Божества, которым поклоняются в ИСККОН
В Храмах ИСККОН традиционно поклоняются различным Божествам Господа. В некоторых храмах установлены одни Божества, а в других имеется несколько алтарей.
Во-первых, это Шри Шри Гаура-Нитай. Они очень милостивы, и прощают оскорбления, наносимые неопытными преданными. Это самые распространенные Божества в ИСККОН, и Они обязательно устанавливаются во всех храмах, даже в тех, где главными Божествами являются Божества Радхи и Кришны или другие. Часто эти Божества имеют Свои уникальные названия, такие как, например Шри Шри Даял Нитай Шачи-сута или Шри Шри Нитай-Гаурасундара.
В крупных храмах, где есть достаточное количество квалифицированных преданных, а также, где есть большая община индусов, поддерживающая храм, поклоняются Шри Шри Радхе-Кришне. Эти Божества тоже всегда имеют Свои уникальные имена: Шри Шри Кишор-Кишори, Шри Шри Радха-Париж-ишвара, Шри Шри Радха-Шьямасундара и т.д.
Во многих храмах установлены Божества Господа Джаганнатхи, Субхадры и Баладева. Поклонение Им более сложно, чем поклонение Гаура-Нитай, но проще, чем поклонение Радхе и Кришне. В этих центрах обязательно проходят ежегодные фестивали Ратха-ятра, праздник колесниц, во время которых Господь Джаганнатха проезжает по главным улицам города в огромной процессии.
В крупных центрах, где имеется большая община индусов, часто установлены Божества Шри Шри Сита-Рамы, Лакшмана и Ханумана. Господь Рамачандра и Хануман-джи – объекты любви и преданности многих индусов, поэтому Они милостиво нисходят в храмы ИСККОН, чтобы принимать поклонение от Своих преданных.
В некоторых храмах установлены Божества Господа Нрисимхи, Кришны и Баларамы, Панча-таттвы. Дома преданные в основном поклоняются Божествам Шри Шри Гаура-Нитай, а иногда, если они могут поддерживать сооветствующие стандарты и это не идет в ущерб их посещения основного храма, то и Радхе-Кришне.
Дважды инициированные преданные иногда поклоняются дома Господу в форме Шалиграма-шил или Говардхана-шил. Шалиграма-шилы – это самопроявленные формы Господа в виде особых камней, которые можно найти у истоков реки Гандаки в Индии. Они имеют особые знаки, по которым Их можно распознать. Говардхана-шилы – это камни с холма Говардхана, который неотличен от Самого Кришны. Эти формы Господа относят к формам, сделанным из драгоценных камней. Поклонение шилам требует очень высоких стандартов, внутренней чистоты, в первую очередь.
Иногда случается, что кто-то дарит Шалиграма-шилы начинающим преданным, и они не знают, что с ними делать. Ни в коем случае не следует принимать таких "подарков". Потому что если шилы получает человек, не обладающий квалификацией, чтобы им поклоняться, едиственное, что он должен с Ними сделать, – это как можно скорее отнести обратно к реке Гандаки. Для преданных, проживающих в СНГ это будет не так то легко. В противном случае могут прийти самые печальные реакции, и к сожалению это периодически происходит. Подобная же вещь касается и Говардхана-шил.
Этикет поведения в Алтарной
В Нектаре Преданности приведены оскорбления, которые мы можем совершать в поклонении Божествам, и вытекающие из них правила поведения в Храме. Хотя оскорбления Божеств прощаются в результате повторения святого имени, тем не менее, если мы сознательно пренебрегаем следованию этикету поведения в Храме, то это становится уже оскорблением святого имени – совершением оскорблений в расчете на его очищающую силу.
1. Кришна – Верховная Личность Бога и центр всего – именно это мы должны подчеркивать своим поведением, отношением и внешним видом, находясь в Храме. Это суть всех правил этикета в Храме. Наше поведение не должно быть броским, вызывающим. Напротив следует вести себя скромно и почтительно, осознавая, что рядом находится Кришна в форме Божеств.
2. Одежда, которую мы носим в алтарной должна быть чистой и опрятной. Следует избегать ярко синих и красных цветов (за исключением красных сари, которые одевают женщины во время церемоний бракосочетания и т.д.). Красный и синий цвета — цвета страсти и невежества. Кроме этого они очень яркие и могут отвлекать внимание других от Божеств.
3. Священные вещи, такие как мешочки с четками, харинама-чадары, книги Шрилы Прабхупады, караталы, прасад — нельзя класть на пол или коврики, на которых сидят. Их нельзя заносить в туалет и другие нечистые места, а также касаться их стопами.
4. Непосредственно при входе в алтарную следует позвонить в колокольчик или постучать в дверь, и, войдя, произнести: “Джая Шри Шри Гаура-Нитаи!” (Или имя ваших Божеств). После этого следует принести поклоны.
5. Различают два вида поклонов. Аштанга-пранама — дандават или полный поклон, в котором руки, ноги, грудь, колени и голова касаются земли. Участвуют также взгляд, ум и речь. Панчанга-пранама — земной поклон, когда мы касаемся земли коленями, руками и головой. При этом участвуют также разум и речь. Во время поклона глаза полузакрыты, а уста повторяют вначале пранама-мантру Духовному Учителю (поскольку мы предлагаем служение Кришне через Духовного Учителя), а затем Шриле Прабхупаде. В уме должно быть сознание того, что в этот момент голова склоняется к лотосным стопам Господа. Женщинам не следует приносить дандават — то есть полностью ложиться на пол в поклоне. Неинициированным преданным при поклоне следует произносить пранама-мантру Шриле Прабхупаде:
намо ом вишну падая кришна-прештхая бхутале
шримате бхактиведанта свамин ити намине
намас те сарасвати-деве гаура-вани прачарине
нирвишеша шуньявади пашчатйа деша тарине
"В глубоком почтении я склоняюсь перед Его Божественной Милостью А.Ч. Бхактиведантой Свами Прабхупадой, который очень дорого Господу Кришне, ибо для него нет иного прибежища, кроме лотосных стоп Господа. О духовный учитель, слуга Сарасвати Гсовами, мы склоняемся перед тобой в глубогом почтении. Ты милостиво проповедуешь учение Господа Чайтаньядевы и несешь освобождение странам Запада, в которых широко распространился имперсонализм и философия пустоты."
