Шаг 5. Создание эмоционального вектора для решения конкретной задачи

Сели поудобнее, прикрыли глаза. Сосредоточились на своем виртуальном пространстве (если кто-то не вспомнил, как это делается, - смотрите шаг 1 первого этапа пятой ступени, описанной в книге "Уверенность", а также шаги 2а и 26, чтобы вспомнить, как обнаруживать в виртуальном пространстве зоны "хорошо" и "плохо").
Вспомнили свою цель - то, что вы собираетесь сделать. Определили местоположение этой цели в виртуальном пространстве. Сместили эту область виртуального пространства, совместив се с внутренней зоной "хорошо". Затем начинаем накачивать в такую объединенную зону энергию центрального восходящего потока. Замечаем, как появляются и усиливаются положительные эмоции, продолжая удерживать совмещение областей. Доводим ощущения до предела - отпускаем сосредоточенность.
Виртуальное пространство эластично и подвижно, поэтому ваша цель и зона "хорошо" тут же разъединяются. Но энергетическая связь между ними уже создана, и она сохраняется.
А теперь обнаруживаем фрагмент виртуального пространства, содержащий образ текущего положения дел, - когда вы еще не приступили к достижению своей цели. Совмещаем этот фрагмент с зоной "плохо" - и насыщаем объединенную зону энергией восходящего потока. Замечаем, как отрицательные эмоции усиливаются. Доводим ощущение до предела - отпускаем сосредоточенность.
А теперь сосредоточиваемся поочередно на участках виртуального пространства, содержащих текущее положение дел и нашу цель, - и насыщаем эти участки энергией центрального восходящего потока. Очень хорошо.
Что мы с вами только что сделали, легко можно понять по собственным ощущениям по отношению к рассматриваемой проблеме. А ощущения такие, что так прямо и рвешься в бой, и не иначе!
Вы сами увидите, как это чувство будет вас буквально подгонять, пока вы не выполните задачу. Вы заметите, что ваше энергетическое воздействие для достижения цели также резко усилится и что другие люди станут с большим удовольствием с вами кооперироваться. Эффект можно будет усилить, когда мы научимся использовать не зоны "хорошо" и "плохо", а зоны "приятно" и "неприятно" (их мы будем отыскивать несколько позднее).
Итак, данный метод очень удобен для стимуляции самого себя на какое-нибудь благое дело.
Добавлю, что метод может служить великолепным дополнением для того, чтобы ускорять реализацию программ, заложенных техниками второй ступени, - если использовать в качестве плюсового полюса интегральное ощущение программы на удачу и везение, а в качестве минусового - свое текущее положение, то есть ощущение не достигнутой цели. Только здесь следует соблюдать осторожность - потому что даже человек, обладающий энергетическим резервом четвертой ступени ДЭИР, все-таки ограничен во времени и затрата слишком больших усилий на коротком временном отрезке - это серьезная дополнительная нагрузка. А до освоения четвертой ступени ДЭИР я не рекомендовал бы экспериментировать с этими техниками вообще.
Но несмотря на всю революционность, великолепие и простоту данной техники и на возможность непосредственно модулировать свои эмоции, она не поможет нам в нашей задаче - сделать так, чтобы создавать новые эмоциональные ценности и распространять их вовне.
Как мы уже говорили, этот метод подходит для уже существующей ситуации с существующими эмоциональными значимостями. Он не может осветить неизвестность - он может только провести среди уже знакомого пейзажа. Для творчества он не годится.
Для творчества нам нужен метод переноса эмоциональных значимостей вовне, на любой феномен - только тогда мы сумеем установить градиент эмоциональных полей, позволяющий идти вперед.

ЭМОЦИИ ВОВНЕ НАС

Итак, мы подошли к самым главным техникам нашего эмоционального раздела. Мы будем говорить о приемах создания и переноса эмоциональных значимостей. А это - самое важное орудие прогресса, как мы с вами уже убедились. Вот и получается, что мы напрямую подошли к тому, чтобы своими руками творить прогресс.
Мы только что поняли, что управление непосредственно существующими эмоциями полезно и необходимо, но оно, к сожалению, в основном ограничено сознанием одного человека.
