Вибрации, которые усиливают первоначальный звук

В целом, составив представление о вибрирующем звуке, "организованном" в середине тела, перейдем к изучению того, как его усилить. В основу следующих упражнений положены две важные мысли:

а) напряжение убивает вибрации;

б) вибрации процветают, когда мы к ним внимательны.

Тогда как первая идея заставит, нас обособлять и исключать мышечные зажимы, являющиеся ловушками, удушающими вибрации, вторая — подтолкнет к изучению природы вибраций.

В природе вибраций существует способность к увеличению, повторению и отражению звука. Звук отражается от деки бесконечное количество раз. Первой "декой", с которой мы будем работать, станут Ваши сомкнутые губы. Вибрации, берущие начало в центре, будут озвучиваться на губах.

Шаг первый.

Ощутите связь со звуком в центре тела, взяв легкий вздох облегчения, в результате чего образуется слабый звук "ха".

На высоте, близко расположенной к только что изданному звуку, коснитесь звука: "Ха—ха".

Затем, как бы на долгом выдохе, на той же высоте — удлините звук.

Повторите вздох облегчения, прозвучав на той же высоте и на этот раз на звуке сомкнув губы. Мысленно отметьте ощущение вибраций на губах. Продолжая звучать, приоткройте губы. Прервите звучание. Расслабьтесь внутри и позвольте дыханию переместиться: Ø.

Еще раз повторите это упражнение. Повторяя упражнение, не позволяйте своему сознанию оценивать качество звука. Это может Вас привести вместо открытия новых физических ощущений, в которых существующий звук не имеет особенного значения, к повтору знакомого звука.

Теперь опустите звук на полтона ниже. Выдохните: "Ха—хаааааа", представляя себе поток вибраций, поднимающийся из середины Вашего тела наружу через рот. Осторожно сомкните губы на вибрациях.

Почувствуйте собирающиеся на губах и словно усиливающие друг друга вибрации.

Позвольте своим губам приоткрыться. Звук, вытекающий наружу, станет мощнее за счет экстра-вибраций, отражающихся от деки, — Ваших губ. Расслабьтесь внутри и позвольте дыханию вернуться: Ø.

Повторите весь процесс, поднимаясь и опускаясь по диапазону, звуча на высоте своего среднего регистра, на высоте, с которой Вы начинали.

Звук, образующийся при смыкании губ на вибрациях, обычно воспринимается как жужжание. Поработайте с этим звуком в части его физического осознания. Попытайтесь .воспроизвести: "Хамм", повторяя знакомое звучание не механически, а позволяя вибрациям всплыть из самой глубины тела, из его середины. Сомкните губы и, собрав эти вибрации, усильте их за счет отражения деки губ.

В этих упражнениях губы почти всегда несколько напрягаются. Это напряжение происходит либо от чрезмерных усилий, либо по привычке. Наша главная предпосылка состоит в том, что напряжение убивает вибрации. В следующем шаге посмотрим, смогут ли губы, находящиеся в состоянии наибольшей релаксации, отражать звук с большим успехом.

Шаг второй.

Выдуйте воздух сквозь губы таким образом, чтобы губы затрепетали.

Трудно описать этот сброс напряжения с поверхности губ. Лошади делают так, чтобы расслабиться. Подобное движение повторяют губами маленькие дети, изображая грузовик или легковой автомобиль. Это упражнение не является особенно важным, но освобождает от напряжения и стимулирует всю область губ, будит бездействующие вибрации и помогает сформировать звук в передней части рта. Кроме того, его просто весело делать. Делайте его со звуком и без звука, но лучше всего не вовлекая при этом в движение другие части тела. Если же Вы все еще сомневаетесь, что это за упражнение, прочтите несколько его практических описаний.

1. Приложите пальцы к углам рта и, растянув рот, тут же, отпустив пальцы, выдуйте вибрации с воздухом через губы.

2. Подняв указательный палец к передним зубам и имитируя желание чистить зубы, позвольте губам совершенно расслабиться и "упасть" на палец. Пусть вибрации струятся через рот, а Вы в это время мысленно произносите: "Хамм".

Представьте, что вибрации — это паста, а Ваш палец — зубная щетка. Начните чистить зубы, быстро передвигая пальцем вверх и вниз, оставляя при этом губы совершенно расслабленными. А теперь озвучьте эту "ясельную" игру.

