Значение религиозного инстинкта
НАСТАВЛЕНИЕ 77
Если в человеческом сердце рождается неукротимое желание обрести неоспоримую, самоочевидную реальность, стоящую за всеми мимолетными повторяющимися феноменами; если это сердце стремится к источнику того потока любви, что бьет в нем ключом при виде какого-то лица или от прикосновения чьей-то руки, – тому источнику, который, подобно живительному ручейку воды, украшает любое невозделанное поле и дает жизнь сокрытому ростку каждого полезного и прекрасного свойства человеческой природы; если при виде горного пейзажа или восхитительного заката это сердце испытывает невыразимый, лишающий дара речи трепет; если человека охватывает желание буквально испить аромат необыкновенного цветка, когда вся его природа восстает, не желая довольствоваться одним лишь видом и запахом; но главное, если в нас живет неутолимая жажда к признанию какой-то внешней силою или существом какого-либо качества или труднодостижимого свойства, которые кажутся нам достойными того, или же к заглаживанию следствий какого-нибудь недостойного поступка, который, как мы интуитивно осознаем, препятствует проявлению наших идеалов совершенства, – если все эти сверхчувственные действия сил внутри нас, выходящие за пределы нашего понимания, рождаются в нас лишь для того, чтобы умереть от истощения просто потому, что ни за, ни над ними нет ничего, что могло бы питать и поддерживать их постоянно, тогда вся жизнь есть лишь обман и галлюцинация, а Вселенная – сумасшедший бред безумного человечества. Ибо, оглянувшись вокруг, мы нигде не увидим проявления желания, для которого так и не нашлось бы чего-то такого, что бы могло его удовлетворить. И это было бы выше всякого разумения, если бы одни лишь самые высшие, утонченные и священные желания человеческой расы остались лишенными средств для их удовлетворения.
Наиболее веским доказательством истины, лежащей в основе любой религиозной системы, есть сама потребность ее последователей в том, что эта система может им предоставить. Мы можем на некоторое время насытить наш рассудок разными научными гипотезами; можем перегрузить или усыпить свой ум правдоподобными аргументами против какой бы то ни было реальности, стоящей за традиционными догмами и верованиями, от которых мы отказались или которые так никогда и не приняли, но факт остается фактом: когда на нашу долю выпадает тяжелая болезнь, одиночество, великое страдание или, напротив, великая радость или удовольствие, то мы снова устремляемся к отвергнутым нами идеалам или представлениям о возможной Божественной реальности.
Лишь на уровне той посредственной жизни, когда мы теряем или сами отбрасываем способность глубоко чувствовать и страстно желать, мы можем удовлетвориться результатами рассудочного процесса и умственной гимнастики. Но на обоих полюсах – как при высочайшей, так и при наинижайшей вибрации ключа жизни, – все, что способно в нас коснуться края одежды Беспредельной Любви, вопиет о более близком контакте с Нею, пусть даже ценою жертвы. И только в таких крайних состояниях и может быть достигнут подобный контакт – неважно, путем ли какой-нибудь общепринятой религиозной веры или путем перерождения души, прошедшей через муки ее личного желания и устремления.
Возглас «Благодарение Богу!» срывается с уст пессимиста или материалиста, когда он спасает своего любимого от неминуемой опасности. И один этот возглас является более несомненным доказательством существования Бога – Бога, которого можно было бы отблагодарить, – чем годы аргументированного Его отрицания. Чистый и ясный, вырывается он из глубин божественной природы человека как результат мгновенного признания возможности Беспредельной Любви и защиты. Он выражает одно из самых прекрасных качеств в жизни – Благодарность. Все остальное в его жизни есть лишь временное иллюзорное действие немногих поверхностных волн великого Космического Океана, таких же преходящих по своей природе, как и причудливое сияние луча света (как, впрочем, и все действия рассудка, не затронутого интуицией). Рассудок этот пригоден для решения сиюминутных дел, но крайне несостоятелен, если речь идет о душе, которая ввергается в бездну какого-нибудь низшего желания и не может выбраться из нее без чьей-либо помощи.