Когда мы приносим поклоны другим преданным, включая учеников Шрилы Прабхупады, то следует произносить Вашнава-пранама-мантру:
ванча-калпатарубхьяш ча крипа синдхубья эва ча
патитана паванебхйо вайшнавебхйо намо намаха
"Я приношу почтительные поклоны Вайшнавам, преданным Господа, которые подобным древам желания, исполняют желания каждого и полны сострадания ко всем падшим обусловленным душам."
Следует избегать поклонов на одну руку. Если в руках находятся предметы (гирлянда, цветок, пища), предназначенные для подношения Кришне или возвышенной личности, то следует сперва предложить их, а затем поклониться. Во время поклона обе руки должны касаться земли. Если в руках у нас мешочек с четками, то следует или отложить его (не на пол!) или взять в обе руки.
6. Поскольку влечение к противоположному полу является самой сильной привязанностью для всех обусловленных душ, в алтарной соблюдается разделение полов, чтобы наше внимание как можно меньше отвлекалось от Божеств. Поэтому во время служб мужчины и женщины занимают различные половины алтарной. Это делается как знак уважения как к Божествам, так и представителям противоположного пола. Поскольку Кришна не проводит различий между мужчинами и женщинами, то если геометрия алтарной позволяет, следует избегать ситуации, когда, например, мужчины находятся перед алтарем, а женщины — позади. Представители обоих полов имеют одинаковое право лицезреть прекрасные Божества, а не стену спин и затылков. Вместе с тем, во время лекции, в особенности если ее дает брахмачари, ванапрастха или санньяси, мужчинам следует сидеть ближе к лектору, а женщинам чуть поодаль.
7. Не следует лежать, сидеть с вытянутыми ногами, или обхватив оба колена руками. Не следует сидеть или стоять спиной к Божествам при открытом алтаре или к мурти Шрилы Прабхупады. Можно обхватив одно колено, а другое выставить в сторону, но не оба сразу. Чтобы не сидеть спиной к Божествам или Шриле Прабхупаде, мы можем чуть развернуться боком.
8. Вот некоторые дополнительные правила относительно того, чего следует избегать перед Божествами
Ø Нельзя нарушать тишину во время лекции.
Ø Нельзя громко говорить с другими в алатарной.
Ø Нельзя восхвалять кого-либо перед Божествами – за исключения прославления трансцендентных качеств Вайшнавов, которые очень дороги Господу.
Ø Нельзя плакать перед Божествами.
Ø Нельзя говорить резко и грубо с другими перед Божествами, отчитывать кого-то перед Божествами.
Ø Нельзя вкушать прасад перед Божествами (можно выпить несколько капель чаранамриты)
Ø Не следует давать обетов в алтарной, которые вы, возможно, не сможете выполнить.
9. После того, как пуджари предлагает Божествам цветы, лампу и другие атрибуты, он передает их в алтарную, где кто-то принимает их и разносит всем преданным и гостям как прасад (милость Господа). Эти атрибуты предлагаются присутсвтующим в порядке старшинства: сперва Шриле Прабхупаде, затем санньяси, затем Президенту Храма и другим старшим преданным, затем почетным гостям, затем всем остальным Ваишнавам и гостям. Старшим преданным следует стоять в первых рядах, чтобы облегчить соблюдение принципов Ваишнвавского этикета. Разносить прасад должен квалифицированный преданный. На мужской половине атрибуты это мужчина, на женской — женщина. Иногда, если нет квалифицированной преданной, которая могла бы разнести прасад среди женщин, то это следует сделать мужчине — и наоборот.
Когда Вам подносят огонь, следует коснуться его правой рукой, и затем прикоснуться ей ко лбу. Цветок следует понюхать и, если он у Вас в руках, можно прикоснуться им ко лбу. Когда разбрызгивают предложенную воду, следует снять головной убор (для мужчин).
Шриле Прабхупаде эти атрибуты следует предлагать, сделав 3-4 круговых движения перед мурти. Среди преданных лампу следует обносить осторожно, заходя спереди, — чтобы случайно не обжечь впереди стоящих. Цветок следует предлагать аккуратно, поднося его так, чтобы преданный смог слегка наклонить голову и понюхать его. Евсли Вы видете, что преданный хочет затем прикоснуться к цветку лбом, то Вам следует поднять цветок, так чтобы ему было удобнее это сделать. Следует уделить особенное внимание играющим на музыкальных инструментах, так как их руки заняты. Предложив цветок нескольким преданным, можно отдать его преданным, чтобы они сами почитали прасад и передавали его дальше. Если вы хотите предложить воду какому-либо преданному индивидуально, то следует слегка прикоснуться средним пальцем правой руке к воде и окропить его голову. Не нужно устраивать душ. Для того чтобы предложить воду всем преданным, следует налить в правую руку небольшое ее количество и разбрызгать среди них. Обязательно следите за тем, чтобы воды хватило, чтобы предложить второй половине алтарной, где стоят представители другого пола.