Сохранив губы расслабленными и убрав палец, выдуйте поток воздуха с вибрациями сквозь губы. В результате, брызгая слюной и трепеща в вибрациях, Ваши губы начнут лениво имитировать работу мотора, при этом издаваемый звук будет чем-то походить на звук "б". Дайте этому движению совершенную свободу. Вообразите, что Ваши губы начинаются от щек, и почувствуйте, как вибрации распространяются по всему Вашему лицу. Вам может стать щекотно. Чтобы убедиться, что углы рта свободны и не сморщены, поглядите на себя в зеркало.

Шаг третий.

Выдуйте воздух с вибрациями сквозь губы (для удобства используя высоту среднего регистра) и на том же дыхании сомкните губы на "хамм", после чего разомкните губы, позволив вибрациям улетучиться.

Далее описывается цепь физических действий и наблюдений, необходимых для предыдущего упражнения.

Освободите дополнительные вибрации, выдувая их через губы, а затем соберите вибрации на губах в том месте, где губы касаются друг друга и дайте им возможность исчезнуть в момент, когда Ваши губы разомкнутся.

Подкрепите это упражнение длинным, исходящим из глубины тела, вздохом облегчения.

Расслабьтесь внутри. Позвольте дыханию переместиться. Повторите это упражнение, поднимаясь и опускаясь по диапазону. Пусть знаком, обозначающим движение, соответствующее выдуванию вибраций сквозь губы, будет условный знак

« »

Не торопитесь. Потратьте столько времени, сколько Вам нужно, чтобы дыхание вновь вошло в Вас. В период Вашего знакомства с вибрациями позвольте всем действиям упражнения обрести свой темп и ритм.

Шаг четвертый.

Повторите шаг первый, обращая внимание на малейшие изменения в новом опыте знакомства с вибрациями. Например, Вы можете обнаружить в передней части рта большее количество вибраций. Слегка покрутите сомкнутыми губами вокруг звучащего "ммм", как бы смакуя вкус вибраций.

Вибрации расцветают, когда мы платим им своим вниманием.

Станьте знатоком вибраций.

Ощутите их вкус.

Распространите их по всему лицу.

"Побуйствуйте" в них.

Предайтесь им.

Думаю, настала пора объяснить, почему я употребляю такие выражения как: "выдохните звук на такой-то высоте"; "коснитесь звука на такой-то высоте"; "потяните звук на такой-то высоте". Я обычно избегаю выражений, которые соответствуют понятию "спойте", потому что эта .установка у некоторых людей вызывает немедленный ответ: "я не пою"; "у меня плохой слух". По сути, это совершенно иная реакция по сравнению с той, какая возникает на пути извлечения речевого звучания.

Слово "спойте" несет слишком сильную нагрузку и не подходит для такой работы. На этой стадии большой разницы в процедуре извлечения звука, необходимого для речи или пения, нет. В пении Вы держите высоту звука. В речи же моментально покидаете ее, пользуясь четвертью тона, одной восьмой, даже одной шестнадцатой тона. Потому здесь более всего важны Ваши наблюдения над процессом изучения вибраций в разных вариантах, которые диктуются повышением или понижением тона. Если Вы будете повторять упражнения только речевым голосом, игнорируя упражнения на распев, то останетесь в плену привычных образцов, интонационных модуляций, проверенного диапазона и никогда не прорветесь в неизвестные области. Варьирование звуковой высоты познакомит Вас с новыми тональными возможностями Вашего диапазона, в который будет автоматически вживаться Ваш речевой голос.

Итак, сейчас, говоря одним звуком три фразы (коснитесь звука, соберите вибрации на губах, разомкнув губы, выпустите звук), Вы начинаете предъявлять своему дыханию больше требований, так как эффективно используете более длинные фразы.

Примитивные звукосочетания "ха—хамммма" и " " можно считать фразами из трех слов. Интенсивность импульса, возникшего в коре головного мозга, откликается в теле единым процессом — связью между дыханием и звуком. Воспроизводя эти примитивные, но длинные фразы, будьте готовы каждый раз поддержать свою мысль соответствующим дыханием. Вам не нужно заботиться о том, чтобы мускульно поддержать дыхание. Его поддержит Ваша мысль.