ВИБРАЦИИ ЗВУКА
НАСТАВЛЕНИЕ 78
Несмотря на столетия борьбы и усилий, предпринятых нынешней человеческой расой для своего развития, несмотря на все ее старания добиться образовательного, социального и материального прогресса, в некоторых отношениях эта раса осталась совершенно такой же, какой была века назад. А главная причина такой безрезультативности, являющаяся к тому же причиной огромного числа людских страданий – как телесных, так и ментальных, и даже многих преступлений, при всей ее очевидности сознательно игнорируется и поднимается на смех, становясь объектом саркастических замечаний, или же снисходительно признается, но тут же отбрасывается и забывается.
К Моему бесконечному сожалению, Я вижу, как те же самые причины, что приводят к подобным последствиям, возникают в кругу членов Храма, позорно повторяясь, находя себе оправдание или просто оставаясь без внимания во многих случаях. Вас по-прежнему не волнуют неизбежные плоды этих причин, и, хотя Я часто и недвусмысленно указывал вам на них и настаивал на их искоренении, похоже, Я мало преуспел в этих постоянных напоминаниях. И все же Я не исполню своего долга, если откажусь от дальнейших повторений.
Иной раз Мне становится страшно от того явного безрассудства, с которым некоторые из ваших членов навлекают на себя и своих близких лавину активных зловредных элементальных сил, а вместе с ними и обвинительный приговор закона, наказующего за злоупотребление Божественной энергией, приведенной в действие язвительными, жестокими, несправедливыми и часто ложными утверждениями по отношению друг к другу. И когда результаты такого поведения сказываются на вашей собственной жизни в виде физических недомоганий, нужды, утраты привлекательности, любви, веры и преданности, не говоря уже об их воздействии на ту субстанцию, при помощи которой вы должны строить тело Нирманакая (если, конечно, вы его когда-нибудь построите), то ваше равнодушное отношение к этим причинам заставляет Меня думать о Моем бессилии и очевидной неспособности помочь вам справиться с теми разрушительными демонами, которым вы позволяете управлять собой, сдаваясь без борьбы, по причине вашей собственной природной лености.
После Моей полувековой работы в этом направлении и в виду того факта, что, несмотря на столь большое внимание, которое было уделено и Мною, и другими, ученикам Великих Мистерий, а также то огромное количество наставлений, что были им даны, эти ученики, сравнительно говоря, почти не сделали никаких шагов вперед, – ввиду всего этого Меня пугает мысль о той сверхчеловеческой задаче, которую приняли на себя Посвященные, являющиеся по кармическому праву исполнителями Божественного Закона в текущей Маха-Юге.
Ученик или новичок, претендующий на защиту и помощь Ложи, сознательно принимает на себя обязательства, которые неизбежно ускорят выплату изрядной суммы прежнего кармического долга, и при этом отказывается замечать те барьеры, которые сам же постоянно создает. А когда он получает какой-нибудь сокрушительный удар, несет потери или остается в проигрыше, отступая от своей позиции или отказываясь довести до конца свое решение, в нем неизменно пробуждается дотоле скрытый гнев или подозрительность. И эта жертва иллюзорных чар, вместо того чтобы искать главную причину своих затруднений в собственной природе – в своих словах и действиях, – будет «громоздить Оссу на Пелион»[§§§§§§§], безрассудно возмущаясь «судьбой», учителями, соседом или материальными ограничениями, словом, всем окружающим.
И Я спрашиваю тебя, сын Мой, и тебя, дочь Моя, тебя лично, как одного из тех, кого это касается больше всего: «А что намерен сделать ты сам, чтобы изменить эти условия в себе самом?»
