекционно-развивающего потенциала
8. Музыкальное воспитание детей с отклонениями в речевом развитии
9. Физическое воспитание дошкольников с нарушениями речевого развития
10. Приемы педагогической коррекции внеречевых процессов детей
11. Взаимосвязь развития речи и развития тонких дифференцированных движений пальцев и кисти рук детей.
- Фонематический слух - основа правильной речи.
13. Средства развития мелкой моторики рук у детей с нарушением речи.
- Развитие графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста.
- Правильно ли говорит ваш ребенок?
Примерные темы консультаций для родителей
1. Когда следует обратиться за помощью к детскому логопеду
2. Почему ребенок говорит неправильно
3. Как воспитать у ребенка навыки правильного звукопроизношения
4. Обогащаем словарь детей
5. Роль родителей в формировании грамматически правильной речи у дошкольников
6. Развитие связной речи детей в семье
7. Играем пальчиками и развиваем речь.
8. Совершенствуем внимание и память ребенка
9. Игровая школа мышления
10. Речевая подготовка детей к школе в семье
11. Профилактика речевых нарушений, стимуляция речевого развития в условиях семьи
Консультации для воспитателей