Не продолжайте звучать без дыхания. Дыхание поддерживает мысль, а каждая мысль, в свою очередь, имеет свою продолжительность. Каждая новая мысль имеет новое дыхание. Случается крайне редко, чтобы органичный мыслительный процесс привел к затрудненному звучанию. Мы не задаемся целью дать ответ на то, как надо дышать в каждом отдельном случае. Возникшее при излишних усилиях напряжение сокращает дыхательные мышцы и нарушает их эластичность. У каждого человека от природы есть свои дыхательные способности. При отсутствии препятствующих зажимов этих способностей достаточно, чтобы поддержать эмоциональность и воображение.

Я предполагаю вести работу над голосом с тем, чтобы прежде всего раскрыть личность человека. Если Вы захотите развить свой голос как музыкальный инструмент, Вам придется заняться дыханием, используя разные положения тела, помогающие этой работе.

В предлагаемых упражнениях я буду довольно часто использовать выражения: "выдохните "хамм", "выдохните звук в голову" и т. д. Эти установки помогают мышечной релаксации и освобождению эмоций в самом начале образования звука. Таким образом, ответственность за поддержку дыхания в этих фразах берет на себя интеллект. Основой упражнения "ха—хаммммма" является осмысление его звуковой последовательности как фразы со своим началом, серединой и концом. Касание звука "ха—ха" — это ее начало. Губами собранные вибрации "ммммм" — середина. Улетучивающиеся с губ вибрации "ма" — конец. Контролируя все, что Вы делаете, интеллектуально осознайте каждое "слово" фразы. В этом процессе — путь соединения мысли и звука. Очень легко возбудить в себе эмоцию, вызвав "вздох облегчения". Если Вы доверите себя эмоциям как еще одному компоненту этих упражнений, то сможете практиковаться в мышлении и эмоциональном развитии одновременно.

Помните, что только свободное дыхание в состоянии породить свободные вибрации.

А теперь, возвращаясь к вибрациям, усиливающим звучание, проследим за тем, что происходит, когда голова и шея начинают освобождаться от зажимов. Обычно напряжение в большей или меньшей степени характерно для задней части шеи, для подбородка и горла. До тех пор, пока жизненно важные части голосового канала напряжены, вибрации попадают в ловушку, которой для них являются сокращенные мышцы. Ваша работа заключается в том, чтобы увеличить количество вибраций, устранив напряжение. Задача последующих упражнений — "избавиться от головы". Физически Вы будете перекатывать голову в свободном вращении по кругу. Психологически — перемещать свое сознание из области головы в середину тела. Таким образом, контролировать центр будет не Ваш мозг, а это будет происходить глубоко внутри тела.

Шаг пятый.

станьте свободно, позвоночник вытянут, ноги слегка расставлены, мышцы живота расслаблены. Сфокусируйте свое внимание на вершине седьмого позвонка. Пусть Ваша шея неожиданно "упадет" вперед.

Теперь перекатите голову (движение начинается от вершины седьмого позвонка) в правую сторону, чтобы голова повисла над правым плечом.

Обратите внимание на момент, когда голова повисает над правым плечом. Сухожилия левой части шеи натягиваются. Пусть шея откинется назад, позволяя голове тяжело повиснуть. Проследите за тем, чтобы челюсть расслабилась, рот приоткрылся, горло вытянулось.

Из этого положения пусть шея "перекатится" к левому плечу. Обратите внимание на натяжение сухожилий в правой части шеи в момент, когда голова повисает над противоположным плечом. Пусть шея под тяжестью головы "упадет" вперед.

Таким образом, Вы сделали широкий круг вращения головой справа налево. Вы вращали шеей, а следом, и головой.

Свободным движением начните "перекатывать" шею (и голову), каждый раз ощущая натяжение сухожилий с противоположной стороны шеи. "Перекатите" шею назад (позволяя рту и горлу открыться), затем снова к плечу (почувствовав натяжение сухожилий) и тяжело уроните ее вперед. Пусть шея будет активна, а голова пассивно следует за ней.

Когда Вы перекатываете голову, задействованы только три верхних позвонка.

Шея же должна быть в движении, начиная от большой кости у своего основания до вершины позвоночника. Проверьте, достаточно ли полно позвонки шеи участвуют во вращении. Если шея у основания действительно свободна, перекатывая ее через плечо, Вы будете смотреть вперед. Тенденция смотреть на пол или на плечо отмечается в том случае, если голова проявит активность в момент перекатывания шеи через левое или правое плечо. Другой способ проверки — во время перекатывание шеи через плечи мочка уха должна находиться как раз над плечом.