Порою кто-то из вас говорит: «Я ненавижу этого человека, те или иные условия. Все в руководстве идет не так, как я ожидал; то или это жестоко и несправедливо, никому нельзя доверять; похоже, что хотят воспользоваться моим трудом или моими деньгами» и безрассудно продолжает в том же духе громоздить мнимые поводы для недовольства, совершенно не допуская вероятности того факта, что хотя его и могли пригласить занять какое-то место, но никогда не принуждали этого делать, а, может быть, даже советовали обратное. Забывая о том, что ему дали привилегию помочь построить то место, которое защитит и охранит его самого, но не войти в уже готовое, кем-то построенное. Забывая всю оказанную ему доброту, забывая все те жертвы, которые были принесены для него теми, кому он впоследствии причинял лишь боль, страдание и убытки; невежественно обвиняя других в дурном влиянии, тогда как почти всегда (если не сказать всегда), будь он немного восприимчивее к иному мнению, даже небольшой спокойный и взвешенный анализ в нужном направлении без труда обнаружил бы полную несостоятельность его подозрений. Вместе с тем такой анализ показал бы ему, что именно из-за слишком частого крайнего невнимания к чувствам других – тех, кто жертвует бесконечно больше, чем он, – он не может увидеть истину. Погруженный в такой водоворот новичок сразу и не заметит, что привел в действие в собственной аурической оболочке дотоле спокойные и неактивные, а теперь зловредные и разрушительные силы негативного полюса жизни. Воздействие этих сил на его астральное тело подобно воздействию едких кислот или сернистых ядов на тело физическое. В точном соответствии с условиями, существующими в его астральной оболочке, действие этих губительных, парализующих и разъедающих все вокруг сил отзывается на органах, кровеносных сосудах, мышцах и нервах тела физического, принося в итоге опухоли, лихорадку, сыпь. Такое же влияние оказывают они и на субстанцию, которую человек должен развивать и с которой он должен научиться обращаться для того, чтобы создать еще более тонкий внутренний проводник.
«Природа не терпит пустоты». Если человек посылает из своего собственного аурического центра определенную степень силы такого же свойства, как упомянутая выше, тем самым временно оставляя в этом центре пустоту, то своим действием он порождает силу всасывания соответствующей степени, которая притягивает к нему из ауры того, на кого он напал, точный эквивалент, или определенное количество той же самой силы, что была извергнута им самим (до этого времени она могла быть латентна в атакованном), которая притянет к нему и обрушит на него подобного рода нападения со стороны других. Затем приводится в действие закон компенсации, и, хочет он того или нет, ему придется выплатить свой долг, причем в том же самом виде и степени, – он должен будет отдать этому другому часть своей собственной субстанции, которая пойдет исключительно на нейтрализацию следствий порожденной им причины. Он породил зло, возбудив негативную личную силу; этим он притянул к себе безличную, воздающую силу, которая заполнит в нем пустоту, порожденную его поступком, а затем он должен отдать лучшее, что в нем есть, – точный эквивалент того, чего он лишил другого. Это одно из следствий действия непреложного трехстороннего закона компенсации (воздаяния).
То, что человек не видит конечных результатов своего действия сразу же или не несет немедленной потери здоровья или богатства, – факт несущественный. Для Божественного Разума времени не существует. Возможно, иная карма, лучшая, нежели та, что человеку за это причитается, должна быть изжита, прежде чем полностью выявятся результаты его несправедливых слов.
Вы можете точно предсказать, что ожидает вас в будущем, путем самопроверки всех своих слов и действий по отношению к другим людям. Настанет день, и вне всякого сомнения вы будете знать, что рак, лихорадка, потеря какого-либо члена или органа, полное нервное, мозговое или мышечное расстройство, от которых вы теперь страдаете, – все это главным образом вызвано какими-нибудь жестокими, несправедливыми или ложными утверждениями, быть может, забытыми сразу же после того, как вы их произнесли. Помните, «малых вещей не бывает», и истинно сказано: «Вы дадите ответ за каждое праздное слово».
И Я спрошу вас: зная все это, можно ли удивляться, что чуть ли не отчаяние охватывает Тех, Кто, наблюдая за вами, трудится, чтобы помочь вам в этом головокружительном восхождении к совершенству, или что, как Я уже сказал, причины, лежащие в основе неудач и остановок и в случае принятых учеников, и в случае наполняющих мир несчастий и страданий, почти всегда не признаются, игнорируются, а то и презираются?
Постоянное игнорирование человеком силы молчания и неизбежных следствий безответственного употребления слов, имеющих Божественное происхождение и назначение, в трех случаях из пяти ответственно за его страдания.
Некоторое представление о важности произносимых вами звуков и слов, а также о вызываемых ими следствиях должен дать вам тот факт, что пение птиц в воздушной оболочке земли, шум горного потока и другие звуки природы – среди главных инструментов для повышения или понижения частоты земных вибраций.
