Упражнение на чувственную работу с симптомом
Выберите телесный симптом для сосредоточения, предпочтительно такой, который вы можете чувствовать. Если в данный момент у вас нет симптомов, вспомните симптом, который у вас когда-то был, и о котором вы хотите знать больше. Вам хватит одного симптома.
Затем начните сосредоточиваться на симптоме. Сосредоточивайтесь не на том, как он на вас действует, а на элементе, который, по-видимому создает симптом. Например, если вы работаете с головной болью, не описывайте только то, как она на вас действует, а именно, что вы от нее устаете, но попытайтесь описать элемент, создающий саму головную боль. Тогда вы, возможно, ощутите вспыльчивость, которая, судя по всему, создает головную боль.
Даже если вы уже много размышляли о себе или работали над собой, вы можете столкнуться с сопротивлением при сосредоточении на первопричине симптома. Будьте терпеливы с собой. Желание маргинализировать что-то, беспокоящее вас, вполне естественно. Однако от маргинализации мало пользы, а потому прочувствуйте симптом и попытайтесь пережить то, что, по вашему ощущению, его создает. Попробуйте заново почувствовать этот симптом так полно, что вы сумели бы реально воссоздать или описать его достаточно точно, чтобы другой человек, при желании, мог его почти ощутить.
Теперь развертывайте это описание. Например, если вы ощущаете слабость, сосредоточивайтесь на этом ощущении и следуйте ему. Представьте себе эту слабость, почувствуйте ее. Если вы ощущаете давление, представьте себе что-то, что могло бы его создавать. Если у вас острая боль, позвольте этой остроте развертываться, воображайте ее, например, в виде ножа. Если у вас ощущение, что внутри вас нечто растет, позвольте этому растущему нечто отразиться в виде картинки в вашем уме. Быть может, вы увидите этот рост в виде растения. Используйте ощущения своего тела и позвольте им создавать образы.
Образы, описывающие ваши телесные ощущения — это части вашей страны грез, вашей психологии. Ваше тело создает сновидения. Но мы не хотим останавливаться на этом. Мы хотим идти глубже, к первопричине симптома еще до того, как он становится симптомом.
Ощутите чувственную суть заигрывающего симптома. Найдите корни переживания симптома, его сущность, саму первопричину переживания симптома до того, как оно стало симптомом. Представьте себе чувственную сущность, скрытую за симптомом, тенденцию, которой она была до того, как стать симптомом.
Чтобы найти чувственный опыт, ищите первые тенденции, которые имеют место еще до того, как ваш симптом становится симптомом. Чувствуйте симптом и двигайтесь к его истокам, к сущности, лежавшей в основе симптома до его появления. Это требует определенного времени.
Например, быть может симптому предшествовало чувство покровительства или материнской заботы, которое кажется острым из-за того, что острота была реакцией против чего-то, что вас беспокоит. Вы нуждались в защите. Или, возможно, сущностью симптома давления оказалось ощущение свободы, которое становилось мощным давлением вовне, когда на свободу посягали. Чувственная сущность очень проста. Используйте свое медитативное осознание, чтобы исследовать чувственные корни своего симптома.
Теперь сосредоточьтесь на этой сущности, используя свое осознаваемое внимание; изучайте это чувственное Сновидение, составляющее глубочайшее ядро симптома. На что похож этот мир? Каковы время и пространство этого мира? Вместо того, чтобы маргинализировать этот опыт Сновидения, освободитесь от своей самотождественности. Ощутите себя в этом чувственном мире. Живите в его времени и его пространстве, будьте там, оставайтесь там. Какова природа времени и пространства покровительства, свободы, чуткости, силы или чего-то другого, что вы переживаете в качестве сущности?
Сохраняйте осознаваемость и, меняя форму, переходите во времена и пространства чувственной сущности этого симптома. Замечайте, маргинализируете ли вы опыт. Старайтесь быть великодушным и допускать возможность, что повседневный мир не более или даже менее значим, чем мир, который вы исследуете. Попробуйте воспринимать оба мира как одинаково важные. Попробуйте жить в пространстве и времени чувственной сущности своего симптома.
Развертывайте эту сущность. Какого рода жизнь стремится порождать этот чувственный опыт? Какие картины и какие части развертываются из него? Можете ли вы видеть образы? Изобразите этот мир в живописи или музыке. Позвольте атмосфере усиливать себя в Сновидении. Поэкспериментируйте с этой чувственной сущностью, используя движение, драму, истории или любой метод, которого требует сущность. Оставайтесь в этой драме, этой живописи, этом бытии.