В течение некоторого времени начните медленно и тяжело перекатывать голову слева направо.

А теперь сделайте несколько кругов в обратном направлении, перекатывая шею справа налево. Увеличьте темп этого движения за счет инерции. Помните, что цель вращения головы — в освобождении мышц задней части шеи, горла, языка, глотки и подбородка, то есть в освобождении канала, по которому передвигается звук.

Шаг шестой.

Ненадолго оставьте голову запрокинутой назад. Сфокусируйте свое внимание на задней части шеи и начните вытягиваться вверх как бы сквозь каждый шейный позвонок, пока шея не "сравняется" с остальной частью позвоночника, а голова не будет легко балансировать на его вершине.

Шаг седьмой.

Точно направляя звук из дыхательного центра в голову, выдохните: "Хамм".

"Мммммммммммммммммммм", — вибрации собираются на губах. Вздох облегчения предшествует звучанию. Вибрации на губах Вы почувствуете немедленно. Опустите голову вперед и начните ее перекатывать в свободном вращении по кругу, как Вы делали это в шаге пятом.

Расслабьте мышцы внутри живота и позвольте дыханию опуститься вовнутрь. Выдохните "хамм" в голову.

Опустите голову вперед, начав вращать ею в другом направлении. Расслабьтесь для нового дыхания.

Вращая головой в другом направлении, потяните "хамм" на произвольной высоте.

Не звучите на одном дыхании слишком долго. Пусть дыхание живет своей собственной жизнью. Как только Вам начинает его не хватать, возьмите новое дыхание, не подталкивайте звук мышечными усилиями.

После каждого круга вращения головой поднимитесь на новую высоту. Попытайтесь подняться на три-четыре тона вверх, а затем опуститься на три-четыре тона вниз.

Несмотря на то, что Ваши губы, формирующие "хамм", сейчас сомкнуты, в момент, когда голова запрокинута назад, позвольте горлу и нижней челюсти расслабиться и открыться. Мышцы губ достаточно эластичны, чтобы прикрыть отверстие рта. Что-то похожее происходит, когда Вы, пытаясь задушить зевок, зеваете где-то в глубине горла, держа при этом губы вместе.

Шаг восьмой.

Поднимите шею, выравнивая весь позвоночник.

На высоте выдохните "хамм" в голову, ощупывая пальцами вибрации, обнаруживающиеся в разных частях головы.

Дотроньтесь до губ, щек, носа, лба, вершины черепа, задней части шеи, горла и груди.

Уделите время тому, чтобы с помощью осязания и внутреннего наблюдения за вибрациями полностью изучить, как чувствуют себя вибрации в разных участках головы.

Вы заметите, что, по сравнению с другими, некоторые участки порождают более сильные вибрации. Но не торопитесь отдать свое предпочтение сильным вибрациям. Потрудитесь изучить качество более легких и слабых вибраций так же хорошо, как и сильных.

Наблюдая за поведением вибраций, Вы изучили их с помощью осязания.

Еще раз перекатите голову и шею на "хамм". Выдохните "хамм", направив звук наружу: "Мммммммммммммммм".

Почувствуйте вибрации на губах, лице, черепе, горле и груди.

Изменив высоту звучания "хамм", перекатите голову в другом направлении.

Отметьте для себя, что вибрации перемещаются в соответствии с тем, куда падает Ваша голова, вперед или назад.

Представьте вибрации в виде шариков внутри круглой коробки. Когда коробка перекатывается, шарики тоже перекатываются.

Шаг девятый.

Повторите фразу "ха—хаммма", практиковавшуюся в шаге третьем с физическим осознаванием вибраций, в области головы. Вообразите их выливающимися через Ваш речевой голос. Предайтесь ощущению звука и ясно осознайте, что это Ваш голос.

Не забывайте, что упражнения, которые Вы делаете, — не вокальные упражнения и Вашей задачей остается освобождение естественного речевого голоса. Сверхзадачей для Вас является освобождение — раскрытие себя через голос. Опираясь на физиологические процессы, я не могу подсказать Вам пути к постижению этих задач, но только Вы сами вправе определить, как это повлияет на Вашу индивидуальность. После каждого упражнения произнесите вслух совершенно простую фразу, касающуюся персонально Вас, отдавая себе отчет в том, что Вы делаете технически. Например: "Я хочу домой".