Последние открытия, касающиеся способов записи и передачи звука, могут дать вам некоторое представление о тех методах, которые используются природой для записи и посылки звуковых волн как по направлению к органическим центрам человеческого тела, так и от них. Длина этих волн определяет их силу и мощь; но прежде чем какое-то представление об окончании воздействия одного звука дойдет до ваших внешних чувств, эта звуковая волна должна превратиться в световую (эти две великие энергии взаимозаменяемы, хотя одна устремляется по прямому направлению, а другая огибает препятствия). Затем другое изменение в вибрации световой волны приводит в действие дотоле спящие огненные жизни, образующие этот свет, и именно через управление этими огненными жизнями Божественный закон воздаяния приводит в исполнение вышеупомянутые следствия.
До тех пор пока люди в большинстве своем не поймут и не научатся применять эти истины, контролируя излучаемые ими вибрации, человечество в своем развитии не сможет подняться до более высокого уровня. Однако прогресс, достигнутый в передаче и записи звука, а также понимание его искривленного и волнообразного движения указывает на постепенное продвижение в этом направлении, хотя оно могло бы быть и более ускоренным; но, к сожалению, человек очень медлителен там, где нужно принять нечто, требующее от него каких-либо серьезных усилий и жертвы.
ЕРЕСЬ РАЗДЕЛЕНИЯ
НАСТАВЛЕНИЕ 79
Химикам хорошо известен тот факт, что если в результате химической реакции из сложного соединения освобождается единичный атом, то он энергично начинает искать возможность соединиться с каким-нибудь другим свободным атомом в пределах сферы своего движения. Менее известен другой факт: а именно, что сила, побуждающая его к этому действию, получена им от того удара, который претерпели остальные атомы этого соединения при их соударении с освобождающимся атомом. Движущая сила, отбросившая его в пространство, была почерпнута из общего резервуара сил, которыми владели объединенные атомы, и в результате отдачи этой силы последние были на какое-то время деформированы. Однако эта потеря была меньшей в сравнении с той, которую должен испытать освобожденный атом, если он не сможет немедленно соединиться с другими свободными атомами; ибо, как и в случае со всеми, кто пользуется внезапно обретенной мощью, быстрота и интенсивность ее действия очень скоро приводит освобожденный атом к истощению и потере жизнеспособности, а его сила быстро превращается в ничто...
Даже дезинтеграция является всего лишь одним из факторов интеграции. Она есть негативный полюс позитивной силы. Если основное тело погибает от потери, вызванной выделением силы выталкивания, а из освобожденных атомов образуется новый союз, то в сравнительно короткий срок действие кармы, порожденной в силу этих обстоятельств, неизбежно приведет к подобной катастрофе и новое тело. Это происходит потому, что карма непрестанно охраняет неприкосновенность и полноту целого, притягивая к общему центру фрагменты, исторгнутые из него в начале Великого мирового периода. Если бы вы поступали в гармонии с этим законом, то каждое усилие в вашей жизни пошло бы на строительство того Центра Ложи, с которым вы себя отождествляете. Вместо поспешного отклонения по касательной при любом, наносимом этому центру ударе, вы собрали бы каждую частицу энергии в вашей ауре, чтобы еще крепче сплотиться вокруг него. А если бы в его рядах появилась разъединяющая сила, вы бы преодолели, или обезвредили ее. Глупо утверждать, что какое-то общество или союз слишком сильны, чтобы ваши одиночные усилия могли повлиять на него. Терпение и решимость всегда побеждают зло и слабость; и проявляя эти качества, вы в конечном счете должны либо достичь цели, либо убедиться в своей ошибке благодаря силам, что вызвали сами. В последнем случае, если ваш мотив был чист, то вы не уклонились от вашей истинной цели, состоящей в защите своих собратьев и служении на их благо.
Если вы жаждете жизни, здоровья, счастья, успеха в духовном продвижении, то примите это наставление как сигнал горна. Встаньте в строй, пробудите ваши высшие принципы, займите свое место рядом с Командиром и трудитесь на благо вашей организации. Если вы позволите врагу раздробить ваше общество (Храм) на отдельные части, или нанести ощутимый вред его жизнеспособности, то будьте уверены, что сами потерпите поражение, и не внутри, а вне его рядов, – поражение еще более худшее, чем когда-либо прежде, ибо ваша первоначальная цель была более высокой, чем цель, преследуемая врагом – вышеупомянутым исторгнутым атомом. Именно изначальное побуждение каждого атома толкает атомы органического тела к концентрации и интеграции. Изгнание атома лежит уже вне этого индивидуального самосознательного мотива; оно вызвано массовым стремлением к самозащите и, следовательно, является силой более низкого порядка; вот почему изгнание одного атома может потрясти это тело.