Но достаточную ли значимость предмета мы можем извлечь исключительно из собственного сознания? Нет, недостаточную. Потому что значимость для нас любого предмета определяется далеко не только нашим субъективным внутренним к нему отношением, но еще и множеством внешних вещей, таких как значимость этого предмета в культуре в целом, его ценность, то, кем именно он был изготовлен, какие люди имеют к нему то или иное отношение, и так далее, и тому подобное. Ну, например, представим себе такую ситуацию: вы гуляли и нашли какую-то непонятную стекляшку. Стекляшка вам понравилась и вы положили ее в карман. Она приобрела для вас эмоциональную ценность? Наверное, раз уж вы ее не выбросили. Но ценность эта очень и очень невелика. Так невелика, что через неделю вы уже забыли о стекляшке и чуть было ее не выбросили вместе с каким-то мусором, накопившимся в кармане. Но в момент - допустим - рядом с вами оказался знакомый вам ювелир. И он вам сказал: "Погоди-ка, сдается мне, что это алмаз чистейшей воды!" Экспертиза подтвердила - так оно и есть. Эмоциональная ценность "стекляшки" возросла в десятки, а то и сотни раз! Возросла для вас даже эмоциональная ценность того эпизода, когда вы нашли "стекляшку". Вы теперь и тот день и час, и ту местность будете помнить всю жизнь! Что произошло? Из своего собственного сознания вы сумели извлечь не такую уж большую эмоциональную ценность найденного предмета. Чтобы эта ценность возросла, вам потребовалось "подкрепление" извне: знания, касающиеся этой "стекляшки", накопленные в культуре.
Или у вас в доме есть антикварный предмет мебели - старый шкаф, который очень вам дорог. А почему он вам дорог? Просто так? Возможно. Но если бы вы вдруг вычеркнули из своего сознания тот факт, что этой вещью владел ваш прадедушка, родством с которым вы очень гордитесь, потому что он был видной персоной при царском дворе, и тот факт, что этот шкаф сделан из настоящего и редчайшего красного дерева, и тот факт, что он стоит по нынешним временам бешеных денег, и тот факт, что вы помните этот шкаф с самого момента вашего рождения, - был бы он для вас так уж дорог? Я думаю, нет. Вы бы относились к нему как к дешевому современному безликому предмету мебели из ДСП. И только потому, что в этом случае оказались бы исключены некоторые внешние характеристики предмета -внешние по отношению к вам.
Дело в том, что все люди в осознанном или неосознанном выборе предпочтений опираются на эмоциональные значимости, которые являются такими для социума, то есть на социально признанные эмоциональные значимости. Эта социально признанная эмоциональная окраска предметов передается частично по энергетическому каналу. Однако даже если этот канал перекрыть (что мы и делаем, замыкая защитную оболочку на первой ступени) - она все же продолжает влиять на человека. Почему? Потому что от человека к человеку потенциальная эмоциональная значимость предметов передается не только непосредственно - энергетическим путем, через ощущения, - но и косвенно. То есть в таком случае переданная вам от других людей эмоциональная значимость предмета не становится вашей персональной значимостью - но вы ее все равно воспринимаете как значимость, социально признанную значимость. Это происходит совершенно непроизвольно, независимо от нашей воли. И на самом деле это очень хорошо - что мы не можем прекратить этот процесс усилием воли или еще каким-нибудь способом.
Ведь не будь его, наш социум просто развалился бы, лишенный эмоционального "цемента". Но у этого процесса есть одно следствие: вся наша культура, все, что мы понимаем об окружающем мире, все координаты, в которых мы ведем свою жизнь, все завязано на этих косвенных эмоциональных значимостях.
Все вокруг настолько пронизано этими социальными эмоциональными значимостями, что не приходится удивляться тому факту, что персональная эмоциональная значимость предмета частенько оказывается намного ниже, чем косвенные, социальные значимости.
Так же как не приходится удивляться тому, что человек зависит от постоянного притока эмоций извне, - ведь иначе, как мы уже поняли, без этих внешних данных о предмете нам не сформировать нашу эмоциональную значимость.
