Правила и предписания в преданном служении
Как мы уже знаем, ваидхи-бхакти — это преданное служение Кришне, совершаемое в соответствии с правилами и предписаниями священных книг (шастр).
В начале пути преданного служения наша вера не очень сильна, понимание того, что делать следует, а что нет, не очень развито, и вкус к сознанию Кришны не очень велик. Следуя регулируемой практике преданного служения, мы очищаемся, и в нас просыпается естественная привязанность к этой деятельности, когда мы служим Кришне спонтанно. Это называется рагануга-бхакти. Внешне мы будем следовать тем же правилам и предписаниям даже еще более строго, но внутри будем испытывать огромное счастье, осознавая, что служим Кришне. Это очень возвышенный уровень преданного служения, но строго следуя принципам вайдхи-бхакти, по милости Духовного Учителя, в свое время, мы сможем достичь его.
Всевозможноые правила и предписания подразделяются на две основные категории: главные и вспомогательные. Главные предписания – это деятельность, непосредственным результатом которой является удовлетворение Кришны. Вспомогательные предписания – это деятельность, которая приводит к промежуточным результатам, которые мы затем можем предложить Кришне.
Примером главных предписаний может служить любой из девяти методов преданного служения (шраванам, киртанам и т.д.). Так если мы слушаем о Кришне, воспеваем Его Святые имена, молимся Ему или проповедуем Его Славу, то в результате этого Он остается очень довольным. Это непосредственный результат такой деятельности.
Примером вспомогательных предписаний может служить принятие омовения. Благодаря этому очищается наше тело и ум — это непосредственный результат, и он может быть использован по-разному. Непреданный делает это, для того чтобы наслаждаться здоровой и спокойной жизнью, а преданный использует это, поскольку это помогает ему сосредоточиться на Кришне. Заметим, что второстепенные предписания не являются менее важными. Без них духовный прогресс будет практически не возможен. Вместе с тем, сами по себе, без главных принципов, они недостаточны, чтобы вернуть нас назад домой к Богу.
Культура Варнашрамы
Вспомогательные предписания в преданном служении в общем и целом основываются на принципах Ванрашрамы. Как отмечает Бхактивинода Тхакур, ее непосредственными целями Варнашрамы являются:
1. Поддержание тела здоровым и работоспособным
2. Развитие интеллекта
3. Поддержание мира и порядка в обществе
4. Регулярное изучение священных писаний
Заметим, что Варнашрама сама по себе материальна. Если вышеперечисленные результаты Варнашрамы используются для удовлетворения Кришны – тогда это называется Даиви-варнашрама или трансцендентная Варнашрама. Именно такой Варнашраме и стремятся придерживаться преданные.
Следовать культуре Варнашрамы важно для культивирования преданного служения, потому что она возвышает нас до уровня стихии добродетели и избавляет от излишних беспокойств, позволяя максимум времени и сил уделить культивированию преданного служения. Она создана Самим Господом специально для этого. Любая другая культура лишь в той степени будет способствовать культивированию бхакти, в какой она согласуется с принципами варнашрамы. Это следует помнить, хотя нереалистично ожидать, что мы сможем резко изменить свои устоявшиеся привычки. Вместе с тем, по мере практике преданного служения эта культура становится все более и более естественной. Такимо образом образом главные принципы идут бок о бок со вспомогательными и содействуют друг другу.
Человеческое тело сравнивают с кораблем, на котором по милости Гуру и Кришны мы сможем пересечь этот океан материального существования и вернуться домой назад к Богу. Поэтому, как и всякой машиной, им нужно уметь пользоваться правильно. Если мы не будем работать, есть, спать и т.д., то мы просто умрем, и нам прийдется рождаться еще раз, чтобы продолжить путь преданного служения. Если мы не будем развивать интеллект и учиться, то, во-первых мы упустим много возможностей делать свое служение лучше и качественнее. А во-вторых, без постоянной тренировки разум будет недостаточно острым, чтобы отсекать сорняки материальных привязанностей. Если мы не будем правильно строить отношения с окружающими нас людьми, то наш ум будет слишком возбужден и обеспокоен, чтобы сосредоточиться на Кришне. И если мы не будем регулярно читать священные писания, то мы лишимся ориентиров в жизни, и сможем незаметно сойти с пути преданного служения.