Когда составная масса этого тела достигает уровня обладающей самосознанием индивидуальности, то тот взрыв, который всегда вызывается изгнанием, происходит лишь внутри исторгнутого атома и только за пределами общей массы, где он уже не может повредить ее целостности.
Соберитесь с силами и трудитесь на утверждение индивидуальности Храма, как будто вы работаете для утверждения его самосознания как индивидуальности.
БИТВА АРМАГЕДДОНА
Понимаете ли вы, что битва Армагеддона, которая уже началась на астральном плане и вскоре перенесется на план физический, есть битва духовная, религиозная, каким бы странным ни показалось это утверждение в наш железный век? Ведь это до сих пор так и не понято большинством из тех, кто уже видит ее приближение; и, подстрекая их с дьявольской изобретательностью, демоны тьмы втягивают Англию, Японию, Россию, Китай, Германию и Соединенные Штаты (разжигая при этом внутренние столкновения между различными группировками) в то, что материалисту кажется всего лишь борьбой за материальное господство. Однако за всеми внешними причинами в действительности лежит борьба за духовное превосходство. И с одной стороны выступают накопленные веками сила, мощь и фанатизм, воплощенные в Братьях Тьмы, которые объединились против силы, мощи, коммунизма, подлинной демократии и консервативной силы – житницы срединного, золотого пути – Братьев Света.
Я уже говорил вам, что силы Братьев Тьмы, обрушившиеся якобы на членов Храма, в действительности были направлены не против вас лично, но против Нас, Белой Ложи, Прародителей человеческой расы, Носителей космических молотов и алебард, Хранителей Храма Святого Грааля. Эта великая битва происходит между Братьями Света и Братьями Тьмы, и в ее заложниках – души человеческие. Ее исход принесет роду человеческому или свободу, или рабство на грядущие века. Она означает или победу человека над смертью, или постоянное его умирание. Единство человека с Богом или отход от Него. И это те вопросы огромной, неизмеримой важности, которые найдут свое решение в этой вселенской борьбе за точку равновесия эволюции человечества на грядущие века.
Всмотритесь глубже, и вы увидите в моих утверждениях жемчужины истины. Запомните, что именно истинное христианство, олицетворенное белой расой, встанет против предавших свои основы синтоизма, буддизма, конфуцианства и прочих религий, олицетворенных желтой расой, и что последняя усилена одержимыми дьяволом последователями демонологии, принадлежащими к черной расе. Западная и Восточная расы являются проводниками мощи, но единственно важный исход этой битвы – высшая эволюция человечества.
Вглядитесь в корень всех внешних причин, выдвигаемых теми, кто вступил в противоборство друг с другом в этой мировой битве за будущее существование на этой планете, и вы увидите там то, что иногда называют религиозным инстинктом, – врожденное устремление еще дремлющей или уже пробужденной души к осознанию своего «Я». Когда в результате постоянного, из воплощения в воплощение, потворства чувственной, эгоистичной низшей природе человека, это устремление ослабевает, то душа изгоняется из тела и стремление к духовному главенству – взывание твари к своему Творцу – сменяется стремлением к господству материальному. Тогда-то и начинается духовная деградация, соответствующая материальному подъему.
Воплощающееся эго, униженное и опозоренное таким образом, вынуждено искать для своего воплощения расы, стоящие на нисходящей дуге цивилизации. Желтая и черная расы уже давно утратили свою силу понимания и усвоения духовной истины. Они сейчас проходят только низшую точку этой дуги, и потому им лишь предстоит начать свой подъем. Следовательно, за тем материальным антагонизмом, который обе расы испытывают друг к другу, в действительности стоит естественный религиозный антагонизм.
Сентябрь 1908г.
