Зрительные заигрывания в психологии

Применительно к человеческой сфере, одно из следствий теоремы Белла состоит в том, что все мы взаимосвязаны. Поскольку теоретически вся материя создавалась в начале вселенной, ваши фотоны, мои фотоны и фотоны всех других объектов в этой вселенной неразрывно связаны друг с другом. Мы взаимосвязаны со всем — с землей, по которой мы ходим, с облаками над нами, с городом, над которым мы пролетаем, водоемом, вдоль которого мы едем, муравьями, на которых мы наступаем и с нашими общими вирусами.

В психологии существуют многие виды нелокальности и собственные аналоги теоремы Белла. Теоретики семьи давно используют полевые теории для предсказания неразрывной связи членов семей и небольших групп. Подумайте о том, как «отождествленный пациент», нередко проецируемый на ребенка в семье, играет роль страдающего индивида, с которым больше никто не хочет отождествляться. Как только один из взрослых отождествляется со страданием и говорит о себе, у ребенка нередко наступает улучшение. Все части системы взаимосвязаны.

Хотя, насколько нам известно, Юнг никогда не обдумывал полевую теорию, у него все же была своего рода теория внутрипсихического поля. Юнг замечал, как взаимосвязаны персонажи сновидений двух людей, состоящих в близких отношениях. Во времена, когда единственным нормальным типом близких отношений считалась гетеросексуальность, партнеров — мужчину и женщину — в сновидениях связывала пара любовников. Юнг представлял себе, что «анима» мужчины и «анимус» женщины неразрывно связаны, в чем-то подобно паре фотонов, о которой говорилось выше. Анима соответствовала женской стороне натуры мужчины, проявляющейся в сновидении, а анимус — ее мужскому прототипу в сновидении женщины.

Мне бы хотелось обобщить теорию Юнга для всех видов партнерства. Назовем любую фигуру, привлекающую вас в сновидении, «внутренним компаньоном». Этим внутренним компаньоном может быть ваш теперешний партнер, друг из прошлого, потенциальный друг в будущем или просто выдуманный персонаж, не имеющий аналога в повседневной реальности.

Юнг понимал, что анимус и анима связаны друг с другом, подобно описанным выше фотонам; поведение анимуса влияет на аниму и наоборот.[90]Вместо того, чтобы говорить о фотонах, Юнг говорил о персонажах сновидений. Теперь мы можем сказать более обобщенно, что наши «внутренние компаньоны» подобны виртуальным частицам; они необъяснимым образом сообщаются друг с другом. Отбросив гетеросексуальные предубеждения, мы можем сказать проще, что ваши чувства и идеи связаны с чувствами и идеями вашего партнера. Это теория частиц в психологии, теория сновидящей части.

В то время, как вы и ваш партнер — реальные люди, внутренние компаньоны представляют собой виртуальные или сновидящие части, о действиях которых можно судить по вашим чувствам, идеям и жестам.

(надписи на рисунке, снизу вверх по часовой стрелке: Ваш внутренний компаньон. Вы. Ваш партнер. Внутренний компаньон вашего партнера. Подпись под рисунком: Бессознательные части нас подобны взаимосвязанным фотонам ).

В то время, как вы и ваш партнер общаетесь друг с другом разговаривая, жестикулируя и обмениваясь сигналами, которые можно увидеть на видеозаписи вашей беседы, внутренние компаньоны проявляют сноподобные аспекты, заигрывающие друг с другом.

Даже если вы и я, как индивиды, не заигрываем друг с другом в бытовом смысле, сноподобные фигуры заигрывают друг с другом. То есть, в то время, как мы разговариваем друг с другом, те части нас, которые можно видеть в сновидениях, обмениваются взглядами. Мимолетные улыбки, взгляды, быстрые ощущения замешательства, сомнения, застенчивости и смелости представляют собой заигрывания в смысле почти невидимых, эфемерных переживаний. Мы маргинализируем большинство этих заигрываний; мы стараемся не смотреть на тело или одежду другого человека, но при этом сами одеваемся так, что наша одежда может привлекать внимание других. Что-то в нас хочет захватывать внимание других и быть известным.

Вы можете думать, что сами решаете, что вам носить. Однако, если бы вы обладали большей осознаваемостью своего чувственного опыта, то, вероятно, заметили бы, что материал, который вы выбираете, дает вам чувственные переживания, с которыми нечто внутри вас ощущает связь. Кроме того, цвета и формы вашей одежды отражают то, что ваш сознательный ум интерпретирует как эротичное, импозантное, красивое, сильное, духовное, усталое, больное и так далее. Внешние видимости организуются так, чтобы заигрывать друг с другом, хотя сущность этих заигрываний можно переживать только обладая осознаваемостью. Не доверяйте своему сознательному уму интерпретировать чей-нибудь внешний вид, поскольку вы наверняка ошибетесь!