Вздохните с облегчением, коснувшись звука "ха—ха". "Побарахтайтесь" в вибрациях на "ммммммм". Пусть вибрации исчезнут в воздухе на "а".

Позвольте дыханию переместиться, а затем выдохните фразу: "Эти ощущения приятны", — с тем же физическим самоосознаванием, что и на фразе "ха—хаммммммммма". Выдохните фразу: "Я голоден и хочу есть", — или любую другую, выражающую в данную минуту Ваши чувства.

Расслабьтесь, встряхнитесь, подвигайтесь вокруг, попрыгайте — и рассредоточьтесь.

Вы освобождали губы — для того, чтобы освободить через них вибрации; Вы освобождали мышцы головы и шеи от напряжения — для того, чтобы освободить вибрации через голову и шею. В шаге десятом Вы будете освобождать от напряжения все тело. Предлагаю Вам ряд упражнений для освобождения вибраций, которые помогут Вам усилить звук.

Шаг десятый.

Встаньте свободно — позвоночник вытянут.

Для того чтобы прийти к непроизвольному ритму дыхания, освободите мышцы желудка. Выбрав удобную высоту в среднем регистре, выдохните: "Хамм".

А теперь позвольте голове и шее тяжело упасть вперед. Поддаваясь весу тела, начните опускать вниз позвонок за позвонком. Повисните, опустив голову.

Расслабьте мышцы в области живота и позвольте дыханию

переместиться.

Убедитесь в том, что шея Ваша свободна от напряжения, а колени

чуть согнуты. Таким образом Вам удобно держать равновесие.

Опустив голову вниз, прозвучите опять на "хамм", обращая

внимание на то, как вибрации ведут себя в этой позиции. Оставаясь в прежней позиции, еще раз выдохните "хамм", мягко потрясая всем телом, чтобы расслабить его.

В каком участке тела вибрации преобладают в большей степени?

Позвольте дыханию переместиться.

Снова возьмите "хамм" (на другой ноте) и, продолжая звучать, начните подниматься вверх и "выстраивать" свой позвоночник позвонок за позвонком.

Обратите особое внимание на перемещение вибраций.

Где они преобладают в большей степени, когда Вы стоите, наклонившись, с опущенной вниз головой? Куда они прибывают, когда Вы возвращаетесь в вертикальное положение?

Не выстраивайте позвоночник слишком долго. Если во время подъема Вам будет не хватать дыхания, — позвольте новому дыханию войти в Вас. При медленном движении Вам придется брать дыхание два или три раза, а при быстром — один. Не оставайтесь слишком долго вниз головой, так как это может привести к ненужным головокружениям. Делайте упражнение легко, изучая свои ощущения.

Повторите весь процесс (опуская позвоночник на "хамм" и вновь "выстраивая" его), каждый раз меняя высоту звучания.

На "хамм" — опустите позвоночник вниз. Позвольте легкому дыханию войти.

Быстро на "хамм" "выстройте" позвоночник вверх, и пусть на самой его вершине Ваша нижняя челюсть опустится, открыв рот так, чтобы звук мог исчезнуть.

Вообразите, что, опуская позвоночник (эти упражнения лежат в основе третьей главы как упражнения на релаксацию для всего тела), Вы освобождаете вибрации со всего торса. Когда Вы снова подниметесь вверх, представьте, что все свободные вибрации буйствуют внутри Вашего тела, но при этом находятся в ловушке Ваших губ, продлевающих их заключение. Когда Вы разомкнете губы, вибрации, которые были внутри Вас, исчезнут в воздухе.

Снова приведите в действие весь процесс, познавая вибрации и их желания, словно они имеют свою собственную жизнь, которую в Вашей власти поощрить или приостановить.

Персонифицируя вибрации, Вы можете ими увлечься, что, в свою очередь, вызовет радостные эмоции, на которых будет основываться упражнение. С этого момента Вы можете одновременно начать практиковать освобождение эмоций со звуком.

Техника, использующая воображение ради того, чтобы соединить воедино внутри тела ум, эмоции, дыхание и звук, — путь, наиболее экономичный для процесса общения, не нуждающийся в координации.

Сейчас я предложу Вам комплекс упражнений, который должен стать для Вас образцом работы, соединяющей движения и звуки.


Наши рекомендации