ХИМИЧЕСКОЕ ДЕЙСТВИЕ
НАСТАВЛЕНИЕ 80
Состояния материи, обычно именуемые изучающими оккультную науку акашическим, эфирным, водным и огненным, содержат основы газов, известных экзотерической науке как пароводородные, парокислородные, кислородно-водородные и азотные.
Путем соединения, рекомбинации и разъединения указанных газов способом, известным лишь Посвященным высокой ступени, божественная химия развивает субстанцию определенного состояния, или преходящий проводник, являющийся временным обиталищем для каждого подраздела духовной жизненной силы, которой надлежит воплотиться в грубой, плотной материи в течение какого-либо Великого цикла. Один из проводников такого рода предстал недавно перед экзотерическим научным миром в одном из свойств радия. Когда индивидуализированные жизни, заключенные в радии, освобождаясь, вступают в соединение с одним из газов, порожденных в результате сочетания и разъединения вышеупомянутых четырех первичных газов, развивается определенная степень вторичных элементальных жизней. И именно благодаря этим жизням, подвластным воле опытного оккультиста, происходят многие необъяснимые феномены, производимые такими оккультистами. Но как только эта энергия, то есть сила воли, соединяющая и комбинирующая вышеупомянутые газы, отзывается, мгновенно наступает разъединение атомов этого газообразного проводника и, как следствие, освобождение этих огненных сущностей.
В то время как проводник, полученный при соединении, рекомбинации и разъединении газов, осуществленных при помощи оккультной химии, ощущается оператором посредством чувств обоняния и вкуса и может быть заключен в стекло или металл, такое принудительное заключение для него нежелательно, чтобы на какое-то время быть одушевленным огненными атомами, и если после освобождения он не будет управляться волей оператора, то мгновенно рассеется.
Вам наверное будет интересно узнать, что тот разряд огненных атомов, о которых здесь говорится, отождествляется с самыми последними научными открытиями в области электричества (четвертого Сына Фохата), а именно с электронами, названными так их последним открывателем. Я намеренно сказал «последним открывателем», ибо этот подраздел, а также еще более микроскопические подразделы (Сыны Фохата) уже давно известны и используются опытными оккультистами, хорошо осведомленными о тех опасностях, которые заключаются в приведении этих степеней огненных жизней в тесное соприкосновение с материальной субстанцией гораздо более низких вибраций. Поэтому они добросовестно охраняют и берегут переданные им великие тайны.
Иной раз некоторые из этих секретов природы случайно открывались тем, кто проводил изыскания в области химии и алхимии; и некоторые из недавних открытий в области бризантных взрывчатых веществ[********] явились результатом таких изысканий. Но если бы открывший подобный секрет имел хотя бы малейшее представление о характере той кармы, которая неизбежно последует в результате продажи этих секретов для уничтожения человеческих жизней, он охотнее умер бы с голоду, нежели выдал полученное им знание, если бы не было другой альтернативы; ибо в этом случае, как и везде, где привносится дух наживы и где происходит закономерная деградация высшей духовной силы, совершается непростительный грех. Иными словами, приводятся в действие неискоренимые, вечные (насколько это касается этой Манвантары) причины; и их последствия, подобно водяным кругам на поверхности пруда, созданным с силою брошенным камнем, не прекратятся до тех пор, пока не достигнут самой крайней границы той сферы действия и не вернутся к своему источнику, принося неизбежные плоды его деяния.
В описанных выше случаях точка расхождения, или демаркационная линия между белой и черной магией, между добром и злом, определяется мотивом-употреблением. И если для непросвещенного ума не может быть ничего общего между атмосферными или эфирными газами и атрибутами и качествами человечества, то в действительности между ними существует весьма тесная связь.
Природа непрестанно выполняет то же самое, что время от времени делает опытный оккультист, сочетая и разделяя газы и привлекая таким образом более высокую степень огненных жизней для одушевления таких комбинаций. Обычный человек также бессознательно использует эти элементальные силы, когда концентрирует свою силу воли для осуществления различных своих желаний. Поскольку в большинстве случаев он делает это в неведении о последствиях своего действия и своей ответственности за них, то, следовательно, и не несет такой ответственности за хорошие или плохие следствия их использования, которая лежала бы на нем в противном случае. Но конечные результаты такого действия все же никуда не денутся и сохранятся к его чести или же бесчестию – в зависимости от характера тех мотивов, что руководили его волей, – той волей, что создала активную силу, чтобы направить действие тех самых степеней элементалов, которые непрестанно создаются и разрушаются природой во всех ее царствах.