Рисунок слева подразумевает, что заигрывание представляет собой бессознательную коммуникацию, которую вы временами можете переживать в Сновидении в обыденной реальности, а также видеть в персонажах страны грез из ночных снов. Таким образом, мы соотносимся на различных уровнях. Мы посылаем умышленные сигналы, говоря «привет» или «до свидания». Мы посылаем неумышленные сигналы, грустно склоняя голову и говоря при этом, что у нас все в порядке. И мы заигрываем друг с другом с помощью мимолетных ощущений, предшествующих видимой коммуникации, или сигналов, которые происходят так быстро, что их нельзя заметить на аудиовидеозаписи беседы. Эти мерцания приходят из Сновидения, из взаимосвязанного состояния нерушимой целостности.

Мы не можем разбить Сновидение или необусловленную коммуникацию на части, и определить кому в точности принадлежит тот или иной персонаж сновидения или чувственный опыт, либо кто что делает первым или вторым. Поэтому следует сделать вывод, что мы взаимосвязаны, подобно паре фотонов. Я называю эту нераздельность на квантовом уровне взаимоотношений «гомочувствительностью», то есть отражением подобия. Вы и ваш партнер можете быть очень разными на обыденном уровне и, в то же время, проявлять одинаковые или сходные характеристики в Сновидении.

С точки зрения осознаваемости во взаимоотношениях, с точки зрения Сновидения, когда я смотрю на что-то в вас, захватывающее мое внимание, я смотрю на самого себя. Иными словами, с точки зрения маленького «я», меня привлекает я в вас. Или я сам привлекаю себя. Или вы — это я (а я — это вы). Только в обыденной реальности мы думаем, что нас привлекает наша противоположность. Эту существенную одинаковость иллюстрирует приведенный выше рисунок из культуры туземцев Южной Океании.[91]

С точки зрения моего повседневного сосредоточения на реальности консенсуса, мы различны. С точки зрения сновидения, меня в вас привлекает то, о чем забыло мое маленькое «я» — наша общая большая Самость.

Гомочувствительность Рыб

Возможно, вы вспомните пример из главы 10, в котором я ощутил большую рыбу, когда чувственно положил руки на спину своего знакомого. Тогда мы вместе развертывали «Сновидение Рыб». Он рассказывал мне о своей натуре Рыб, что побудило меня говорить о моей. У нас были общие качества, которые астрологи считают характерными для тех, кто рожден под знаком Рыб: чуткость, эмоциональность, веселость, впечатлительность, мечтательность, творческие, душевные и мистические наклонности.[92]

Рыба в спине моего приятеля заигрывала с моим чувственным восприятием. Эта рыба была невидимой; вы не смогли бы увидеть ее на видеозаписи нашей встречи. Она не была ни его, ни моей, а представляла собой соединявший нас аспект Сновидения. В эмпирическом мире повседневной реальности, вы не могли бы сказать, кто был Рыбами. Но это не имело для нас никакого значения; мы были так счастливы просто быть в воде!

Все, что заигрывает с вами, происходит ли это от дерева, камня или человека, все, что предшествует наблюдениям, проекциям и повседневным реакциям, сперва было Сновидением, которое затем развертывалось.

Уровни осознания

Работа с чувственной подоплекой взаимоотношений и групп — это «профилактическая» медицина взаимоотношений. Улавливая первопричины опыта, вы ослабляете драматический характер проекций. И наоборот, если у вас нет осознаваемости в отношении того, что захватывает ваше внимание в ком-то еще, то затем вы будете считать эти вещи (вроде рыбы) свойственными только ему — и не вам самим!

Маргинализация опыта — это начало проекции. Самые взрывоопасные и трудные ситуации во взаимоотношения можно было бы смягчить, если бы вы помнили о соединяющей нас нерушимой целостности.

Предлагаемое ниже упражнение поощряет вас поддерживать осознаваемость во взаимоотношении. Вам будет нужно выражать словами наиболее неуловимые, подобные заигрываниям процессы. Находясь в обществе кого-либо — реально или в собственном воображении — вы для начала позволите своему уму затуманиться, а затем сосредоточите свое внимание на атмосфере взаимоотношения. Это может быть для вас ново, поскольку вы не привыкли к затуманенному состоянию или к тому, чтобы говорить о том, что трудно выразить словами. Вы будете использовать свое осознание подсознательных, чувственных феноменов взаимоотношения, замечая мимолетные аспекты другого человека, которые захватывают ваше внимание.

В прошлые времена и в культурах коренного населения, шаманы входили в транс, били в бубны и барабаны и исследовали чувственные измененные состояния сознания. Они пользовались поддержкой культуры, и их работа считалась чрезвычайно важной частью жизни. Сегодня, чувственно работая с взаимоотношениями, вы можете оказаться в одиночестве. Это требует мужества.

В последующей тренировке, возможно, будет полезно думать, что даже хотя вы не должны говорить о подсознательных и иррациональных феноменах, выражая чувственный опыт, на самом деле, вы говорите не о себе или о ком-то еще, а о поле между вами.

Наши рекомендации