Подумайте о возможности того, что вы сами — живое искусство, создаваемое в сновидении. Побудьте этим чувственным опытом. Пусть его мир создает жизнь! Живя в мире этой сущности, отмечайте, как меняется ваше ощущение времени и пространства? Есть ли в вас что-то, стремящееся маргинализировать этот опыт? Почему вы его маргинализируете? Что бы понадобилось для того, чтобы перестать маргинализировать? Подумайте о том, как эти переживания могли бы влиять на вашу повседневную жизнь. Как они влияют на вас сейчас? Подумайте, как использовать эти переживания в вашей работе. Что, быть может, пришлось бы менять в вашей жизни, ваших позициях и вашем поведении?
Сейчас, когда вы являетесь этой сущностью, почувствуйте или узнайте, что необходимо, чтобы позаботиться о вашем теле, чтобы устранить ваш симптом.
Это упражнение — разновидность осознаваемого сновидения. Благодаря выявлению тенденций и источника симптомов до того, как они проявляются, проделанная вами работа представляет собой своего рода профилактическую терапию. Подобная «терапия» — это изменение образа жизни, при котором вы замечаете чувственный опыт и позволяете ему создавать жизнь.
Зажим, который был цветком
Метод 24-часового Осознаваемого Сновидения с телесными симптомами требует подготовки, внимательности и сосредоточения. Однако ему может научиться каждый. Я вспоминаю участницу одного из наших европейских семинаров по работе с симптомами, у которой не было никакой предварительной подготовки в психологии или медитации. Она жаловалась на боль в верхней части спины, не поддававшуюся медицинскому или альтернативному лечению. Что бы она ни делала, боль не проходила.
Когда мы с Эми спросили ее, на что похожа ее боль, она ответила, что это что-то вроде спазма. Она представляла себе этот спазм похожим на металлический зажим, который, будучи туго закручен, не отпускает. Услышав об этом зажиме, мы, естественно, спросили ее, что она отпустила, полагая, что для зажима должна быть причина. И действительно, она рассказала нам, что хочет быть сильной и независимой и не любит «цепляться»; даже когда ее интимный партнер объявил, что он уходит, она не захотела его удерживать и предпочла дать ему уйти. Желая приободрить ее, мы предположили, что держать (подобно зажиму), возможно, было бы полезно, а она заплакала и сказала, что не хочет цепляться и быть чувствительной. Но, поплакав о его уходе, она уже чувствовала себя лучше.
Пока что мы поработали с ней на уровне страны грез. Она прочувствовала свой симптом, описала его образ, как зажим, и поняла, что хотя она не любит цепляться, ей это необходимо, по крайней мере, в той степени, чтобы она могла открыть для себя и выразить свои чувства.
Затем пришло время осознаваемой телесной работы. Когда мы просили ее рассказать, чем был этот зажим до того, как стать зажимом, она долго не могла этого понять. Эми предложила ей чувствовать зажим и идти к его началу, к его истокам, ко времени, когда он был только тенденцией. Какого рода тенденцией был этот зажим? К своему немалому удивлению, эта женщина обнаружила, что чувственной сущностью этого зажима был цветок! Она сказала, что до того, как ее тело «зажалось», еще до того, как она отказалась показывать эмоции или цепляться за распадающиеся отношения, зажим был цветком.
(подпись к рисунку: Цветы, сущность зажима)
Иными словами, перед тем, как она зажималась, фоновая тенденция состояла в том, чтобы быть утонченно чувственной, подобно цветку. Цветок был первопричиной зажима. Она объяснила нам, что всякий раз, когда цветок игнорировали (маргинализировали), когда ее крайняя чувственность проходила незамеченной и неощутимой, ее тело сводило судорога.
Мы с Эми предложили ей сменить облик и немного пожить в мире этого цветка, его времени и пространства, его аромата и чувственности. Ей очень понравилось это Сновидение-цветок. Тогда мы посоветовали ей оставаться в контакте с этим Сновидением-цветком, даже находясь во взаимоотношениях с другими. Мы разыгрывали разные проблемы взаимоотношений в ее жизни. К нашему удивлению, она смогла оставаться в мире этого чувственного цветка и относиться к людям, как это мог бы делать цветок. В зависимости от ситуации, она «склонялась», «вяла» или «распускалась».
Познание себя — это познание Сновидения, из которого возникают симптомы. В том мире меньше давление от человеческого или общественного поведения; вы ближе к природе, к бытию, как оно есть. Осознаваемость изменяет вашу жизнь. Познание Сновидения, скрытого за вашим телом и его симптомами, способно воздействовать на вас; оно работает над вашими «болезнями» и психологией без действительной работы над ними.
Узелки на память
Симптомы — это дорога к просветлению. Они пробуждают вас к тайне, создающей вашу жизнь, равно как и к новым аспектам химии и психологии вашего тела, о которых вы в ином случае, возможно, никогда бы не подумали.
Осознаваемость может уменьшать распространенность таких заболеваний, как рассеянный склероз.
Главный вопрос таков: «Чем был симптомом до того, как он стал симптомом?» Почувствуйте тот мир и живите там.