ЯЗЫК МУЗЫКИ
НАСТАВЛЕНИЕ 81
Тот факт, что для любой сколько-нибудь высокой степени достижения в той науке наук, которая весьма приблизительно передается словом «оккультизм», необходимо некоторое знание музыки, является общепринятым, но не все знают, что необходимы гораздо большие познания в музыке, чтобы расшифровать язык символизма, ибо он основан главным образом на звуке. Музыкальная гамма, принятая оккультистом, содержит бесконечное разнообразие нот и звуков – фактически каждую ноту или звук, которую может издавать любая сотворенная вещь или существо. Среди музыкальных нот люди выделили и классифицировали лишь некоторые ноты и их комбинации, тогда как истина такова, что невозможно правильно понять Жизнь, этот величайший Гимн Природы, если упустить хотя бы один тон, или звук, который принято считать резким или диссонирующим или, напротив, нежным и мелодичным для человеческого уха; оба полюса звука необходимы.
Звук – музыка – является самым совершенным языком, выражаемым при помощи голоса или инструмента, языком, которому не нужны слова. Это известно многим, и этот язык является первым разделом языка Мистерий. Обычно он используется Посвященными для передачи друг другу важных секретных указаний или сведений, когда иные разделы этого языка, такие, как цвет и речь, были бы недостаточны или неуместны.
Кроме Посвященных, только прирожденный музыкант способен выразить или интерпретировать свои или чужие идеи и идеалы, если они рождаются в музыкальных тонах.
Множество различных тонов заключено в одной октаве. Все, что требуется для выражения какой-либо одной идеи, находится и выше, и ниже или между нотами общепринятой октавы, состоящей из семи полных тонов, но обычный человек, если даже и слышит эти звуки, не может уловить в них никакого смысла. Каждый из этих двадцати восьми тонов представляет собой полный тон в гамме, которая является связующим звеном между двумя планами, или состояниями, сознания.
Мы часто поражаемся, наблюдая понимание между двумя животными, в то время как до нашего уха не долетает ни единого слышимого звука. Сторонний наблюдатель может возмущенно отрицать утверждение о том, что он был не способен услышать звук, явно произнесенный обоими животными, и тем не менее это может быть совершенной правдой, ибо между двумя лошадьми и даже между двумя муравьями постоянно происходит обмен сообщениями в тонах, которые прекрасно слышит и произносит каждое животное или насекомое и которые могут быть доступны тренированному человеческому уху.
Когда вы поймете, что кроме семи полных тонов существует бесчисленное множество тонов меньших, которые могут звучать между любыми двумя полными тонами голоса, скрипки или иного инструмента, то сможете получить некоторое представление о той бесконечной вариации тонов, которые используются высокоразвитым человеком или животным для выражения более высоких или более низких идей и мыслей, а так же о той математической точности в долготе ударных, или размере, в выдерживании пауз между этими тонами, во время которых появляется возможность введения световых волн, сообщающих различные качества уже звучащим звуковым волнам.
У прирожденного музыканта чувство тонкого восприятия тесно связано с чувством слуха, поэтому он легко поймет, когда Я скажу, что вышеупомянутые звуки, издаваемые животными или насекомыми, передаются и воспринимаются скорее через чувство тонкого восприятия, нежели слуха. Иными словами, лошадь или муравей чувствуют вибрацию мысли, или силу, выражаемую посредством высоких, низких или промежуточных тонов, гораздо острее, нежели сами звуки и тона, хотя последние и производят определенное воздействие на их резонатор – барабанную перепонку уха.
Множество неестественных звуков, заставивших страдать среднее ухо человека в течение многих поколений, сделали эту барабанную перепонку у подавляющего большинства человеческой расы грубой и невосприимчивой. Если бы этого не случилось, нынешнее поколение сошло бы с ума намного раньше, чем достигло своей зрелости. Но в процессе приобретения этой естественной защиты люди одновременно понесли и неизмеримые потери, а именно способность слышать и понимать те звуки, которые содержат «открытый сезам» ко многим священным тайнам природы.