Нам, конечно, нужно учитывать это в своей работе - ведь сколько бы мы ни наделяли ту или иную свою цель эмоциональной значимостью, она все равно никогда не достигнет уровня значимости, поддержанного социально! Она попросту останется чем-то призрачным - существующим лишь в нашем сознании, она не станет реальностью даже для нашего сознания и тем более никогда не сформирует внешней реальности ни для нас самих, ни для других. К примеру, вы решили построить у себя на садовом участке космодром - второй Байконур. Вы изо всех сил насыщаете эту вашу цель эмоциональной значимостью. Но она все равно никак не вписывается в социально приемлемые значимости! Вам не хватает множества внешних элементов для придания этой цели нужной степени эмоциональной значимости. У вас нет ракет, которые вы будете запускать, вам не удается уговорить космонавтов взлетать с вашего космодрома, вам не хватает логических обоснований - почему космодром нужен именно на вашем участке, вам не хватает, наконец, разрешения властей и одобрения соседей. То есть одной лишь только значимости этой идеи для вас лично и для вашего внутреннего мира недостаточно для осуществления вашей цели!
Если учитывать все вышесказанное, неудивительно, что наше текущее эмоциональное состояние в огромной степени зависит от своего рода "обмена веществ" - своеобразного метаболизма самых разных эмоциональных зна-чимостей! Да-да, ты - мне, я - тебе, по этому принципу живет наш мир, и эмоциональные ценности в этом мире-тоже. Без этого взаимного перетекания и взаимной подпитки просто невозможно было бы осуществить ни одну идею, достичь ни одной цели - все гениальные задумки так бы и умирали, не родившись, в мозгу их великих создателей. Ни одна книга не увидит свет, если она важна и интересна только для ее автора. Ни радио, ни телефон, ни компьютер никогда бы не появились в нашей жизни, если бы эти вещи не оказались нужными и полезными для многих людей, для социума в целом, а не только для тех, кто их изобрел. Для воплощения идеи в жизнь должны слиться воедино несколько источников эмоциональных значимостей.

Обмен эмоций в мире

Давайте разберемся как следует с тем, как происходит этот эмоциональный обмен между человеком и обществом, да и вообще для чего он нам нужен.
С тем, как он проходит, все просто: если уж эмоции в принципе воздействуют на человека и если они непроизвольно, как энергетически, так и косвенно, передаются соседу, то не может быть, чтобы в социуме не установился какой-то механизм обмена. Социум живет в едином эмоциональном поле - вот почему еще так трудно бывает избавиться от его власти! Социально приемлемые ценности окрашены эмоционально - иначе они не были бы ценностями. Социально приемлемый образ жизни может вам опротиветь- но он будет продолжать лезть вам в душу и навязывать себя вам вместе с эмоциями окружающих. Чтобы вырваться из принятого в социуме образа жизни, надо, чтобы приемлемый для вас иной способ жизни начал тоже поддерживаться эмоционально не только вами, изнутри, - но и получил бы множество элементов поддержки извне!
Теперь разберемся с тем, зачем человеку нужен этот эмоциональный обмен. Очень просто: человек его использует как вспомогательное средство для регуляции собственного эмоционального баланса.
Мы знаем, что человеческое существо стремится избежать отрицательных эмоций и испытать положительные. Кроме того, мы знаем, что положительное эмоциональное состояние недолговечно, так как оно стимулирует центральный восходящий поток и быстро компенсируется энкефали-нами, а отрицательное длится несколько дольше (потому что стимулирует центральный нисходящий поток и задерживает собственную компенсацию). Но мы знаем, что в покое эмоциональный баланс медленно сдвигается в отрицательную сторону (поэтому покой постепенно перерастает в скуку - в состояние "плохо").
Чего может подсознательно хотеть человек? Во-первых, продлить позитивное состояние. Во-вторых, быстрее избавиться от негативного.
Разумеется, он подсознательно начинает действовать.
Что делает человек с позитивными эмоциями? Он выплескивает их наружу - на окружающих людей и на окружающие предметы. Зачем?
Для того, чтобы продлить их воздействие на самого себя. Ведь они скоро кончатся, благодаря компенсации эн-кефалин-эндорфиновой системы.
А так... Так человек сохраняет их для себя. Ведь выплескиваются эти эмоции прежде всего на тех, кто человеку близок (мы дарим им улыбки, комплименты), или на близкие ему предметы (мы украшаем свою квартиру) - и, соответственно, увеличивают потенциальную позитивную эмоциональную значимость этих объектов! И уже эти объекты начинают излучать эмоциональную значимость на человека - они платят ему тем же! Он словно вложил свои ценности в акции, которые приносят немалые дивиденды, и теперь стрижет купоны с вложенного богатства! Вот так продлевается позитивное состояние - оно вкладывается в нечто внешнее, что хранит и отдает это позитивное состояние хозяину! Вы пришли с работы расстроенный, оказались в доме, с любовью вами обустроенном и обихаживаемом, - глядишь и полегчало. Вот так мы делаем запасы эмоциональных значимостей и употребляем их по мере надобности.