Если бы более утонченные звуки и тона природы достигали сознания через ухо, то во многих случаях это совершалось бы ценою величайшего нервного напряжения.
Если вы попытаетесь проникнуть в безмолвие при помощи одного только чувства слуха, то сможете заметить чисто физическое напряжение, особенно в мозгу. Это напряжение сводит к нулю все ваши усилия, направленные на постижение внутренних феноменов, так как оно вызывает ощущения, аналогичные боли, фиксируя тем самым ваше сознание на физическом плане. И все же если вы хотите вновь обрести утраченное чувство тонкого слуха, вам придется преодолеть эти ощущения; и если вы сможете быть терпеливыми по отношению к самому себе, вы этого добьетесь, настойчиво ослабляя это напряжение и, так сказать, спокойно, без всякого сознательного усилия прислушиваясь к тому, что обычный человек назвал бы «ничто». Но ни под каким видом и ни при каких обстоятельствах Я не советую вам продолжать эту практику, если вы чувствуете какое-либо напряжение, ибо это приведет к сумасшествию.
Правильное произнесение мантрама или Зова Ложи весьма важно. Даже одна фальшивая нота может привести в действие дисгармоничную или разрушительную силу вместо гармоничной и созидательной. Такая фальшивая нота может не только нейтрализовать действие остальных нот, но и вызвать силу, которая породит условия, совершенно противоположные изначальному желанию.
Не отнеситесь к этому указанию легкомысленно, если вы надеетесь стать настоящим оккультистом, ибо Я открываю вам еще одну великую тайну Природы; но ключом к этой тайне вы должны пользоваться сами, и пользоваться мудро.
МЕРА ИСТИНЫ
НАСТАВЛЕНИЕ 82
Впервые вызванная к жизни пробужденной душою и никогда затем не прекращающаяся жажда человеческого сердца ко всякого рода внешнему проявлению в человеческой форме, которое могло бы эту жажду удовлетворить, вот уже многие века делает человека жертвой лукавого умысла его ближних.
Неспособности человечества предыдущих веков осознать истину можно найти гораздо больше оправдания, чем для человечества века нынешнего. Именно поэтому столь горькое сожаление вызывает та безумная легкость, с которой беспринципные мужчины и женщины могут сегодня обманывать других – как в отношении своей истинной природы и возможностей, так и в отношении характера своих учений, касающихся строения человека и окружающей его среды.
Научные исследования, а также возрождение давно похороненных философских истин пролили свет на природу той материи, из которой физический человек черпает пищу для своего существования. Теперь уже легко доказуемо, что эта материя недолговечна, изменчива и непостоянна. Все, что есть в человеке истинного и неизменного, – это искра Божественности, и пока человек связан условиями материи, он будет оставаться в большей или меньшей степени рабом этих условий. Тем не менее он постоянно стремится к совершенству внутри несовершенного, и когда разочаровывается в одном направлении, то в своем безумном стремлении достичь немедленного удовлетворения тотчас устремляется в другом, так и не усвоив те основы, которые следовало бы извлечь из первого. Но человек никогда не получит никаких познаний ни в одном разделе науки о жизни, пока основательно не выучит своего первого урока. Он сберег бы для себя немало лет, потраченных впустую, он уберег бы других от тех огромных страданий, которые им причиняет, если, изучая природу и строение материи, сумел бы понять, что причина несовершенства, находимая им в ком-то другом (кого он сам воздвиг на пьедестал с целью подражания, а затем решительно сбросил оттуда), заключена не в этом мужчине или женщине, а в самой субстанции проводника, используемого той истинной сущностью, что пребывает в физическом теле, где душа (то есть истинный мужчина или женщина) находится в таком же заточении, как и его собственная душа в его теле. Он понял бы также, что до тех пор, пока материя физического плана остается на ее нынешнем уровне вибраций, проявление в этой материи совершенных мужчины или женщины будет невозможно. По мере повышения или понижения вибраций периодически должно изменяться не только индивидуальное тело, но и вся материя, в которой существуют все тела того же плана, прежде чем истинное «Я» освободится от всякого несовершенства. И так как это истинная правда, то можете ли вы обвинять вашего товарища и друга или испытывать недовольство по поводу того, что он не оправдал ваших ожиданий или не удовлетворил вашего желания, которое может