Причем с каждым следующим разом, при повторных контактах с предметом, человек ощущает чуть больше положительных эмоций, чем раньше. То есть эти предметы увеличивают разницу эмоциональных потенциалов того эмоционального поля, в котором существует человек, - за счет того, что возрастает сила и мощь позитивного полюса.
Итак, позитивные эмоции человек обычно выплескивает наружу. А что делает человек с негативными эмоциями?
Тут может быть несколько вариантов. Первый вариант знаком некоторым людям, которые, пребывая в негативном состоянии, замыкаются в себе и начинают страдать, иногда еще даже специально "накручивая" и распаляя себя по принципу "ну и пусть мне будет еще хуже"). Что это, просто мазохизм? Нет, в таком поведении, как ни странно, есть определенный смысл: "накручивание" себя приводит к резкому подъему уровня энкефалинов, что, в свою очередь, активизирует эндорфиновую систему, которая тут же нацеливается на нормализацию состояния. И все же это весьма нерациональный путь - ведь он не ведет к решению проблемы.
Второй вариант: когда человек пытается как-то отвлечься или сделать себе подарок, порадовать себя. Это, как правило, либо не помогает совсем, либо помогает на очень короткое время. Естественно, это тоже нерациональный вариант, потому что опять-таки не приводит к решению проблемы.
Третий вариант используют люди, умеющие и любящие выливать негатив на других, как правило, на кого попало, кто под руку попадется, особенно на тех, кто не нравится, - но бывает что и на близких и любимых людей. В этом случае у тех людей, на кого направляется весь этот поток негатива, естественно, снижается эмоциональный фон, что приводит к ослаблению центрального восходящего потока, и, как следствие, они становятся уязвимыми, менее защищенными. А тот, кто, собственно, и выплеснул на них весь этот негатив, - наоборот, чувствует, что ему полегчало, и начинает ощущать себя более приподнято. Но это тоже не метод, так как опять же дает лишь краткосрочное облегчение. На длительном отрезке времени он не оправдывается, так как: а) невозможно до бесконечности понижать эмоциональный уровень соседей, и б) негативная эмоциональная индукция от соседей в конечном итоге просачивается в сознание того, кто устроил им этот негатив, и ему становится хуже прежнего. Вот как подтверждается пословица: "Зло невыгодно"!
Четвертый вариант: когда человек растравляет себя столь сильно и резко, что меняется качество его негативных эмоций: к примеру, обида превращается в гнев. Одновременно усиливается восходящий поток. Это уже хорошо, потому что гнев - конструктивная эмоция, приводящая к выплеску негатива не на кого попало, а именно на источник проблемы и, возможно, высвобожденная таким образом энергия помогает и решить проблему, как-то преобразовать се. Иногда такие вещи даже полезно делать вполне сознательно - ведь зачастую бывает, что сидит в душе какая-то заноза, почти неосознаваемая, но жить мешает. Но если растравить эту рану сознательно и вытащить эту занозу (это может оказаться и давно забытая обида, и затаенная злость на обидчика), то скрытые зажатые чувства начинают проявляться открыто и бурно, обида переходит в гнев (до сих пор вы страдали: "Ах, бедный я, за что меня так?", а теперь пришли иные чувства: "Да как он смел, подонок, так со мной обойтись - со мной, который достоин самого уважительного отношения!"), то есть в более конструктивное русло, и повышается активность, направленная на решение проблемы.
То есть негативные эмоции тоже могут участвовать в социальном обмене, правда, несколько парадоксальным образом.
Но нам, как вы прекрасно понимаете, намного важнее другое: то, что эмоции могут быть перенесены не только на людей, но и на предметы, на феномены, на понятия, на идеи - на все, что участвует в социоэмоциональном обмене.
Итак, мы можем сделать важный вывод: если в самом человеке эмоции быстро приходят в равновесие, то внедрение их в социальный обмен существенно повышает длительность их действия и в конечном счете служит как бы резервом для человека. Это, разумеется, можно использовать в наших целях.

Наши рекомендации